Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
меыные методические указания по переводу в виде опы та проектных и изыскательских организаций на новую систему планирования и экономического стимулирова ния», которые также разработаны Госпланом СССР,
Госстроем СССР, Министерством финансов СССР, Го сударственным Комитетом Совета. Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Стройбанком
СССР и утверждены Бюро Междуведомственной комис сии при Госплане СССР по вопросам экономической ре формы 7 января 1971 г.
Одновременно, по согласованию с Государственным
Комитетом Совета Министров СССР |
по вопросам |
труда |
и заработной платы, Министерством |
финансов |
СССР, |
Стройбанком СССР и ВЦСПС, Госстрой СССР разра ботал и утвердил «Временное положение о премирова нии за счет фонда материального поощрения работни ков проектных и изыскательских организаций, переве денных в виде опыта на новую систему планирования и экономического стимулирования».
Перевод в виде опыта проектных п изыскательских организаций на новую систему, как уже указывалось, начал осуществляться после необходимой подготовки с апреля 1971 г. по решениям министерств и ведомств
СССР и советов министров союзных республик и по согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР по вопросам экономической реформы.
Порядок подготовки и определения готовности про ектных и изыскательских организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования уста новлен «Временными методическими указаниями», кото рыми рекомендуется переводить в виде опыта только те проектные (изыскательские) организации, на которые распространяется «Положение о государственной про ектной и изыскательской организациях, выполняющих работы для капитального строительства». При этом пе ревод должен осуществляться одновременно со всеми входящими в их состав подразделениями или филиала ми. Перевод в виде опыта на новую систему планирова ния и экономического стимулирования проектных (изы скательских) организаций производится:
союзными министерствами (ведомствами) СССР — проектных (изыскательских) организаций союзного под чинения;
союзно-республиканскими министерствами (ведом-
ствами) СССР — проектных (изыскательских) органи заций союзно-республиканского подчинения еще и по согласованию с Советом Министров союзной респуб лики;
советами министров союзных республик — проект ных (изыскательских) организаций республиканского и местного подчинения.
Проектные и изыскательские организации, перево димые иа новую систему, приводят утвержденные им го довые планы по объему проектно-изыскательских работ, фонду заработной платы, централизованным капиталь ным вложениям, прибыли и т. д. в соответствии с пока зателями, предусмотренными «Временными методиче скими указаниями». Они представляют на рассмотрение рабочей группы Междуведомственной комиссии при от деле проектно-изыскательских работ Госплана СССР
расчет объема проектных и изыскательских работ попроектам и изысканиям в целом на объект или этапам работ, расчет основных показателей производственно^ хозяйственной деятельности и расчет фондов экономиче ского стимулирования (Приложения № 2, 3 и 4 к «Вре менным методическим указаниям»).
«Временные основные положения и показатели» обя зывают улучшать организацию проектирования при внедрении новой системы в проектных и изыскательских организациях. При этом особое внимание министерств и ведомств СССР, советов министров союзных респуб лик, а также исполкомов Советов депутатов трудящих ся, проектных (изыскательских) организаций обращает ся в первую очередь на достижение в проектах наивыс шего экономического эффекта в народном хозяйстве пу тем повышения технического уровня проектных решений, обеспечивающих снижение сметной стоимости строи тельства, повышения технико-экономических показате лей производства, роста производительности труда и ос воения проектных мощностей в короткий срок, а так же на:
внедрение научной организации труда в проектном производстве,- совершенствование управления и повсе местное внедрение новых способов и средств механнза^ ции проектных, изыскательских, чертежных и вычисли тельных работ и механизации размножения технической документации;
2 Зак. 224 |
33 |
расширение применения типовых проектов и проект ных решений;
постоянное совершенствование системы материаль ного поощрения работников проектных и изыскательских организаций за высокое качество проектов;
внедрение, совершенствование и углубление хозяй ственного расчета внутри организаций;
создание и издание прейскурантов на все виды строительства и укрупненных сметных норм;
издание альбомов типовых строительных конструк ций, деталей, узлов и креплений с тем, чтобы свести раз
работку чертежей |
в основном к составлению монтажных |
планов и разрезов |
со ссылками на указанные альбомы |
и т. д. |
|
Одной из важнейших задач, стоящих перед проект ными организациями, является правильное определение сметной стоимости строительства с тем, чтобы смета, после принятия ее подрядной строительной организа цией, была основным документом для планирования ка питального строительства и расчетов между заказчиками и строительными организациями.
Переводу на |
новую систему |
проектных |
(изыскатель |
ских) организаций должны предшествовать |
разработка |
||
и утверждение |
министерствами, |
ведомствами, исполко |
мами Советов депутатов трудящихся мероприятий, обес печивающих успешную работу подведомственных им проектных и изыскательских организаций к работе в но вых условиях, а также рассмотрение состояния соб ственных оборотных средств переводимых организаций и приведение их в соответствие с установленными нор мами.
После согласования с Междуведомственной комис сией при Госплане СССР вопроса о переводе каждой организации на новую систему и установления им нор мативов отчислений в процентах от балансовой прибыли в фонды материального поощрения, социально-культур ных мероприятий и жилищного строительства и разви тия организации, министерства и ведомства приводят планы-лроектных (изыскательских) организаций в соот ветствие с новой системой показателей и уточняют эти планы с учетом принятых этими организациями допол нительных обязательств по прибыли и объемам работ.
Затем соответствующие показатели плана утвержда ются. Одновременно проектные (изыскательские) орга-
иизации, переведенные на новую систему, в связи с изме нением утверждаемых показателей, вносят уточнения в расчетные показатели плана, разработанные самими проектными (изыскательскими) организациями.
В свою очередь планы по министерствам и ведом ствам СССР и союзным республикам в целом уточняют ся с учетом повышенных заданий, принятых подведом ственными организациями при переводе их на новую си стему.
Проектные (изыскательские) организации, переве денные на новую систему, после утверждения новых уточненных показателей, вытекающих из принятых до полнительных обязательств, показывают в статистиче ской и бухгалтерской отчетности уточненные плановые и фактические данные как по утвержденным вышестоящи ми организациями, так и по разрабатываемым ими са мими показателям.
1.ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Вцелях повышения роли централизованного плани рования и расширения хозяйственной самостоятельности, для проектных и изыскательских организаций, перево димых в виде опыта на новую систему, вышестоящими организациями утверждаются только следующие основ ные показатели плана.
По производству проектных и изыскательских работ:
объем проектных и изыскательских работ по проектам и изысканиям в целом на объект или по этапам работ, подлежащих выполнению и сдаче заказчикам в плани руемом периоде, в том числе подлежащих выполнению собственными силами: тематический план проектных и изыскательских работ, подлежащих выполнению в пла
нируемом периоде для строек производственного |
назна |
||||
чения |
сметной |
стоимостью 3 |
млн. руб. и |
выше, для |
|
строек |
жилищно-гражданского |
и- культурно-бытового |
|||
назначения, сметной стоимостью |
1 млн. руб. и выше, для |
||||
строек |
сельского |
строительства |
сметной |
стоимостью |
|
0,5 млн. руб. и выше, для строительства за |
рубежом и |
||||
по заказам других министерств и ведомств |
СССР и со |
||||
ветов |
министров |
союзных республик в порядке |
коопе |
||
рации |
в соответствии с планом, |
утвержденным |
Госпла |
ном СССР, независимо от сметной стоимости строитель ства, а также работ, подлежащих выполнению.за счет средств государственного бюджета и по составлению
2* |
35 |
технико-экономических обоснований проектирования крупных н сложных предприятий и сооружений за счет государственных капитальных вложений.
Головной проектной организации (генпроектировщику) устанавливается общий план в целом на объект или по этапам работ, подлежащим сдаче заказчику в планируемом периоде, подлежащим выполнению как генпроектировщиком, так и субподрядными специализи рованными проектными (изыскательскими) и другими организациями, независимо от ведомственной их подчи ненности, в том числе — объем проектных и изыскатель ских работ, выполняемых собственными силами: Этим подчеркивается ответственность генпроектировщика за выдачу заказчику законченных комплексных проектов в целом или по этапамработ.
>
В тематических планах субподрядных организаций объемы проектных и изыскательских работ предусмат риваются по стоимости сдаваемых комплексов соответ ствующих видов проектных и изыскательских работ; по проектам и изысканиям в целом на объект или по эта пам работ, включаемым в тематические планы генераль ных проектировщиков.
Этапы проектных и изыскательских работ, а также сроки выдачи заказчику законченных комплексных про ектов или законченных этапов работ устанавливаются заказчиком и проектной (изыскательской) организацией при заключении договора. Разбивка на этапы объектов строительства осуществляется генеральным проектиров щиком. При этом необходимо иметь в виду, что разбив ка на этапы является главным образом средством, спо собствующим ускорению строительства. К каждому эта пу должна быть разработана и выдана заказчику смета па все виды работ, подлежащих выполнению, — цеху, зданию или сооружению или законченной их части; для крупных зданий — нулевой цикл, один, два или несколь ко пролетов, одна или несколько секций и т. д. Докумен тация по этапам (техно-рабочий проект, рабочие черте жи) должна быть в таком объеме, который был бы до статочным для полного осуществления строительства и производства расчетов между заказчиком и подрядчи ком. Порядок разбивки проектных и строительных работ на этапы устанавливается Госстроем СССР и Стройбан ком СССР совместно. . •
Сроки окончания работ по каждому объекту или
этапу должны быть увязаны со сроками выдачи закон ченной проектной документации, установленными заказ чиком и проектной организацией при заключении дого вора, имея при этом в виду, что проектно-сметная доку ментация должна быть выдана заказчиком не позднее 1 сентября текущего года на год, последующий за пла нируемым.
Объем проектных и изыскательских работ, подлежа щих окончанию по проектам и изысканиям в целом на объект или по этапам работ (объем реализации) по ор ганизации, не должен превышать объема этих работ по плану, утвержденному вышестоящей организацией, ко торый устанавливается, в пределах общего объема, ут вержденного министерству, ведомству СССР и союзной республике Госпланом СССР.
' Для определения фонда |
заработной |
платы, |
оборот |
ных средств и материальных |
ресурсов, |
а также |
коопе |
рации при выполнении проектных и изыскательских |
ра |
||
бот, |
вышестоящими организациями |
устанавливаются, |
|
как |
расчетные показатели, общие (с |
распределением |
по |
заказчикам) и подлежащие выполнению собственными силами объемы проектных и изыскательских работ.
По труду — общий фонд заработной платы (годо вой) .
Планирование фонда заработной платы раздельно производственного и административно-хозяйственного персонала (в том числе регистрируемого), имея в виду расширение хозяйственной самостоятельности переве денных в виде опыта проектных (изыскательских) орга низаций на новую систему, не производится. Не плани руется и численность как всего, так и производственного- и административного персонала, а также выработка и заработная плата на одного работающего.
По финансам — прибыль, платежи в бюджет и асси гнования из бюджета.
По собственному капитальному строительству—ввод в действие производственных мощностей, объектов и ос новных фондов за счет централизованных капитальных вложений; общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ.
По внедрению новой техники — задания, связанные с развитием и совершенствованием проектных и изыска тельских работ.
По материально-техническому снабжению — объем поставок материалов, машин, механизмов, инвентаря и других материально-технических ресурсов.
В отличие от ранее действовавшего порядка, другие показатели планов и тематический план по остальным объектам вышестоящими организациями не утвер ждается. Они утверждаются руководителями проектных (изыскательских) организаций и используются плановы ми органами, министерствами и ведомствами как рас четные при составлении плана.
Все утверждаемые вышестоящими организациями показатели плана определяются в годовом плане с раз
бивкой по кварталам, за |
исключением фонда заработ |
|||||||
ной платы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Поквартальное |
распределение |
|
фонда |
заработной |
||||
платы производится руководителями |
проектных |
(изы |
||||||
скательских) |
организаций |
в зависимости от |
кварталь |
|||||
ного распределения проектных и изыскательских |
работ. |
|||||||
С целью укрепления планово-финансовой |
дисципли |
|||||||
ны проектным (изыскательским) |
организациям |
запре |
||||||
щается выполнять проектные и изыскательские |
работы |
|||||||
по предприятиям |
(объектам, сооружениям), если |
они |
не |
|||||
включены в |
тематический |
плай |
н |
титульный |
список |
|||
строек (в случае выполнения работ за счет |
средств |
на |
||||||
текущее проектирование) |
и в тематический |
план и |
ти |
тульный список проектно-изыскательских работ для
строительства будущих лет (если |
работы выполняются |
за счет средств на проектирование |
будущих лет). |
В качестве санкции за внеплановое проектирование установлено: затраты, произведенные проектными (изы скательскими) организациями на проектирование ука занных предприятий (объектов, сооружений) до вклю чения их в установленном порядке в тематические планы и титульные списки строек не подлежат оплате и в объем работ, выполненных проектной (изыскательской) орга низацией, не включаются.
Придавая большое значение сдаче заказчику проект- но-сметной документации в установленный графиком срок, оценка деятельности проектных (изыскательских) организаций производится только по результатам выпол нения плана сдачи заказчикам проектов и изысканий в целом на объект или по этапам проектных и изыскатель ских работ, которые должны быть закончены и сданы заказчику в отчетном квартале И по выполнению плана