Файл: Арендаренко В.А. Новая система планирования и экономического стимулирования в проектно-изыскательских организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
іірнбьіли. їІрїї оценке деятельности проектных (изыска тельских) организаций, ранее действовавшие показатели общего и выполняемого собственными силами объема проектных и изыскательских работ по валу не учитыва ются.
Следует также отметить, что при оценке деятельности проектных (изыскательских) организаций учитываются и другие утверждаемые вышестоящими организациями показатели плана.
Оценка деятельности проектной (изыскательской) ор ганизации, в основном, производится при подведении итогов производственно-хозяйственной деятельности для сравнения с результатами производственно-хозяйствен ной деятельности в предыдущем году, при необходимо сти сравнения результатов работы нескольких предприя
тий (если решается вопрос о присуждении |
переходяще |
го знамени, о лидерстве в соревновании и т. |
д.). |
С целью стабилизации планов, начиная с плана на 1971 г. изменения в них могут вноситься вышестоящими организациями только до 15 марта планируемого года.
Общий (годовой) фонд заработной платы, ранее ут вержденный проектной (изыскательской) организацией, при переходе на новую систему планирования уменьша ется на предусмотренную в плане сумму премий работ никам. Однако указанная сумма на премирование сохра няется. Выплата этих премий в новых условиях произ водится из фонда материального поощрения. Балансо вая прибыль, в связи с переходом на новую систему, ус танавливается как сумма прибыли, получаемой в резуль тате деятельности всех хозяйств, находящихся на балан се проектных (изыскательских) организаций, т. е. от:
сдачи заказчикам генпроектировщиком объемов про ектных и изыскательских работ или сдачи генпроектировщику субподрядными организациями объемов про ектных работ, выполняемых собственными силами (в обоих случаях — по проектам и изысканиям в целом на объект или по этапам работ (комплексам или их час тям), законченным в планируемом году;
реализации на сторону продукции или предоставле ния услуг хозяйствами, находящимися на балансе про ектной (изыскательской) организации;
планируемых внереализационных доходов и расходов, кроме убытков от эксплуатации жилищно-коммунально го хозяйства и расходов на хозяйственное содержание
Культурно-просветительных учреждений и пионерских лагерей, которые покрываются в порядке распределения прибыли.
Другими словами, сумма прибыли проектной (изы скательской) организации представляет собой разницу между величиной выручки, полученной в результате дея тельности всех хозяйств, находящихся на балансе орга низации, с одной стороны, и затратами на производстве! указанной продукции и услуг — с другой.
Преобладающее место в общей сумме прибыли про ектных и изыскательских организации принадлежит при были от сдачи проектно-нзыскательскнх работ, состав ляющей около 96% от общей массы прибыли. В балан совой прибыли находит отражение уменьшение издержек производства проектных и изыскательских работ в связи с тем, что при переводе на новую систему из их плано вой себестоимости исключаются суммы, предусмотрен ные в плане на оплату премий работникам и процентов за банковский кредит.
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПРИБЫЛИ
Новая система планирования и экономического сти* мулирования предусматривает принятие в год перехода по новую систему проектными, изыскательскими" и про- ектно-изыскательскими организациями повышенных, по сравнению с ранее утвержденными (и уточненными в связи с исключением из плановой себестоимости сумм, предусмотренных в ранее утвержденном плане, на вы плату премий работникам и процентов за банковский кредит) плановых заданий.
Дополнительные обязательства по увеличению при были и, как следствие, по увеличению ресурсов для обра зования фондов экономического стимулирования, прини маются проектными, изыскательскими и проектно-изы- скательскими организациями за счет создания внутри организации следующих условий: сокращения, против предусмотренных планами, сроков проектирования ч и изысканий и объемов незавершенного проектирования; снижения себестоимости проектных и изыскательских ра бот; повышения производительности труда проектиров щиков, а также увеличения объемов проектно-изыска- тельских работ для объектов, имеющих важнейшее на роднохозяйственное значение без увеличения установ ленного по плану фонда заработной платы.
Принятие дополнительных обязательств (как исклю чение допускается с согласия МВК Госплана СССР, ес ли это вызывается потребностью народного хозяйства) по увеличению объема проектно-изыскательских pa-бот и по сдаче законченной проектно-сметной документации по^ объектам, имеющим важнейшее народнохозяйственное" значение, производится, как правило, за счет повышения производительности труда проектировщиков без увели чения установленного по плану фонда заработной платы. При этом объем проектно-изыскательских работ на пла нируемый период не должен превышать потребность ка питального строительства в проектно-сметной докумен тации, определенную в соответствии с объемами капи тальных вложений. На величину дополнительных обяза тельств по объему должны быть произведены уточнения утвержденных объемов проектных и изыскательских ра бот на планируемый год.
Дополнительные обязательства по увеличению при были за счет сокращения издержек производства пол ностью учитываются в составе балансовой прибыли, по лученной от сданных заказчику работ.
На основе установленных планом показателей по при были, платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета проектные (изыскательские) организации сами разраба тывают балансы доходов и расходов, т. е. составляют финансовый план организации. При этом в пределах ус тановленных платежей в бюджет и ассигнований из бюд жета проектные (изыскательские) организации также сами определяют размеры расходов по статьям финансо вого плана (кроме лимитируемых — объем централизо ванных капитальных вложений, погашение кредитов бан ков, предоставляемых на централизованные капитальные вложения и др.), а также собственных ресурсов, направ ляемых на финансирование капитальных вложений и другие затраты.
Если проектной (изыскательской) организации уста новлен на планируемый период объем централизован ных капитальных вложений, министерства (ведомства) обязаны уменьшить организации, переводимой на новую систему, объем централизованных капитальных вложе ний на сумму амортизационных отчислений, направляе мых в фонд развития организации (если они направля ются в этот фонд), без изменения задания по вводу в
действие производственных мощностей. Задание по вво-
ду в действие основных фондов за счет централизован ных капитальных вложений министерствами (ведомства ми), установленное до перевода на новую систему, мо жет быть уменьшено при условии соответствующего уве личения ввода в действие основных фондов,.создаваемых за счет нецентралпзованных капитальных вложений — фонда развития организации.
Выделенные для обеспечения централизованных ка питальных вложений материально-технические ресурсы и фонд заработной платы при сокращении объемов цент рализованных капитальных вложений направляются в соответствующей части на осуществление капитального строительства, производимого за счет фонда развития организации.
О приведенных изменениях плана централизованных капитальных вложений министерства (ведомства) СССР
и Госпланы и министерства финансов союзных респуб лик по подчиненности сообщают Госплану СССР, а об изменениях плана финансирования капитальных вложе ний в связи с сокращением объема и переводом центра лизованных капитальных вложений на долгосрочное кре дитование — Министерству финансов СССР.
3. ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА ОРГАНИЗАЦИЙ НА НОВУЮ
СИСТЕМУ
Министерства (ведомства) СССР |
и |
советы минист |
ров союзных республик одновременно |
с |
предложением |
по переводу проектных, изыскательских и проектно-изы- скательских организаций на новую систему представля ют Междуведомственной комиссии при Госплане СССР
по каждой организации:
расчет объема проектных и изыскательских работ по проектам и изысканиям в целом на объект и этапам ра бот, заканчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчику, выполняемых проектной (изыскатель ской) организацией, переводимой в виде опыта на новую систему;
основные показатели производственно-хозяйственной деятельности проектной и изыскательской организации, переводимой на новую систему;
расчет фондов экономического стимулирования. После согласования с Междуведомственной комисси
ей при Госплане СССР вопроса о переводе каждой орга низации на новую систему и устанавливаемых им норма'
швов отчислений в процентах от балансовой прибыли Б фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и развития ор ганизации, министерства и ведомства приводят планы проектных, изыскательских или проектно-изыскательских организаций в соответствие с новой системой показате лей и уточняют с учетом принятых этими организациями дополнительных обязательств по прибыли и объемам ра бот и утверждают подчиненным организациям соответст вующие показатели планов, предусмотренные для орга низаций, перешедших на новую систему планирования и экономического стимулирования. Одновременно проект ные, изыскательские или проектно-изыскательские орга низации, переведенные на новую систему планирования •и экономического стимулирования, в связи с изменением утверждаемых показателей, вносят уточнения в расчет ные показатели плана, разработанные самими проектны ми, изыскательскими или проектно-изыскательскими ор ганизациями.
В свою очередь планы по министерствам и ведомст вам СССР и союзным республикам в целом уточняются с учетом повышенных заданий, принятых подведомствен ными организациями при переводе на новую систему.
Проектные (изыскательские) организации, переведен ные на новую систему планирования и экономического стимулирования, после утверждения новых уточненных показателей, вытекающих из принятых дополнительных обязательств, показывают в статистической и бухгалтер ской отчетности уточненные плановые и фактические данные как по утвержденным вышестоящей организаци ей, так и по разрабатываемым ими самими показателям.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ
Плановую прибыль от сданной продукции проектные, изыскательские и проектно-изыскательские организации, переведенные в виде опыта на новую систему, распреде ляют следующим образом:
в первую очередь уплачиваются проценты за банков ский кредит;
далее соответствующая часть прибыли направляется
.на образование фондов материального поощрения, соци ально-культурных мероприятий и жилищного строитель ства и развития организации; остающаяся часть прибы ли используется на следующие цели:
финансирование централизованных капитальных вло жений и погашение кредита, предоставленного на цент рализованные капитальные вложения;
пополнение собственных оборотных средств; финансирование подготовки кадров и повышение их
квалификации; возмещение убытков от эксплуатации жилищно-ком
мунального хозяйства; покрытие расходов по хозяйственному содержанию
культурно-просветительных учреждений, пионерских ла герей и другие затраты в пределах сумм, предусмотрен ных по плану;
взносы вышестоящим организациям в порядке пере распределения прибыли в пределах сумм, предусмотрен ных в финансовом плане;
образование в установленном порядке резерва мини стерств и ведомств для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям;
другие цели в порядке и размерах, установленных ре шениями Совета Министров СССР.
Кроме этого часть прибыли используется на покрытие других плановых затрат, предусмотренных финансовым планом организации. Остальная часть прибыли направ ляется в бюджет в виде свободного остатка прибыли.
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРХПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ
Сверхплановая прибыль, полученная проектными (изыскательскими) организациями, используется на сле дующие цели:
уплату процентов за банковский кредит в тех случа ях, когда фактические размеры таких платежей выше сумм, предусмотренных по финансовому плану;
дополнительные отчисления в фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жи лищного строительства и развития организаций, которые производятся из перевыполненной части балансовой при были по нормативам, установленным для плановой при были с применением поправочных коэффициентов;
выплату премий по итогам Всесоюзного социалисти ческого соревнования проектных (изыскательских) орга-' низаций;
возмещение сверхплановых убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства;
погашение кредита, предоставленного банками па временное восполнение недостатка собственных оборот ных средств;
образование в установленном порядке резерва ми нистерств и ведомств для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям;
другие цели в соответствии с решениями Совета Ми нистров СССР.
Организации, не получившие сверхплановой прибыли или получившие ее в размерах, недостаточных для вы платы премий по итогам Всесоюзного социалистического соревнования, производят выплату указанных премий за счет свободного остатка прибыли организации, а при не достатке сверхплановой прибыли — для возмещения ссуд банка на временное восполнение недостатка оборотных средств проектные организации обязаны возмещать не достаток оборотных средств также за счет временного (до двух лет) снижения отчислений в фонды экономиче ского стимулирования в размерах до 30% величины на численных фондов.
Разница между общей суммой сверхплановой прибы ли и указанными платежами и отчислениями направляет ся в бюджет в івиде взноса свободного остатка сверхпла новой прибыли.
Проектным (изыскательским) организациям предо ставлено право за счет свободного остатка сверхплано вой прибыли погашать, при недостаточности средств фонда развития организации, ссуды, полученные для оп латы расходов, связанных с внедрением новой техники в
проектное производство и других мероприятий |
по тех |
ническому совершенствованию производства, |
которые |
были произведены организациями до перевода |
на но |
вую систему планирования и экономического стимулиро вания.
6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРИ НЕВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА ПО ПРИБЫЛИ
Если план ло прибыли не выполнен, то фактически полученная прибыль распределяется в следующем по рядке:
уплачиваются проценты за банковский кредит; производятся отчисления по соответствующим пони
женным нормативам в' фонд материального поощрения и в фонд социально-культурных мероприятий и жилищно го строительства;