Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Премирование работников проектных и изыскатель ских организаций за счет средств, поступающих в фонд материального поощрения за снижение сметной стоимо сти строительства, за снижение себестоимости продук ции (услуг), за участие в сокращении сроков освоения проектной мощности и 50% средств за отличное каче ство проектно-сметной документации проводится по Временному положению о премировании за счет фонда материального поощрения, а за счет средств поступле ния на оказание помощи пусковым стройкам и из цент рализованного фонда — по действующим положениям о премировании.
б) Из |
фонда социально-культурных |
мероприятий и |
жилищного |
строительства средства расходуются: |
на строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов, клубов п других объектов;
на улучшение культурно-бытового и медицинского обслуживания работников, на физкультмероприятия и другие нужды.
в) Из фонда развития организации средства расхо дуются на финансирование капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации производства проектных и изыскательских работ, по со вершенствованию производства и труда и других капи тальных вложений, направляемых на обеспечение роста производительности труда, сокращение продолжитель ности проектирования и изысканий, снижение себестои мости и улучшение качества проектно-сметной докумен тации, а также погашение ссуд банков, полученных на затраты по внедрению новой техники, и другие мероприя тия по техническому совершенствованию производства.
Временными методическими указаниями, наряду с расширением прав и новых форм экономического сти мулирования проектных и изыскательских организаций, предусмотрены санкции за невыполнение или недовы полнение планов, за несвоевременное некачественное'и некомплексное выполнение проектно-сметной докумен тации, за перерасход фонда в заработной плате и дру гих статей сметы, приводящих к снижению рентабельно сти или убыточности организации и др.
Особый раздел временных методических указаний по священ порядку кредитования, в новых условиях проект ных (изыскательских организаций).
Г л а в а НІ
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРОЕКТНЫХ
ИИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВНОВЫХ УСЛОВИЯХ
Ввиде опыта со I I квартала 1971 г. на новую систему планирования и экономического . стимулирования пере ведены 18 проектных институтов с 31 филиалом, в ко торых работает 25 тыс. проектировщиков. Объем про ектных работ, выполняемых собственными силами этих институтов по объектам и этапам работ, сдаваемым за казчикам в 1971 г., составляет сумму около 60 млн. руб.
Семь проектных институтов из 18, переведенных на новую систему, приняли дополнительные обязательства по объему сдаваемых заказчикам готовых проектов или этапов работ в 1971 г. по стоимости проектных работ на 775 тыс. руб.
Эти дополнительные обязательства, как правило, принимались только по важнейшим народнохозяйствен ным объектам, без дополнительного выделения им фон дов заработной платы.
Кроме того, проектные (изыскательские) организа ции, переведенные в виде опыта на новую систему пла нирования и экономического стимулирования, приняли на себя обязательства увеличить свой премиальный фонд за счет сдачи заказчикам проектов отличного каче ства, за снижение сметной стоимости строительства, за снижение себестоимости продукции (услуг), за досроч ный ввод объектов в эксплуатацию и другие на сумму 677 тыс. руб.
Объем проектно-изыскательских работ, выполняемый в новых условиях планирования как собственными сила ми, так и по генподряду, по объектам или этапам работ, подлежащим сдаче заказчикам, составляет до 80% об щего объема работ. Объем незавершенных работ в та ких организациях составляет несколько более 20%. Здесь валовая продукция больше товарной. В организа циях же, которые в 1970 г. осуществляли расчеты с за
казчиками |
за выполненные |
работы в целом за |
объект |
||
или этапы работ, при. переходе на |
новую систему |
плани |
|||
рования |
в |
1971 г. предусмотрели, |
как правило, |
почти |
|
равные |
— |
общий валовой |
объем |
проектно-изыскатель |
|
ских работ, |
выполняемый как по генподряду, так и соб- |
ственнымн силами с соответствующим объемом про ектно-изыскательских работ, выполняемых по объектам или этапам работ, подлежащим сдаче заказчикам. Здесь так же, как в промышленности, «валовая продукция» рав на или почти равна товарной продукции. Однако это положение можно считать закономерным не для всех организаций. Отклонения безусловно будут у тех орга низаций, которые ведут-проектирование крупных объек тов со сроками проектирования, как правило, больше года. В целом по переведенным на новую систему в 1971 г. проектным и изыскательским организациям объем «товарной продукции» составил 87,1% от объема «вало вой продукции».
Переведенные на новые условия работы проектные и изыскательские организации приняли на себя дополни тельные обязательства по прибыли на I I , I I I и IV квар талы 1971 г. в сумме 2084 тыс. руб., что составляет более 26% к утвержденному плану до перехода указанных ор ганизаций на новые условия.
Из указанной дополнительной прибыли ими направ ляется в фонды: материального поощрения — 1304 тыс. руб., или 62,6%, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства — 357 тыс. руб., или 17,1%, и в фонды развития организации—282 тыс. руб., или 13,6%.
Всего за счет плановой и дополнительной прибыли, а также за счет средств заказчиков, получаемых за каче ственные показатели и услуги, переведенные на новые условия проектные и изыскательские организации при няли обязательства образовать фонды материального поощрения в сумме 3908 тыс. руб., или 14% к фонду за работной платы, в том числе за счет отчислений от при были 3231 тыс. руб., или 11,6% к фонду заработной пла ты" (это в пределах нормы, установленной Междуведом ственной комиссией); фонды социально-культурных ме роприятий и жилищного строительства за счет прибыли в сумме 382 тыс. руб. и фонды развития организации в сумме 655 тыс. руб., в том числе: за счет отчислений от прибыли—301 тыс. руб., амортизационных отчислений— 269 и поступлений от других источников — 85 тыс. руб.
Распределение дополнительной прибыли у различ ных институтов проведено по-разному. Так, в фонды ма териального поощрения направили Белгнпропищепром 76,7%, Гипроводхоз — 76,4%, а Желдорпроект Москов ской железной дороги и Желдорпроект Сибири п Даль-
него Востока — менее 50%. В фонды социально-культур ных мероприятий и жилищного строительства в среднем ло 18 институтам направляется 17,1% дополнительной прибыли, в то же время ГПИ-3 направил в этот фонд только 4,3%, Волгогипроводхоз—5,1, а Гипроавтотранс— 32%, Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока напра вил в указанный фонд более 30%.
В фонд развития организации дополнительной при были направили Белгипропищепром — 10%, Челябгражданпроект — 18% и Средволгоприроводхоз—17,4% при среднем по 18 институтам — 13,6%. Такие колебания вряд ли оправданы.
В среднем от дополнительной прибыли надлежит на правлять в фонд социально-кул*ьтурных мероприятий и жилищного строительства до 20% и в фонд развития организации не менее 15%, в фонд материального поощ рения от 60 до 65%. Продолжение опыта, конечно, уточ нит эти соотношения.
По 18 институтам, переведенным на новые условия, распределение фонда материального поощрения, образо ванного за счет прибыли, произведено так: на текущее премирование направлено 2225 тыс. руб., или 68,9%, на вознаграждение по итогам года 896 тыс. руб. — 27,7%
1(от 5 до 10 дней) и па оказание материальной помощи ПО тыс. руб. — 3,4%.
Средства, намечаемые к получению от заказчиков в 1971 г. в сумме 677 тыс. руб. за качественные показатели и услуги по 18 институтам, переведенным на новую си стему планирования, направляются в основном на теку щее премирование.
В целом фонды экономического стимулирования по переведенным на новую систему планирования и эконо мического стимулирования проектных и изыскательских организаций вырастут в 1971 г. более чем на 30% про тив 1970 г. (в пересчете на равный объем работ).
Однако подготовка к проведению опыта в свою оче редь потребовала перестройки работы проектных и изы скательских организаций в части повышения качества работ и снижения себестоимости проектирования и изы сканий. Институты, которые хорошо провели подготови тельные работы, в том числе Мосэнергопроект, Белги пропищепром и другие перевыполнили принятые обяза тельства.
Нормативы отчислений от прибыли в фонды эконо мического стимулирования по институтам, переведенным на новую систему, как для года перехода, так и для по следующих лет, имеют также значительные колебания.
Наибольшие нормативы отчислений от прибыли в фонд материального поощрения утверждены:
|
Для года |
Для |
|
перехода |
последующих |
|
|
лет |
Челябгражданпроекту |
53,9% |
46,7% |
}Келдорп,роекту Московской ж. д. |
46,5% |
43,8% |
Ґипродревпрому |
46% |
39,5% |
и наименьшие нормативы утверждены:
Таджикпипрост.рою |
27,4% |
28,1% |
Новочеркасскому птроэнергопрому |
24,6% |
27% |
В фонд социально-культурных мероприятий и жи лищного строительства наибольшиенормативы утвер ждены желдорпроектам:
Сибири и Дальнего Востока |
13,1% |
11,4% |
Московской ж. д. |
13,7% |
13,1% |
и наименьшие нормативы утверждены:
Волгогппроводхоз |
1,15%' |
1,15% |
ГПИ-З |
1,1 %1 |
1,1% |
На научно-практической конференции в Ленинграде* выступающие обратили внимание на тот факт, что раз мер отчислений в фонд социально-культурных мероприя тий и жилищного строительства по всем переведенным на новую систему институтам является явно недостаточ ным и, главное, он меньше размера отчислений, которые могли бы быть получены ими при старой системе пла нирования.
Значительные колебания в нормативах отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования наблюдаются и в других институтах как для года пере хода, так и для последующих лет. Нормативы же амор тизационных отчислений практически стабильны.
Проводимый в 1971 г. и в последующие годы опыт, очевидно, позволит найти закономерности этих колеба ний.
* Конференция проведена по инициативе Смольнимского .райкома КПСС, Госплана СССР и НИИЭС Госстрояц .СССР.