Файл: Алабин М.А. Корреляционно-регрессионный анализ статистических данных в двигателестроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

05

00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 17

 

 

 

 

 

 

R

 

 

 

 

 

GT

 

3975-^4000

4000ч-4025

40254-4050

4050ч-4075

40754-4100

41004-4125

41254-4150

П !

J

 

 

 

 

 

4000 ч-

 

 

 

 

 

1

 

12

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4

5

4

3975

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3975 ч-

 

 

 

 

0

1

8

3

 

 

 

 

 

 

3

1

4

1

 

 

3950

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

12

3

9

3

 

 

 

 

 

 

3950ч-

 

— 4

 

— 3

0

6

10

12

 

 

 

2

3

 

3

6

5

. 4

23

2

3925

 

 

 

 

 

4

 

6

6

12

10

8

 

 

 

 

 

 

 

 

3925 ч-

— 3

— 6

 

— 4

0

 

2

 

14

1

1

3

4

 

5

 

1

 

 

 

3900

 

 

 

 

 

 

 

1

3

 

4

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3900ч-

 

— 10

4

— 4

0

4

 

 

18

0

 

5

 

5

4

 

 

 

 

3875

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3875ч-

— 6

— 10

 

— 3

0

 

 

 

11

— 1

2

5

3

 

1

 

 

 

 

 

3850

 

 

 

 

 

 

 

 

— 2

— 5

 

3

— 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3850ч-

— 6

— 6

 

— 1

 

 

 

 

6

— 2

2

3

1

 

 

 

 

 

 

 

3825

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— 4

— 6

 

— 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

I

I

!

 

1

 

I

N C со

ю

—6

 

 

 

 

 

 

 

2

—3

 

 

 

 

 

 

 

 

00

2

 

 

 

 

 

 

 

0

О1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

—6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

18

 

15

17

12

10

9

88

 

t i l l

—21

— 36

 

— 15

■ 0

12

20

27

— 13

 

i2ri[

63

72

 

15

0

12

40

81

283

 

Yni)i

— 11

—4

 

5

19

19

23

27

78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a n ljj

33

8

 

—5

0

19

46

81

182

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i3ll;

-189

— 144

— 15

0

12

80

243

17

 

i4/!;

567

288

 

15

0

12

160

729

1771

 

M n uj

—99

— 16

 

5

0

19

92

243

244

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

i

 

- 3

—2

 

— 1

0

1

2

3

 

 


182= - 13/?; + 283/?+ + 176+;

244 =

283/?;+ 17/?++ 1771/?+.

Решая эту систему,

например, методом определителей, на­

ходим

 

/?;= 1,5518;

/?+ = 0,7017; /? + = -0 ,0 5 5 7 6 .

Производим замену переменных + и х 2' на А4 и А+ Находим зна­

чения Ai и Х2 из уравнений

 

 

 

 

 

 

 

А-) — Лг10 .

_Хч Xoq

 

 

Vj —

_

у

Л 2

.

»

 

 

где

 

'лт

 

 

1Х2

 

 

3887;

* .0= 4067;

+ , =

?+ =

25.

 

Х 10

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

Л', 3887

=

и,

Х , - Ш 1

 

(

25

f .

2 5

ом

 

25

 

Ь2\

/

И окончательно

Xi = —35820+18,838А2— 0,00223А;.

На рис. 2 показана эмпирическая линия регрессии, прямая и параболическая линии корреляционной зависимости расхода топ­ лива от тяги.

2.6. Некоторые примеры двумерных корреляционных связей

Двумерные корреляционные связи могут быть широко ис­ пользованы для процессов серийного производства, ремонта и эксплуатации двигателей на летательных аппаратах. В этих ус­ ловиях двумерные корреляционные связи целесообразно исполь­ зовать для оценки степени стабильности качества сборки, отлад­ ки на заданных режимах различных партий двигателей, для выявления особенностей работы системы регулирования и в из­ менении параметров двигателей при переходе с одного режима на другой (например, с бесфорсажного на форсированный).

Решение возникающих вопросов применением двумерных кор­ реляционных связей связано с выявлением имеющихся законо­ мерностей в изменениях различных параметров в зависимости от выбранных результирующих параметров. Имея такие закономер­ ности, решение вопроса, например, о стабильности качества сборки, отладки может быть произведено методами математиче­ ской статистики определением существенности отличия в харак­ тере закономерностей для различных партий двигателей.

В качестве примера на рис. 3 приведены статистические за­ висимости изменения ряда параметров для двигателей одного ти­

70


па на одном из основных режимов работы от значения тяги на этом режиме, полученной при отладке до норм технических усло­ вий в процессе стендовых испытаний. Естественно, что статисти­ ческие зависимости по типу приведенных на рис. 3 могут быть построены по любому из рассматриваемых параметров.

$

W

1,02-

Рис. 3. Статистические зависимости расхода топлива уОт), степени повышения давления в компрессоре ( я к), температуры газов за турбиной (/4 ) от тяги

Применяя ранее приведенные способы определения парамет­ ров корреляционных связей, найдем, что рассматриваемые ста­ тистические связи характеризуются следующими уравнениями регрессии:

GT= -0 ,4 1 1 7

+

1,4062/?;

 

л * = 0,5462

+

0,45287?;

(64)

7*= 0,3733 +

0,62497?.

 

Уравнения регрессии построеиы по относительным значениям параметров. Относительные значения тяги получены делением абсолютного значения тяги каждого двигателя на номинальное


значение ее для данного режима, а для остальных параметров— делением абсолютных значений параметра для каждого двигате­ ля на среднестатистическое значение параметра, соответствую­ щее номинальному значению тяги.

Из полученных

регрессионных

зависимостей

(64)

следует,

что значения всех

взаимосвязанных

параметров

для

каждого

двигателя могут быть оценены значением тяги, на которое отла­ живается двигатель при стендовых испытаниях. При изменении величины тяги в поле технологического допуска изменяются п все взаимосвязанные параметры.

Двумерный корреляционный анализ может быть использован для получения уточняющих коэффициентов к формулам приве­ дения параметров двигателя к стандартным атмосферным усло­ виям. Как известно, атмосферные условия сказываются главным образом через температуру и влагосодержанне воздуха. По­ скольку в пределах возможного изменения атмосферных условий на земле влияние температуры и влагосодержанпя воздуха на параметры двигателя сравнительно невелико, то связь между зависимыми и независимыми переменными величинами следует считать линейной.

В тех случаях, когда изменение влагосодержанпя воздуха в рассматриваемой статистической информации незначительно и вариация результирующего параметра от неучтенных причин сравнительно невелика, определение уточняющих коэффициентов к формулам приведения целесообразно вести по суммарному влиянию на них температуры и влагосодержанпя воздуха. В этих случаях значения коэффициентов регрессии по влажности воздуха могут оказаться неправильными не только количественно, но и качественно — по знаку влияния. Это происходит от того, что слишком .мала вариация влагосодержанпя в воздухе и влияние влажности оказывается пренебрежимо мало по сравнению с ва­ риацией результирующего параметра под влиянием других при­ чин (точность замера, к.п.д. элементов двигателя и др.).

Поскольку значения уточняющих коэффициентов сравнитель­ но невелики, а численные величины их должны быть в достаток ной мере объективными, то к статистической информации, ис­ пользуемой для их определения, предъявляется ряд требований.

Статистическая информация должна быть достаточно пред­ ставительной — определение уточняющих коэффициентов долж­ но вестись по статистической информации не менее чем для 50 двигателей. Все эти двигатели должны быть равномерно распре­ делены в рассматриваемом диапазоне температур наружного воздуха и должны быть одинаковыми по конструктивной компо­ новке.

При привлечении к рассмотрению статистических материалов по двигателям, проходившим испытания на разных испытатель­ ных стендах, необходимо установить отсутствие разницы в сред­

72


них значениях одноименных параметров между выборками дви­ гателей, испытывавшимися на разных стендах. Для вероятност­ ной оценки существенности разницы двух выборочных средних подсчитывается значение величины t по формуле

t =

* 1 ~ Х г \

 

Л/

2 ( * i ~

У] (Хо — Х2)2

V

ЛДЛ!—1)

Л2(л2— 1)

где X iiiX i — значение параметра у двигателей основной выбор-

_

ки и среднее значение параметра соответственно;

Х2 и Х 2 — то же для привлекаемой выборки двигателей;

Пу и п2 — количество двигателей в выборках.

Определение уточняющих коэффициентов следует вести по статистическим данным тех выборок, для которых ^<3,0.

Для более правильной оценки величины уточняющего коэф­ фициента необходимо исключить из статистической информации все те отдельные значения каждого параметра, которые уклоня­ ются от интервального среднего значения более чем на За.

Для того чтобы все принятые к рассмотрению двигатели бы­ ли геометрически подобны, необходимо все данные, полученные по обычным формулам приведения на каждом отдельном двига­ теле, привести к единым значениям площадей сопловых аппара­ тов турбины, реактивного сопла и других регулировочных эле­ ментов, которые используются для получения основных данных двигателя в поле технологических допусков (углы установки на­ правляющих аппаратов компрессора, величина степени расши­ рения газов на турбине и др.).

Определим значение уточняющего коэффициента к формуле приведения давления воздуха за компрессором по статистиче­ ским данным, приведенным на рис. 4. Значения р2 соответству­ ют одинаковым значениям регулировочных элементов для всех двигателей на рассматриваемом режиме работы.

Из статистической информации исключаем два двигателя с /92= 8,32 при ^в=18 и 2 Г С , поскольку отклонение этих значений от среднего значения интервала температур ^в = 18-т-22° С боль­ ше За. По аналогичной причине исключаем из рассмотрения два

двигателя с р2= 8,41

и р2= 8,42 при

tB——22 и — 23° С. ^

Для

рассматриваемой статистической информации: /э2= 8,44;

f B= 272;

Ъ{Р2—р 2) г= 0,077; 2 2—Т2) 2= 14356;

2 (> 2- р 2)Х

X 2— Т2) = -3 0 ,7 6 .

 

 

 

Для

определения

коэффициентов

уравнения

регрессии по

отклонениям случайных значений от среднего значения каждого параметра коэффициент регрессии Ью определится из уравнения

V (X, - X J { Хг - Х 2)= Ьъ 2 (*а - Х гГ

73