Файл: Салтыков, А. В. Основы современной технологии автомобильных шин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение электронно-вычислительных машин для управления

За последние годы для управления работой шинных заводов

стали широко применять электронно-вычислительные машины

(АСУ).

В основе этой системы лежит управляющая ЭВМ, связанная с периферийными устройствами информации — датчиками, которые снимают информацию с оборудования и складов и передают на пункт оперативного управления производством цеха, группы це­ хов или завода (в зависимости от типа примененных УЭВМ и при­ нятой структуры управления).

Информация заключается в сведениях о выработке полуфабри­ катов, деталей и готовой продукции, их сортности, браке, о работе оборудования, о количестве полуфабрикатов и деталей, на проме­ жуточных складах, о выработке рабочих и т. д. Часть этой инфор­ мации, обработанной на ЭВМ, из пункта оперативного управления поступает в центр диспетчерской службы с указанием, какие не­ обходимые коррективы следует внести в оперативный график про­ изводства. Применение этой системы дает возможность решить ряд задач по управлению производством: оперативно-календарное планирование; планирование производства по ассортименту; пла­ нирование материально-технического снабжения; учет материалов, сырья, полуфабрикатов, готовых изделий; бухгалтерский учет и от­ четность; учет трудовых затрат и отчетность; оперативное регули­ рование производства и составление графиков и другие.

При применении автоматизированной системы управления чис­ ленность управленческого персонала сокращается на 10—20%, а эффективность производства повышается на 10—15%.

Опыт применения ЭВМ для указанных выше целей показывает, что наиболее сложной является отработка конструкции надежных датчиков информации, а также разработка учитываемых показа­ телей, которые требуется вводить в ЭВМ для решения поставлен­ ных задач. Обычно отработкой и наладкой автоматизированных систем занимаются специализированные институты совместно с от­ раслевыми НИИ и специалистами завода.

В качестве примера подобной установки за рубежом можно привести Новый Торонтский завод фирмы «Гудьир» (Канада), на котором впервые была приме­ нена электронно-вычислительная машина ИБМ-200 для бесперебойного выпуска продукции. На этом заводе выпускалось до 1700 типоразмеров шин. В произ­ водстве одновременно находилось около 250 типоразмеров покрышек при суточ­ ном выпуске 15 000 шт. До применения ЭВМ часто возникали простои из-за задержки выпуска и подачи деталей и полуфабрикатов. Для учета наличия деталей и полуфабрикатов были предусмотрены две системы — автоматическая и ручная. В качестве ручных приспособлений применялись агрегаты для сбора информации типа ИБМ-357, в которые закладывались перфокарты с отметками о выполнении заданий, наличии деталей, простоях и т. п.

На заводе было установлено 200 автоматических агрегатов и 33 агрегата ИБМ-357. Опыт эксплуатации подтвердил эффективность применения АСУ: про­ стои сократились, выработка завода возросла на 10—15%.

В настоящее время на ряде отечественных шинных заводов для управления производством стали применять АСУ,

461


л и т е р а т у р а

А й в а з о в А. В., Г о л ь м и н а с М. П. Генеральные планы Предприятий по производству шин и резинотехнических изделий. Обзор. Сер. «Опыт, проек­ тирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий». ЦНИИТЭНефтехим, 1968. 60 с.

А н д р а ш н и к о в

Б. И. Проектирование и внедрение автоматизации на

пред­

приятиях резиновой промышленности. Обзор. Сер. «Опыт проектирования

нефтеперераб. и нефтехим. предприятий». М., ЦНИИТЭНефтехим,

1966

86 с.

И. Г., Я ш у н с к а я Ф.

И. и др. Экономика шинной промышлен­

Б а ч у р и н

ности. М., «Химия», 1972. 238 с.

С и д о р о в А. Т. Механизация внутрице­

Г у т м а н

Л. И.,

К и р ю ш и н А. В.,

ховых и межцеховых транспортных операций на шинных заводах и заводах

резинотехнических изделий. Обзор. Сер. «Производство шин, РТИ и

АТИ»

М„ ЦНИИТЭНефтехим, 1968. 680 с.

Economic Report on the Manufacture and Distribution of Automotive Tires. Staff Report to the Federal Trade Commition. Washington D. C. March, 1966.

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДИАФРАГМ ДЛЯ ВУЛКАНИЗАЦИИ ПОКРЫШЕК

Вулканизацию покрышек на современных заводах проводят в форматорах-вулканизаторах. Внутрь покрышки закладывают рези­ новую диафрагму, представляющую собой резиновый цилиндр, уширенный в середине, с 'утолщенными торцевыми кромками для форматоров типа «бэг-о-мэтик» или цилиндр, с отверстием в сере­ дине, в котором один конец закрыт днищем для форматоров типа «автоформ».

Наружный диаметр торцевого отверстия диафрагм для «бэг-о- мэтик» должен быть меньше внутреннего диаметра надеваемой на него сырой покрышки.

При проектировании диафрагм для «бэг-о-мэтик» исходят из того, что отношение диаметра торцевого отверстия диафрагмы dT (см. рисунок) к диаметру борта покрышки d должно находиться в пределах 0,75—0,82. Для покрышек с меньшим диаметром борта отношение d^/d принимается меньше указанных значений.

Для уменьшения вытяжки диафрагм в процессе их эксплуата­ ции диаметр диафрагмы по короне (по середине цилиндра) увели­ чивают. Однако при слишком большой разности между диаметром по короне и диаметром торцевого отверстия диафрагм возникают технологические затруднения при их изготовлении. Если диаметр по короне больше допустимого, это может привести к разрыву диафрагмы при съемке ее с сердечника пресс-формы. Для опреде­ ления максимального отношения диаметра диафрагмы по короне Дд к ее торцевому отверстию dT пользуются зависимостью

-^5. = 1,45 -Ь 1,49 или Од = (1,45 + 1,49) dT

Вытяжка диафрагм по профилю покрышки не должна превы­ шать 7—20%, поэтому высота диафрагм принимается несколько ниже высоты сырой заготовки покрышки, установленной в форму.

Отношение высоты диафрагмы Яд к внутреннему периметру вулканизованной покрышки от носка до носка Р' равно 1,01— 1,09. Для покрышек с посадочным диаметром 15" отношение Нл/Р' составляет 1,03—1,07, для покрышки диаметром 20' оно равно 1,00—1,06. Отношение 1,00—1,06 также рекомендуется для покрырцек с большим размером посадочного диаметра.

463


н

Параметры, необходимые при проектировании диафрагм для форматоров типа «бэг-о-мэтик (Л) и график концентрации напряжений в месте изгиба диафрагмы

убуртика (Б):

/—стенка диафрагмы; 2 фланцы (буртика); Яд—высота диафрагмы; РЯ—длина профиля;

Од-наружный диаметр диафрагмы; Яд —внутренний диаметр диафрагмы; dT—диаметр тор­

цевого отверстия диафрагмы; d'T наружный

диаметр буртика; Яд—высота цилиндрической

части диафрагмы; Яд7 —высота конической части диафрагмы; Яд77—высота

торообразной

части диафрагмы; т —высота части буртика

диафрагмы,

выступающая

над

торообразной

частью; bs (P)— ширина буртика; ftg— высота

буртика;

Дд— толщина

стенки диафрагмы

по центру; Дт —толщина стенки диафрагмы у буртика на сгибе; d 'tдиаметр

торообразной

части; г j, г2 —внутренний и внешний радиусы торообразной

части; К —коэффициент концент­

рации напряжений.

 

 

 

Толщина стенки диафрагмы зависит от размера диафрагмы, а также от качества применяемых резиновых смесей. Толщину стенок для диафрагм легковых покрышек с шириной обода 15" (см. рис. 4.9) определяют из равенства

&вРанд

6,4 + 7,7;

Ад = (6,4+7,7)

Д к ~ П

 

DKP'a

( 1)

 

 

ДдЯя

Для диафрагм грузовых покрышек с ободом 20" — по формуле

Дп = (9,5

ОкП

 

11,0) ДдЯд

( 2)

 

Как правило, толщина стенок по наибольшему диаметру шины меньше, чем по краям. ■

Толщина стенок диафрагм для одних и тех же покрышек, вы­ пущенных разными фирмами и заводами неодинакова. В США диафрагмы изготавливают более тонкими, чем в Европе. По дан­ ным фирмы «Гудьир», они выдерживают 900—1200 варок (для легковых покрышек).

Длину стенки диафрагмы Рл для «бэг-о-мэтик» измеряют от места зажима кромок диафрагмы в форме до носка борта покрыш­ ки. Плечевые зоны являются критическими участками диафрагмы.

Вэтих зонах следует снижать концентрацию напряжений. Фирма «Эссо кемиклз» рекомендует приведенный выше (см.

рисунок) график для определения коэффициента концентрации напряжений. Желательно, чтобы коэффициент приблизительно равнялся 1,5. Размеры диафрагм из резин на основе бутилкаучука для форматоров-вулканизаторов типа «бэг-о-мэтик» приведены в таблице.

 

 

Т а б л и ц а .

Приблизительные размеры диафрагм

 

 

к форматорам-вулканизаторам типа «бэг-о-мэтик» (в мм)

 

Обозначе­

р

 

dT

R

Од

Од

дд

<

ние шин

Г

(в дюймах)

 

 

 

 

 

 

 

 

5 ,2 0 - 1 2

21

21

219

210

324

31 7 — 333

8 ,5 - 9 ,5

0

5 ,6 0 - 1 3

21

22

225

254

346

3 3 7 - 3 5 2

9,5

0

5 ,9 0 - 1 4

21

22

251

254

368

3 4 1 - 3 6 2

8 ,5 - 9 ,5

0

5 , 9 0 - 1 5

21

22

276

254

402

36 8 — 380

9,0

0

6 ,0 0 - 1 6

21

22

302

254

432

4 0 3 - 4 1 8

9,5

0

7 ,5 0 — 20

25

27

384

279

572

4 9 8 - 5 0 2

13

0

8 ,2 5 - 2 0

25

27

384

270

572

5 7 9 - 6 0 6

13

80

9 ,0 0 - 2 0

25

27

384

270

572

619

13

ПО

Диафрагмы для «автоформ» несимметричны; одним концом они закрепляются в форме, а другим прикрепляются к конусу для

упорного штока.

На рисунке пунктиром показана торцевая стенка с отверстием, которая закрывает дно полуцилиндра диафрагмы с одной стороны и конфигурация части диафрагмы, зажимающейся в форму. При работе диафрагмы выворачиваются на 180°, т. е. наружу в по­ крышку и внутрь цилиндра. Поэтому срок службы диафрагм типа «автоформ» меньше, чем диафрагм «бэг-о-мэтик».

465


Пр и м е н е н и е э л е к т р о н н о -в ы ч и с л и т е л ь н ы х м а ш и н

ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОКРЫШЕК

В настоящее время при решении многих задач, например при конструировании автомобильных шин, разработке рецептуры рези­ новых смесей, нахождении оптимальных режимов технологических процессов и других, в шинной промышленности применяют элек­ тронно-вычислительные машины. С помощью этих машин рассчи­ тывают следующие конструктивные параметры: размеры надутой шины, т. е. равновесную конфигурацию каркаса шины в надутом состоянии, угол расположения нитей в каждой точке каркаса и напряжения, возникающие в нитях каркаса диагональных и ради­ альных шин и брекера радиальных шин; сцепные характеристики рисунка протектора.

С помощью ЭВМ проводят расчеты конфигурации пресс-фор­ мы, профиля покрышки (чертежи выполняются автоматически), проверочные расчеты размеров деталей покрышки и выходных ха­ рактеристик шин — радиальную, тангенциальную и боковую жест­

кость, износостойкость — а

также

силу шумов

в зависимости от

рисунка протектора и т. д.

проектировании

автомобильных . шин

Применение ЭВМ

при

дает большой Экономический эффект.

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

Б а д е н к о в

П. Ф., Е в с т р а т о в

В. Ф.,

П р а щ и к и н

В. Н. Создание грузо­

вых шин с

пробегом

180—200

тыс.

км.

«Каучук

и

резина»,

1971, № 11

с. 3—7.

Г.,

Ш а н и н

Н. П. Оборудование заводов

резиновой

промышлен­

Б е к и н Н.

ности. Л., «Химия», 1969. 247 с.

К л и м о в

Н. С. Общая технология резины.

К о ш е л е в

Ф. Ф., К о р н е в А. Е.,

М., «Химия», 1968. 568 с.

 

 

 

 

 

 

 

«Химия»

К р ю ч к о в

А. П. Общая технология синтетических каучуков. М.,

1969. 556 с.

 

 

материалов.

Под ред.

Бернхардта.

М., Гос-

Переработка

термопластичных

химиздат, 1962. 547 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пневматические шины. Под ред. П. Ф. Баденкова, В. Ф. Евстратова, П. И. За­

харченко. М., «Химия», 1969. 392 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а г у л и н

В. В. Технология шинного

производства. М., «Химия», 1970. 400 с.

С п о р я г и н

Э.

Л.,

К р о с о в с к и й

В. Н. Оборудование заводов резиновой

промышленности. Минск, «Вышэйшая школа»,

1971.

237

с.

 

Leipzig,

B a u m g a r t e n

G.

Maschinen

und

Apparate

in

der

Gummiindustrie.

VEB Deutscher Verlag fur Grundstoffindustrie, 1970, 395 S.

der

Gummiindustrie.

L e h n e n

I.

P.

Maschinenanlagen

und

Verfahrenstechnik

Stuttgart, Berliner Union, 1968. 280 S.

 

 

 

 

 

 

 

L e h n e n

I. P. Mess und Regeltechnik

in

der

Gummiindustrie. Stuttgart,

Berliner

Union,

1961.

156 S.

Rubber

Technology.

New York,

Palmerton Pub­

M o r t o n

M.

Introduction to

lishing Co. Inc., 1959. 548 p.

 

 

Ed. С. M. Blow. London. Butterworths,

Rubber Technology

and Manufacture,

1971. 485 p.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


П Р Е Д М Е Т Н Ы Й У К А З А Т Е Л Ь

Автокамерные резиновые смеси 175, 194, 41! Автоматическая развеска

ингредиентов 162, 163

каучуков и маточных смесей 163, 164 Автоматическая резка резиновой ленты 18.5 Автоматические весы

для

жидких материалов 167 сл.

 

для сыпучих материалов 165 сл., 169

Автоматическое листование смесей

185

Автомобильные камеры 43 сл.

 

вулканизация 429

 

изготовление 411 сл., 419

 

отделка и разбраковка 431 сл.

 

поддувка 424, 425

 

ремонт 437

 

Агрегат

ВМП-2 200

для

вулканизации покрышек

366

 

раскроя тканевых ленточек и оберт­

 

ки их кромок резиновыми ленточками

249

Адгезия корда к резине 199 сл., 217, 236 Активаторы вулканизации 96, 130 сл. Активированный мел 100, 101 Активные наполнители 97 сл. Антипенообразователь 182 Аэросил 100

Балансировка покрышек 398 сл. Балансировочные станки фирмы «Гоффман»

400, 401

Барабанная ротационная машина непрерыв­ ного действия 243 сл.

Беговая дорожка 32 Бездиафрагменная вулканизация 378 сл.

Безуточный кбрд 198,

199

 

 

обработка 231

 

 

 

пропитка 233

 

 

 

Белая сажа

100, 132

 

 

 

Бензойная кислота 96

13,

23 сл.,

48 сл., 251,

Бескамерная шина 12,

272,

316,

317

 

27

 

безопасная двойная 26,

 

борт 49,

50

 

 

 

 

грузовая 24

 

 

 

 

грунтовая арочная 52

 

 

легковая 24

 

 

слоем

25

с самозаклеивающимся

Беспропиточное

обрезинивание корда 203

Биение валков 211

 

 

 

Боковина покрышки 41, 447

'

Бомбировка валков 210, 215

 

Борт покрышки 27, 41, 71 сл.

 

бескамерной шины 49, 50

 

дефекты 446, 447

 

 

 

Бортовые ткани 238 сл.

 

 

Браковка покрышек 392 сл.

 

 

Браслет 76 Браслетный способ сборки покрышек 326 сл.

Браслетный станок 327, 328

Брекер 31 сл., 70, 71

длина 80 изготовление 270, 271

Брекерные резины 121, 175, 194 для покрышек типа Р 124 рецептура 131, 132

Бриттена диаграмма 137, 138

Бутадиен-стирольные каучуки 15, 17, 91, 92, 136

Бутилкаучук 15, 93, 94, 134, 135

Бязь 116

Вакуум-очиститель 220

Валки 210, 211

Ванны для испытания автокамер на герме­ тичность 434

Вентиляционные отверстия в пресс-формах

371

Вертикальная машина с пластинчатым но­ жом 243, 244

Винилпиридиновый латекс 200 Вискозный корд 107 сл., 199 сл., 204 Воротник 41

Восемнадцатистаночная карусель для сборки покрышек 315, 316

Воски 105, 130

Вспомогательные материалы 117, 118 Вулканизатор для изготовления ободных

лент 438 Вулканизационные прессы 387, 388

— формы 367 сл.

-----без паровой рубашки 367 сл.

-----прессов для вулканизации автока­ мер 426 сл.

-----секторные 368, 369

Вулканизация автокамер 425 сл.

— на поточных линиях 431 индукционный период 373 контроль процесса 385 сл.

оптимум 136, 371 параметры теплоносителей 374

плато 136, 141, 142, 371, 372

покрышек 348 сл.

— влияние различных факторов 371 сл.

— с применением пара 380 смеси пара и газа 380, 381

типа Р 363, 364

токами высокой частоты 381, 382 продолжительность цикла 377, 378

степень 136

сл.

130, 132,

133

 

у с к о р и т е л и

95 с л . ,

 

э л е к т р о м а г н и т н а я

382

 

 

В у л к а н и з у ю щ и е в е щ е с т в а 95 с л .

 

В ы с о к о т е м п е р а т у р н а я

с у ш к а

к о р д а 221

В ы с о т а

 

 

 

 

 

к о р о н ы

б а р а б а н а

289

 

 

п р о ф и л я 27,

6 7

 

 

 

В ы т я ж к а

 

 

 

 

 

к а м е р ы

наружного

диаметра

камеры до

— от

в н у т р е н н е г о д и а м е т р а п о к р ы ш к и 82

по периметру профиля 83 сл.

ободной ленты 85

 

 

 

Г а б а р и т н ы е р а з м е р ы

 

 

 

о б о д о в

88

 

 

 

 

п о к р ы ш е к 65 с л .

 

 

 

Г е р м е т и з и р у ю щ и й с л о й ш и н ы

4 8,

49, 272

Г и д р а в л и ч е с к и й н о ж д л я р е з к и к и п к а у ч у к а

152

467