ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
сухогрузных судов основными случаями загрузки при няты следующие:
1)с полным грузом и с полными запасами;
2)с полным грузом и с 10% запасов;
3)без груза и с полными запасами;
4)без груза и с 10% запасов.
Если при эксплуатации судна возможны худшие, в смысле остойчивости, варианты загрузки, то они также принимаются к расчету.
Для пассажирских 'судов количество расчетных ва риантов загрузки больше:
1)с полным грузом, полным количеством пассажиров
иполными запасами;
2)с полным грузом, полным количеством пассажиров
и10% запасов;
3)без груза, с полным количеством пассажиров и
полными запасами;
4)без груза, с полным количеством пассажиров и 10% запасов;
5)без груза и пассажиров, с полными запасами;
6)без груза и пассажиров, с 10% запасов;
7)с полным грузом, полным количеством пассажи
ров и 50% запасов.
Для лесовозов расчетные варианты предусматривают следующие случаи загрузки:
1) с полным грузом леса в трюмах и на палубе и с полными запасами;
2) е полным грузом леса в трюмах и на палубе и с 10% запасов;
3) загрузка в первом варианте, но при наибольшем возможном удельном погрузочном объеме леса;
4)загрузка в третьем варианте, но с 10% запасов;
5)без груза, с полными запасами;
6)без груза, с 10% запасов.
В расчетах вариантов 1 и 2 берется заданный удель ный погрузочный объем леса, а если он не обусловлен, то принимается равным 2,32 лг3/г.
Груз в расчетах предполагается однородный, запол няющий грузовые трюмы, твиндеки, комингсы и шахты грузовых люков. В Информации также приводятся ука зания капитану для расчетов остойчивости в нетиповых
•случаях загрузки. Для этого в Информацию включены две таблицы. В первую таблицу сведены данные для слу
53
чая, когда судно без груза в грузовых помещениях и на палубе: о водоизмещении, расположении ЦТ от основной плоскости и от миделя, статические моменты по высоте относительно основной плоскости и некоторой плоскости сравнения, расположенной выше основной плоскости, а также статические моменты относительно миделя. По ясним, что плоскость сравнения вводится в тех случаях, когда вычисление моментов относительно основной плос кости приводит к неудобному масштабу диаграммы мо ментов.
Во вторую таблицу сведены данные по судовым ци стернам. Для каждой цистерны в ней указан вес жидкого груза, когда цистерна запрессована, поправки к мета центрической высоте на влияние свободной поверхности при крене 0, 30 и 60°. Кроме того, приводятся балластировочные моменты от основной плоскости, от условной плоскости расчета и по длине от миделя. Балластировочные моменты вычисляются для двух вариантов заполне ния цистерны: 100 и 50%.
Для определения координат ЦТ принимаемых или выгружаемых грузов в Информацию включен схемати ческий чертеж продольного разреза судна. Чертеж строят в более крупном масштабе по высоте и более мелком по длине. На нем нанесена сетка длин и высот, а сбоку и внизу даны шкалы, по которым приближенно опреде ляется ЦТ груза. На чертеже даны емкости грузовых помещений, веса жидких грузов в цистернах и координа ты ЦТ этих объемов в случае полного заполнения. Воз вышение ЦТ при неполном заполнении помещения сле дует принимать не менее чем на 0,6 высоты груза.
В Информацию включен также график нормативных показателей остойчивости. На оси абсцисс графика от кладывается водоизмещение судна (в тоннах), а по ос» ординат — статический момент Mz (в тонно-метрах). На график нанесены кривые коэффициентов запаса остойчи вости К в двух вариантах (с обледенением и без обледе нения), максимальных плеч диаграммы статической остойчивости /щах, углов положения максимума диаграм мы статической остойчивости Ѳщ, углов заката Ѳ„ и на чальной метацентрической высоты /г. Аналогичные кри вые для случаев нагрузки с лесным грузом на палубе вычерчиваются в правом верхнем углу графика.
Для пользования графиком необходимо знать водоиз,-
54
мещение судна и статический момент. По этим двум ве личинам на график наносят точку, соответствующую дан ному варианту нагрузки. Интерполируя между нанесен ными на график кривыми, находят значения К, /щах, Ѳщ и ѲгПолученные величины позволяют судить о том, удовлетворяет судно при заданном состоянии нагрузки нормам остойчивости или мет. Для основных случаев на грузки по расчетам конструкторского бюро на график заранее наносят соответствующие точки. По упрощен ной форме графика можно лишь в зависимости от Д и Мг определить, удовлетворяет ли судно нормам остойчи вости или нет.
В координатах А и Мх построена диаграмма осадок носом и кормой. По водоизмещению А и рассчитанному моменту относительно миделя Мд; находят точку на диа грамме осадок и снимают соответствующие этой точке осадки носом и кормой.
Для ориентировочной оценки остойчивости судна по периоду качки в Информацию вводится таблица или шкала зависимости метацентрической высоты от перио да качки т (методика определения т подробно рассмот рена в § 20).
Для ведения расчетов остойчивости судна в нетипо вых случаях нагрузки к Информации прилагаются чистые расчетные бланки (форма такого бланка приведена в табл. 14). По своей форме они совершенно аналогичны тем, по которым производился расчет в основных слу чаях нагрузки. Расчет производится в следующей после довательности.
1. Записывают в таблицу названия, вес р всех статей нагрузки, начиная с судна порожнем. Пользуясь черте жом размещения грузов, проставляют возвышения ЦТ грузов от киля z и отстояние ЦТ грузов от миделя х. При этом плечо X принимается со знаком плюс, если оно рас положено в нос от миделя, и со знаком минус, если оно расположено в корму.
2.Находят Mz= pz и Мх= рх.
3.Находят Д= 2р и MZ=2M Z. Суммируют Мх.
4.С диаграммы осадок по Мх и А снимают dn и dK.
5.Выписывают приведенное в Информации на диа грамме моментов расстояние z0 между плоскостью от счета и основной плоскостью.
6.Перемножают z0 и А.
55
Т а б л и ц а 14
Остойчивость судна при нетиповых случаях нагрузки
Jfe'n/n |
Статья нагрузки |
Вес р . т |
Плечо z. м |
Момент |
Плечо X, м Момент |
' Момент |
|
|
|
|
тм |
М Д + J , |
Мх <-), |
|
|
|
|
|
тм |
тм |
1
2
3
|
■Сумма без балласта |
А = |
|
'Поправочный момент для перехода к плоскости отсчета z0 —н ,..,А |
|
|
Расчетные (величины для судна без балласта Mz = Л4° — ...А |
|
|
Поправка на влияние свободных поверхностей Ейт |
|
|
Исправленный момент на высоте Л4нспр = Mz + Som |
|
|
Допуакаемый момент Мдоп |
для Л с диаграммы моментов |
|
Разность Ш = Л4пспр —Мдоп |
|
1 |
Балласт в |
|
2Балласт в
3Балласт в
X |
|
|
X |
X |
X |
X |
|
|
Осадки для А; Мх |
|
|
С диаг- |
Носом dn == |
|
раммы |
Кормой dK= |
|
осадок |
Средняя dcp =
№ п/п |
Статья нагрузки |
|
Вас р , |
т |
|
Сумма балласта |
|
|
Дб |
|
|
|
|
|
|
X |
|
Судно с грузом и балластом |
|
Д + |
Дб |
||
Допускаемый момент МД0П. б для Д + |
Дб |
|
|||
|
(по рис. 2) |
|
|
|
|
Разность ЬМ = М1Іспр + Mzg — МД0П.б |
|
|
|||
Показатели остойчи |
|
|
|
|
|
вости Д+Дб и Мцспр+Мгб |
Осадки для Д+Дб и |
||||
Погодный критерий К |
|
||||
|
Мх + Мхд |
||||
Максимальное плечо /тах |
м |
|
|
|
|
Угол максимума Ѳ,„ |
град |
Носом |
dn |
м |
|
Угол заката |
Ѳѵ |
град |
Кормой dK |
м |
|
Метацентрическая высо |
м |
Средняя dcp |
м |
||
та h |
|
|
|
|
|
|
ПродоЛжение табл. 14 |
||
Плечо 2 , м |
Момент |
Плечо X1 м |
Мо мент |
Момент |
М2і тм |
Мх (+ ), |
м х ( - ) , |
||
|
|
|
тм |
тм |
Mzß |
X |
|
|
|
X |
X |
X |
Мцб = |
|
Л^ІІСПр |
|
X |
м х Л Мхв |
|
|
|
|
|
X |
Замечания об остойчивости для данного случая нагрузки
СЛ
7.Вычисляют MZ= MZ—Z0A.
8.Из таблицы данных по судовым цистернам выби рают поправку на влияние свободных поверхностей 28т.
При этом принимают во внимание только те цистерны, в которых действительно существует свободная поверх ность.
9.Исправляют момент по высоте: M„cnp= -Mz+2ö/«. При этом значение Л4ИСПр будет всегда меньше Ми так как фактически происходит вычитание из отрицательной величины Mz положительного значения поправки 28т.
10.Входя с А в сводный график нормативных пока зателей остойчивости или в диаграмму моментов, сни мают величину допускаемого момента Мдоп и h. На гра фике предельно допустимое значение нанесено жирной линией.
11.Находят разность SM= Mncnp—МДОп- Отрицатель ный знак перед 6Л4 указывает, что судно удовлетворяет
требованиям норм остойчивости, положительный — не
удовлетворяет. В первом случае остается только |
сиять |
с графика нормативных показателей значения /(, |
/таі, |
Ѳт , Ѳ„ и h. Во втором случае следует переместить груз так, чтобы уменьшить Mz на величину бМ, или принять балласт.
Иногда имеющийся на судне балласт вносят в расчет сразу, совместно со всей нагрузкой судна. Если же этогоне делают или принимают балласт после уже произве денного расчета остойчивости, его влияние на остойчи вость определяется по второй половине табл. 14 следую щим образом:
1) вписывают в таблицу наименование помещений,,
вкоторых находится балласт, и его вес ро',
2)по чертежу определяют плечи балласта z и .ѵ и за
писывают их в соответствующие колонки таблицы;
3)находят Mz = zp6 и Мх= хръ;
4)вычисляют Дб= 2рб, MZ^= 2MZ, Мхб= 2хрб;
5)находят суммарное значение для судна с грузом и балластом:
ААб; М„спр -f- М 2б‘> Мх + Mx&,
6)входят в график нормативных показателей остой чивости или в диаграмму моментов с Д+Дб и находят допустимый момент с учетом балласта Мдоп. е;
7)вычисляют бЛ4 = Л4ИСПр + Л42б—Мдоп. о;
8)снимают значения К, Ітгх, Ѳт , Ѳ,, и h с графика
58