Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

іірнбьіли. їІрїї оценке деятельности проектных (изыска­ тельских) организаций, ранее действовавшие показатели общего и выполняемого собственными силами объема проектных и изыскательских работ по валу не учитыва­ ются.

Следует также отметить, что при оценке деятельности проектных (изыскательских) организаций учитываются и другие утверждаемые вышестоящими организациями показатели плана.

Оценка деятельности проектной (изыскательской) ор­ ганизации, в основном, производится при подведении итогов производственно-хозяйственной деятельности для сравнения с результатами производственно-хозяйствен­ ной деятельности в предыдущем году, при необходимо­ сти сравнения результатов работы нескольких предприя­

тий (если решается вопрос о присуждении

переходяще­

го знамени, о лидерстве в соревновании и т.

д.).

С целью стабилизации планов, начиная с плана на 1971 г. изменения в них могут вноситься вышестоящими организациями только до 15 марта планируемого года.

Общий (годовой) фонд заработной платы, ранее ут­ вержденный проектной (изыскательской) организацией, при переходе на новую систему планирования уменьша­ ется на предусмотренную в плане сумму премий работ­ никам. Однако указанная сумма на премирование сохра­ няется. Выплата этих премий в новых условиях произ­ водится из фонда материального поощрения. Балансо­ вая прибыль, в связи с переходом на новую систему, ус­ танавливается как сумма прибыли, получаемой в резуль­ тате деятельности всех хозяйств, находящихся на балан­ се проектных (изыскательских) организаций, т. е. от:

сдачи заказчикам генпроектировщиком объемов про­ ектных и изыскательских работ или сдачи генпроектировщику субподрядными организациями объемов про­ ектных работ, выполняемых собственными силами (в обоих случаях — по проектам и изысканиям в целом на объект или по этапам работ (комплексам или их час­ тям), законченным в планируемом году;

реализации на сторону продукции или предоставле­ ния услуг хозяйствами, находящимися на балансе про­ ектной (изыскательской) организации;

планируемых внереализационных доходов и расходов, кроме убытков от эксплуатации жилищно-коммунально­ го хозяйства и расходов на хозяйственное содержание



Культурно-просветительных учреждений и пионерских лагерей, которые покрываются в порядке распределения прибыли.

Другими словами, сумма прибыли проектной (изы­ скательской) организации представляет собой разницу между величиной выручки, полученной в результате дея­ тельности всех хозяйств, находящихся на балансе орга­ низации, с одной стороны, и затратами на производстве! указанной продукции и услуг — с другой.

Преобладающее место в общей сумме прибыли про­ ектных и изыскательских организации принадлежит при­ были от сдачи проектно-нзыскательскнх работ, состав­ ляющей около 96% от общей массы прибыли. В балан­ совой прибыли находит отражение уменьшение издержек производства проектных и изыскательских работ в связи с тем, что при переводе на новую систему из их плано­ вой себестоимости исключаются суммы, предусмотрен­ ные в плане на оплату премий работникам и процентов за банковский кредит.

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПРИБЫЛИ

Новая система планирования и экономического сти* мулирования предусматривает принятие в год перехода по новую систему проектными, изыскательскими" и про- ектно-изыскательскими организациями повышенных, по сравнению с ранее утвержденными (и уточненными в связи с исключением из плановой себестоимости сумм, предусмотренных в ранее утвержденном плане, на вы­ плату премий работникам и процентов за банковский кредит) плановых заданий.

Дополнительные обязательства по увеличению при­ были и, как следствие, по увеличению ресурсов для обра­ зования фондов экономического стимулирования, прини­ маются проектными, изыскательскими и проектно-изы- скательскими организациями за счет создания внутри организации следующих условий: сокращения, против предусмотренных планами, сроков проектирования ч и изысканий и объемов незавершенного проектирования; снижения себестоимости проектных и изыскательских ра­ бот; повышения производительности труда проектиров­ щиков, а также увеличения объемов проектно-изыска- тельских работ для объектов, имеющих важнейшее на­ роднохозяйственное значение без увеличения установ­ ленного по плану фонда заработной платы.

Принятие дополнительных обязательств (как исклю­ чение допускается с согласия МВК Госплана СССР, ес­ ли это вызывается потребностью народного хозяйства) по увеличению объема проектно-изыскательских pa-бот и по сдаче законченной проектно-сметной документации по^ объектам, имеющим важнейшее народнохозяйственное" значение, производится, как правило, за счет повышения производительности труда проектировщиков без увели­ чения установленного по плану фонда заработной платы. При этом объем проектно-изыскательских работ на пла­ нируемый период не должен превышать потребность ка­ питального строительства в проектно-сметной докумен­ тации, определенную в соответствии с объемами капи­ тальных вложений. На величину дополнительных обяза­ тельств по объему должны быть произведены уточнения утвержденных объемов проектных и изыскательских ра­ бот на планируемый год.

Дополнительные обязательства по увеличению при­ были за счет сокращения издержек производства пол­ ностью учитываются в составе балансовой прибыли, по­ лученной от сданных заказчику работ.

На основе установленных планом показателей по при­ были, платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета проектные (изыскательские) организации сами разраба­ тывают балансы доходов и расходов, т. е. составляют финансовый план организации. При этом в пределах ус­ тановленных платежей в бюджет и ассигнований из бюд­ жета проектные (изыскательские) организации также сами определяют размеры расходов по статьям финансо­ вого плана (кроме лимитируемых — объем централизо­ ванных капитальных вложений, погашение кредитов бан­ ков, предоставляемых на централизованные капитальные вложения и др.), а также собственных ресурсов, направ­ ляемых на финансирование капитальных вложений и другие затраты.

Если проектной (изыскательской) организации уста­ новлен на планируемый период объем централизован­ ных капитальных вложений, министерства (ведомства) обязаны уменьшить организации, переводимой на новую систему, объем централизованных капитальных вложе­ ний на сумму амортизационных отчислений, направляе­ мых в фонд развития организации (если они направля­ ются в этот фонд), без изменения задания по вводу в

действие производственных мощностей. Задание по вво-


ду в действие основных фондов за счет централизован­ ных капитальных вложений министерствами (ведомства­ ми), установленное до перевода на новую систему, мо­ жет быть уменьшено при условии соответствующего уве­ личения ввода в действие основных фондов,.создаваемых за счет нецентралпзованных капитальных вложений — фонда развития организации.

Выделенные для обеспечения централизованных ка­ питальных вложений материально-технические ресурсы и фонд заработной платы при сокращении объемов цент­ рализованных капитальных вложений направляются в соответствующей части на осуществление капитального строительства, производимого за счет фонда развития организации.

О приведенных изменениях плана централизованных капитальных вложений министерства (ведомства) СССР

и Госпланы и министерства финансов союзных респуб­ лик по подчиненности сообщают Госплану СССР, а об изменениях плана финансирования капитальных вложе­ ний в связи с сокращением объема и переводом центра­ лизованных капитальных вложений на долгосрочное кре­ дитование — Министерству финансов СССР.

3. ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА ОРГАНИЗАЦИЙ НА НОВУЮ

СИСТЕМУ

Министерства (ведомства) СССР

и

советы минист­

ров союзных республик одновременно

с

предложением

по переводу проектных, изыскательских и проектно-изы- скательских организаций на новую систему представля­ ют Междуведомственной комиссии при Госплане СССР

по каждой организации:

расчет объема проектных и изыскательских работ по проектам и изысканиям в целом на объект и этапам ра­ бот, заканчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчику, выполняемых проектной (изыскатель­ ской) организацией, переводимой в виде опыта на новую систему;

основные показатели производственно-хозяйственной деятельности проектной и изыскательской организации, переводимой на новую систему;

расчет фондов экономического стимулирования. После согласования с Междуведомственной комисси­

ей при Госплане СССР вопроса о переводе каждой орга­ низации на новую систему и устанавливаемых им норма'

швов отчислений в процентах от балансовой прибыли Б фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и развития ор­ ганизации, министерства и ведомства приводят планы проектных, изыскательских или проектно-изыскательских организаций в соответствие с новой системой показате­ лей и уточняют с учетом принятых этими организациями дополнительных обязательств по прибыли и объемам ра­ бот и утверждают подчиненным организациям соответст­ вующие показатели планов, предусмотренные для орга­ низаций, перешедших на новую систему планирования и экономического стимулирования. Одновременно проект­ ные, изыскательские или проектно-изыскательские орга­ низации, переведенные на новую систему планирования •и экономического стимулирования, в связи с изменением утверждаемых показателей, вносят уточнения в расчет­ ные показатели плана, разработанные самими проектны­ ми, изыскательскими или проектно-изыскательскими ор­ ганизациями.

В свою очередь планы по министерствам и ведомст­ вам СССР и союзным республикам в целом уточняются с учетом повышенных заданий, принятых подведомствен­ ными организациями при переводе на новую систему.

Проектные (изыскательские) организации, переведен­ ные на новую систему планирования и экономического стимулирования, после утверждения новых уточненных показателей, вытекающих из принятых дополнительных обязательств, показывают в статистической и бухгалтер­ ской отчетности уточненные плановые и фактические данные как по утвержденным вышестоящей организаци­ ей, так и по разрабатываемым ими самими показателям.

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ

Плановую прибыль от сданной продукции проектные, изыскательские и проектно-изыскательские организации, переведенные в виде опыта на новую систему, распреде­ ляют следующим образом:

в первую очередь уплачиваются проценты за банков­ ский кредит;

далее соответствующая часть прибыли направляется

.на образование фондов материального поощрения, соци­ ально-культурных мероприятий и жилищного строитель­ ства и развития организации; остающаяся часть прибы­ ли используется на следующие цели:


финансирование централизованных капитальных вло­ жений и погашение кредита, предоставленного на цент­ рализованные капитальные вложения;

пополнение собственных оборотных средств; финансирование подготовки кадров и повышение их

квалификации; возмещение убытков от эксплуатации жилищно-ком­

мунального хозяйства; покрытие расходов по хозяйственному содержанию

культурно-просветительных учреждений, пионерских ла­ герей и другие затраты в пределах сумм, предусмотрен­ ных по плану;

взносы вышестоящим организациям в порядке пере­ распределения прибыли в пределах сумм, предусмотрен­ ных в финансовом плане;

образование в установленном порядке резерва мини­ стерств и ведомств для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям;

другие цели в порядке и размерах, установленных ре­ шениями Совета Министров СССР.

Кроме этого часть прибыли используется на покрытие других плановых затрат, предусмотренных финансовым планом организации. Остальная часть прибыли направ­ ляется в бюджет в виде свободного остатка прибыли.

5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРХПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ

Сверхплановая прибыль, полученная проектными (изыскательскими) организациями, используется на сле­ дующие цели:

уплату процентов за банковский кредит в тех случа­ ях, когда фактические размеры таких платежей выше сумм, предусмотренных по финансовому плану;

дополнительные отчисления в фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жи­ лищного строительства и развития организаций, которые производятся из перевыполненной части балансовой при­ были по нормативам, установленным для плановой при­ были с применением поправочных коэффициентов;

выплату премий по итогам Всесоюзного социалисти­ ческого соревнования проектных (изыскательских) орга-' низаций;

возмещение сверхплановых убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства;

погашение кредита, предоставленного банками па временное восполнение недостатка собственных оборот­ ных средств;

образование в установленном порядке резерва ми­ нистерств и ведомств для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям;

другие цели в соответствии с решениями Совета Ми­ нистров СССР.

Организации, не получившие сверхплановой прибыли или получившие ее в размерах, недостаточных для вы­ платы премий по итогам Всесоюзного социалистического соревнования, производят выплату указанных премий за счет свободного остатка прибыли организации, а при не­ достатке сверхплановой прибыли — для возмещения ссуд банка на временное восполнение недостатка оборотных средств проектные организации обязаны возмещать не­ достаток оборотных средств также за счет временного (до двух лет) снижения отчислений в фонды экономиче­ ского стимулирования в размерах до 30% величины на­ численных фондов.

Разница между общей суммой сверхплановой прибы­ ли и указанными платежами и отчислениями направляет­ ся в бюджет в івиде взноса свободного остатка сверхпла­ новой прибыли.

Проектным (изыскательским) организациям предо­ ставлено право за счет свободного остатка сверхплано­ вой прибыли погашать, при недостаточности средств фонда развития организации, ссуды, полученные для оп­ латы расходов, связанных с внедрением новой техники в

проектное производство и других мероприятий

по тех­

ническому совершенствованию производства,

которые

были произведены организациями до перевода

на но­

вую систему планирования и экономического стимулиро­ вания.

6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРИ НЕВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА ПО ПРИБЫЛИ

Если план ло прибыли не выполнен, то фактически полученная прибыль распределяется в следующем по­ рядке:

уплачиваются проценты за банковский кредит; производятся отчисления по соответствующим пони­

женным нормативам в' фонд материального поощрения и в фонд социально-культурных мероприятий и жилищно­ го строительства;