Файл: Салтыков, А. В. Основы современной технологии автомобильных шин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
В 1904 г. Мате открыл, что сажа усиливает каучук; йо только после того, как в шинах стали применять корд, сажу стали исполь зовать в промышленных масштабах для усиления протекторных резин, так как ранее ткань выходила из строя раньше, чем протек тор. Количество сажи, вводимой в резиновые смеси, за последние десятилетия резко увеличилось. Так, если в 30-х годах на 100 вес. ч. каучука вводили 20 вес. ч. сажи, то уже в 60-х годах — 55—
60вес. ч.
До применения сажи в протекторных резинах шина до истира
ния проходила в среднем около 6000 км. При применении сажи пробег шины увеличился в 4—6 раз.
Основные этапы развития шинного производства приведены в табл. 1.1.
Современный уровень развития производства автомобильных шин
Быстрый рост автомобилестроения и автомобильного транс порта обусловил высокие темпы развития шинной промышлен ности, которая выпускает огромное количество автомобильных шин, а также шин для тракторов, комбайнов, строительно-дорож ных и других машин.
Наиболее характерным показателем развития производства шин
является потребление каучука |
в этой промышленности (табл. 1.2). |
|||
Т а б л и ц а |
1.2. Потребление каучука шинной промышленностью |
|
||
|
разных стран (по данным на |
1971 г.) |
|
|
|
Потребление |
|
Производство шин |
|
Страна |
|
|
|
|
каучука, тыс. т |
общее, |
грузов ых |
|
|
« |
|
|||
|
млн. штук |
млн. штук |
% |
|
|
|
|||
|
|
|
||
США |
1600 |
194 |
25 |
13 |
СССР |
685 |
36,2 |
17 |
47 |
Япония |
400 |
65 |
25 |
38 |
Франция |
262 |
41 |
4 |
10 |
Из данных табл. 1.2 видно, что СССР по объему потребляемых каучуков, характеризующих мощность шинной промышленности находится на втором месте в мире.
В настоящее время шинные заводы и исследовательские центры всех стран мира интенсивно работают над улучшением качества шин. Это вызвано значительным повышением требований к шинам, предъявляемых автомобильной промышленностью вследствие уве личения грузоподъемности и скоростей движения автомобилей.
Работы по повышению качества шин проводятся в нескольких направлениях: повышения безопасности езды — повышения сцеп ления шины с дорогой, снижения теплообразования в шине, сниже ния потерь на качение и дисбаланса, увеличения прочности, обеспе-
14
чения комфортабельности езды с одновременным увеличением гру зоподъемности, снижением массы и увеличением пробега. Эти за дачи могут быть решены только при усовершенствовании конструк ции шин и повышении качества применяемых материалов.
Настоящей технической революцией в области конструкции яви лось создание шины с меридиональным расположением нитей корда в каркасе; эти шины получили наибольшее распространение в Европе: в 1971 г. во Франции их выпускалось более 95%, в Анг лии— около 40%, в Италии — около 85%, в ФРГ — около 40%. В США пока отдается предпочтение «опоясанным» шинам типа ОД
(49%).
Существенные изменения в конструкции шин, рецептуре резин и технологии дают возможность удовлетворить многообразные требования автомобильной промышленности и автомобильного транспорта. По мнению специалистов США, средний пробег лег ковых шин диагональной конструкции с уширенным протектором на усовершенствованных дорогах составит не менее 40 тыс. км, шин типа Р — около 70 тыс. км «опоясанных» диагональных шин — около 52 тыс. км. По тем же данным, расчетный пробег грузовых шин средней грузоподъемности диагональной конструкции соста вит около 90 тыс. км, а шин типа «Р» — около 180 тыс. км.
Уровень техники производства
Передовые шинные заводы характеризуются высоким уровнем механизации и автоматизации и высокой производительностью труда. Большое внимание уделяется интенсификации процессов смешения и вулканизации, повышению производительности сбороч ных станков, механизации погрузочно-разгрузочных работ, транс портных и вспомогательных операций, организации централизован ной ремонтной службы. В результате количество вспомогательного персонала снижено до 22—25% от общей численности рабочих. На передовых шинных заводах в США выработка продукции на одного человека достигает 29—36 кг/ч.
Сырьевая база шинной промышленности
В шинной промышленности ведущих капиталистических стран используется более 60% общего количества потребляемого в этих странах каучука. Например, в шинной промышленности США ис пользуется около 70% НК и 66% СК.
Основная тенденция в области применения каучуков в шинном производстве — увеличение доли синтетических каучуков. В США шинная промышленность расходует около 78% СК и 22% НК. Из синтетических каучуков пока основным является бутадиенстирольный, но имеется явная тенденция к увеличению потребления полибутадиенового и полиизопренового каучуков регулярного ^строения. Растет также потребление бутилкауцукагД^вянОТ'^т^ленфопиле-
иового и хлоропренового. |
| |
HarpHV v ' |
ч |
|
I |
с !б ,’/о _ г.а |
^ р j |
15
и- г а ? |
* |
В потреблении корда наблюдается тенденция к увеличению доли кордов из синтетических волокон и снижение доли кордов из искусственных волокон. Например, в 1971 г. в США из общего ко личества кордов использовали 15,5% вискозного, 46,5% полиамид ного и 28,0% полиэфирного корда, 3% металлического корда и до 7% корда из стеклянного волокна. По мнению специалистов, в по следующие годы ожидается значительный рост потребления поли эфирного и металлического при одновременном снижении исполь зования вискозного и полиамидного кордов.
В шинной промышленности применяется также большой ассор тимент химикатов-добавок (ускорители, антиоксиданты, модифика торы и др.), саж, латексов, метизов и других материалов.
Шинная промышленность СССР
Первые сведения о выпуске пневматических шин в России отно сятся к 1900 г. В 1908 г. на заводе «Треугольник» в Петербурге и в 1910 г. на заводе «Проводник» в Риге начали выпускать пневма тические автомобильные шины для импортных автомобилей. Сырье и оборудование были импортными. Для изготовления шин приме няли ткани типа автопнев полотняного переплетения и резиновые смеси, не содержащие сажи и ускорителей вулканизации. Процесс изготовления покрышек заключался в сборке каркаса на дорне и его вулканизации в котле, шероховке, намазке клеем и накладке протектора, после чего покрышка вулканизовалась вторично. По крышки имели пробег ниже 2,5—3 тыс. км. Уже к 1913 г. объем производства шин составил 19,2 тыс. штук.
В'годы Гражданской войны из-за отсутствия сырья и топлива производство шин прекратилось. Только в 1920 г. на заводе «Крас ный Треугольник» был возобновлен выпуск шин; к 1921 г. выпуск шин возрос до 20 тыс. штук, а в 1927 г. был достигнут дореволю ционный уровень объема производства (120,4 тыс. штук).
Впериод реконструкции народного хозяйства (1927—1937 гг.), когда в стране резко возросла потребность в шинах, были рекон струированы старые («Красный Треугольник») и пущены в ход новые предприятия. Так в 1932 г. был пущен Ярославский резино асбестовый комбинат, в состав которого входил крупнейший в Ев ропе шинный завод.
Вэти годы проводилась работа по применению в шинном про изводстве ускорителей, антиоксидантов, активной сажи, по улуч шению конструкции покрышек. В 1930 г. все клинчерные шины
были заменены прямобортными, а в 1932 г.— освоено производ ство шин низкого давления.
Техника производства шин на новом шинном заводе в Яро славле находилась на уровне передовых шинных заводов США. Завод был оснащен таким новейшим оборудованием, как двух стадийные пластикаторы Гордона, резиносмесители бенбери, про фильные протекторные каландры с поточными линиями по выпуску протекторов, диагонально-резательные машины, кольцеделательные
16.
агрегаты и т. д. Были освоены новые методы (дорновой метод изготовления камер из шприцованных рукавов, вулканизация в автоклавах со съемной крышкой и механизированной линией пере зарядки форм и т. д., а также новые рецептуры смесей; расширился ассортимент автопокрышек и улучшено качество шин. В эти годы
были созданы производства корда, сажи, регенерата, |
ускорителей |
||
и антиоксидантов. |
В 1928 г. был организован |
научно-исследова |
|
тельский институт |
резиновой промышленности |
(НИИРП), а в |
|
1934 г. — институт |
по проектированию предприятий |
резиновой |
промышленности «Резинопроект». В это же время в стране был освоен выпуск оборудования для производства шин на ряде дей ствующих машиностроительных заводов (киевский завод «Больше вик» и др.). Объем производства шин в 1937 г. составил 2,7 млн. штук. В 1932 г. впервые в мире было создано крупное производство синтетического каучука по методу академика С. В. Лебедева и в 1937 г. были выпущены в промышленном масштабе первые шины на основе 100% СК. В эти годы шинная промышленность разви валась бурными темпами. Было начато строительство крупнейших Омского и Воронежского заводов. С 1938 г. основные детали авто мобильных шин стали изготавливать из смесей, содержащих 100% СКВ, либо с небольшой добавкой НК.
Для интенсификации научно-исследовательских работ в шин ной промышленности был создан Научно-исследовательский ин ститут шинной промышленности (НИИШП) с опытным заводом.
Развитие шинной промышленности было прервано Отечествен ной войной. В 1941—1942 гг. оборудование шинных предприятий Ленинграда и Ярославля было эвакуировано на восток. Для обес печения потребностей страны и фронта было построено 5 шинных заводов (Омский, Кировский, Свердловский, Ереванский и Мос ковский) .
Московский шинный завод по технологии производства и при меняемому оборудованию находился на высоком техническом уровне. На заводе были применены непрерывный разогрев НК, автоматическая развеска и подача сажи и других ингредиентов, процесс обработки корда с предварительной пропиткой и сушкой, накладывание сквиджей на каландровых линиях, шприцевание про текторов и камер, сборка покрышек полудорновым и полуплоским способом на станках новых типов, вулканизация покрышек и камер в индивидуальных вулканизаторах с автоматическим регулирова нием процесса, механизирована подача резины, полуфабрикатов и готовых изделий и т. д.
К 1947 г. производство шин достигло довоенного уровня и со ставило почти 3 млн. штук.
В послевоенные годы реконструировались действующие заводы. Промышленностью решались сложные технические задачи: осваи валось производство и внедрялись новые виды каучуков (эмуль сионные бутадиен-стирольные каучуки СКС и СКМС); это потре бовало разработки новых принципов построения рецептуры и при менения новых видов печных сажОсвоение вискозного корда
17
вызвало необходимость внедрить в производство пропитку корда резорцин-формальдегидной латексной эмульсией.
В 1949 г. на Воронежском заводе было начато производство СКС, в 1952 — СКС-ЗА холодной полимеризации и несколько позд нее— маслонаполненного каучука. Одновременно в шинной про мышленности происходила замена устаревших моделей на новые. В эти же годы все шинные заводы были переведены на новую технологию: шприцевание протекторов, пропитку корда, сборку на полудорновых станках, шприцевание камер, их стыковку и вулка низацию в индивидуальных вулканизаторах. С 1956 г. было начато производство бескамерных шин. В этом же году в Омске был ор ганизован научно-исследовательский и конструкторско-технологиче ский институт (НИКТИШП), занимающийся вопросами развития технологии и оборудования шинной промышленности.
В эти годы были разработаны новые модели шин и рецептуры на основе улучшенных каучуков, при производстве шин стали при менять полиамидный и вискозный корд улучшенных марок. В 1962—1966 гг. были созданы шины типа Р для грузовых авто мобилей и оборудование для их производства, а с 1966 г. шины типа Р для грузовых и сельскохозяйственных машин стали выпу скаться серийно. Пробег шин этого типа, по данным дорожных испытаний, составил 100 тыс. км. Промышленностью выпускаются шины с ходимостью 180—200 тыс. км на усовершенствованных до рогах с твердым покрытием.
В 1964 |
г. в СССР было |
пущено производство |
каучука |
СКИ, |
|
а в 1965 г. — каучука СКД. |
|
|
|
|
|
В 1970 |
г. было выпущено |
34,0 млн. шин; пробег |
шин |
возрос |
|
в 1,34 раза |
(по сравнению с тем же показателем в |
1965 г.). Такое |
|||
повышение качества шин (равноценное выпуску около |
12 млн. шин |
||||
без дополнительных затрат) |
было достигнуто за |
счет |
улучшения |
конструкции шин и структуры кордов, применения новых типов каучуков, саж и увеличения выпуска шин типа Р.
По пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР
на 1971—1975 годы намечается довести выпуск шин в 1975 г. до 51,2 млн. штук при одновременном повышении их ходимости в 1,25 раза в сравнении с уровнем, достигнутым к 1970 г.
В настоящее время в СССР создана мощная промышленность синтетического каучука, искусственных и синтетических волокон, сажевая промышленность; больших успехов достигла наука. Все это создает широкие перспективы для дальнейшего развития шин ной промышленности СССР.
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
Б а д е н ко в |
П. Ф., |
Ж е л е з н о в В. А. Основные направления |
совершенство |
|
вания технологии шинного производства. ЖВХО |
им. Д И |
Менделеева |
||
1968, т. 13, № 1, с. 13—23. |
|
|
||
Б а д е н к о в |
П. Ф„ |
Я ш у н с к а я ^ Ф . И., С т р о н г ин |
М. А. Шинная промыш |
ленность к 50-летию' Великой Октябрьской социалистической ревочюции «Каучук и резина», 1967, № Ц, с. 21—28.
18