Файл: Аксютин Л.Р. Контроль остойчивости морского судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нормативных показателей по величинам Д+Дб и Л4ІІСпр+

+Mz6i

9)снимают с диаграммы осадок по величинам Д+Дб

и Мя+Мсб значения dHи dK.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

 

Число отдельных

 

 

 

Число отдельных

 

Водоизмеще­

 

нагрузок,

п

 

Водоиз­

 

нагрузок,

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние, т

 

 

 

 

 

мещение.

 

 

 

 

 

 

10

15

20

25

30

т

10

15

20

25

30

 

 

500

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

10 000

7,9

6,5

5,6

5,0

4,6

1000

0,8

0,6

0,6

0,5

0,5

12 000

9,5

7,7

6,7

6,0

5,5

2000

1,6

1,3

1,1

1,0

0,9

14 000

11,0

9,0

7,8

7,0

6,4

4000

3,2

2,6

2,2

2,0

1,8

16 000

12,6

10,3

9,0

8,0

7,3

6000

4,7

3,8

3,4

3,0

2,8

18 000

14,2

11,6

10,7

9,0

8,2

8000

6,3

5,2

4,5

4,0

3,7

20 000

15,8

12,9 11,2 10,0

9,1

На этом расчет остойчивости заканчивается. Если для данного случая нагрузки какие-то элементы остойчи­ вости находятся на пределе или есть другие замечания, их записывают на спе­ циальном месте в кон­ це табл. 14.

Чтобы не загро­ мождать расчет остой­ чивости мелкими эле­ ментами нагрузки, нуж­ но учитывать только те величины, которые со­ ответствуют общей точ­ ности вычислений. Ми­ нимальный вес отдель­ ных учитываемых ста­ тей нагрузки, приведен­ ный в табл. 15, зависит от водоизмещения суд­ на и общего количест­ ва этих статей в рас­ чете.

Для полного суж­ дения о состоянии ос­ тойчивости строят диаграмму статической остойчивости. Для это­

59


го следует воспользоваться универсальной диаграммой (рис. 24), приводимой в Информации об остойчивости. По вертикальной оси диаграммы отложены плечи стати­ ческой остойчивости, по горизонтальной — углы крена. На диаграмму нанесен расходящийся пучок прямых, каждая из которых соответствует определенной мета­ центрической высоте, и ряд кривых, соответствующих определенному водоизмещению. Как уже описывалось выше, с диаграммы моментов или со сводного графика нормативных показателей по Д и М„спр можно снять зна­ чения /г. Зная А и h, находят на универсальной диаграм­ ме кривую данного Д и прямую данной /г. Расстояние по вертикали между ними для углов крена Ѳ = 10, 20°...

и будет плечами диаграммы статической остойчивости. Сняв их с универсальной диаграммы, строят диаграмму статической остойчивости.

§ 16. ИНОСТРАННЫЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ

В настоящее время наш флот пополняется большим количеством судов, построенных или купленных за гра­ ницей. Эти суда обычно имеют Информации об остойчи­ вости, составленные в форме, принятой в данной стране. Информации об остойчивости всех стран имеют многообщих принципиальных положений, хотя иногда суще­ ственно отличаются по форме.

В начале информации во всех странах, кроме Нидер­ ландов, приводятся основные характеристики судна.. Обязательно даются пояснения к пользованию информа­ цией, однако такие пояснения в некоторых странах, на­ пример в Японии, слишком лаконичны. Трудности созда­ ются также из-за разнобоя в системах единиц. Информа­ ции Японии и Нидерландов составлены в метрической системе, США — в английской, в Информации ФРГ ис­ пользованы обе эти системы, а в ГДР — новая Между­ народная система единиц. Определенные затруднения вызываются использованием в иностранных информаци­ ях пяти-, шести-, а иногда даже семизначных чисел. Та­ кая точность вычислений не соответствует реальной точ­ ности исходных величин и является чрезмерной. Практи­ чески достаточно ограничиваться четырьмя значащими цифрами.

60

И н ф о р м а ц и я о б о с т о й ч и в о с т и , п р и н я т а я в Г Д Р

В Германской Демократической Республике расчет­ ные бланки для типовых случаев нагрузки похожи на аналогичные бланки Информации об остойчивости СССР. В Информации ГДР поправка на свободные поверхно­ сти вводится через статические моменты жидких грузовсо свободными поверхностями путем их увеличения на табличную величину, поэтому значение zg получается уже исправленным. В Информации приводятся диаграммы, статической остойчивости для типовых случаев загрузки.. Кроме метацентрической высоты, на диаграммах указы­ вается угол входа палубы в воду, крен от ветра, углы заливания и динамического опрокидывания.

Грузовой план выполнен очень подробно: кроме про­ дольного разреза, он включает планы по палубам и двойному дну, в нем указаны также емкости помещений, грузовая шкала дана с приведенной к ней грузовой мар­ кой. На чертеже есть объемы и ЦТ отдельных участков трюмов, размеры люков, высоты грузовых помещений, приведены совмещенные шкалы осадки, водоизмещения, возвышения метацентра и т. п. По судовым цистернам даны емкости, координаты ЦТ, поправки на влияние сво­ бодных поверхностей и статические моменты по высоте и длине, не зависящие от водоизмещения. Все данные по цистернам сведены в таблицу, совмещенную с грузовым планом.

В Информации есть кривая минимально допустимых значений Іг и максимально допустимых значений zg в за­ висимости от осадки. Кроме указанных сведений, в Ин­ формацию включена универсальная диаграмма статиче­ ской остойчивости (см. § 15), дополненная кривыми углов входа палубы в воду и углов заливания.

Для контроля остойчивости по периоду качки приве­ дена формула, связывающая h с т.

Информация об остойчивости, принятая в Нидерландах

В расчетных бланках по типовым случаям нагрузки приведены вместимости и возвышения ЦТ танков и трю­ мов для генерального груза и зерна. В специальной таб­ лице даны поправки на влияние свободных поверхностей,

61


которые должны вычитаться из метацентрической высо­ ты. Эти поправки представляют собой максимальные уменьшения метацентрической высоты от влияния сво­ бодных поверхностей в танках для 'различных водоизмещений. В Информации приводится продольный разрез судна с указанием на нем величин емкостей и координат их ЦТ. Данные по емкостям дублируются таблицей.

Элементы теоретического чертежа представлены в ви­ де грузовой шкалы, где дается зависимость водоизмеще­ ния от осадки. Кроме того, приведены два чертежа: на первом изображена кривая возвышения метацентра zm (обозначена І\М) в зависимости от весового водоизме­ щения, а на втором повторяется эта же кривая и приво­ дится кривая объемного водоизмещения V. По осп орди­ нат чертежа отложена средняя осадка, а по оси абсцисс — водоизмещение в кубических метрах.

Для построения в судовых условиях диаграммы ста­ тической остойчивости приведена универсальная диа­ грамма Шеперса. По вертикальной оси диаграммы нанесе­ ны плечи статической остойчивости, по горизонтальной — углы крена. На диаграмме две группы кривых: первая — плечи статической остойчивости для различных водоизмещений, вторая — разные значения возвышения центра тяжести. Чтобы получить диаграмму статической остой­ чивости при данном случае загрузки, нужно знать водо­ измещение и возвышение ЦТ. Расстояние по вертикали между этими кривыми будет равно плечу статической остойчивости при соответствующем угле крена.

Информация об остойчивости, принятая в США

Расчетные бланки для типовых случаев нагрузки да­ ны в двух вариантах: подробная и сокращенная форма. Подробная форма похожа на принятую в СССР, отличие

.лишь в том, что абсциссы ЦТ помещений даются от кор­ мового перпендикуляра. В бланках сокращенной формы судно делится по высоте приближенно на четыре зоны погрузки: нижнюю, среднюю, верхнюю и палубный груз.

Определив вес груза в нижней и верхней зонах, а так­ ж е вес палубного груза, топлива и балласта в танках двойного дна, входят в таблицу значений метацентрических высот. По водоизмещению судна и количеству топ­ лива с балластом в танках двойного дна из таблицы вы-

>62

бирают значение ыетацентрнческой высоты GAfT. Таблич­ ное значение метацентрической высоты дано в предполо­ жении, что количество груза в верхней и нижней зонах одинаково. Если в верхней зоне перевозится больше гру­ за, метацентрическая высота уменьшается, если мень­ ше— увеличивается. Величина уменьшения или увеличе­ ния метацентрической высоты определяется при помощи поправки 6GM2, которая приводится в таблице на каждые1000 тразницы нагрузки в верхней и нижней зонах. Кро­ ме того, в соответствующих колонках таблицы по водоиз­ мещению находят поправку bGM\ в зависимости от вели­ чины свободной поверхности жидких грузов и поправку öGM3 на каждые 100 т палубного груза. Последние двепоправки приводятся всегда со знаком минус. Водоизме­ щение получают суммированием веса порожнего судна с весами грузов по зонам; метацентрическую высоту — алгебраическим сложением с GMT всех трех поправок.

В Информации приведен схематический чертеж суд­ на, даны высоты грузовых площадок (днища, твиндеков, палуб) и указания об определении ординат ЦТ грузов: для палубного груза — 0,6 его высоты, для однородногогруза в трюме — 0,5. В отдельной таблице приведены вместимости грузовых помещений для генерального гру­ за и зерна, а также координаты ЦТ помещений. Кроме того, есть таблица вместимостей трюмов и ординат ЦТ' сыпучих грузов в зависимости от высоты незагруженной: части трюма.

Данные по судовым цистернам сведены в две табли­ цы. В одной приводятся в зависимости от водоизмещения значения увеличения метацентрической высоты при за­ полнении каждого танка, во второй — вместимости тан­ ков в длинных тоннах (1016,047 кг) при заполнении раз­ личными жидкими грузами, координаты ЦТ груза и по­ правки на влияние свободных поверхностей. Последние даются в виде моментов с размерностью тонны, футы.

Элементы теоретического чертежа приведены в виделиста совмещенных неравномерных шкал соответствую­ щих величин. В частности, там есть средняя осадка, весо­ вое водоизмещение и возвышение метацентра над килем..

В Информации имеется график минимально допусти­ мой метацентрической высоты при перевозке зернового груза и кривая рекомендуемой метацентрической высоты

6».


для плавания при неблагоприятных условиях погоды. Эти величины даны в зависимости от осадки.

Никаких материалов для построения диаграмм ста­ тической остойчивости информация США не содержит. Нет также указаний об оценке остойчивости по периоду бортовой качки.

Информация об остойчивости, принятая в ФРГ

Расчетные бланки для типовых случаев нагрузки похожи иа принятые в СССР. Они содержат схему раз­ мещения груза для данного варианта нагрузки, диаграм­ му статической остойчивости и таблицу для подсчета весов и моментов. В таблице приводятся статьи нагруз­ ки, вес, отстояние ЦТ груза от кормового перпендикуля­ ра, продольный момент, возвышение ЦТ груза над основ­ ной плоскостью и вертикальный момент. Особенностью этой таблицы является то, что абсциссы ЦТ даны не отно­ сительно миделя, как в информации СССР, а отно­ сительно кормового перпендикуляра.

Для каждого случая нагрузки приведена диаграмма статической остойчивости, к начальной части которой проведена касательная и на расстоянии по оси абсцисс 1 рад указана метацентрическая высота.

Информация ФРГ отличается большим количеством различных сведений по судовым цистернам. В ней есть четыре таблицы: 1) распределение жидких грузов по цистернам для типовых случаев нагрузки; 2) вместимо­ сти цистерн, координаты ЦТ, продольные и вертикальные моменты; 3) цистерны машинного отделения с аналогич­ ными данными; 4) максимальные поправки к метацент­ рической высоте на свободные поверхности по каждой цистерне в зависимости от осадки.

Данные по элементам теоретического чертежа приве­ дены в виде таблиц. Из них по осадке можно выбрать водоизмещение и возвышение метацентра над основной плоскостью. Кроме того, включены данные для расчета дифферента.

Чтобы дать возможность судоводителю построить диаграмму статической остойчивости для любого случая загрузки судна, на отдельном чертеже даны пантокарены — кривые зависимости плеч остойчивости формы от объемного водоизмещения при различных углах крена.

64

Понятие о плече остойчивости формы приведено выше, в § 4. Графически плечо остойчивости формы можно по­ лучить, проведя на рис. 1 вертикальные линии через киль

и метацентр.

Расстояние между этими

линиями будет

являться

плечом остойчивости формы.

В советской ли­

тературе

его

обычно обозначают /ф,

в информации

ФРГ — KZ.

На графике пантокарен по оси ординат нанесены KZ, по оси абсцисс — объемные водоизмещения, обозначен­ ные V. Кривые соответствуют углам крена от 10 до 90°. Сняв по водоизмещению значения KZ для различных углов крена, получают кривую плеч остойчивости формы. Вычтя из этих плеч значение Zg sin Ѳ, приходят к диа­ грамме статической остойчивости.

Информация об остойчивости, принятая в Японии

По типовым случаям нагрузки, кроме расчетных бланков, даются сводные таблицы показателей остойчи­ вости. Для определения весов и координат ЦТ грузов приведен продольный разрез судна в увеличенном мас­ штабе по вертикали для пассажирского судна и с одина­ ковым масштабом для грузового судна. На чертеже точками отмечены ЦТ грузовых помещений. Числовые значения координат ЦТ, вес топлива, воды и смазочного масла, а также кубатура грузовых помещений приведе­ ны в отдельных таблицах. На чертеже нанесена горизон­ тальная сетка для определения ЦТ груза при неполной загрузке помещения.

Для грузового судна в зависимости от водоизмещения по цистернам даются изменения метацентрической высо­ ты и дифферента при их заполнении. Поправки на сво­ бодные поверхности даны в виде поправочных моментов, не зависящих от водоизмещения.

Данные по элементам теоретического чертежа сведе­ ны в таблицу, в которой приведены: осадка, водоизмеще­ ние, груз на 1 см осадки, момент на 1 см дифферента, возвышение метацентра, возвышение ЦВ, отстояние от миделя ЦВ и центра тяжести ватерлинии.

В информации для пассажирских судов в виде гра­ фика отражены требования к аварийной остойчивости. На оси ординат графика нанесены осадки, на оси абсцисс — требуемые метацентрические высоты непо-

5. Л. Р. Аксютин

65