Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
сурсов путем индивидуального калькулирования, но для типового жилищного строительства, для повторяющихся комплексов монтажных и специальных работ есть смысл разработать нормативы многократного применения.
Наличие хорошо подготовленной базовой системы нормативов, отвечающей конкретным задачам управле ния в данной строительной организации, приводит к со кращению текущих информационных потоков и позволя ет более обоснованно принимать решения и выбирать ва рианты.
Наряду с нормативными комплексами в состав базо вой информации АСУС входят и справочные данные, ко торые можно объединять в общий нормативно-справоч ный блок.
По методике, предложенной НИИ автоматизирован ных систем управления Госстроя УССР, нормативно справочные данные формируются в несколько больших групп (массивов):
характеристики объектов строительства в целом и от дельных их частей (секции, этажи и т. д.);
характеристики структурных звеньев треста п строи тельных организаций — мощности, наличие ресурсов, по казатели производственной и хозяйственной деятель ности;
сведения о внешних организациях-заказчиках, постав щиках, субподрядчиках, проектных организациях и др.
Проектом АСУС Главкиевгорстроя предусмотрено создание массивов монтажных графиков, характеристик и состава типовых рейсокомплектов, данные о расстоя ниях перевозок и др.
Ответственным звеном аппарата треста за формиро вание, обновление и использование нормативно-справоч ного блока должен быть отдел подготовки производства.
Таким образом, входная информация нормативносправочного блока в процессе его функционирования складывается из государственных и ведомственных ак тов по установлению,- дополнению и изменению нормати вов и из виутритрестовской информации об изменении перечисленных выше справочных характеристик; на вы ходе нормативно-справочный блок связан со всеми бло ками АСУС, предоставляя им информацию для планиро вания, контроля, калькулирования, определения расхода ресурсов, выбора вариантов производственных и хозяй ственных решений и т. д.
6 8
3. Производственно-хозяйственные функции
Строительство принадлежит к числу отраслей мате риального производства, поскольку создает свою продук цию в вещественной форме.
Производственный процесс в его техническом содер жании заключается в том, что на основе заранее раз работанной модели (технический проект, рабочие черте жи, проект организации работ) производится целесооб разное изменение формы, расположения и состава предметов труда путем выполнения специфичного, при сущего только строительному производству комплекса операций монтажа, агрегирования, сборки, укладки, об работки и отделки с использованием для этой цели пе редвигающихся средств труда.
Вместе с тем и на уровне строительного предприятия наряду с чисто материальной стороной строительного производства проявляется его общественный характер, ибо оно ведется на основе принадлежащих государству средств производства, в плановом порядке, для удовлет ворения потребностей общества и на основе обществен ного разделения труда.
На уровне строительно-монтажного треста управле ние производством складывается из следующих элемен тов: во-первых, подготовка производства; во-вторых, ус тановление и регулирование последовательности, совме щения II продолжительности важнейших производствен ных процессов и операций; в-третьих, непрерывный кон троль за содержанием процесса производства, его соот ветствием проекту, плану, нормам и правилам; в-четвер тых, управление ресурсами, имея в виду определение их количества и качества, своевременное включение в про изводство, экономичное и эффективное использование, а также создание резервов, обеспечивающих устойчи вость и ритмичность производства.
Подготовка производства как функция управления все в большей мере выдвигается на первый план по ме ре углубления, специализации строительства, повыше ния его технического уровня. На этой стадии определя ются непосредственные технические задачи, решение ко торых необходимо и достаточно для достижения постав ленной технической цели, творчески разрабатываются способы исполнения этих задач.
При проектировании и внедрении АСУС центральной
69
задачей подготовки производства следует считать фор мирование альтернативных вариантов технического и организационного выполнения поставленных задач с по следующим выбором из них относительно лучшего ва рианта. Легко понять, насколько важна эта стадия. Ес ли исходные альтернативные варианты сформированы неудачно, то в дальнейшем самые лучшие методы срав нения II экономической оценки мало чем будут полезны.
При традиционных методах управления производст вом нередко ограничиваются проработкой одного нлп двух вариантов, которые формируют по аналогии со сложившейся практикой или интуитивно на основе опы та технического персонала. Такой путь возможен в про стейших случаях, но при строительстве сложных совре менных промышленных и транспортных объектов, узлов, градостроительных комплексов требуются более надеж ные и эффективные методы.
Основными средствами подготовки производства во обще и формирования вариантов строительного произ водства в особенности в условиях научного управления являются:
анализ технических проектов, рабочих чертежей, смет и проектов организации работ;
декомпозиция поставленных технических задач на отдельные процессы, работы п операции с определением количественных характеристик каждого из этих элемен тов; комбинирование этих работ н операций с учетом возможных способов их выполнения;
использование нормативов для определения ресурсов, требуемых для выполнения каждой операции или про цесса;
разработка сетевых графиков выполнения каждой задачи и сводного сетевого графика для структурных единиц более высокого уровня вплоть до треста в целом.
При формировании и выборе вариантов учитывается необходимость повышения технического уровня строи тельного производства и проведения единой техничес кой политики, установленной Госстроем СССР и мини стерством. Поэтому в блоках производственных функций в качестве базовой информации следует сформулиро вать основные направления научно-технического про гресса применительно к конкретным условиям работы треста.
7Q
Ведущее направление научно-технического прогрес са в строительстве — превращение строительного произ водства в комплексно-механизированный процесс сбор ки II монтажа зданий и сооружений из сборных конст рукций, узлов II агрегированных элементов, изготовлен ных в стационарных условиях.
На современном этапе важнейшим направлением развития строительной техники следует считать сниже ние веса конструкций, зданий и сооружений на основе широкого применения легких бетонов, полимерных ма териалов, облегченных металлических конструкций и эффективных изоляционных материалов. На основе сни жения веса комплексно решаются вопросы повышения
уровня сборностн, механизации |
строительных |
работ |
и улучшения качества строительной продукции. |
|
|
Техническая политика треста в |
значительной |
мере |
определяется решениями, принятыми и реализованными на более высоких уровнях управления. Трест исходит из утвержденных технических проектов, возможностей по лучения прогрессивных конструкций и эффективных ма териалов, наличного парка механизмов в тресте и у суб подрядчиков; трест руководствуется действующими го сударственными нормами и правилами производства работ, расхода ресурсов. И тем не менее техническое ру ководство достаточно свободно в выборе наиболее про грессивных и эффективных способов выполнения техни ческих задач.
Строительный трест (объединение) предъявляет оп ределенные требования к развитию производственной базы строительства в данном экономическом районе, а также планирует развитие своей собственной базы. При нимаются в расчет межрайонные централизованные по ставки с промышленных предприятий министерства, рас положенных в других районах. Многое для решения кон кретных производственных задач может дать творческая инициатива технической общественности.
В большинстве случаев анализ проектных решений позволяет найти более эффективные способы производ ства. Не исключается разработка рабочих чертежей си лами проектного бюро строительно-монтажного треста или по его прямому договору с проектной организацией.
После того как выполнена декомпозиция поставлен ных задач на отдельные работы и операции и их мор-
71
мативная оценка, производится синтез этих работ, опе раций II задач на основе системного подхода и оптими зации.
Такой сводный документ удобно представить в фор ме сетевого графика с последующей разработкой на его основе адресных заданий каждому участнику производ ственного процесса. Поскольку в сетевой график вклю чены, как правило, внешние субподрядчики, В. И. Ры бальский рекомендует на период строительства слож ных объектов формировать условно-замкнутые системы, охватывая ими все специализированные организации, участвующие в данной работе. Вопрос об администра тивных формах управления в этих случаях решается поразному. Зачастую специализированное министерство, в ведении которого находятся основные субподрядчики, назначает одну организацию головным субподрядчиком. Такая форма имеет свои преимущества, особенно ког да ввод в действие строящегося объекта включен в го сударственный план не только генерального подрядчи ка, но и субподрядчика. В условиях хозяйственной ре формы надо стремиться к строгому выполнению свод ного сетевого плана на основе применения экономичес ких стимулов и санкций, не исключая, однако, мер ад министративного контроля и воздействия.
Следует иметь в виду, что в прошлом в процессе уп равления нередко возникали трудно разрешимые кон фликтные ситуации. К числу их относились — включе ние в план производства объектов, не обеспеченных про ектной и сметной документацией, изменения планов про изводства, несбалансированность в плане между зада чами и ресурсами, реально направляемыми на их вы полнение, некомплектное снабжение и некомпенсирован ные резервами перебои в поставке грузов, администра тивное вмешательство в производственную деятельность треста и его структурных звеньев. Такого рода наруше ния правил научного управления порой приводили к за тягиванию строительства, распылению ресурсов и в ре зультате не позволяли полностью реализовать высокий потенциал эффективности социалистического способа производства.
Новая система планирования и экономического сти мулирования и системы научного управления в строи тельстве (АСУС) как раз и направлены на устранение этих недостатков.
72
Вместе с тем научное управление требует, чтобы и руководители строительных организаций устанавлива ли и поддерживали твердую производственную дисцип лину в каждом структурном звене и по тресту в целом, полностью реализовали права строительного предприя тия, предоставленные союзным законодательством, ак тивно способствовали выполнению постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам хозяйст венной реформы. Сбалансированность, стабильность плана, строжайшее соблюдение методов хозяйствования, установленных решениями партии и правительства, рас сматриваются в условиях АСУС как обязательная пред посылка научного управления.
Поскольку блок управления производством представ ляет собой техническое ядро всей системы управления трестом, главная цель этого блока совпадает с целью системы — вводом в действие при максимальной расчет ной прибыли.
Плановые задания по производству адресованы, как правило, нескольким структурным звеньям треста и пре дусматривают участие внешних организаций.
В качестве основных планово-производственных до кументов рекомендуются: сводные сетевые графики по каждому СМУ, ответственному за конечную строитель ную продукцию; сводные сетевые графики по крупным объектам, если в них участвуют несколько СМУ; сете вые графики по отдельным объектам или по группам (комплексам) территориально близких объектов; типо вая технология строительства однородных объектов или выполнения однородных комплексов работ — общестрои тельных, монтажных, специальных.
Эти документы, оптимизированные по принятым кри териям, служат основой, с одной стороны, для разра ботки планов снабжения, по труду и механизации, для заключения договоров с субподрядчиками, а с дру
гой— для контроля за |
ходом строительного |
процесса. |
|
По вопросам составления, укрупнения |
и |
оптимиза |
|
ции сетевых графиков |
и применения их |
для |
решения |
конкретных задач имеется обширная литература, кото рую можно использовать при проектировании и выпол нении производственных функций управления.
Материально-техническое снабжение и комплекта ция в строительстве — одна из важнейших функций уп равления. В условиях ресурсного дефицита, что харак-
6—283 |
73 |
|
Терно для многих строительных организаций, Эта функция лежит как бы на критическом пути в общей системе управления.
Материально-техническое снабжение и комплекта ция складываются из следующих основных операций:
планирование потребности в материальных ресурсах по структурным звеньям треста и в календарном разре зе; для выполнения этой операции необходимы нормати вы, которые частично могут быть получены от систем более высокого уровня и в значительной части разраба тываются в тресте;
планирование запасов и текущее регулирование их наличия;
установление и поддержание связей с поставщика ми (реализация фондов);
комплектование материалов и изделий применитель но к принятой технологии и организации строительно монтажных работ;
организация транспорта и доставка материалов и конструкций на строительные площадки;
участие в разработке мероприятий по сокращению потерь материалов и контроль за их экономичным рас ходованием.
Большинство этих операций, строго говоря, относит ся не к отрасли «строительство», а к отрасли «снабже ние», однако они обычно выполнялись конторами снаб жения строительных трестов и СМУ, а в последнее вре мя переходят в сферу деятельности комбинированных
строительно-снабженческих |
предприятий — управлений |
производственно-технологической комплектации. |
|
4. Социологические стороны |
|
управления строительным |
предприятием. |
Неформализуемые функции
Социологические функции — наиболее сложная и ма ло изученная часть систем управления на уровне стро ительного предприятия. Между тем от правильной орга низации их выполнения зависят оптимальные производ ственные и экономические результаты, а также мораль но-политическое состояние коллектива. Здесь, на пред приятии, в значительной мере решается задача создания «... более благоприятных условий для труда и отдыха,
74
для всестороннего развития способностей и творческой активности советских людей» *.
Отсюда вытекает главная дель всего комплекса со циологических функций — отразить в масштабе предпри ятия программу социально-экономического развития, выдвинутую XXIV съездом КПСС, и способствовать ее реализации в процессе управления.
К числу важнейших социологических функций отно сится организованное вовлечение трудящихся в управ ление производством. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый член коллектива «чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны»12.
В строительном предприятии имеются широкие воз можности участия трудящихся в планировании и управ
лении— обсуждение |
планов, предложения по |
выявле |
|
нию |
и реализации резервов, созданию и внедрению но |
||
вой |
техники, новым |
формам экономической |
работы. |
Трудящиеся участвуют в выборных общественных орга нах, группах народного контроля; в подразделениях тре ста проводятся производственные совещания, собрания, на которых широко обсуждаются технические, экономи ческие и культурно-бытовые вопросы.
Но участие трудящихся в управлении не ограничи вается рамками треста. Экономическая политика пар тии и Советского государства, как отмечено в материа лах XXIV съезда КПСС, вырабатывается в выборных органах при широком участии масс в обсуждении круп нейших планов и решений.
Таким образом, участие трудящихся в управлении — важнейший рычаг повышения эффективности, а вместе с тем — форма самовыражения членов коллектива как субъектов социалистического управления, форма прояв ления патриотизма и база устойчивого морально-полити ческого и психологического состояния коллектива.
Одна из важнейших |
функций |
управления — органи |
|
зация |
социалистического |
соревнования и руководство |
|
им в |
различных гибких |
формах |
как между звеньями |
треста, так и с другими предприятиями, поддержка пат риотических починов, участие во всесоюзных коммуни стических субботниках.
В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улуч шении организации социалистического соревнования»
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 198. 2 В. И. Л е и и и. Соч., т. 36, стр. 369.
6* |
75 |