ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Найдя средний период бортовых колебаний судна',, рассчитывают метацентрическую высоту по одной «з сле дующих формул:
. |
|
( СВ\ 2 |
|
(51) |
|
"“ (т) ; |
|
||||
|
(52) |
||||
/і— 4 |
( |
в2с\ + |
° 2\, |
||
|
( Ю,3а2 |
11 } |
|
|
|
h = |
39,48 Л + М |
, |
(53) |
||
|
|
|
Дт2 |
|
|
эмпирический |
коэффициент, |
зависящий от типа |
|||
судна; |
|
|
|
|
|
В — ширина судна, м\ |
|
|
|
||
%— период бортовых колебаний судна, сек; |
|
||||
с-а— коэффициент полноты водоизмещения; |
|
||||
а — коэффициент полноты ватерлинии; |
|
||||
D — высота борта, м; |
|
относительно продольной |
|||
А — момент инерции судна |
|||||
оси, тм ■сек2; |
|
присоединенных масс |
воды,. |
||
6/4 — момент инерции |
|||||
тм ■сек2\ |
|
|
|
|
|
Д — водоизмещение, т.
Рассмотрим возможности получения в судовых усло виях величин, входящих в эти формулы.
В формуле (51) ширина судна является величиной известной и постоянной, т находят из наблюдений, при ближенное значение коэффициента с зависит от типа судна:
|
|
|
Тип судна |
|
|
|
|
с |
|
Малое пассажирское |
. |
. |
. |
. . |
. |
. |
. |
.0 ,7 7 |
|
Пассажирское |
(водоизмещение 27 000 т ) ..................................... |
|
|
|
0,81 |
||||
Пассажирское |
(водоизмещение 40 000 т |
) ..................................... |
|
|
|
0,87 |
|||
Грузовое п о р о ж н е м |
....................................................................... |
|
|
|
|
|
|
0,81 |
|
Грузовое в полном грузу |
............................................................ |
|
|
|
|
. |
0,78 |
||
Рыболовный т р а у л е р |
........................................... |
|
|
|
........ |
|
.0,76 |
||
Б у к с и р ................................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,76 |
Большой к а т е р ............................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
0,80 |
Существует возможность получить более точное зна чение с. Для этого рассчитывают условную высоту бор та D' с учетом надстроек по формуле
D' = D + 0,8 2/гн-^- -4- 0,3 /гр ~~~> |
(54) |
6. Л . Р. Аксютин |
81 |
где D — высота |
борта, м; |
|
||
/гн — высота |
надстроек, м; |
|
||
/ы—-длина надстроек, м\ |
|
|||
L — длина |
судна, м\ |
|
|
|
Лр — высота рубок, м; |
|
|
||
/р — длина |
рубок, м. |
|
|
|
Правила измерения |
величин, входящих |
в форму |
||
лу (54), |
ясны из рис. 26. |
Рассчитав D' по этой формуле, |
||
находят |
|
В |
|
в график, |
отношение----, с которым входят |
изображенный на рис. 27, и снимают с него вспомога тельную величину р. После чего вычисляют коэффициент с по формуле
с = 4ра |
(55 |
Рис. 26
Т а б л и ц а і17
Название судна С Название судна С
«Богдан -Хмельницкий» |
. |
0,79 |
«Тисса» . |
. . . |
а . . |
0,76- |
«Ставрополь» ............... |
, |
0,79 |
«Адмирал |
Ушаков» . .. |
0,75 |
|
«Полтава» . , .. , . |
. |
0,78 |
«Сергей Боткин» . . . |
0,75 |
||
«Днепрогэс» . . . . |
t |
0,78 |
«іА-рагви» |
. . з |
, , . |
0,74 |
«Лениногорск» . . . . |
. |
0,77 |
«Белорецк» ................... |
|
0,74 |
|
«Ленинский комсомол» |
0,77 |
«Фряэино»........................ |
|
0,74 |
||
«Измаил» ......................... |
|
0,77 |
«Павлин |
Виноградов» |
0,73 |
|
«Углеу.ральск» . . . . |
|
0,76 |
«Дмитрий Пожарский» . |
0,72 |
||
«Смела» ........................ |
|
0,76 |
«Краснодар» . . . . . |
0,72 |
||
«Джанкой» |
|
0,76 |
« Ч у л ы м » ........................ |
|
0,72 |
В табл. 17 приводятся значения коэффициентов с для некоторых судов нашего флота, вычисленные по описан ной выше методике.
82
Еще лучше определить коэффициент с эксперимен
тально, измерив т при точно известной метацентрической: высоте.
Можно избежать вычислений по (51), если воспользоваться номограммой, при веденной на рис. 28.
Ключ |
к |
пользо |
|
||
ванию |
номограммой |
|
|||
указан |
|
пунктирной |
|
||
линией: |
|
от |
точки |
|
|
на шкале т, соот |
|
||||
ветствующей |
изме |
■Рис. 27 |
|||
ренному |
■ периоду, |
|
|||
проводят |
|
горизон |
|
||
тальную |
линию |
до |
|
||
пересечения с линией |
|
||||
ширины судна В. Из |
|
||||
полученной |
точки |
|
|||
проводят |
вертикаль |
|
|||
ную линию до пере |
|
||||
сечения с кривой ко |
|
||||
эффициента с, а от |
|
||||
сюда |
горизонталь |
|
|||
ную линию до пере |
|
||||
сечения |
|
со |
шкалой |
|
|
/і0, на которой полу |
|
||||
чают искомую мета |
|
||||
центрическую |
вы |
|
соту.
При использова нии формулы (52) значения коэффициентов а и св
снимают с кривых элементов теоретического чертежа. Если используется формула (53), следует по осадке
снять Д с грузового размера или грузовой шкалы. Мо менты инерции А и бА проще всего получить следующим образом.
1. Рассчитать момент инерции судна по формуле
A = J ^ J (BZ + 4Z*}’ |
( 5 6 ) ‘ |
где zg— возвышение ЦТ судна над килем, м.
6* |
83. |
2. Определить момент инерции присоединенных масс
воды из выражения |
|
8і4 = А З Ц і4 ^ і |
(57) |
где сп — коэффициент полноты водоизмещения; |
(56), |
А — момент инерции судна по формуле |
|
тм • сек2-, |
|
F — вспомогательная без размерная величина, сни
маемая |
с |
номограм |
||
мы |
В. |
В. |
Луговского |
|
(рис. |
29) |
по |
.а, |
D |
св и— . |
||||
Пользование |
d |
|||
номо |
||||
граммой, |
приведенной на |
рис. 29, заключается в следующем:
1) на соответствую щих шкалах отмечают точки для судовых зиаче-
„ В
нии — и сп; d
2) соединяют эти точ ки прямой и находят точ ку ее пересечения с не мой шкалой О;
3) отмечают на соот ветствующей шкале точку со значением а;
4) соединяют точку а с точкой О; пересечение этой прямой со шкалой F дает искомую величину F, которую и подставляют в формулу (57).
§ 20. РАСЧЕТ ОСТОЙЧИВОСТИ ПО УГЛУ КРЕНА НА ЦИРКУЛЯЦИИ
Во время установившейся циркуляции судно движет ся с некоторым креном. При этом имеет место равенство кренящего и восстанавливающего моментов А4кр= Л4в.
84
Значения этих моментов приведены в формулах (4) и (19). Приравняв эти формулы между собой и предста вив значение zg через zm—h0, получим выражение
0,233^ 8(2zm d) |
(58) |
h0 = ---------------------- 5— . |
|
gDu sin ö + 0,466t)2i8 |
|
где Dn — диаметр циркуляции, м.
Осадка судна d известна всегда. С кривых элементов теоретического чертежа по d снимается значение zm. Ско рость на циркуляции принимается равной 0,8 скорости на прямом курсе.
Если не представляется возможным измерить диаметр циркуляции £)ц, его можно вычислить по формуле
£>ц = 59,1 —^ —^0.8, |
(59) |
|
оКК |
|
|
где бК К — изменение компасного курса, град; |
изменил |
|
t — время, за которое |
компасный курс |
|
ся на 8КК, сек\ |
циркуляции, узлы. |
|
оо,8 — скорость судна на |
При полной циркуляции замечается время, за которое бКК составит 360°.
Измерять угол крена можно любым доступным спо собом. В частности, для этой цели можно использовать систему сообщающихся сосудов, представляющую собой две стеклянные трубки, расположенные вертикально в плоскости одного шпангоута и соединенные между со бой резиновым шлангом. Расстояние между ними по го ризонтали должно выбираться побольше, порядка 5—8 м. Всю систему заполняют водой. Трубки должны иметь деления для снятия отсчетов.
Когда судно совершит циркуляцию сначала в одну, а затем в другую сторону при одинаковом отклонении пера руля, замечают положение уровня в одной из тру бок. Так как судно обычно всегда испытывает небольшую качку, уровень воды в трубке колеблется. Поэтому при каждом измерении надо замечать возможно большее количество отсчетов уровня и затем их осреднить. Угол крена рассчитывается по формуле (48).
Если судно совершит циркуляцию только в одну сто рону, то под k следует понимать разность уровней при
85
прямом движении судна и на циркуляции, а под А— по ловину расстояния по горизонтали между трубками.
Расчет остойчивости по углу крена на циркуляции относится к числу приближенных, но, как показала его экспериментальная проверка, относительные ошибки в /г0 при правильной организации наблюдений и тщательных измерениях всех величин порядка 6%.
§ 21. РАСЧЕТ ОСТОЙЧИВОСТИ УПРОЩЕННЫМИ СПОСОБАМИ
Для того чтобы произвести расчет метацентрической высоты по
h — zm — zg - r + zc— zg, |
(60) |
необходимо получить Zm, г и zc из имеющихся на судне кривых элементов теоретического чертежа. Для опреде ления Zg нужно, кроме знания весов и плеч принимаемых
(снимаемых) грузов, иметь величину z°g для порожнего
судна. Значение zf приводится в Информации об остой чивости.
Однако в силу особых обстоятельств на судне может не оказаться ни Информации об остойчивости, ни кривых элементов теоретического чертежа. В этом случае воз можно получить приближенные значения г, zc и z° по упрощенным формулам.
Для вычисления г существует больше десятка различ ных формул, обеспечивающих точность расчетов в пре делах 6—15%. Из числа наиболее точных формул можно рекомендовать следующую:
jLB3 |
(61) |
|
V |
||
|
где значение / выбирается в зависимости от а из табл. 18.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
18 |
|
а |
0.66 |
0.70 |
0.74 |
0,78 |
0,82 |
0.86 |
0,90 |
0,94 |
0,98 |
) |
0,0390 0,0433 0,0480 0,0529 0,0581 0,0634 0,0690 0,0746 0,0803 |
86