Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
'Ъолее низким качеством до уровня - с большей мощ ностью или более высоким качеством. Иногда сопоста вимость может быть обеспечена отнесением названных выше показателей к некоторой единице измерения — •единице мощности или пропускной способности, единице
полезной площади или объема и т. п. |
|
|
Таким образом, |
сравниваемые варианты |
приводят |
ся в сопоставимый |
вид по всем признакам, |
кроме тех, |
экономическая целесообразность которых и служит предметом оценки.
Специального рассмотрения заслуживает вопрос со поставимости вариантов по времени затрат и получения
.результата.
Сравниваемые варианты, как правило, различаются продолжительностью строительства, а также распреде лением капитальных вложений по периодам строитель ства. Иногда появляется необходимость оценки вариан тов, различающихся возможностью строительства оче редями без ущерба для запланированного функциони рования будущих основных фондов. Во всех таких слу чаях величина приведенных затрат или результатов, 'связанных с осуществлением оцениваемого проекта, должна быть изменена на величину дополнительного эффекта, вызванного влиянием, как принято говорить, фактора времени.
3. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
Экономическая реформа в проектном производстве, как и в других областях народного хозяйства, повышает роль прибыли в деле дальнейшего улучшения хозяйст венной деятельности проектных и изыскательских орга низаций. Прибыль в настоящее время составляет около 80% общего фонда экономического стимулирования и определяет, таким образом, основной источник его фор мирования. Пункт 4 «Временных основных положений и показателей» прямо устанавливает, что «оценка дея тельности проектных и изыскательских организаций производится по результатам выполнения плана сдачи заказчикам проектов и изысканий... и по выполнению плана прибыли».
Вместе с тем, не менее 20% величины фондов мате риального стимулирования составляют, как известно,
средства заказчика, поступающие за достижение такий
показателей, |
как снижение сметной |
стоимости |
строи |
|
тельства, себестоимости |
продукции, |
досрочный |
выход |
|
на проектную |
мощность |
и т. д. При |
существующих ус |
|
ловиях ценообразования |
в области |
проектного |
произ |
водства можно ожидать уменьшения роли прибыли, уве личения доли средств заказчика в общем объеме фон дов экономического стимулирования. Вместо формиро вания этих фондов на основе такого обобщенного пока
зателя, каким является прибыль от реализации |
продук |
|||
ции |
проектного производства, |
вновь |
переходят |
к старо |
му |
методу стимулирования |
организации и материаль |
||
ного поощрения их работников за |
достижение |
отдель |
||
ных частных, хотя и весьма важных, |
показателей. |
|||
|
Такое положение связано |
прежде всего с существу |
ющей практикой ценообразования. Цена проектио-изы- скательских работ определяется по известному Сборни ку цеп на проектные и изыскательские работы, введен ному в действие с 1 января 1969 г. п соответствующих поправок к нему.
Известны недостатки этого сборника с точки зрения того, что цены недостаточно точно отражают необходи мые затраты конкретного труда работников проектных организаций. Это в ряде случаев может привести, напри мер, к искусственному завышению цен на выполненные работы. Но главный недостаток ценообразования на основе Сборника, с нашей точки зрения, не в этом. Це на, по нашему мнению, должна отражать влияние всех тех условий, при которых модель будущих основных фондов становится продукцией проектного производст ва. Такими условиями, как было показано выше, могут считаться техническая и информационная возможности осуществить эту модель и экономическая целесообраз ность ее осуществления. В действующем Сборнике влия ние этого последнего условия практически никак не от ражено. Цена определяется практически в зависимости от вида, назначения, стоимости и ряда других характе ристик проектируемого объекта, но никак не от степени
целесообразности самого проекта, т. е. цена |
определя |
|||||
ется практически независимо от того, |
какие |
объемно- |
||||
планировочные или конструктивные |
решения |
положены |
||||
в основу |
проекта, какие |
предполагается |
применить |
ма |
||
териалы, |
технологические |
схемы, оборудование и |
т. д. |
|||
Хотя именно это и определяет степень |
эффективности |
затрат, связанных с осуществлением проекта. Таким образом, степень эффективности использования капи тальных вложений сегодня практически никак не вли яет на формирование цены продукции проектного про изводства.
Вместе |
с тем, |
создание оптимальных с экономичес |
кой точки |
зрения |
проектов — один из основных путей |
повышения эффективности капитальных вложений в на родном хозяйстве. В Программе КПСС в качестве од ной из важнейших поставлена задача использовать ка питальные вложения наиболее разумно и экономно, с максимальным результатом и выигрышем времени. Од нако, несмотря на всю важность этой задачи, не суще ствует экономического стимулирования проектно-изы-
скательских организаций за ее достижение. |
Ограничи |
||
ваются лишь материальным |
поощрением |
работников |
|
этих |
организаций за достижение отдельных |
показате |
|
лей, |
косвенно отражающих |
отдельные стороны решения |
задачи. Кроме того, повышение или снижение этих от дельных показателей (сметной стоимости объекта, се бестоимости продукции и т. д.) отражает повышение эффективности только в некоторых, причем заранее не известных пределах, которые при существующей систе ме материального поощрения, практически никак не свя
заны, не соизмеряются между |
собой. В |
этих |
условиях |
|
достижение каких-либо одних |
показателей |
|
(например, |
|
снижение сметной стоимости |
законченного |
строитель |
||
ством объекта) может оказаться даже |
нежелательным |
|||
с точки зрения повышения эффективности |
общественно |
|||
го производства, как это было |
показано |
в |
предыдущем |
разделе. Такие показатели, как снижение сметной стои мости строительства, сокращение эксплуатационных затрат или себестоимости продукции, сокращение про должительности строительства и освоения вводимых мощностей должны и могут оцениваться в комплексе на
основе определения |
сравнительной |
эффективности |
ка |
|
питальных вложений |
с учетом влияния фактора време |
|||
ни. Определенный |
на |
такой основе |
обобщенный |
срав |
нительный экономический эффект может быть, по наше му мнению, использован при формировании цены на продукцию проектного производства. При этом может быть в той или иной мере использован опыт, накоплен ный при исчислении премий за проектирование и внед рение новой техники.
Вплотную к этому вопросу примыкает вопрос о типо вом проектировании. Как известно, применение типовых проектов позволяет существенно повысить эффектив ность общественного производства в области строитель ства и промышленности строительных материалов. В
проектном производстве |
ежегодное снижение стоимости |
||
проектирования за счет |
применения типовых |
проект |
|
ных решений, деталей и чертежей |
строительного |
ката |
|
лога достигает 450 млн. руб., что |
соответствует |
около |
|
40% общей стоимости проектных |
работ по СССР. |
Вместе с тем, общий уровень типизации строитель ства растет еще недостаточно. Так, в 1970 г. он повысил ся по сравнению с 1969 г. лишь на 3,2%- Неоправданно низкий уровень типизации строительства пэ объектам Министерства автомобильной промышленности — 44,6%, химической промышленности — 52,9%, цветной метал лургии—44,1%, черной металлургии—35% и Госстроев союзных республик (Литовской ССР — 35,7%, Киргиз ской ССР — 42,7%, Армянской ССР — 38,7% и др.). Применение комплексных типовых проектов в 1970 г. по промышленным предприятиям составило менее 25% вы полненного объема строительно-монтажных работ. Хотя уровень типизации всех видов строительства по ком плексным типовым проектам и типовым проектным ре шениям за 1970 г. достиг около 80%, удельный вес работ, выполненных по комплексным типовым проектам, со ставил около 46%. В последние годы в некоторых отрас лях наметилось даже снижение уровня типизации строи тельства, который в 1970 г. по сравнению с 1969 г. для жилых зданий снизился на 1,8%, Для объектов строи тельства железнодорожного транспорта —на 14,1, мяс ной и молочной промышленности — на 7,5% и т. д.
Больше того, показатель уровня типизации не полно стью отражает фактический уровень применения типо вых проектных решений, так как различные типовые проекты используются для привязки к конкретным ус ловиям строительства отнюдь не одинаковое количество раз. Из 6,9 тыс. типовых проектов, привязывавшихся в 1969 г., на долю 10% проектов приходится более 60% всех привязок (152,7 тыс. привязок из 252 тыс.), а около трети проектов (свыше двух тысяч) имеют единичные привязки, т. е. по существу вообще не являются типо выми.
Такая резкая неравномерность в спросе на различные проекты, как правило, не связана с технической или ин формационной возможностью их осуществления. С этой точки зрения проекты можно практически считать рав ноценными. Эта неравномерность в первую очередь свя зана с различием в целесообразности осуществления проектов. При индивидуальном проектировании, как от мечалось выше, под целесообразностью понимается эф фективность затрат, связанных с созданием и функцио нированием проектируемого объекта. Соответствие про ектируемых основных фондов той конкретной цели, для которой предполагается их создавать, понимается как соответствие проекта заданию на проектирование, со ставленному совместно с заказчиком. Иное дело при типовом проектировании. Здесь задание на проектиро вание ие может учитывать требования каждого кон кретного заказчика в части, например, номенклатуры продукции или услуг, конкретной мощности по видам продукции и т. д. Поэтому при типовом проектировании особое значение приобретает работа по выявлению и учету возможных существующих и перспективных тре бований заказчиков в такого рода продукции проектного производства.
Показанные выше недостатки в деле типизации строительства можно таким образом объяснить, главным образом, тем, что существующие типовые проекты в ря де случаев либо не обеспечивают наиболее эффективное использование капитальных вложений, либо не в полной мере соответствуют конкретным требованиям. Одним из главных путей устранения этих недостатков может, по нашему мнению, явиться совершенствование ценообра зования и в этой области проектного производства. В сегодняшних условиях цена типового проектного ре шения определяется тем же путем, что и индивидуаль ного. Различие лишь в применении некоторых повышаю щих коэффициентов, величина которых гак же как и цена определяется характеристиками проектируемого объек та, т. е. цена так же как и при индивидуальном проекти ровании не стимулирует повышение эффективности ка питальных вложений. Не стимулирует она и крайне не обходимое в типовом проектировании выявление и учет требований возможных заказчиков, повышение уровня «гибкости» решений и тому подобную работу, которая могла бы обеспечить рост применяемости проектов, уве-
лнчить количество привязок, приходящихся на один проект.
По нашему мнению, в типовом проектировании, кро ме предлагавшегося выше стимулирования за повыше ние эффективности использования капитальных вложе ний, цена должна стимулировать также применяемость типового проекта путем, например, учета в цене объема внедрения (количества привязок) — предполагаемого и, затем, фактического. Здесь также можно было бы вос пользоваться опытом, накопленным при исчислении пре мий за внедрение новой техники.
Существенным вопросом, возникающим в связи с по добными предложениями по совершенствованию ценооб разования, может явиться вопрос об источнике дополни тельной оплаты за повышение эффективности капиталь ных вложений (увеличение количества привязок, оценку проекта на «отлично» по той или иной шкале и т. д.). Возникает вопрос об источниках повышенной оплаты проектов, обеспечивающих повышение эффективности общественного производства. Таким источником, по мнению ряда экономистов, может явиться, например, централизованный фонд (отраслевой или межотрасле вой), который может создаваться за счет части плано вой или сверхплановой прибыли предприятий, высту пающих по отношению проектной организации, как за казчики. Есть предложения использовать для этой цели общую экономию по сводной смете на строительство или на проектирование, затраты на непредвиденные работы, учтенные в сводной смете на строительство и т. п. Пред лагается также, при определении договорной цены про екта, предусматривать некоторый «запас», который мож но будет израсходовать, если проект, например, будет оценен на «отлично». Каждое из этих предложений име- ^ет ряд достоинств и недостатков. Вопрос этот представ ляется весьма сложным, требующим специального ис следования, далеко выходящего за рамки настоящей ра боты. Здесь мы хотели бы лишь обратить внимание на первостепенную важность этого вопроса и необходи мость его скорейшего решения.
*
Выше был рассмотрен ряд вопросов, связанных с оценкой продукции проектного производства как с про изводственной, так и с потребительской точек зрения. Нз
сегодняшнем этапе развития новой Системы планирова ния и экономического стимулирования многие из них мо гут рассматриваться только в форме постановки. Сде ланные выводы безусловно нуждаются в дальнейшей разработке, а их практические следствия — в экспери ментальной проверке. Вместе с тем, уже сегодня они, по нашему мнению, могли бы быть использованы в деле дальнейшего развития хозяйственной реформы, при раз работке проблем дальнейшего совершенствования новой системы планирования и экономического стимулирова ния проектного производства. Некоторым из таких проб лем посвящена IV глава настоящей работы, в известной мере обобщающая как теоретические, так и практиче ские аспекты проводимого экспериментального перевода проектных и изыскательских организаций на новую си стему.
Г л а в а II
СУ Щ Н О С ТЬ И О С Н О В Н Ы Е П Р И Н Ц И П Ы НОВОЙ СИСТЕМЫ в П Р О Е К Т Н Ы Х
ИИ З Ы С К А Т Е Л Ь С К И Х О Р Г А Н И З А Ц И Я Х
Всоответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении проектно-сметного дела» Госплан СССР, Госстрой СССР, Министерство финансов СССР, Государственный Комитет Совета Ми нистров СССР по вопросам труда и заработной платы и
Стройбанк СССР разработали |
с участием |
министерств |
|
и ведомств СССР и советов |
министров |
союзных рес |
|
публик |
«Временные основные |
положения |
и показатели |
новой |
системы планирования |
и экономического стиму |
лирования проектных и изыскательских организаций».
Совет Министров СССР рассмотрел указанные «Вре менные основные положения и показатели» для проект ных и изыскательских организаций, переводимых в по рядке опыта на новую систему, и поручил Междуведом ственной комиссии при Госплане СССР по вопросам экономической реформы в трехмесячный срок утвер дить их.
Кроме того, Совет Министров СССР поручил Между ведомственной комиссии в тот же срок утвердить «Вре-