Файл: Вайнштейн Б.С. Применение автоматизированных систем управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.07.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
информации для повышения ее эффективности и содер жательности, увеличения скорости, улучшения исполь зования, сокращения затрат.
Современная теория управления, будучи обществен ной наукой, в своих конкретных исследованиях и при ложениях все в большей мере опирается на математико логический аппарат, приобретая черты точной науки и становясь рычагом повышения эффективности общест венного производства.
Одним из действенных средств описания, анализа и оптимизации экономических процессов являются эко номико-математические модели. В разговорном языке моделью называют вещественное изображение предмета с применением условных приемов или обозначении. В этом смысле и технический проект строящегося объ екта можно считать моделью, в которой применяются
условные обозначения — планы, |
разрезы, масштаб |
ндр. |
В физике понятие «модель» |
расширено, здесь |
для |
описания явлений и процессов применяются абстракт ные модели, записанные па языке математических и ло-
гических символов, например d~S = а — модель равно
мерно-переменного движения точки. Эта формула моде лирует изменения скорости и пройденного пути движу щейся точки в любой момент времени, а вместе с началь ными условиями (So, Оо) она содержит информацию о положении и скорости точки.
Модель должна быть адекватна моделируемому про цессу с точностью до несущественного. Задача конкрет ного анализа — определить, что существенно и что несу щественно для анализируемого объекта или процесса и насколько приемлема данная модель для решения по ставленной исследовательской задачи.
Как известно, традиционные разделы математики — исчисление бесконечно малых, теория функций, вектор ное исчисление и др. — формировались в значительной мере под влиянием запросов физики для описания, ана лиза и выявления закономерностей физико-технических процессов.
Однако модели классической математики оказались недостаточными для исследования экономико-социоло гических процессов массового общественного производ
ства.
В отличие от физики, которая оперирует категория-
40
ми пространства, материи и времени, в экономике объ ектами измерения являются принципиально иные кате гории: затраты — результаты — время. Возникают об ширные классы оптимизационных экономических задач, которые не имеют аналогии в физике н поэтому почти не рассматриваются в классической математике. В эко номико-математических моделях необходимо отразить, во-первых, ограничения по времени и ресурсам; во-вто рых, объективные противоречия, присущие процессам общественного производства, и, как следствие, возник новение конфликтных ситуаций; в-третьих, вероятност ный характер экономических процессов, связанный с участием в них людей и невозможностью предвидеть по ведение каждого отдельного человека; в-четвертых, не определенность, вызванную влиянием изменчивых при родных факторов и не всегда достоверными прогнозами развития науки и техники; в-пятых, критерии, приме няемые для выбора оптимальных вариантов, а иногда
имногокритериальный характер процессов.
Вэтой связи возникает необходимость найти адек ватные формы оценки различных результатов и вероят
ностей их достижения, соизмерять различные результа ты между собой и с затратами, учитывая и фактор времени. В экономических задачах зачастую требуется сравнить между собой огромное количество альтерна тивных вариантов, чтобы выбрать оптимальный или про сто хороший вариант, который подлежит реализации. Под влиянием этих требований в последнее время быстро раз виваются новые разделы и отрасли математики, предна значенные преимущественно или специально для реше ния экономических задач. Вместе с традиционными раз делами они и формируют математико-логический аппа рат, используемый для описания, анализа и оптимизации процессов общественного производства.
При создании АСУС требуется сформировать мате матические или логические модели типовых задач, ко торые могут встретиться в процессе управления конк ретным предприятием, и привести алгоритмы их реше ния. В ряде случаев целесообразно составить машинные программы, позволяющие быстро формировать вариан
ты возможных решений |
по мере возникновения задач |
в процессе управления |
производством. Целесообразно |
также использовать типовые алгоритмы и программы, на копленные в библиотеках научных и проектных орга низаций.
41
Собрание алгоритмов и программ обычно и называ ют математическим обеспечением АСУС. Однако такая трактовка применения экономико-математических моде лей далеко не исчерпывает их мощность, эффективность и познавательную ценность. В процессе функциониро вания системы управления наряду с типовыми возника ют индивидуальные экономические задачи, присущие данной конкретной Системе в сложившихся условиях производства. Поэтому в блок математического обеспе чения АСУС кроме собрания алгоритмов и программ полезно включать указания о математическом аппара те, который применим для экономического моделирова ния на уровне строительного предприятия, и указывать, какие конкретные задачи можно решать на этой основе.
Для формирования моделей и выбора оптимальных решений в процессе управления строительным производ ством возможно использовать такие разделы математи ки, как линейное программирование, теория массового обслуживания (включая теорию запасов и теорию оче редей), математическая теория оптимального управле
ния, статистическое моделирование, |
теория |
графов, ма |
тематическая статистика (включая |
корреляционные ме |
|
тоды). В дальнейшем, быть может, |
найдет |
применение |
теория математических игр. В качестве базы экономи ко-математического аппарата выступают фундаменталь ные разделы математики — дифференциальное и инте гральное исчисление, алгебра, теория множеств, теория вероятностей и векторное исчисление.
Рассмотрим некоторые |
из перечисленных разделов |
|
математики, имея в виду |
возможность их |
применения |
для описательных и оптимизационных моделей. |
||
Линейное программирование-— раздел |
математики, |
специально разработанный для решения экономических экстремальных задач иа распределение и использование ресурсов в условиях их ограниченного наличия.
Честь открытия этой новой научной дисциплины при надлежит советскому ученому Л. В. Канторовичу. Мно гое сделано в этом направлении американскими учены ми, особенно Дж. Данцигом, предложившим универ сальный симплекс-метод.
Основные типологические задачи линейного програм мирования, как их формулирует акад. Л. В. Канторо вич, таковы:
1. Правильный выбор способа изготовления данной продукции или выполнения данной работы.
42
2. Распределение программы, а также наличных и подлежащих производству ресурсов между отдельпыными предприятиями, работами и т. д.
Модели обеих этих задач близки между собой по форме и методам оптимизации. При решении такого рода задач требуется обеспечить заданный выпуск ко нечной продукции, сбалансированность производства, поставки и потребления ресурсов и минимальное зна чение показателя, принятого для оценки затрат (крите
рия).
На основе моделей и методов линейного программи рования в сфере строительного производства можно ре шать, например, такие оптимизационные задачи:
Схема перевозок однородных или взаимозаменяемых строительных материалов, когда имеется много различ ных поставщиков и потребителей.
Распределение средств механизации из числа тех, которыми практически можно воспользоваться для вы
полнения различных запланированных |
комплексов стро- ' |
ительных или монтажных работ. |
|
Размещение ассортиментных заказов на сборный же |
|
лезобетон на различных предприятиях |
и полигонах для |
многих потребителей с учетом затрат |
на производство |
и транспортных расходов. |
|
Схема развития и размещения комплекса строитель ных организаций, предприятий и хозяйств с учетом рай онов, пунктов и объемов потребности в конечной про дукции.
Математический аппарат, применяемый для решения подобного рода задач, относительно прост. Так, модель типологической транспортной задачи содержит в каче стве базовой информации перечень поставщиков с ука занием возможного объема поставок каждым из них, пе речень потребителей с указанием планируемого объема потребления, стоимость перевозок и другие транспорт ные расходы по доставке единицы груза от каждого по ставщика до каждого потребителя.
При этом предполагается, что транспортная схема сбалансирована: ресурсы не меньше потребности и объем перевозок не больше мощности средств транспор та.
Задача заключается в том, чтобы найти маршруты поставок, при которых общие транспортные расходы сводятся к минимуму. Количество возможных вариан-
43
тов плана |
перевозок велико, прямой перебор |
их |
при |
|
сколько-нибудь значительном числе |
поставщиков и |
по |
||
требителей |
практически невозможен. |
Поэтому |
для |
оп |
тимизации применяют итерационный процесс (последо вательные приближения). Сначала составляют план пе ревозок, допустимый по условиям задачи, традицион ным способом, не используя специальный математичес кий аппарат. Затем на основе признаков, разработан ных теорией линейного программирования, определяют, возможно ли улучшить этот план, т. е., сохраняя фиксированые размеры поставок, изменить маршруты и сни зить общую сумму транспортных расходов. Если да,то соответственно улучшают план и снова проверяют его по тому же признаку.
Через конечное число операций появляется признак, указывающий, что дальнейшее улучшение схемы пере возок невозможно. Полученный план можно считать оп тимальным по принятому критерию.
Симплекс-метод дает обобщенный способ решения такого рода задач на основе алгебраических приемов. Условия задачи моделируют системой линейных уравне ний, в которой число уравнений намного меньше числа неизвестных. Неопределенность погашается условием минимизации функции цели, которая моделирует при нятый экономический локальный критерий. Алгоритмы линейного программирования в общем не очень слож ны, но объем вычислительной работы обычно велик, в силу чего при решении задач приходится применять электронно-вычислительную технику.
Теория математических игр — относительно новая дисциплина, которая обосновывает правила экономичес кого поведения в условиях неопределенности (при не полной информации) и в конфликтных ситуациях. Фун даментальная работа Дж. фон Неймана н О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение», будучи ценной по научному содержанию, рассматривает прак тические задачи, чуждые нашей экономике. Они относят ся главным образом к области коммерческих отношений в капиталистическом мире. Однако теоретические осно вы теории игр и модели, которые можно формировать на их основе, находят более широкое применение, по скольку элементы неопределенности появляются в про изводстве в зависимости от природно-климатических ус ловий, от темпов развития науки и техники, от внешне-
44