Файл: Губин В.В. Повышение эффективности работы очистных механизированных комплексов на шахтах Кузбасса [технологам угольных шахт экспресс-информация].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед монтажом был изучен опыт эксплуатации

комп-

лекса ОКП в условиях шахты

‘'Полысаевская* и

проведен

ряд технических мероприятий

по

усовершенствованию

его

некоторых узлов, В механическом цехе шахты

изготовили

концевую головку забойного конвейера меньшей

 

высоты,

что позволило работать без выемки верхней ниши.

Кабели

уложили в трубы в целях предупреждения их от

 

повреж­

дений, усовершенствовали конструкцию приводной

головки

забойного конвейера, установили

специальные укосины

для

повышения устойчивости секций, В завальной части основа­ ний секций установили направляющие трубы для предотвра­ щения их сползания, изготовили опоры для удержания ко­

зырьков секций от опрокидывания. Все это

в

значительной

мере позволило повысить надежность

работы

комплекса

я

улучшить показатели работы участка,

 

 

 

 

 

 

В табл. 9 приведены технико-экономические

показатели

работы участка N° 2

при отработке лавы.

 

Т абл и ц а

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коли­

‘П 0 Д Б И “ 'Сред-

1ПроизвЬди-

[Себе-

 

 

чество

гание

несу­

гельность тру­! стои­

 

 

рабо­

лавы,

точная

да рабочего,

мость

 

Месяц

чих

м /м е-

добыча

т/выход

|1 т

уг-

 

дней

f сяц

угля

по

 

по

|ля по

 

 

в ме­

|

из ла­

 

участ­

 

 

сяц

1

вы, т

лаве

участ­

к у , коп.

 

 

 

 

 

 

ку

 

 

Апрель . . . .

25

176

2375

58,8

 

40,3

83,7

М а й ................

24

163

2564

70,5

 

44,9

80,8

Июнь . . . .

26

123

1634

44,2

 

26,8

103,4

Июль . . . .

26

154

1996

52,8

 

32,8

90,0

Август . . . .

27

134

1643

50,9

 

29,5

108,6

Сентябрь . . .

26

110

1527

42,1

 

26,0

120,0

Октябрь . . .

26

141

1826

53,4

 

31,6

98,0

В

среднем за

26

143

1938

53,2

 

33,1

97,8

7

месяцев . .

 

Для оценки надежности работы комплекса и конвейерного транспорта на участке и шахте в целом были проведены хронометражные наблюдения в течение 27 смен. За это время добыто 21930 т угля при максимальной добыче за смену 1150 т. В среднем за девять первых смен добы-

18


ча угля составила 506 т, а

за 18 вторых

и третьих -

965 т.

Среднесуточная нагрузка на лаву достигла 2440 т.

 

Средняя интенсивность

потока угля

из лавы во вто­

рые и третьи смены составила 2,5 т/мин при среднем

зна­

чении коэффициента готовности для всей

технологической

цепи 0,82. При максимальной добыче угля за смену

1150 т

эти показатели составили соответственно 2,74 т/мин и 0,875. Добыча угля в первые смены была меньше потому, что со­ гласно принятой на шахте организации труда в начале пер­ вой смены выполняются ремонтно-подготовительные работы.

Результаты

хронометражных наблюдений

(см. табл. 6)

показывают, что продолжительность работ по выемке

угля

за время наблюдений во вторые и третьи смены

достигла

82,4%. Такой процент машинного времени обусловлен

пра­

вильной организацией труда и высокой надежностью

от­

дельных частей

нового комплекса, который работал с

не­

значительным

количеством и малой продолжительностью

отказов. Всего

за время наблюдений по комплексу было за­

регистрировано девять отказов с суммарной продолжитель­

ностью их устранения 372 мин, в том числе шесть

отказов

приходится на комбайн (242 мин) и три - на крепь

(130

мин).

Забойный конвейер работал без отказов.

 

 

 

 

Весьма значительный процент времени в обшей

продол­

жительности простоев приходится на долю

конвейерного

транспорта как в пределах выемочного поля (42,5% ),

так и

в делом по шахте (50,5% ). Это вызвано в основном

орга­

низационными причинами.

 

 

 

 

Отрабатываемые шахтой пласты угля значительно

отли­

чаются по зольности (6-28% ). Поэтому на шахте

 

сущест­

вует график включения аккумулирующих бункеров

 

отдель­

ных участков на конвейеры главного квершлага,

чтобы вы­

давать из шахты уголь с усредненной зольностью. Это не­ избежно приводит к тому, что неравномерность работы од­ ного участка отрицательно влияет на работу других. Кроме того, недостаточно совершенный технологический комплекс на поверхности и несвоевременная подача железнодорож­ ных вагонов под погрузку также обусловливают частые ос­

тановки конвейерного транспорта. Во время

хроиометраж-

ных наблюдений по всём 27 сменам зарегистрировано

30

отказов конвейерного транспорта в пределах

выемочного

поля, на долю которых приходится 55,5% всей

продолжи­



тельности простоев, а на 21 отказ главной конвейерной ли­

нии - 26,6%.

 

 

 

 

 

 

В табл, 10 приведены показатели надежности

комбайна,

крепи и комплекса в целом.

 

 

 

Т абл и ц а

10

 

 

 

 

Наименование показа-

f

Комбайн

'Крепь с

'Комплекс

КШ—1кг

насосной

ОКП

в

теля надежности

j

 

станцией

целом

 

Количество отказов за вре­

 

6

з

9

 

мя наблюдений

 

 

Суммарное время восстанов­

242

130

 

372

 

ления отказов, мин ................

 

 

Средняя наработка на отказ,

1598

3196

 

1065

 

м и н ................................... . •••

 

 

Среднее время восстановле­

40

43

 

41

 

ния отказа, мин...................

. ,

 

 

Коэффициент готовности , . .

0,975

0,986

 

0,962

Вся технологическая система участка № 2

и

транспорта

угля на шахте 'Зыряновская*

с учетом простоев

по орга-

низационным причинам оценивается показателем

надежнос­

ти К г « 0,74.

 

 

 

 

 

 

В процессе отработки лавы были выявлены

 

следующие

преимущества комплекса типа ОКП: надежность и просто­ та соединения линейных секций забойного конвейера Т -12К ;

двигатель конвейера Т—12К обеспечивает возможность при

длине лавы 100-120 м и угле падения пласта 10-20°

рабо­

тать с одним приводом, установка его с завальной

сторо­

ны позволяет осуществлять выемку угля без нижней

ниши

при ширине конвейерного штрека не менее 2,5 м; большая

маневренность комплекса за счет укороченных

направляю­

щих лыж конвейера, позволяющих осуществлять

разворот

лавы под большим углом; большая площадь сечения

сво­

бодного пространства в лаве, позволяющая снижать

ско­

рость движения воздуха; достаточно большое

расстояние

от корпуса комбайна до гидростоек крепи повышает

безо­

пасность труда машиниста; высокая надежность

 

работы

насосной станции и наличие кабеле укладчика.

 

 

Сравнительно высокая эксплуатационная надежность ко­ мплекса типа ОКП, достигнутая путем усовершенствования

20


отдельных его узлов, и снижение удельного веса

простоев

технологического оборудования по организационным

причи­

нам позволили значительно увеличить надежность

техноло­

гии добычи угля на участке и улучшить показатели его ра­ боты.

Участок № 3 отрабатывает пласт 32 мощностью 2 ,3 -2 ,9 м, с углом падения 12-15°. Пласт сложного строения, состоит

из двух-трех пачек угля, разделенных тонкими

прослойка­

ми аргиллита. Местами прослеживается ложная

кровля

мощностью 0,6-1 м. Непосредственная кровля представлена

неустойчивым алевролитом мощностью 6 -8 м, основная

-

крепким песчаником. В почве залегает слабый

аргиллит

мощностью до 8 м. Для выемки угля применялся

комплекс

типа ОМКТМ. Длина лавы 102 м.

 

 

Продолжительность основных и вспомогательных опера­ ций по выемке угля по .второй и третьей сменам составила 52,3% всей продолжительности наблюдений по этим сменам.

Продолжительность восстановления отказов

технологичес­

кого оборудования по отдельным звеньям от

суммарного

времени их восстановления составила: в целом по комплек­ су и узлам сопряжения лавы со штреками - 36,3%, конвей­

ерному транспорту в пределах выемочного

поля и

аккуму­

лирующему бункеру -

11,3%, конвейерному

транспорту

в

шахте и на поверхности - 23,2% и прочим

организационно­

техническим простоям

в целом по шахте -

29,2%.

Из

при­

веденных данных видно, что простои технологического обо­ рудования как из-за его неисправности, так и по организа­ ционным причинам еще значительны.

В табл. 11 приведены показатели надежности основных частей комплекса ОМКТМ.

Из табл. 11 видно, что отдельные части комплекса . типа ОМКТМ, за исключением комбайна, имели довольно высо­ кий коэффициент готовности (надежности) , который соста­ вил для конвейера 0,92, а для механизированной крепи и крепи • сопряжения 0,87.

В табл. 12 приведены основные показатели надежности отдельных звеньев и технологической схемы добычи угля в делом по шахте. Данные табл. 12 показывают, что комплекс ОМКТМ после двукратного перемонтажа характеризуется коэффициентом готовности 0,67, конвейерный транспорт в пределах выемочного поля с аккумулирующим бункером -

21