Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

меыные методические указания по переводу в виде опы­ та проектных и изыскательских организаций на новую систему планирования и экономического стимулирова­ ния», которые также разработаны Госпланом СССР,

Госстроем СССР, Министерством финансов СССР, Го­ сударственным Комитетом Совета. Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Стройбанком

СССР и утверждены Бюро Междуведомственной комис­ сии при Госплане СССР по вопросам экономической ре­ формы 7 января 1971 г.

Одновременно, по согласованию с Государственным

Комитетом Совета Министров СССР

по вопросам

труда

и заработной платы, Министерством

финансов

СССР,

Стройбанком СССР и ВЦСПС, Госстрой СССР разра­ ботал и утвердил «Временное положение о премирова­ нии за счет фонда материального поощрения работни­ ков проектных и изыскательских организаций, переве­ денных в виде опыта на новую систему планирования и экономического стимулирования».

Перевод в виде опыта проектных п изыскательских организаций на новую систему, как уже указывалось, начал осуществляться после необходимой подготовки с апреля 1971 г. по решениям министерств и ведомств

СССР и советов министров союзных республик и по согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР по вопросам экономической реформы.

Порядок подготовки и определения готовности про­ ектных и изыскательских организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования уста­ новлен «Временными методическими указаниями», кото­ рыми рекомендуется переводить в виде опыта только те проектные (изыскательские) организации, на которые распространяется «Положение о государственной про­ ектной и изыскательской организациях, выполняющих работы для капитального строительства». При этом пе­ ревод должен осуществляться одновременно со всеми входящими в их состав подразделениями или филиала­ ми. Перевод в виде опыта на новую систему планирова­ ния и экономического стимулирования проектных (изы­ скательских) организаций производится:

союзными министерствами (ведомствами) СССР — проектных (изыскательских) организаций союзного под­ чинения;

союзно-республиканскими министерствами (ведом-


ствами) СССР — проектных (изыскательских) органи­ заций союзно-республиканского подчинения еще и по согласованию с Советом Министров союзной респуб­ лики;

советами министров союзных республик — проект­ ных (изыскательских) организаций республиканского и местного подчинения.

Проектные и изыскательские организации, перево­ димые иа новую систему, приводят утвержденные им го­ довые планы по объему проектно-изыскательских работ, фонду заработной платы, централизованным капиталь­ ным вложениям, прибыли и т. д. в соответствии с пока­ зателями, предусмотренными «Временными методиче­ скими указаниями». Они представляют на рассмотрение рабочей группы Междуведомственной комиссии при от­ деле проектно-изыскательских работ Госплана СССР

расчет объема проектных и изыскательских работ попроектам и изысканиям в целом на объект или этапам работ, расчет основных показателей производственно^ хозяйственной деятельности и расчет фондов экономиче­ ского стимулирования (Приложения № 2, 3 и 4 к «Вре­ менным методическим указаниям»).

«Временные основные положения и показатели» обя­ зывают улучшать организацию проектирования при внедрении новой системы в проектных и изыскательских организациях. При этом особое внимание министерств и ведомств СССР, советов министров союзных респуб­ лик, а также исполкомов Советов депутатов трудящих­ ся, проектных (изыскательских) организаций обращает­ ся в первую очередь на достижение в проектах наивыс­ шего экономического эффекта в народном хозяйстве пу­ тем повышения технического уровня проектных решений, обеспечивающих снижение сметной стоимости строи­ тельства, повышения технико-экономических показате­ лей производства, роста производительности труда и ос­ воения проектных мощностей в короткий срок, а так­ же на:

внедрение научной организации труда в проектном производстве,- совершенствование управления и повсе­ местное внедрение новых способов и средств механнза^ ции проектных, изыскательских, чертежных и вычисли­ тельных работ и механизации размножения технической документации;

2 Зак. 224

33

расширение применения типовых проектов и проект­ ных решений;

постоянное совершенствование системы материаль­ ного поощрения работников проектных и изыскательских организаций за высокое качество проектов;

внедрение, совершенствование и углубление хозяй­ ственного расчета внутри организаций;

создание и издание прейскурантов на все виды строительства и укрупненных сметных норм;

издание альбомов типовых строительных конструк­ ций, деталей, узлов и креплений с тем, чтобы свести раз­

работку чертежей

в основном к составлению монтажных

планов и разрезов

со ссылками на указанные альбомы

и т. д.

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед проект­ ными организациями, является правильное определение сметной стоимости строительства с тем, чтобы смета, после принятия ее подрядной строительной организа­ цией, была основным документом для планирования ка­ питального строительства и расчетов между заказчиками и строительными организациями.

Переводу на

новую систему

проектных

(изыскатель­

ских) организаций должны предшествовать

разработка

и утверждение

министерствами,

ведомствами, исполко­

мами Советов депутатов трудящихся мероприятий, обес­ печивающих успешную работу подведомственных им проектных и изыскательских организаций к работе в но­ вых условиях, а также рассмотрение состояния соб­ ственных оборотных средств переводимых организаций и приведение их в соответствие с установленными нор­ мами.

После согласования с Междуведомственной комис­ сией при Госплане СССР вопроса о переводе каждой организации на новую систему и установления им нор­ мативов отчислений в процентах от балансовой прибыли в фонды материального поощрения, социально-культур­ ных мероприятий и жилищного строительства и разви­ тия организации, министерства и ведомства приводят планы-лроектных (изыскательских) организаций в соот­ ветствие с новой системой показателей и уточняют эти планы с учетом принятых этими организациями допол­ нительных обязательств по прибыли и объемам работ.

Затем соответствующие показатели плана утвержда­ ются. Одновременно проектные (изыскательские) орга-


иизации, переведенные на новую систему, в связи с изме­ нением утверждаемых показателей, вносят уточнения в расчетные показатели плана, разработанные самими проектными (изыскательскими) организациями.

В свою очередь планы по министерствам и ведом­ ствам СССР и союзным республикам в целом уточняют­ ся с учетом повышенных заданий, принятых подведом­ ственными организациями при переводе их на новую си­ стему.

Проектные (изыскательские) организации, переве­ денные на новую систему, после утверждения новых уточненных показателей, вытекающих из принятых до­ полнительных обязательств, показывают в статистиче­ ской и бухгалтерской отчетности уточненные плановые и фактические данные как по утвержденным вышестоящи­ ми организациями, так и по разрабатываемым ими са­ мими показателям.

1.ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Вцелях повышения роли централизованного плани­ рования и расширения хозяйственной самостоятельности, для проектных и изыскательских организаций, перево­ димых в виде опыта на новую систему, вышестоящими организациями утверждаются только следующие основ­ ные показатели плана.

По производству проектных и изыскательских работ:

объем проектных и изыскательских работ по проектам и изысканиям в целом на объект или по этапам работ, подлежащих выполнению и сдаче заказчикам в плани­ руемом периоде, в том числе подлежащих выполнению собственными силами: тематический план проектных и изыскательских работ, подлежащих выполнению в пла­

нируемом периоде для строек производственного

назна­

чения

сметной

стоимостью 3

млн. руб. и

выше, для

строек

жилищно-гражданского

и- культурно-бытового

назначения, сметной стоимостью

1 млн. руб. и выше, для

строек

сельского

строительства

сметной

стоимостью

0,5 млн. руб. и выше, для строительства за

рубежом и

по заказам других министерств и ведомств

СССР и со­

ветов

министров

союзных республик в порядке

коопе­

рации

в соответствии с планом,

утвержденным

Госпла­

ном СССР, независимо от сметной стоимости строитель­ ства, а также работ, подлежащих выполнению.за счет средств государственного бюджета и по составлению

2*

35


технико-экономических обоснований проектирования крупных н сложных предприятий и сооружений за счет государственных капитальных вложений.

Головной проектной организации (генпроектировщику) устанавливается общий план в целом на объект или по этапам работ, подлежащим сдаче заказчику в планируемом периоде, подлежащим выполнению как генпроектировщиком, так и субподрядными специализи­ рованными проектными (изыскательскими) и другими организациями, независимо от ведомственной их подчи­ ненности, в том числе — объем проектных и изыскатель­ ских работ, выполняемых собственными силами: Этим подчеркивается ответственность генпроектировщика за выдачу заказчику законченных комплексных проектов в целом или по этапамработ.

>

В тематических планах субподрядных организаций объемы проектных и изыскательских работ предусмат­ риваются по стоимости сдаваемых комплексов соответ­ ствующих видов проектных и изыскательских работ; по проектам и изысканиям в целом на объект или по эта­ пам работ, включаемым в тематические планы генераль­ ных проектировщиков.

Этапы проектных и изыскательских работ, а также сроки выдачи заказчику законченных комплексных про­ ектов или законченных этапов работ устанавливаются заказчиком и проектной (изыскательской) организацией при заключении договора. Разбивка на этапы объектов строительства осуществляется генеральным проектиров­ щиком. При этом необходимо иметь в виду, что разбив­ ка на этапы является главным образом средством, спо­ собствующим ускорению строительства. К каждому эта­ пу должна быть разработана и выдана заказчику смета па все виды работ, подлежащих выполнению, — цеху, зданию или сооружению или законченной их части; для крупных зданий — нулевой цикл, один, два или несколь­ ко пролетов, одна или несколько секций и т. д. Докумен­ тация по этапам (техно-рабочий проект, рабочие черте­ жи) должна быть в таком объеме, который был бы до­ статочным для полного осуществления строительства и производства расчетов между заказчиком и подрядчи­ ком. Порядок разбивки проектных и строительных работ на этапы устанавливается Госстроем СССР и Стройбан­ ком СССР совместно. . •

Сроки окончания работ по каждому объекту или

этапу должны быть увязаны со сроками выдачи закон­ ченной проектной документации, установленными заказ­ чиком и проектной организацией при заключении дого­ вора, имея при этом в виду, что проектно-сметная доку­ ментация должна быть выдана заказчиком не позднее 1 сентября текущего года на год, последующий за пла­ нируемым.

Объем проектных и изыскательских работ, подлежа­ щих окончанию по проектам и изысканиям в целом на объект или по этапам работ (объем реализации) по ор­ ганизации, не должен превышать объема этих работ по плану, утвержденному вышестоящей организацией, ко­ торый устанавливается, в пределах общего объема, ут­ вержденного министерству, ведомству СССР и союзной республике Госпланом СССР.

' Для определения фонда

заработной

платы,

оборот­

ных средств и материальных

ресурсов,

а также

коопе­

рации при выполнении проектных и изыскательских

ра­

бот,

вышестоящими организациями

устанавливаются,

как

расчетные показатели, общие (с

распределением

по

заказчикам) и подлежащие выполнению собственными силами объемы проектных и изыскательских работ.

По труду общий фонд заработной платы (годо­ вой) .

Планирование фонда заработной платы раздельно производственного и административно-хозяйственного персонала (в том числе регистрируемого), имея в виду расширение хозяйственной самостоятельности переве­ денных в виде опыта проектных (изыскательских) орга­ низаций на новую систему, не производится. Не плани­ руется и численность как всего, так и производственного- и административного персонала, а также выработка и заработная плата на одного работающего.

По финансам — прибыль, платежи в бюджет и асси­ гнования из бюджета.

По собственному капитальному строительствуввод в действие производственных мощностей, объектов и ос­ новных фондов за счет централизованных капитальных вложений; общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ.

По внедрению новой техники — задания, связанные с развитием и совершенствованием проектных и изыска­ тельских работ.


По материально-техническому снабжению — объем поставок материалов, машин, механизмов, инвентаря и других материально-технических ресурсов.

В отличие от ранее действовавшего порядка, другие показатели планов и тематический план по остальным объектам вышестоящими организациями не утвер­ ждается. Они утверждаются руководителями проектных (изыскательских) организаций и используются плановы­ ми органами, министерствами и ведомствами как рас­ четные при составлении плана.

Все утверждаемые вышестоящими организациями показатели плана определяются в годовом плане с раз­

бивкой по кварталам, за

исключением фонда заработ­

ной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поквартальное

распределение

 

фонда

заработной

платы производится руководителями

проектных

(изы­

скательских)

организаций

в зависимости от

кварталь­

ного распределения проектных и изыскательских

работ.

С целью укрепления планово-финансовой

дисципли­

ны проектным (изыскательским)

организациям

запре­

щается выполнять проектные и изыскательские

работы

по предприятиям

(объектам, сооружениям), если

они

не

включены в

тематический

плай

н

титульный

список

строек (в случае выполнения работ за счет

средств

на

текущее проектирование)

и в тематический

план и

ти­

тульный список проектно-изыскательских работ для

строительства будущих лет (если

работы выполняются

за счет средств на проектирование

будущих лет).

В качестве санкции за внеплановое проектирование установлено: затраты, произведенные проектными (изы­ скательскими) организациями на проектирование ука­ занных предприятий (объектов, сооружений) до вклю­ чения их в установленном порядке в тематические планы и титульные списки строек не подлежат оплате и в объем работ, выполненных проектной (изыскательской) орга­ низацией, не включаются.

Придавая большое значение сдаче заказчику проект- но-сметной документации в установленный графиком срок, оценка деятельности проектных (изыскательских) организаций производится только по результатам выпол­ нения плана сдачи заказчикам проектов и изысканий в целом на объект или по этапам проектных и изыскатель­ ских работ, которые должны быть закончены и сданы заказчику в отчетном квартале И по выполнению плана