Файл: Аксютин Л.Р. Контроль остойчивости морского судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Найдя средний период бортовых колебаний судна',, рассчитывают метацентрическую высоту по одной «з сле­ дующих формул:

.

 

( СВ\ 2

 

(51)

"(т) ;

 

 

(52)

/і— 4

(

в2с\ +

° 2\,

 

( Ю,3а2

11 }

 

 

h =

39,48 Л + М

,

(53)

 

 

 

Дт2

 

 

эмпирический

коэффициент,

зависящий от типа

судна;

 

 

 

 

 

В — ширина судна, м\

 

 

 

%— период бортовых колебаний судна, сек;

 

с-а— коэффициент полноты водоизмещения;

 

а — коэффициент полноты ватерлинии;

 

D — высота борта, м;

 

относительно продольной

А — момент инерции судна

оси, тм ■сек2;

 

присоединенных масс

воды,.

6/4 — момент инерции

тм ■сек2\

 

 

 

 

 

Д — водоизмещение, т.

Рассмотрим возможности получения в судовых усло­ виях величин, входящих в эти формулы.

В формуле (51) ширина судна является величиной известной и постоянной, т находят из наблюдений, при­ ближенное значение коэффициента с зависит от типа судна:

 

 

 

Тип судна

 

 

 

 

с

Малое пассажирское

.

.

.

. .

.

.

.

.0 ,7 7

Пассажирское

(водоизмещение 27 000 т ) .....................................

 

 

 

0,81

Пассажирское

(водоизмещение 40 000 т

) .....................................

 

 

 

0,87

Грузовое п о р о ж н е м

.......................................................................

 

 

 

 

 

 

0,81

Грузовое в полном грузу

............................................................

 

 

 

 

.

0,78

Рыболовный т р а у л е р

...........................................

 

 

 

........

 

.0,76

Б у к с и р ................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

0,76

Большой к а т е р ...............................................................................

 

 

 

 

 

 

 

0,80

Существует возможность получить более точное зна­ чение с. Для этого рассчитывают условную высоту бор­ та D' с учетом надстроек по формуле

D' = D + 0,8 2/гн-^- -4- 0,3 /гр ~~~>

(54)

6. Л . Р. Аксютин

81


где D — высота

борта, м;

 

/гн — высота

надстроек, м;

 

/ы—-длина надстроек, м\

 

L — длина

судна, м\

 

 

Лр — высота рубок, м;

 

 

/р — длина

рубок, м.

 

 

Правила измерения

величин, входящих

в форму­

лу (54),

ясны из рис. 26.

Рассчитав D' по этой формуле,

находят

 

В

 

в график,

отношение----, с которым входят

изображенный на рис. 27, и снимают с него вспомога­ тельную величину р. После чего вычисляют коэффициент с по формуле

с = 4ра

(55

Рис. 26

Т а б л и ц а і17

Название судна С Название судна С

«Богдан -Хмельницкий»

.

0,79

«Тисса» .

. . .

а . .

0,76-

«Ставрополь» ...............

,

0,79

«Адмирал

Ушаков» . ..

0,75

«Полтава» . , .. , .

.

0,78

«Сергей Боткин» . . .

0,75

«Днепрогэс» . . . .

t

0,78

«іА-рагви»

. . з

, , .

0,74

«Лениногорск» . . . .

.

0,77

«Белорецк» ...................

 

0,74

«Ленинский комсомол»

0,77

«Фряэино»........................

 

0,74

«Измаил» .........................

 

0,77

«Павлин

Виноградов»

0,73

«Углеу.ральск» . . . .

 

0,76

«Дмитрий Пожарский» .

0,72

«Смела» ........................

 

0,76

«Краснодар» . . . . .

0,72

«Джанкой»

 

0,76

« Ч у л ы м » ........................

 

0,72

В табл. 17 приводятся значения коэффициентов с для некоторых судов нашего флота, вычисленные по описан­ ной выше методике.

82


Еще лучше определить коэффициент с эксперимен­

тально, измерив т при точно известной метацентрической: высоте.

Можно избежать вычислений по (51), если воспользоваться номограммой, при­ веденной на рис. 28.

Ключ

к

пользо­

 

ванию

номограммой

 

указан

 

пунктирной

 

линией:

 

от

точки

 

на шкале т, соот­

 

ветствующей

изме­

■Рис. 27

ренному

■ периоду,

 

проводят

 

горизон­

 

тальную

линию

до

 

пересечения с линией

 

ширины судна В. Из

 

полученной

точки

 

проводят

вертикаль­

 

ную линию до пере­

 

сечения с кривой ко­

 

эффициента с, а от­

 

сюда

горизонталь­

 

ную линию до пере­

 

сечения

 

со

шкалой

 

/і0, на которой полу­

 

чают искомую мета­

 

центрическую

вы­

 

соту.

При использова­ нии формулы (52) значения коэффициентов а и св

снимают с кривых элементов теоретического чертежа. Если используется формула (53), следует по осадке

снять Д с грузового размера или грузовой шкалы. Мо­ менты инерции А и бА проще всего получить следующим образом.

1. Рассчитать момент инерции судна по формуле

A = J ^ J (BZ + 4Z*}’

( 5 6 ) ‘

где zg— возвышение ЦТ судна над килем, м.

6*

83.


2. Определить момент инерции присоединенных масс

воды из выражения

 

8і4 = А З Ц і4 ^ і

(57)

где сп — коэффициент полноты водоизмещения;

(56),

А — момент инерции судна по формуле

тм • сек2-,

 

F — вспомогательная без­ размерная величина, сни­

маемая

с

номограм­

мы

В.

В.

Луговского

(рис.

29)

по

.а,

D

св и— .

Пользование

d

номо­

граммой,

приведенной на

рис. 29, заключается в следующем:

1) на соответствую­ щих шкалах отмечают точки для судовых зиаче-

В

нии — и сп; d

2) соединяют эти точ­ ки прямой и находят точ­ ку ее пересечения с не­ мой шкалой О;

3) отмечают на соот­ ветствующей шкале точку со значением а;

4) соединяют точку а с точкой О; пересечение этой прямой со шкалой F дает искомую величину F, которую и подставляют в формулу (57).

§ 20. РАСЧЕТ ОСТОЙЧИВОСТИ ПО УГЛУ КРЕНА НА ЦИРКУЛЯЦИИ

Во время установившейся циркуляции судно движет­ ся с некоторым креном. При этом имеет место равенство кренящего и восстанавливающего моментов А4кр= Л4в.

84

Значения этих моментов приведены в формулах (4) и (19). Приравняв эти формулы между собой и предста­ вив значение zg через zmh0, получим выражение

0,233^ 8(2zm d)

(58)

h0 = ---------------------- 5— .

gDu sin ö + 0,466t)2i8

 

где Dn — диаметр циркуляции, м.

Осадка судна d известна всегда. С кривых элементов теоретического чертежа по d снимается значение zm. Ско­ рость на циркуляции принимается равной 0,8 скорости на прямом курсе.

Если не представляется возможным измерить диаметр циркуляции £)ц, его можно вычислить по формуле

£>ц = 59,1 —^ —^0.8,

(59)

оКК

 

где бК К — изменение компасного курса, град;

изменил­

t — время, за которое

компасный курс

ся на 8КК, сек\

циркуляции, узлы.

оо,8 — скорость судна на

При полной циркуляции замечается время, за которое бКК составит 360°.

Измерять угол крена можно любым доступным спо­ собом. В частности, для этой цели можно использовать систему сообщающихся сосудов, представляющую собой две стеклянные трубки, расположенные вертикально в плоскости одного шпангоута и соединенные между со­ бой резиновым шлангом. Расстояние между ними по го­ ризонтали должно выбираться побольше, порядка 5—8 м. Всю систему заполняют водой. Трубки должны иметь деления для снятия отсчетов.

Когда судно совершит циркуляцию сначала в одну, а затем в другую сторону при одинаковом отклонении пера руля, замечают положение уровня в одной из тру­ бок. Так как судно обычно всегда испытывает небольшую качку, уровень воды в трубке колеблется. Поэтому при каждом измерении надо замечать возможно большее количество отсчетов уровня и затем их осреднить. Угол крена рассчитывается по формуле (48).

Если судно совершит циркуляцию только в одну сто­ рону, то под k следует понимать разность уровней при

85


прямом движении судна и на циркуляции, а под А— по­ ловину расстояния по горизонтали между трубками.

Расчет остойчивости по углу крена на циркуляции относится к числу приближенных, но, как показала его экспериментальная проверка, относительные ошибки в /г0 при правильной организации наблюдений и тщательных измерениях всех величин порядка 6%.

§ 21. РАСЧЕТ ОСТОЙЧИВОСТИ УПРОЩЕННЫМИ СПОСОБАМИ

Для того чтобы произвести расчет метацентрической высоты по

h — zm — zg - r + zc— zg,

(60)

необходимо получить Zm, г и zc из имеющихся на судне кривых элементов теоретического чертежа. Для опреде­ ления Zg нужно, кроме знания весов и плеч принимаемых

(снимаемых) грузов, иметь величину z°g для порожнего

судна. Значение zf приводится в Информации об остой­ чивости.

Однако в силу особых обстоятельств на судне может не оказаться ни Информации об остойчивости, ни кривых элементов теоретического чертежа. В этом случае воз­ можно получить приближенные значения г, zc и по упрощенным формулам.

Для вычисления г существует больше десятка различ­ ных формул, обеспечивающих точность расчетов в пре­ делах 6—15%. Из числа наиболее точных формул можно рекомендовать следующую:

jLB3

(61)

V

 

где значение / выбирается в зависимости от а из табл. 18.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

18

а

0.66

0.70

0.74

0,78

0,82

0.86

0,90

0,94

0,98

)

0,0390 0,0433 0,0480 0,0529 0,0581 0,0634 0,0690 0,0746 0,0803

86