Файл: Сергеев В.И. Исследование динамики плоских механизмов с зазорами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 3
|
^ТРі |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 0,01 |
0,01 |
|
|
*тр, |
0 |
0 |
0,01 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0,01 |
0,1 |
0,01 |
0,1 |
|
|
*тр, |
0,01 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0,01 |
0,1 |
0 |
0 |
0,01 |
0,01 |
|
Продолжнтельность |
|
|
34,7 |
5,7 |
12 |
12 7,6 |
8,9 |
3,8 |
5,2 |
3,7 |
|||
переходного |
процесса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(по углу |
а), |
г р а д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение Тгпах в пе- |
2220 |
1050 |
1500 |
1080 2450 1500 |
1040 |
2170 |
1080 1680 1100 |
||||||
реходном |
режиме, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р а д / с е к |
|
|
597 |
313 |
436 |
345 |
516 |
379 |
294 |
407 |
326 |
371 |
300 |
Значение R max в пе |
|||||||||||||
реходном |
режиме, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10°- н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельность переходного процесса сокращается. Однако в случае чисто квадратичного трения переходный процесс не прекращается даже при krp, = 0,1.
Максимальное значение силы реакции в зазоре в переходном режиме имеет наибольшее значение при чисто квадратичном тре нии, с увеличением коэффициента трения оно уменьшается значи тельно быстрее, чем при чисто линейном трении. Наименьшее зна чение ее при данных коэффициентах трения достигалось при комби
нации сухого трения с kTPl = 0,01 |
и квадратичного трения с kтр., = |
||||||||||||
= |
0,1. В этом же случае наименьшего значения достигает и макси |
||||||||||||
мум угловой |
скорости fraax в переходном |
режиме. |
|
|
|
||||||||
|
Соответствующие графики изменения _угловой скорости t> коор |
||||||||||||
динаты х, значений реакции R и R„ приведены на рис. |
19 и 20; они |
||||||||||||
получены при разных коэффициентах |
трения |
(£тр, = |
0,01; &rPl = |
||||||||||
= |
0; krPa = 0 , 1 |
на рис. 20 |
и krpt = |
0,01; |
kTP, = |
0,1; |
krPa = О |
||||||
на |
рис. |
19) |
при |
следующих |
значениях |
остальных |
|
параметров: |
|||||
со = 5 сект1; Д = |
3- ІО-5 м\ гИ = |
0,5; m jm 3 = |
0,12; |
F = |
0. |
||||||||
|
Как |
видно |
из |
этих рисунков, |
после |
окончания |
|
переходного |
процесса значение угловой скорости ф становится равным нулю, ошибка положения принимает максимальное значение, величина реакции в механизме с зазором совпадает с величиной реакции в данной паре идеального механизма. До наступления следующего разрыва кинематической цепи движение практически не отличается от рассмотренного выше для сухого трения.
Подробное исследование динамики рассматриваемого механизма при учете сил сухого трения в шатунном подшипнике при разных значениях внешней нагрузки F приведено ниже.
Методика и результаты экспериментального исследования ди намики четырехзвенного кривошипно-кулисного механизма опи саны в работе [79]. Следует отметить, что динамические модели кривошипно-ползунного и кривошипно-кулисного механизмов в рассматриваемой постановке задачи имеют несущественные отличия, которые могут быть учтены в нестандартной части описанного выше
72
моделирующего алгоритма, блок-схема которого изображена на рис. 6.
Поэтому представляет определенный интерес сопоставить между собой (во всяком случае в качественном отношении) некоторые ре зультаты, полученные в настоящей работе на основе расчетов, с соответствующими данными эксперимента из [79]. К этому следует еще добавить, цто механизмы обоих типов имеют ряд относительно близких по своим величинам и характеру исходных данных: об щий закон движения ведущего звена, практически совпадающие интервалы изменения зазора в одной из кинематических пар, на личие сухого трения в подшипнике скольжения с зазором и пренеб режимо малые силы трения в остальных кинематических парах, в которых зазор не учитывался. При проведении эксперимента на кривошипно-кулисном механизме эти условия обеспечивались, в частности, тем, что в «беззазорных» шарнирных опорах механизма были установлены специальные подшипники качения повышенной точности, а в опоре с зазором — подшипник скольжения, работаю щий без смазки.
Основные выводы, вытекающие из анализа полученного экспе риментальным путем материала, могут быть сведены к следующим:
73
R ,R ^ > H
величины зазора и максимальные значения реакции в подшип нике связаны между собою монотонно возрастающей зависимостью; силы реакции в подшипнике увеличиваются на участках движе ния пальца и обоймы подшипника, где происходят их удары, после
чего следует затухающий колебательный процесс; после удара, как правило, сохраняется г условие замкнутости
кинематической цепи механизма.
В качественном отношении два первых вывода подтверждают данные расчетов, полученные на выбранном виде динамической мо дели кривошипно-ползуиного механизма. Последний вывод не опро вергает принятую в настоящей работе гипотезу, согласно которой свободное движение элементов кинематической пары в поле зазора может в ряде случаев заканчиваться в условиях неупругого удара.
Выбор точности решения уравнений движения
Вопросу выбора точности интегрирования уравнений движения •были посвящены специальные эксперименты на ЭЦВМ. Делались просчеты различных вариантов с разной точностью интегрирования
74
уравнений движения. Как известно, арифметические операции в вычислительной машине производятся с большой точностью, неза висимо от количества вычислений. При интегрировании уравнений движения требуется задать точность, с которой должны вычислять ся значения искомых функций на каждом шаге интегрирования. При этом значения текущих координат принимаются в качестве начальных условий интегрирования на следующем шаге, сле довательно, даже малая погрешность при вычислении траекто рии движения будет со временем накапливаться и может привести к значительным погрешностям в расчетах.
Приемлемая точность интегрирования дифференциальных урав нений может быть выбрана путем сравнения результатов решения при разной точности. Получив решение при некоторой заданной точ ности Е интегрирования уравнений движения, следует провести по крайней мере еще два расчета с меньшей и большей точностями. Если при повышении точности расчетов траектории движения или иные характеристики динамического процесса на рассматриваемом от резке изменения независимого переменного отличаются от этих же характеристик, полученных при расчетах с меньшей точностью не более чем на заданную величину, то точность Е, при которой было получено предыдущее решение, следует принять в качестве нижней границы множества значений точности Е. Если же отклонение пре вышает заданную величину, то требуется повышать точность интег рирования уравнений движения до тех пор, пока не будет получено приемлемое совпадение двух последующих траекторий движения. Аналогичный поиск следует провести для определения верхней гра ницы допустимого множества величин точности.
Полученные результаты расчетов показывают, что при решении уравнений движения механизма в условиях отсутствия сил трения в паре 1—2 приемлемой точностью интегрирования уравнений дви жения следует считать точность порядка ІО-4, если требуется про вести расчет дополнительного движения в зазоре за время, соответ ствующее полному обороту кривошипа. Дальнейшее повышение точ ности, не вызывая существенных изменений в траекториях движения и графиках реакции в паре 1—2, значительно увеличивает машинное время решения задачи. Снижение точности до ІО“3, ІО“2 сокращает машинное время, но приводит к существенным изменениям вида графиков и траекторий свободного движения пальца шатуна в поле зазора.
На рис. 21 показаны траектории свободного движения для одно го из вариантов расчетов, выполненных с разной точностью. Как вид но, траектории движения, рассчитанные с точностью ІО“5, ІО“4 •(рис. 21, а), практически совпадают, траектории же движения, по лученные при решении уравнений движения с точностью ІО“3, ІО“2 (рис. 21, б), существенно отличаются (в частности, по углу у более чем на я/2) от изображенных на рис. 21, а, что является след ствием накопления погрешностей в процессе интегрирования урав нений движения. В результате появляются дополнительные области
75
Рис. 21
Рис. 22
разрыва кинематической цепи механизма, искажаются графики сил реакции в его кинематических парах и т. д. Из изложенного следует, что для подобного рода задач оптимальная точность интегрирования уравнений движения должна иметь порядок ІО-4.
Как показывают расчеты, ошибки невелики при интегрировании уравнений движения с пониженной точностью на начальном участке движения. Поэтому, если требуется получить траектории движения и величины реакции на небольшом отрезке изменения независимого переменного, можно ограничиться заданием точности интегрирова ния порядка ІО-2.
Если же нужно получить решение при изменении угла а в боль ших пределах, то и точности ІО-4 может оказаться недостаточно. Так, для получения корректного решения при повороте кривошипа до четырех оборотов следует повысить точность решения еще на один порядок. Траектории движения внутри зазора на четвертом оборо те кривошипа на рис. 17 получены при решении задачи с точностью КГ5.
На рис. 22 показаны траектории свободного движения пальца шатуна в подшипнике на четвертом обороте кривошипа, получен ные при решении задачи с точностью интегрирования уравнений движения ІО“2. Как видно из сравнения рис. 17 и 22, моменты раз
76
рыва и восстановления кинематической цепи вычисляются с ошиб ками порядка 4—7° по углу поворота кривошипа а. Искажаются так же и траектории движения; в частности, отсутствует четвертый уча сток свободного движения. Также велики ошибки и при вычислении величины реакции.
Однако при вычислениях с пониженной точностью интегриро вания уравнений движения получается экономия машинного вре мени примерно в пять раз по сравнению с расчетами при точности интегрирования 1СГ5. В ряде случаев, когда требуется получить лишь качественную картину движения механизмов с зазорами, точность интегрирования уравнений движения порядка КГ2 может оказаться приемлемой. При этом следует подчеркнуть, что приведенные выше рассуждения относительно точности интегрирования уравнений движения не относятся к точности выполнения арифметических опе раций, производимых вычислительной машиной. Эта точность ос тается постоянной, независимо от выбираемой точности решения диф ференциальных уравнений.
Влияние отдельных параметров механизма с зазором на его динамику
Были проведены расчеты траекторий дополнительного движения кривошипно-ползунного механизма, изменения величины реакции в паре 1—2, скорости относительного движения элементов данной лары и ошибок положения, скорости и ускорения рассматриваемого механизма при различных соотношениях геометрических парамет ров его звеньев, масс шатуна и ползуна при разных скоростях вра щения ведущего звена, а также при наличии внешней нагрузки и без нее. При этом отношение длины кривошипа к длине шатуна меня лось в пределах от 0,1 до 0,5, отношение масс шатуна и ползуна — от 0,1 до 1,0, угловая скорость вращения кривошипа — от 1 до 10 се/с-1, что соответствует довольно широкому диапазону реально •существующих механизмов. Были проведены расчеты при разных функциональных зависимостях внешней силы F от угла поворота кривошипа а. Путем незначительных переделок в нестандартной части программы можно задать любую функцию F либо в виде не которого аналитического выражения, либо таблично. В настоящей работе были запрограммированы следующие три варианта измене ния внешней силы:
; |
Q = const, |
(91) |
^(а). = • |
Q- sign (sin а) |
(92) |
■Q - sin а. |
(93) |
Выбор одного из них обеспечивался заданием в исходной инфор мации определенного числа, модуль силы F также задается в исход' ной информации.
77
На рис. 23, а и б показаны зависимости ошибки положения рас сматриваемого механизма ДХ3 и реакции R в паре 1—2, получен ные для случая Д = 3 - ІО'5 м и внешней силы F, определяемой вы ражением (91) при Q = 1000 н, в условиях, когда Frp = 0 , при уг лах поворота а от 0 до 115°. Этот участок изменения угла а при за данных параметрах механизма наиболее интересен с точки зрения чередования замкнутого и разомкнутого состояний кинематической
цепи.
На рис. 23, б и 24, а и б приведены соответствующие графики уг ловой скорости добавочного движения f в зазоре и ошибок скоростей
ДХ3 и ускорений ДХ3 ведомого звена на том же интервале измене ния угла а. Из анализа этих рисунков следует, что если по-прежне му движение начинается при нулевых начальных условиях, то ДО’ углов а — 97° величина реакции R в паре кривошип — шатун рас сматриваемого механизма с зазором совпадает с соответствующим значением реакции в идеальном механизме. При этом ошибка поло жения ведомого звена максимальна и равна величине зазора, угло вая скорость движения точки контакта практически равна нулю,.
78
â t j , n/cejf
T. e. относительное движение элементов кинематической пары 1—2 незначительно, характер движения аналогичен движению идеаль ного механизма.
Начиная примерно с 99°, точка контакта смещается против ча совой стрелки, ошибка положения сначала убывает до нуля, а затем, в момент перехода точки контакта через отрицательную ось х, снова достигает своего минимального значения, равного по абсолютной величине зазору. При этом скорость относительного движения паль ца и подшипника резко возрастает, что сопровождается увеличением реакции до значения, почти вдвое превышающего максимальное зна чение реакции в идеальном механизме. Затем величина реакции столь же резко уменьшается до нуля и наступает участок свобод ного движения падьца шатуна в зазоре, в течение которого кривошип успевает повернуться на угол в 26'.
После восстановления контакта при угле поворота кривошипа а = Ю1°9' продолжается движение против часовой стрелки с возрас тающей угловой скоростью. После перехода точки контакта через горизонтальную ось х, сопровождающегося резким увеличением
79
реакции до значения порядка 54000 н, наступает второй участок свободного движения при угле поворота а = 104о54'.
За время второго отрыва кривошип успевает повернуться на угол 25'. Проекции скорости относительного движения элементов кинематической пары 1—2 при восстановлении контакта равны: X =0,034 м/сек; у =0,069 м/сек. После двух участков свободного движения в поле зазора устанавливается безотрывное движение до окончания полного оборота кривошипа. При этом, как следует из рис. 23, в рассматриваемом случае происходит обкатывание обой мы кривошипа пальцем шатуна. Угловая скорость обкатывания максимальна при прохождении точки контакта через горизонталь ную ось X. Для данного механизма при Frp = 0 максимальное значение угловой скорости у достигает 9000 сек”1. Это обстоятельст во следует учитывать при рассмотрении явлений в зазоре, так как скорость добавочного движения нельзя в этом случае Считать ма лой величиной.
Значение реакции в кинематической паре с зазором колеблется от максимальных величин, равных 150 000 н при переходе точки контакта через отрицательную ось х, до минимальных величин порядка 100 н при переходе точки контакта через вертикальную ось у. Максимальное значение реакции при переходе точки контак та через положительную ось х равно 58000 к. Один полный оборот точки контакта продолжается в среднем около 0,0056 сек, за это время кривошип успевает повернуться на угол 1°36', т. е. шатун совершает колебательные движения со средней частотой около 150 гц и амплитудой, равной величине зазора Д. Это колебательное дви жение шатуна накладывается на основное движение. Как показали расчеты, с увеличением зазора А частота этих колебаний падает, а амплитуда растет.
Подобное обкатывание пальцем шатуна поверхности подшипни ка кривошипа прекращается при углах поворота а Ä 170°. Даль нейшее движение точки контакта элементов пары 1—2 аналогично движению, рассмотренному для варианта F = 0 . Отличие заклю чается в том, что в данном случае отсутствуют разрывы кинемати ческой цепи при углах поворота а = 2 8 0 —290°.
По-видимому, наибольший интерес с точки зрения динамики рас сматриваемого механизма представляет собой исследование допол нительного движения в зазоре при наличии внешней силы F , из меняющейся в соответствии с формулой (92). Как показано в ряде работ [54, 59], реальные механизмы, нагруженные внешними сила ми, работают, как правило, в условиях резкого изменения величины и направления действия указанной силы. Поэтому вполне приемле мой может быть аппроксимация внешней силы F .кусочно-постоян ной функцией типа (92).
Движение механизма, нагруженного силой F, изменяющейся
в соответствии |
с формулой (92), при углах поворота кривошипа |
■а от 0 до 180°, |
естественно, ничем не отличается от движения того |
же механизма, |
нагруженного силой F = Q = const. Однако даль- |
50