Файл: Алабин М.А. Корреляционно-регрессионный анализ статистических данных в двигателестроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
05
00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 17 |
||
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
GT |
|
3975-^4000 |
4000ч-4025 |
40254-4050 |
4050ч-4075 |
40754-4100 |
41004-4125 |
41254-4150 |
П ! |
J |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|||||||||
4000 ч- |
|
|
|
|
|
1 |
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
4 |
5 |
4 |
||
3975 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
4 |
• |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3975 ч- |
|
|
|
|
0 |
1 |
8 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
4 |
1 |
|
|
||
3950 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
9 |
3 |
12 |
3 |
9 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
3950ч- |
|
— 4 |
|
— 3 |
0 |
6 |
10 |
12 |
|
|
|
|
2 |
3 |
|
3 |
6 |
5 |
. 4 |
23 |
2 |
||
3925 |
|
|
|
||||||||
|
|
4 |
|
6 |
6 |
12 |
10 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
3925 ч- |
— 3 |
— 6 |
|
— 4 |
0 |
|
2 |
|
14 |
1 |
|
1 |
3 |
4 |
|
5 |
|
1 |
|
|
|
||
3900 |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
1 |
3 |
|
4 |
5 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
3900ч- |
|
— 10 |
4 |
— 4 |
0 |
4 |
|
|
18 |
0 |
|
|
5 |
|
5 |
4 |
|
|
|
|
|||
3875 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
0 |
|
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3875ч- |
— 6 |
— 10 |
|
— 3 |
0 |
|
|
|
11 |
— 1 |
|
2 |
5 |
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
||
3850 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
— 2 |
— 5 |
|
3 |
— 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3850ч- |
— 6 |
— 6 |
|
— 1 |
|
|
|
|
6 |
— 2 |
|
2 |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
3825 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
— 4 |
— 6 |
|
— 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
I |
I |
I |
! |
|
1 |
|
I |
N C со |
ю |
—6 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
—3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
00 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
0 |
О1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
—6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
>ч |
7 |
18 |
|
15 |
17 |
12 |
10 |
9 |
88 |
|
|
t i l l |
—21 |
— 36 |
|
— 15 |
■ 0 |
12 |
20 |
27 |
— 13 |
|
|
i2ri[ |
63 |
72 |
|
15 |
0 |
12 |
40 |
81 |
283 |
|
|
Yni)i |
— 11 |
—4 |
|
5 |
19 |
19 |
23 |
27 |
78 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
a n ljj |
33 |
8 |
|
—5 |
0 |
19 |
46 |
81 |
182 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
i3ll; |
-189 |
— 144 |
■ |
— 15 |
0 |
12 |
80 |
243 |
17 |
|
|
i4/!; |
567 |
288 |
|
15 |
0 |
12 |
160 |
729 |
1771 |
|
|
M n uj |
—99 |
— 16 |
|
5 |
0 |
19 |
92 |
243 |
244 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
i |
|
- 3 |
—2 |
|
— 1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
|
182= - 13/?; + 283/?+ + 176+;
244 = |
283/?;+ 17/?++ 1771/?+. |
Решая эту систему, |
например, методом определителей, на |
ходим |
|
/?;= 1,5518; |
/?+ = 0,7017; /? + = -0 ,0 5 5 7 6 . |
Производим замену переменных + и х 2' на А4 и А+ Находим зна
чения Ai и Х2 из уравнений |
|
|
|
|
|
|
||
|
А-) — Лг10 . |
_Хч Xoq |
|
|
||||
Vj — |
_ |
у |
Л 2 |
. |
» |
|
|
|
где |
|
'лт |
|
|
1Х2 |
|
|
|
3887; |
* .0= 4067; |
+ , = |
?+ = |
25. |
|
|||
Х 10 |
|
|||||||
Тогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
Л', 3887 |
= |
и, |
Х , - Ш 1 |
|
( |
25 |
f . |
|
2 5 |
ом |
|
25 |
|
Ь2\ |
/ |
И окончательно
Xi = —35820+18,838А2— 0,00223А;.
На рис. 2 показана эмпирическая линия регрессии, прямая и параболическая линии корреляционной зависимости расхода топ лива от тяги.
2.6. Некоторые примеры двумерных корреляционных связей
Двумерные корреляционные связи могут быть широко ис пользованы для процессов серийного производства, ремонта и эксплуатации двигателей на летательных аппаратах. В этих ус ловиях двумерные корреляционные связи целесообразно исполь зовать для оценки степени стабильности качества сборки, отлад ки на заданных режимах различных партий двигателей, для выявления особенностей работы системы регулирования и в из менении параметров двигателей при переходе с одного режима на другой (например, с бесфорсажного на форсированный).
Решение возникающих вопросов применением двумерных кор реляционных связей связано с выявлением имеющихся законо мерностей в изменениях различных параметров в зависимости от выбранных результирующих параметров. Имея такие закономер ности, решение вопроса, например, о стабильности качества сборки, отладки может быть произведено методами математиче ской статистики определением существенности отличия в харак тере закономерностей для различных партий двигателей.
В качестве примера на рис. 3 приведены статистические за висимости изменения ряда параметров для двигателей одного ти
70
па на одном из основных режимов работы от значения тяги на этом режиме, полученной при отладке до норм технических усло вий в процессе стендовых испытаний. Естественно, что статисти ческие зависимости по типу приведенных на рис. 3 могут быть построены по любому из рассматриваемых параметров.
$
W
1,02-
Рис. 3. Статистические зависимости расхода топлива уОт), степени повышения давления в компрессоре ( я к), температуры газов за турбиной (/4 ) от тяги
(Ю
Применяя ранее приведенные способы определения парамет ров корреляционных связей, найдем, что рассматриваемые ста тистические связи характеризуются следующими уравнениями регрессии:
GT= -0 ,4 1 1 7 |
+ |
1,4062/?; |
|
л * = 0,5462 |
+ |
0,45287?; |
(64) |
7*= 0,3733 + |
0,62497?. |
|
Уравнения регрессии построеиы по относительным значениям параметров. Относительные значения тяги получены делением абсолютного значения тяги каждого двигателя на номинальное
значение ее для данного режима, а для остальных параметров— делением абсолютных значений параметра для каждого двигате ля на среднестатистическое значение параметра, соответствую щее номинальному значению тяги.
Из полученных |
регрессионных |
зависимостей |
(64) |
следует, |
что значения всех |
взаимосвязанных |
параметров |
для |
каждого |
двигателя могут быть оценены значением тяги, на которое отла живается двигатель при стендовых испытаниях. При изменении величины тяги в поле технологического допуска изменяются п все взаимосвязанные параметры.
Двумерный корреляционный анализ может быть использован для получения уточняющих коэффициентов к формулам приве дения параметров двигателя к стандартным атмосферным усло виям. Как известно, атмосферные условия сказываются главным образом через температуру и влагосодержанне воздуха. По скольку в пределах возможного изменения атмосферных условий на земле влияние температуры и влагосодержанпя воздуха на параметры двигателя сравнительно невелико, то связь между зависимыми и независимыми переменными величинами следует считать линейной.
В тех случаях, когда изменение влагосодержанпя воздуха в рассматриваемой статистической информации незначительно и вариация результирующего параметра от неучтенных причин сравнительно невелика, определение уточняющих коэффициентов к формулам приведения целесообразно вести по суммарному влиянию на них температуры и влагосодержанпя воздуха. В этих случаях значения коэффициентов регрессии по влажности воздуха могут оказаться неправильными не только количественно, но и качественно — по знаку влияния. Это происходит от того, что слишком .мала вариация влагосодержанпя в воздухе и влияние влажности оказывается пренебрежимо мало по сравнению с ва риацией результирующего параметра под влиянием других при чин (точность замера, к.п.д. элементов двигателя и др.).
Поскольку значения уточняющих коэффициентов сравнитель но невелики, а численные величины их должны быть в достаток ной мере объективными, то к статистической информации, ис пользуемой для их определения, предъявляется ряд требований.
Статистическая информация должна быть достаточно пред ставительной — определение уточняющих коэффициентов долж но вестись по статистической информации не менее чем для 50 двигателей. Все эти двигатели должны быть равномерно распре делены в рассматриваемом диапазоне температур наружного воздуха и должны быть одинаковыми по конструктивной компо новке.
При привлечении к рассмотрению статистических материалов по двигателям, проходившим испытания на разных испытатель ных стендах, необходимо установить отсутствие разницы в сред
72
них значениях одноименных параметров между выборками дви гателей, испытывавшимися на разных стендах. Для вероятност ной оценки существенности разницы двух выборочных средних подсчитывается значение величины t по формуле
t = |
* 1 ~ Х г \ |
|
Л/ |
2 ( * i ~ |
У] (Хо — Х2)2 |
V |
ЛДЛ!—1) |
Л2(л2— 1) |
где X iiiX i — значение параметра у двигателей основной выбор-
_ |
ки и среднее значение параметра соответственно; |
Х2 и Х 2 — то же для привлекаемой выборки двигателей; |
|
Пу и п2 — количество двигателей в выборках. |
Определение уточняющих коэффициентов следует вести по статистическим данным тех выборок, для которых ^<3,0.
Для более правильной оценки величины уточняющего коэф фициента необходимо исключить из статистической информации все те отдельные значения каждого параметра, которые уклоня ются от интервального среднего значения более чем на За.
Для того чтобы все принятые к рассмотрению двигатели бы ли геометрически подобны, необходимо все данные, полученные по обычным формулам приведения на каждом отдельном двига теле, привести к единым значениям площадей сопловых аппара тов турбины, реактивного сопла и других регулировочных эле ментов, которые используются для получения основных данных двигателя в поле технологических допусков (углы установки на правляющих аппаратов компрессора, величина степени расши рения газов на турбине и др.).
Определим значение уточняющего коэффициента к формуле приведения давления воздуха за компрессором по статистиче ским данным, приведенным на рис. 4. Значения р2 соответству ют одинаковым значениям регулировочных элементов для всех двигателей на рассматриваемом режиме работы.
Из статистической информации исключаем два двигателя с /92= 8,32 при ^в=18 и 2 Г С , поскольку отклонение этих значений от среднего значения интервала температур ^в = 18-т-22° С боль ше За. По аналогичной причине исключаем из рассмотрения два
двигателя с р2= 8,41 |
и р2= 8,42 при |
tB——22 и — 23° С. ^ |
||
Для |
рассматриваемой статистической информации: /э2= 8,44; |
|||
f B= 272; |
Ъ{Р2—р 2) г= 0,077; 2 (Т2—Т2) 2= 14356; |
2 (> 2- р 2)Х |
||
X (Т2— Т2) = -3 0 ,7 6 . |
|
|
|
|
Для |
определения |
коэффициентов |
уравнения |
регрессии по |
отклонениям случайных значений от среднего значения каждого параметра коэффициент регрессии Ью определится из уравнения
V (X, - X J { Хг - Х 2)= Ьъ 2 (*а - Х гГ
73