Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'Ъолее низким качеством до уровня - с большей мощ­ ностью или более высоким качеством. Иногда сопоста­ вимость может быть обеспечена отнесением названных выше показателей к некоторой единице измерения — •единице мощности или пропускной способности, единице

полезной площади или объема и т. п.

 

Таким образом,

сравниваемые варианты

приводят­

ся в сопоставимый

вид по всем признакам,

кроме тех,

экономическая целесообразность которых и служит предметом оценки.

Специального рассмотрения заслуживает вопрос со­ поставимости вариантов по времени затрат и получения

.результата.

Сравниваемые варианты, как правило, различаются продолжительностью строительства, а также распреде­ лением капитальных вложений по периодам строитель­ ства. Иногда появляется необходимость оценки вариан­ тов, различающихся возможностью строительства оче­ редями без ущерба для запланированного функциони­ рования будущих основных фондов. Во всех таких слу­ чаях величина приведенных затрат или результатов, 'связанных с осуществлением оцениваемого проекта, должна быть изменена на величину дополнительного эффекта, вызванного влиянием, как принято говорить, фактора времени.

3. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОМ

ПРОИЗВОДСТВЕ

Экономическая реформа в проектном производстве, как и в других областях народного хозяйства, повышает роль прибыли в деле дальнейшего улучшения хозяйст­ венной деятельности проектных и изыскательских орга­ низаций. Прибыль в настоящее время составляет около 80% общего фонда экономического стимулирования и определяет, таким образом, основной источник его фор­ мирования. Пункт 4 «Временных основных положений и показателей» прямо устанавливает, что «оценка дея­ тельности проектных и изыскательских организаций производится по результатам выполнения плана сдачи заказчикам проектов и изысканий... и по выполнению плана прибыли».

Вместе с тем, не менее 20% величины фондов мате­ риального стимулирования составляют, как известно,

средства заказчика, поступающие за достижение такий

показателей,

как снижение сметной

стоимости

строи­

тельства, себестоимости

продукции,

досрочный

выход

на проектную

мощность

и т. д. При

существующих ус­

ловиях ценообразования

в области

проектного

произ­

водства можно ожидать уменьшения роли прибыли, уве­ личения доли средств заказчика в общем объеме фон­ дов экономического стимулирования. Вместо формиро­ вания этих фондов на основе такого обобщенного пока­

зателя, каким является прибыль от реализации

продук­

ции

проектного производства,

вновь

переходят

к старо­

му

методу стимулирования

организации и материаль­

ного поощрения их работников за

достижение

отдель­

ных частных, хотя и весьма важных,

показателей.

 

Такое положение связано

прежде всего с существу­

ющей практикой ценообразования. Цена проектио-изы- скательских работ определяется по известному Сборни­ ку цеп на проектные и изыскательские работы, введен­ ному в действие с 1 января 1969 г. п соответствующих поправок к нему.

Известны недостатки этого сборника с точки зрения того, что цены недостаточно точно отражают необходи­ мые затраты конкретного труда работников проектных организаций. Это в ряде случаев может привести, напри­ мер, к искусственному завышению цен на выполненные работы. Но главный недостаток ценообразования на основе Сборника, с нашей точки зрения, не в этом. Це­ на, по нашему мнению, должна отражать влияние всех тех условий, при которых модель будущих основных фондов становится продукцией проектного производст­ ва. Такими условиями, как было показано выше, могут считаться техническая и информационная возможности осуществить эту модель и экономическая целесообраз­ ность ее осуществления. В действующем Сборнике влия­ ние этого последнего условия практически никак не от­ ражено. Цена определяется практически в зависимости от вида, назначения, стоимости и ряда других характе­ ристик проектируемого объекта, но никак не от степени

целесообразности самого проекта, т. е. цена

определя­

ется практически независимо от того,

какие

объемно-

планировочные или конструктивные

решения

положены

в основу

проекта, какие

предполагается

применить

ма­

териалы,

технологические

схемы, оборудование и

т. д.

Хотя именно это и определяет степень

эффективности


затрат, связанных с осуществлением проекта. Таким образом, степень эффективности использования капи­ тальных вложений сегодня практически никак не вли­ яет на формирование цены продукции проектного про­ изводства.

Вместе

с тем,

создание оптимальных с экономичес­

кой точки

зрения

проектов — один из основных путей

повышения эффективности капитальных вложений в на­ родном хозяйстве. В Программе КПСС в качестве од­ ной из важнейших поставлена задача использовать ка­ питальные вложения наиболее разумно и экономно, с максимальным результатом и выигрышем времени. Од­ нако, несмотря на всю важность этой задачи, не суще­ ствует экономического стимулирования проектно-изы-

скательских организаций за ее достижение.

Ограничи­

ваются лишь материальным

поощрением

работников

этих

организаций за достижение отдельных

показате­

лей,

косвенно отражающих

отдельные стороны решения

задачи. Кроме того, повышение или снижение этих от­ дельных показателей (сметной стоимости объекта, се­ бестоимости продукции и т. д.) отражает повышение эффективности только в некоторых, причем заранее не­ известных пределах, которые при существующей систе­ ме материального поощрения, практически никак не свя­

заны, не соизмеряются между

собой. В

этих

условиях

достижение каких-либо одних

показателей

 

(например,

снижение сметной стоимости

законченного

строитель­

ством объекта) может оказаться даже

нежелательным

с точки зрения повышения эффективности

общественно­

го производства, как это было

показано

в

предыдущем

разделе. Такие показатели, как снижение сметной стои­ мости строительства, сокращение эксплуатационных затрат или себестоимости продукции, сокращение про­ должительности строительства и освоения вводимых мощностей должны и могут оцениваться в комплексе на

основе определения

сравнительной

эффективности

ка­

питальных вложений

с учетом влияния фактора време­

ни. Определенный

на

такой основе

обобщенный

срав­

нительный экономический эффект может быть, по наше­ му мнению, использован при формировании цены на продукцию проектного производства. При этом может быть в той или иной мере использован опыт, накоплен­ ный при исчислении премий за проектирование и внед­ рение новой техники.


Вплотную к этому вопросу примыкает вопрос о типо­ вом проектировании. Как известно, применение типовых проектов позволяет существенно повысить эффектив­ ность общественного производства в области строитель­ ства и промышленности строительных материалов. В

проектном производстве

ежегодное снижение стоимости

проектирования за счет

применения типовых

проект­

ных решений, деталей и чертежей

строительного

ката­

лога достигает 450 млн. руб., что

соответствует

около

40% общей стоимости проектных

работ по СССР.

Вместе с тем, общий уровень типизации строитель­ ства растет еще недостаточно. Так, в 1970 г. он повысил­ ся по сравнению с 1969 г. лишь на 3,2%- Неоправданно низкий уровень типизации строительства пэ объектам Министерства автомобильной промышленности — 44,6%, химической промышленности — 52,9%, цветной метал­ лургии—44,1%, черной металлургии—35% и Госстроев союзных республик (Литовской ССР — 35,7%, Киргиз­ ской ССР — 42,7%, Армянской ССР — 38,7% и др.). Применение комплексных типовых проектов в 1970 г. по промышленным предприятиям составило менее 25% вы­ полненного объема строительно-монтажных работ. Хотя уровень типизации всех видов строительства по ком­ плексным типовым проектам и типовым проектным ре­ шениям за 1970 г. достиг около 80%, удельный вес работ, выполненных по комплексным типовым проектам, со­ ставил около 46%. В последние годы в некоторых отрас­ лях наметилось даже снижение уровня типизации строи­ тельства, который в 1970 г. по сравнению с 1969 г. для жилых зданий снизился на 1,8%, Для объектов строи­ тельства железнодорожного транспорта —на 14,1, мяс­ ной и молочной промышленности — на 7,5% и т. д.

Больше того, показатель уровня типизации не полно­ стью отражает фактический уровень применения типо­ вых проектных решений, так как различные типовые проекты используются для привязки к конкретным ус­ ловиям строительства отнюдь не одинаковое количество раз. Из 6,9 тыс. типовых проектов, привязывавшихся в 1969 г., на долю 10% проектов приходится более 60% всех привязок (152,7 тыс. привязок из 252 тыс.), а около трети проектов (свыше двух тысяч) имеют единичные привязки, т. е. по существу вообще не являются типо­ выми.


Такая резкая неравномерность в спросе на различные проекты, как правило, не связана с технической или ин­ формационной возможностью их осуществления. С этой точки зрения проекты можно практически считать рав­ ноценными. Эта неравномерность в первую очередь свя­ зана с различием в целесообразности осуществления проектов. При индивидуальном проектировании, как от­ мечалось выше, под целесообразностью понимается эф­ фективность затрат, связанных с созданием и функцио­ нированием проектируемого объекта. Соответствие про­ ектируемых основных фондов той конкретной цели, для которой предполагается их создавать, понимается как соответствие проекта заданию на проектирование, со­ ставленному совместно с заказчиком. Иное дело при типовом проектировании. Здесь задание на проектиро­ вание ие может учитывать требования каждого кон­ кретного заказчика в части, например, номенклатуры продукции или услуг, конкретной мощности по видам продукции и т. д. Поэтому при типовом проектировании особое значение приобретает работа по выявлению и учету возможных существующих и перспективных тре­ бований заказчиков в такого рода продукции проектного производства.

Показанные выше недостатки в деле типизации строительства можно таким образом объяснить, главным образом, тем, что существующие типовые проекты в ря­ де случаев либо не обеспечивают наиболее эффективное использование капитальных вложений, либо не в полной мере соответствуют конкретным требованиям. Одним из главных путей устранения этих недостатков может, по нашему мнению, явиться совершенствование ценообра­ зования и в этой области проектного производства. В сегодняшних условиях цена типового проектного ре­ шения определяется тем же путем, что и индивидуаль­ ного. Различие лишь в применении некоторых повышаю­ щих коэффициентов, величина которых гак же как и цена определяется характеристиками проектируемого объек­ та, т. е. цена так же как и при индивидуальном проекти­ ровании не стимулирует повышение эффективности ка­ питальных вложений. Не стимулирует она и крайне не­ обходимое в типовом проектировании выявление и учет требований возможных заказчиков, повышение уровня «гибкости» решений и тому подобную работу, которая могла бы обеспечить рост применяемости проектов, уве-


лнчить количество привязок, приходящихся на один проект.

По нашему мнению, в типовом проектировании, кро­ ме предлагавшегося выше стимулирования за повыше­ ние эффективности использования капитальных вложе­ ний, цена должна стимулировать также применяемость типового проекта путем, например, учета в цене объема внедрения (количества привязок) — предполагаемого и, затем, фактического. Здесь также можно было бы вос­ пользоваться опытом, накопленным при исчислении пре­ мий за внедрение новой техники.

Существенным вопросом, возникающим в связи с по­ добными предложениями по совершенствованию ценооб­ разования, может явиться вопрос об источнике дополни­ тельной оплаты за повышение эффективности капиталь­ ных вложений (увеличение количества привязок, оценку проекта на «отлично» по той или иной шкале и т. д.). Возникает вопрос об источниках повышенной оплаты проектов, обеспечивающих повышение эффективности общественного производства. Таким источником, по мнению ряда экономистов, может явиться, например, централизованный фонд (отраслевой или межотрасле­ вой), который может создаваться за счет части плано­ вой или сверхплановой прибыли предприятий, высту­ пающих по отношению проектной организации, как за­ казчики. Есть предложения использовать для этой цели общую экономию по сводной смете на строительство или на проектирование, затраты на непредвиденные работы, учтенные в сводной смете на строительство и т. п. Пред­ лагается также, при определении договорной цены про­ екта, предусматривать некоторый «запас», который мож­ но будет израсходовать, если проект, например, будет оценен на «отлично». Каждое из этих предложений име- ^ет ряд достоинств и недостатков. Вопрос этот представ­ ляется весьма сложным, требующим специального ис­ следования, далеко выходящего за рамки настоящей ра­ боты. Здесь мы хотели бы лишь обратить внимание на первостепенную важность этого вопроса и необходи­ мость его скорейшего решения.

*

Выше был рассмотрен ряд вопросов, связанных с оценкой продукции проектного производства как с про­ изводственной, так и с потребительской точек зрения. Нз

сегодняшнем этапе развития новой Системы планирова­ ния и экономического стимулирования многие из них мо­ гут рассматриваться только в форме постановки. Сде­ ланные выводы безусловно нуждаются в дальнейшей разработке, а их практические следствия — в экспери­ ментальной проверке. Вместе с тем, уже сегодня они, по нашему мнению, могли бы быть использованы в деле дальнейшего развития хозяйственной реформы, при раз­ работке проблем дальнейшего совершенствования новой системы планирования и экономического стимулирова­ ния проектного производства. Некоторым из таких проб­ лем посвящена IV глава настоящей работы, в известной мере обобщающая как теоретические, так и практиче­ ские аспекты проводимого экспериментального перевода проектных и изыскательских организаций на новую си­ стему.

Г л а в а II

СУ Щ Н О С ТЬ И О С Н О В Н Ы Е П Р И Н Ц И П Ы НОВОЙ СИСТЕМЫ в П Р О Е К Т Н Ы Х

ИИ З Ы С К А Т Е Л Ь С К И Х О Р Г А Н И З А Ц И Я Х

Всоответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении проектно-сметного дела» Госплан СССР, Госстрой СССР, Министерство финансов СССР, Государственный Комитет Совета Ми­ нистров СССР по вопросам труда и заработной платы и

Стройбанк СССР разработали

с участием

министерств

и ведомств СССР и советов

министров

союзных рес­

публик

«Временные основные

положения

и показатели

новой

системы планирования

и экономического стиму­

лирования проектных и изыскательских организаций».

Совет Министров СССР рассмотрел указанные «Вре­ менные основные положения и показатели» для проект­ ных и изыскательских организаций, переводимых в по­ рядке опыта на новую систему, и поручил Междуведом­ ственной комиссии при Госплане СССР по вопросам экономической реформы в трехмесячный срок утвер­ дить их.

Кроме того, Совет Министров СССР поручил Между­ ведомственной комиссии в тот же срок утвердить «Вре-