ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
врежденного судна, обеспечивающие сохранение аварий ной остойчивости после получения повреждений в пре делах требований Конвенции по охране человеческой жизни на море. На график нанесены кривые минимально допустимых h при различной загрузке отдельных поме щений, которая может встретиться в процессе эксплуа тации судна. В Информацию включен комплект диаграмм статической остойчивости для разных водоизмещении (осадок) и метацентрических высот. Таким образом, зная осадку или водоизмещение и метацентрическую высоту (последняя в Японии обозначается буквами GM), можно найти соответствующую диаграмму.
Для оценки остойчивости по периоду качки приведен специальный график. На осп ординат нанесены осадки, а на оси абсцисс — метацентрические высоты. На гра фике изображен ряд кривых, каждая из которых соответ ствует определенному периоду бортовой качки (в секун дах).
В Японскую Информацию включены некоторые дан ные, отсутствующие в информациях других стран. К та ким данным относится кривая углов заливания. По оси ординат отложено весовое водоизмещение, по оси абсцисс — угол заливания. В Информацию включена схе ма расположения марок углубления на штевнях, таблица удельных погрузочных объемов и объемных весов неко торых наиболее распространенных грузов.
В большинстве информаций об остойчивости зарубеж ных стран применяются обозначения, отличающиеся от принятых в советской литературе. Для облегчения ра боты с иностранными документами по остойчивости в приложении приведены обозначения, используемые
внекоторых информациях об остойчивости.
§17. ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ
Для облегчения работы штурмана по вычислению различных характеристик остойчивости разработано не сколько типов приборов, позволяющих значительно упро стить эту задачу. Приборы, контролирующие остойчи вость, делятся на две основные группы. К первой отно сятся те, которые предназначены для предварительного расчета остойчивости до начала погрузки. Вторую груп пу составляют приборы, позволяющие контролировать
66
■фактическую остойчивость в течение рейса. Теоретиче ские обоснования для приборов, оценивающих остойчи вость, разработаны уже давно. Создано много различ ных конструкций таких приборов, но установлены они пока еще на весьма малом количестве судов. Поэтому в настоящей брошюре приведены краткие описания толь ко тех приборов, которые или уже выпускаются серийно, или имеют перспективу быть широко внедренными в бли жайшие годы.
В настоящем параграфе содержатся сведения о при борах обоих типов: для предварительного расчета остой чивости и для измерения фактической остойчивости. К приборам первого типа относятся следующие.
Прибор остойчивости и дифферента Ральстона
Прибор изготавливается в Англии фирмой «Смит и сыновья» различных размеров в зависимости от величины судна. Принцип его действия заключается в уравновеши вании 'платформы в двух взаимно перпендикулярных направлениях. На платформе изображен продольный разрез судна. Вдоль и поперек платформы расположены рейки со шкалами для передвижных уравновешивающих роликов и два уровня. К прибору прилагаются отдельные
грузики для имитации нагрузки судна. |
В дополнение |
к ним есть серия откидных грузиков для |
введения по |
правки на свободные поверхности жидких грузов. При бор позволяет определить водоизмещение судна, отстоя ние его ЦТ от киля и' от миделя. По этим данным опре деляют осадку, дифферент и метацентрическую высоту с помощью вспомогательных кривых и грузовой шкалы, расположенных на крышке прибора.
Определение остойчивости и дифферента происходит примерно в течение 5 мин без каких-либо арифметиче ских вычислений. Недостатком является трудность рабо ты в условиях даже незначительной качки и вибрации. Затруднения в расчетах возникают также при неполной загрузке трюмов или загрузке их неоднородными груза ми. Достоинствами прибора являются его простота, на глядность в работе с ним, дешевизна и возможность изго товления на небольших предприятиях.
В нашем флоте есть опыт применения приборов Раль стона на судах типа «Пула». По отзывам судовой адми
5* |
67 |
нистрации, они обычно имеют погрешность 3—5% 'при определении метацентрической высоты. Но есть сведения, что точность иногда падает до 15—20%.
Прибор остойчивости и дифферента Благовещенского
Прибор может применяться на судах любого типа. Для каждого судна конструкторское бюро рассчитывает лишь специальные шкалы и графики. В качестве опыт ного образца в 1959 г. был изготовлен прибор для судов типа «Хасан». Пользование прибором исключает необ ходимость каких-либо арифметических действий и гра фических построений.
На лицевой панели прибора имеется пять вертикаль ных и две горизонтальные шкалы. В нижней части пане ли находится шесть маховичков и кнопка сброса. Все маховички могут вращаться в двух направлениях. При бором пользуются в следующей последовательности:
1)все указатели прибора ставят в положение, соот ветствующее первоначальному состоянию нагрузки; уста навливают начальное значение h, dn, dK и Mz, после чего соответствующие маховички запирают;
2)маховичком абсцисс вводят абсциссу принимае мого (снимаемого) груза; вращение маховичка по часо вой стрелке перемещает указатель шкалы в нос и на
оборот;
3) маховичком ординат вводят ординату принимае мого (снимаемого) груза; вращение маховичка по часо вой стрелке перемещает указатель шкалы в сторону воз растания ординат;
4) маховичком веса вводят вес принимаемого (сни маемого) груза; вращение маховичка по часовой стрелке соответствует приему груза, против часовой стрелки — снятию груза: пп. 2, 3 и 4 надо выполнять только в ука занной последовательности.
Данные при переходе к вводу элементов следующей партии груза сбрасывают кнопкой сброса. Одновремен но с набором абсцисс, ординат и веса принимаемого (сни маемого) груза на соответствующих шкалах появляются новые значения dn, dK, dcv, Д,„, h и наибольшие изгибаю щие моменты на волне. Через Дву обозначен дедвейт.
68
Прибор « С талодикатор »
С1959 г. шведская фирма «Гетаверкен» начала вы пуск прибора контроля дифферента и остойчивости судна «Сталодикатор». Прибор смонтирован в ящике, приспо собленном для крепления на переборке. При работе ящик открывается, и передняя панель устанавливается гори зонтально. На вертикальной панели изображена схема отсеков судна, на каждом из них есть ручка со шкалой для ввода в прибор веса, принимаемого в данный отсек груза. Градуировка шкал на ручках выполнена в англий ских тоннах, равных 1016 кг. Координаты ЦТ принимае мого груза в случае полной загрузки отсека вводить не надо, так как они вводятся автоматически при повороте ручки веса. При частичном заполнении отсека или приеме неоднородного груза положение ЦТ груза по высоте кор ректируется специальными ручками.
Для каждой большой цистерны есть отдельная ручка, устанавливаемая в два положения: со свободной поверх ностью и без свободной поверхности жидкости в цистер не. Последнее положение соответствует случаям, когда цистерна запрессована или пуста. В первом случае ручка вводит поправку на наличие свободной поверхности при заполнении цистерны на 50%. На панели управления есть четыре ручки (с надписями: «Дедвейт», «Дифферент», «Напряжение», «Остойчивость»), центральный переклю чатель, четыре сигнальные лампочки и гальванометр.
Работа на приборе производится в следующей после довательности:
1) при помощи ручек на схеме грузовых помещений вводят веса принимаемых (снимаемых) грузов;
2)в случае необходимости корректируют положение ЦТ груза по высоте и вводят поправки на наличие сво бодных поверхностей в цистернах;
3)устанавливают центральный переключатель в одно из четырех положений, соответствующее определению
нужной величины: дедвейта, дифферента, напряжений
вкорпусе или остойчивости;
4)поворотом ручки, соответствующей определяемой величине, приводят стрелку гальванометра на нулевое деление и читают на шкале ручки полученный результат;
5)переводят центральный переключатель на измере ние следующей величины и повторяют п. 4.
69
Наиболее благоприятному значению изгибающего мо мента на волне соответствует нулевой отсчет на ручке «Напряжение». Каждое деление тіа этой шкале соответ ствует отклонению изгибающего момента от оптимальной величины на 10%- С помощью ручки «Остойчивость» получают величину метацентрической высоты. До этого следует определить дифферент и сохранить установку ручки дифферента в правильном положении. Недостаток прибора в том, что он может обеспечить достаточную точность определения остойчивости в пределах 2—5% только тогда, когда грузы заполняют трюмы равномерно. При небольших количествах неоднородных и палубных грузов необходимы дополнительные расчеты, выполняе мые непосредственно оператором. Если таких грузов на судне много, пользование прибором становится нерацио нальным. «Сталодикатор» установлен на судах типа «Красноград».
|
|
|
|
Таблица |
16 |
|
|
|
|
Модель «Сталодикатора» |
|
||
Определяемые параметры |
S |
S2 |
S3 |
S4 |
S5 |
|
|
|
|||||
Д е д в е й т ........................................ |
|
|
|
X |
X |
X |
Дифферент........................................ |
|
— |
X |
X |
X |
X |
Изгибающий м о м ен т . . . |
. — |
X |
X |
X |
X |
|
Начальная метацентрическая |
вы |
|
|
|
|
|
сота ................................................ |
|
X |
X |
X |
X |
X |
Возвышение Ц Т ........................... |
|
|
|
|
X |
X |
Выпускаемые |
модификации |
|
«Сталодикаторов» |
|||
(табл. 16), одна из которых (S5) |
предназначена специ |
|||||
ально для контейнерных судов, перечислены в табл. |
16. |
|||||
Модель S5 позволяет, |
кроме |
указанных |
элементов, |
определять максимальный груз, который может быть поднят судовыми кранами без появления чрезмерного крена, что очень важно при грузовых операциях с кон тейнерами.
Прибор «Перкоз»
Польский прибор «Перкоз» действует по принципу электрической аналогии. Вводимые.п определяемые ве личины моделируются в приборе с помощью сопротив-
7 0
лений. Ручки на лицевой панели служат для настройки соответствующего сопротивления пропорционально вво димым и определяемым характеристикам. Питание при бора производится от судовой электрической сети при помощи кабеля со штепсельной вилкой. Прибор дает возможность измерить водоизмещение, среднюю осадку, метацентрическую высоту, продольный изгибающий мо мент и дифферент.
На лицевой панели схематически изображены прямо угольными полями все грузовые помещения, танки для топлива и воды. На каждом поле грузового помещения три ручки: для ввода веса груза в данном помещении, абсциссы его центра тяжести от кормового перпендику ляра и ординаты центра тяжести от плоскости киля. Для больших цистерн предусмотрена одна ручка, только для ввода веса жидкости. Для цистерн есть двухпозиционные переключатели, расположенные в правой верхней части панели. Одно положение учитывает влияние свободной поверхности в данной цистерне, а другое — не учитывает. В левой верхней части есть двухпозицнонные переключа тели для малых и балластных цистерн на положения «полная», «пустая». Здесь есть такой же переключатель для учета обледенения.
Палубный груз может учитываться двумя способами, в зависимости от типа судна. В первом способе палубный груз вводится тремя ручками (вес, абсцисса и ордината центра тяжести), так же как и в грузовых помещениях. Во втором способе для каждого погрузочного района на палубе предусмотрена только одна ручка для ввода веса груза.
В приборе применена шаговая настройка координат центров тяжести грузов. Координата х вводится с шагом
1м, а координата z — с шагом 0,25 м.
Всредней верхней части лицевой панели расположен гальванометр с переключателем на положение макси мальной и минимальной чувствительности. В верхнем ряду находятся ручки для снятия отсчета измеряемых
величин. В середине нижнего ряда |
размещен |
глав |
|
ный переключатель |
для настройки |
определяемой |
ве |
личины. |
|
|
|
На внутренней стороне крышки прибора дан схемати |
|||
ческий разрез судна |
с указанием абсцисс переборок и |
ординат палуб для облегчения расчетов. Там же распо
71