Файл: Радчик А.С. Пружины и рессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фасонные пружины применяют как самостоятельно, так

и в сочетании с пружинами других типов. Такие

комбини­

 

 

рованные

пружины во

многих

 

 

случаях позволяют

относитель­

 

 

но

просто

получить

заданную

 

 

характеристику.

 

В

а

качестве

 

 

примера на рис. 14,

изобра­

 

 

жена система, состоящая из по­

 

 

следовательно соединенных

пру­

 

 

жин: цилиндрической

 

и

кони­

 

 

ческой.

Характеристика

такой

 

 

комбинированной

пружины по­

 

 

казана на рис. 14,

 

б.

Кри-

 

 

волинейность

 

характеристики

 

 

на

начальном

 

участке

объяс­

 

 

няется

постепенным

включени­

 

 

ем

в

работу

 

предварительно

 

 

посаженных на

опорную

плос­

 

 

кость

витков

конической

пру­

 

 

жины.

Точка

(/•",

Р')

перехо­

 

 

да криволинейной части харак­

 

 

теристики

в

 

прямолинейную

 

 

соответствует

выходу

из

рабо­

 

 

ты всех витков конической пру­

 

 

жины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из

других

 

типов

 

пружин

 

 

с переменной

жесткостью

пред­

 

 

ставляют

известный

 

интерес

Рис.

13. Характеристика ко­

цилиндрические

пружины

с пе­

 

нической пружины.

ременным

шагом

(углом

подъ­

 

 

ема

витков),

жесткость

кото­

рых

возрастает по мере

увеличения

нагрузки

вследствие

неравномерности посадки витков. На рис. 14, в показана комбинированная пружина, состоящая из двух последова­ тельно соединенных цилиндрических пружин с разным уг­ лом подъема витков. Характеристика этой пружины имеет

50


излом в точке соответствующей предельно сжатому состоя­ нию пружины с меньшим шагом (рис. 14, г).

Итак, фасонные пружины различных типов, а также цилиндрические с переменным шагом имеют общее свойство: неравномерность посадки витков, следствием которой яв­ ляется переменная жесткость.

Кольцевые пружины

Кольцевая пружина (рис. 15, а) состоит из набора колец специального профиля. При нагружении крайних колец

и.

Л

I

Рис. 15. Кольцевая пружина и ее характеристика.

осевым усилием Р наружные кольца надвигаются на внут­ ренние, в результате чего первые растягиваются, а вторые сжимаются. При этом общая высота пружины уменьшается.

Характеристика кольцевой пружины при нагружении представлена на рис. 15, б отрезком OA. Разгрузка пружи-

52


ны отображается кривой АВО, а работа сил трения, состав­ ляющая 60—70% полной работы внешних сил при нагруже­ нии пружины,— площадью ОАВО.

Высокая жесткость в сочетании с хорошей способностью поглощать механическую энергию обусловили применение кольцевых пружин в амортизационных и буферных устрой­ ствах на железнодорожном подвижном составе и других объектах, работающих в условиях больших и резко меняю­ щихся нагрузок.

Кольцевые пружины предназначены для восприятия мак­ симальных усилий от 5 до 200 Т при перемещении одного

элемента

на

величину от

0,1

до 1 мм.

Рекомендуется

при-

держиваться

следующих соотношений: ß = 14

17°;

=

1

1

ß c p

1 .

1

D

— средняя

толщина

= -g- 4 -

-g-;

-jf

» -g-

-g-,

где Bcp

кольца. Зазор е между торцами соседних внешних (или внут­ ренних) колец должен быть не менее 1 мм.

Во избежание коробления колец при термообработке толщину их стенок рекомендуется выдерживать одинаковой по высоте, для чего на нерабочей стороне целесообразно пре­ дусматривать канавку соответствующей формы. В процессе

эксплуатации кольцевые

пружины

нуждаются в смазке,

а

при обильном тепловыделении — в

охлаждении.

 

При нагр ужении пружины во внутренних кольцах возни­

кают напряжения

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

а ° -

nSB tg(ß +

p)

''

в

наружных

 

 

 

_ Р

° " ~ nS„tg(ß + p) '

где SB и S„— площади поперечных сечений соответствующих колец; р — угол трения.

53


Сближение торцов пружины, собранной из п колец,

F '«=

где DB и DH — диаметры колец по центрам тяжести их по­ перечных сечений; Е — модуль упругости материала колец.

Т а р е л ь ч а т ые пружины

Тарельчатые пружины работают на сжатие, обладают сравнительно большой жесткостью и представляют собой оболочку в форме усеченного конуса (рис. 16, а) с углом

подъема Ѳ =

2 - г - 6°, соотношением наружного

и внутрен­

него

диаметров

m =

= 2,0 - г - 3,0.

 

Изготовляют

тарельчатые

пружины

способом холодной

или

горячей

штамповки

из

листовой

стали

марок 65Г,

60С2А (или других сталей, близких им по механическим свойствам). Затем их термически обрабатывают до твердости

HRC 40

— 47

и в случае

необходимости шлифуют

опорные

кромки.

Д л я

повышения

несущей способности

тарельча­

тые пружины подвергают обжатию (заневоливанию) до пол­ ного сплющивания.

Тарельчатые пружины в комплекте могут устанавливать­ ся последовательно (рис. 16, б), последовательно с проме­

жуточными шайбами

(рис. 16, в),

пакетами

(рис.

16,

г).

При расположении

тарелок по

схемам на

рис.

16, в,

г

пружина обладает высокими амортизационными свойствами, обусловленными трением между тарелками и шайбами или между тарелками.

Установка пружин пакетами увеличивает нагрузочную способность, и жесткость примерно пропорциональна числу' тарелок в пакете.

Размеры стандартных тарельчатых пружин регламенти­ рованы ГОСТ 3057—54. Предельные размеры пружин: на-

54


ружный

диаметр

D =

28 ~

300 мм,

толщина

ô

=

I -т-

-f- 20 мм,

высота

внутреннего конуса

(предельная

дефор­

мация)

fs

= 0,6 ~

9,0

мм.

Наиболее мощная из

этих

пру­

жин способна воспринять нагрузку до 54 Т. Максимальная рабочая деформация f2 одной тарелки не должна превышать

Рис. 16. Тарельчатые пружины:

о — одиночная пружина; б — последовательное соединение; « — последова­ тельное соединение с промежуточными шайбами; г — соединение пакетами.

0,8/3 . Необходимое осевое перемещение опорных торцов всей пружины достигается соответствующим подбором числа тарелок.

Жесткость тарельчатой пружины на начальном участке характеристики монотонно убывает. Если - у < ]/"2, жест­ кость продолжает убывать вплоть до разрушения пружины. В том случае, когда tjr > У2, пружина под действием боль­ ших нагрузок теряет устойчивость, «выщелкивает». Такие пружины с двумя устойчивыми состояниями применяются в устройствах, предназначенных для быстрого соединения или разъединения каких-либо деталей (например, электри­ ческих контактов). В машиностроении чаще всего приме­ няются пружины с монотонной характеристикой І4г <С

В процессе деформации тарелки испытывают напря­ женное состояние изгиба. Их точный расчет трудоемок, поэтому для определения размеров пружин, работающих на

65

начальном, практически линейном участке характеристики, рекомендуется пользоваться специальной номограммой

Рис. 17. Номограмма для расчета тарельчатых пружин.

(рис. 17), построенной для материала с коэффициентом Пуассона ц. = 0,3.

П о р я д о к р а с ч е т^а. Исходные данные: макси­ мальная рабочая нагрузка Р2 (кГ), соответствующая ей осадка F2 (мм) всей пружины (в случае необходимости вместо любой из этих величин может быть задана величина потен-

66