Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Премирование работников проектных и изыскатель­ ских организаций за счет средств, поступающих в фонд материального поощрения за снижение сметной стоимо­ сти строительства, за снижение себестоимости продук­ ции (услуг), за участие в сокращении сроков освоения проектной мощности и 50% средств за отличное каче­ ство проектно-сметной документации проводится по Временному положению о премировании за счет фонда материального поощрения, а за счет средств поступле­ ния на оказание помощи пусковым стройкам и из цент­ рализованного фонда — по действующим положениям о премировании.

б) Из

фонда социально-культурных

мероприятий и

жилищного

строительства средства расходуются:

на строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов, клубов п других объектов;

на улучшение культурно-бытового и медицинского обслуживания работников, на физкультмероприятия и другие нужды.

в) Из фонда развития организации средства расхо­ дуются на финансирование капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации производства проектных и изыскательских работ, по со­ вершенствованию производства и труда и других капи­ тальных вложений, направляемых на обеспечение роста производительности труда, сокращение продолжитель­ ности проектирования и изысканий, снижение себестои­ мости и улучшение качества проектно-сметной докумен­ тации, а также погашение ссуд банков, полученных на затраты по внедрению новой техники, и другие мероприя­ тия по техническому совершенствованию производства.

Временными методическими указаниями, наряду с расширением прав и новых форм экономического сти­ мулирования проектных и изыскательских организаций, предусмотрены санкции за невыполнение или недовы­ полнение планов, за несвоевременное некачественное'и некомплексное выполнение проектно-сметной докумен­ тации, за перерасход фонда в заработной плате и дру­ гих статей сметы, приводящих к снижению рентабельно­ сти или убыточности организации и др.

Особый раздел временных методических указаний по­ священ порядку кредитования, в новых условиях проект­ ных (изыскательских организаций).


Г л а в а НІ

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРОЕКТНЫХ

ИИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ВНОВЫХ УСЛОВИЯХ

Ввиде опыта со I I квартала 1971 г. на новую систему планирования и экономического . стимулирования пере­ ведены 18 проектных институтов с 31 филиалом, в ко­ торых работает 25 тыс. проектировщиков. Объем про­ ектных работ, выполняемых собственными силами этих институтов по объектам и этапам работ, сдаваемым за­ казчикам в 1971 г., составляет сумму около 60 млн. руб.

Семь проектных институтов из 18, переведенных на новую систему, приняли дополнительные обязательства по объему сдаваемых заказчикам готовых проектов или этапов работ в 1971 г. по стоимости проектных работ на 775 тыс. руб.

Эти дополнительные обязательства, как правило, принимались только по важнейшим народнохозяйствен­ ным объектам, без дополнительного выделения им фон­ дов заработной платы.

Кроме того, проектные (изыскательские) организа­ ции, переведенные в виде опыта на новую систему пла­ нирования и экономического стимулирования, приняли на себя обязательства увеличить свой премиальный фонд за счет сдачи заказчикам проектов отличного каче­ ства, за снижение сметной стоимости строительства, за снижение себестоимости продукции (услуг), за досроч­ ный ввод объектов в эксплуатацию и другие на сумму 677 тыс. руб.

Объем проектно-изыскательских работ, выполняемый в новых условиях планирования как собственными сила­ ми, так и по генподряду, по объектам или этапам работ, подлежащим сдаче заказчикам, составляет до 80% об­ щего объема работ. Объем незавершенных работ в та­ ких организациях составляет несколько более 20%. Здесь валовая продукция больше товарной. В организа­ циях же, которые в 1970 г. осуществляли расчеты с за­

казчиками

за выполненные

работы в целом за

объект

или этапы работ, при. переходе на

новую систему

плани­

рования

в

1971 г. предусмотрели,

как правило,

почти

равные

общий валовой

объем

проектно-изыскатель­

ских работ,

выполняемый как по генподряду, так и соб-


ственнымн силами с соответствующим объемом про­ ектно-изыскательских работ, выполняемых по объектам или этапам работ, подлежащим сдаче заказчикам. Здесь так же, как в промышленности, «валовая продукция» рав­ на или почти равна товарной продукции. Однако это положение можно считать закономерным не для всех организаций. Отклонения безусловно будут у тех орга­ низаций, которые ведут-проектирование крупных объек­ тов со сроками проектирования, как правило, больше года. В целом по переведенным на новую систему в 1971 г. проектным и изыскательским организациям объем «товарной продукции» составил 87,1% от объема «вало­ вой продукции».

Переведенные на новые условия работы проектные и изыскательские организации приняли на себя дополни­ тельные обязательства по прибыли на I I , I I I и IV квар­ талы 1971 г. в сумме 2084 тыс. руб., что составляет более 26% к утвержденному плану до перехода указанных ор­ ганизаций на новые условия.

Из указанной дополнительной прибыли ими направ­ ляется в фонды: материального поощрения — 1304 тыс. руб., или 62,6%, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства — 357 тыс. руб., или 17,1%, и в фонды развития организации—282 тыс. руб., или 13,6%.

Всего за счет плановой и дополнительной прибыли, а также за счет средств заказчиков, получаемых за каче­ ственные показатели и услуги, переведенные на новые условия проектные и изыскательские организации при­ няли обязательства образовать фонды материального поощрения в сумме 3908 тыс. руб., или 14% к фонду за­ работной платы, в том числе за счет отчислений от при­ были 3231 тыс. руб., или 11,6% к фонду заработной пла­ ты" (это в пределах нормы, установленной Междуведом­ ственной комиссией); фонды социально-культурных ме­ роприятий и жилищного строительства за счет прибыли в сумме 382 тыс. руб. и фонды развития организации в сумме 655 тыс. руб., в том числе: за счет отчислений от прибыли—301 тыс. руб., амортизационных отчислений— 269 и поступлений от других источников — 85 тыс. руб.

Распределение дополнительной прибыли у различ­ ных институтов проведено по-разному. Так, в фонды ма­ териального поощрения направили Белгнпропищепром 76,7%, Гипроводхоз — 76,4%, а Желдорпроект Москов­ ской железной дороги и Желдорпроект Сибири п Даль-

него Востока — менее 50%. В фонды социально-культур­ ных мероприятий и жилищного строительства в среднем ло 18 институтам направляется 17,1% дополнительной прибыли, в то же время ГПИ-3 направил в этот фонд только 4,3%, Волгогипроводхоз—5,1, а Гипроавтотранс— 32%, Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока напра­ вил в указанный фонд более 30%.

В фонд развития организации дополнительной при­ были направили Белгипропищепром — 10%, Челябгражданпроект — 18% и Средволгоприроводхоз—17,4% при среднем по 18 институтам — 13,6%. Такие колебания вряд ли оправданы.

В среднем от дополнительной прибыли надлежит на­ правлять в фонд социально-кул*ьтурных мероприятий и жилищного строительства до 20% и в фонд развития организации не менее 15%, в фонд материального поощ­ рения от 60 до 65%. Продолжение опыта, конечно, уточ­ нит эти соотношения.

По 18 институтам, переведенным на новые условия, распределение фонда материального поощрения, образо­ ванного за счет прибыли, произведено так: на текущее премирование направлено 2225 тыс. руб., или 68,9%, на вознаграждение по итогам года 896 тыс. руб. — 27,7%

1(от 5 до 10 дней) и па оказание материальной помощи ПО тыс. руб. — 3,4%.

Средства, намечаемые к получению от заказчиков в 1971 г. в сумме 677 тыс. руб. за качественные показатели и услуги по 18 институтам, переведенным на новую си­ стему планирования, направляются в основном на теку­ щее премирование.

В целом фонды экономического стимулирования по переведенным на новую систему планирования и эконо­ мического стимулирования проектных и изыскательских организаций вырастут в 1971 г. более чем на 30% про­ тив 1970 г. (в пересчете на равный объем работ).

Однако подготовка к проведению опыта в свою оче­ редь потребовала перестройки работы проектных и изы­ скательских организаций в части повышения качества работ и снижения себестоимости проектирования и изы­ сканий. Институты, которые хорошо провели подготови­ тельные работы, в том числе Мосэнергопроект, Белги­ пропищепром и другие перевыполнили принятые обяза­ тельства.



Нормативы отчислений от прибыли в фонды эконо­ мического стимулирования по институтам, переведенным на новую систему, как для года перехода, так и для по­ следующих лет, имеют также значительные колебания.

Наибольшие нормативы отчислений от прибыли в фонд материального поощрения утверждены:

 

Для года

Для

 

перехода

последующих

 

 

лет

Челябгражданпроекту

53,9%

46,7%

}Келдорп,роекту Московской ж. д.

46,5%

43,8%

Ґипродревпрому

46%

39,5%

и наименьшие нормативы утверждены:

Таджикпипрост.рою

27,4%

28,1%

Новочеркасскому птроэнергопрому

24,6%

27%

В фонд социально-культурных мероприятий и жи­ лищного строительства наибольшиенормативы утвер­ ждены желдорпроектам:

Сибири и Дальнего Востока

13,1%

11,4%

Московской ж. д.

13,7%

13,1%

и наименьшие нормативы утверждены:

Волгогппроводхоз

1,15%'

1,15%

ГПИ-З

1,1 %1

1,1%

На научно-практической конференции в Ленинграде* выступающие обратили внимание на тот факт, что раз­ мер отчислений в фонд социально-культурных мероприя­ тий и жилищного строительства по всем переведенным на новую систему институтам является явно недостаточ­ ным и, главное, он меньше размера отчислений, которые могли бы быть получены ими при старой системе пла­ нирования.

Значительные колебания в нормативах отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования наблюдаются и в других институтах как для года пере­ хода, так и для последующих лет. Нормативы же амор­ тизационных отчислений практически стабильны.

Проводимый в 1971 г. и в последующие годы опыт, очевидно, позволит найти закономерности этих колеба­ ний.

* Конференция проведена по инициативе Смольнимского .райкома КПСС, Госплана СССР и НИИЭС Госстрояц .СССР.