Файл: Салтыков, А. В. Основы современной технологии автомобильных шин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Испытание готовых изделий. . . . . . ........................................................ 449

Станочные

и сп ы т ан и я ...................................................................

 

 

 

44Э

Дорожные

испытания

................................................

 

 

450

Эксплуатационные

качествапневматических

ш и н ...................................

451

Литература

.............................................................................................................

 

 

 

 

 

454

Г л а в а 13. Основные

положения

по

проектированию шинногозавода

. . 455

Объем производства .....................................................................................

 

 

 

455

Ассортимент выпускаемой

п р о д у кц и и ...................................................

 

455

Расположение

завода .....................................................................................

 

 

 

455

Планировка

завода

..................................

 

 

 

456

Производительность

т р у д а

...............................................

.

457

Складское

хозяйство ...................................................................................

 

 

 

458

Механизация транспортно-погрузочно-разгрузочных работ. . . .

459

Применение электронно-вычислительных машин дляуправления

. .461

Литература

.............................................................................................................

 

 

 

 

 

462

П р и л о ж е н и я

........................................................................................................

 

 

 

 

 

463

Конструирование

диафрагм для

вулканизации

п окры ш ек .....................

463

Применение электронно-вычислительных машин при конструировании

автомобильных

покрышек

.............................

 

 

466

Рекомендуемая литература........................

 

 

 

466

П р е д м е т н ы й

у к а з а т е л ь

.......................................................................

 

467


ПРЕДИСЛОВИЕ

С момента выхода в свет второго издания книги «Основы со­ временной технологии автомобильных шин» в области технологии автомобильных шин были достигнуты большие успехи, которые нашли отражение в третьем издании книги, в связи с чем многие разделы книги переработаны и дополнены.

Главы 2—4 написаны Л. В. Десидлей, главы 5—13 — А. В. Сал­ тыковым, глава 1 написана авторами совместно.

Авторы считают своим долгом выразить благодарность коллек­ тивам и отдельным лицам, давшим ценные замечания ко 2-му изданию книги, а также П. В. Баденкову, В. Ф. Евстратову, А. В. Казакевичу, А. Б. Кусову, И. А. Левитину, Э. Б. Михайлову и Ф. И. Яшунской за большую помощь, оказанную авторам.

Все критические замечания по содержанию книги будут при­ няты с благодарностью.

Г л а в а /

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПНЕВМАТИЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Возникновение и развитие шинной промышленности

Предложенный в 1845 г. Р. В. Томсоном принцип использования сжатого воздуха, заключенного в эластичную оболочку, для аммортизации толчков и ударов при движении используется и в на­ стоящее время.

Производство пневматических шин началось в 1888 г., когда ветеринарный врач Д. Б. Данлоп получил патент на применение пневматической шины для облегчения движения по неровным до­ рогам и повышения скорости экипажей. До изобретения Данлопа уже были известны массивные шины и шины эластик, имеющие пустоты в массиве. Практическое осуществление идеи Данлопа стало возможным с появлением пневматических шин для велоси­ педов. В эти же годы были зарегистрированы патенты на прямо­ бортную шину с бортовыми кольцами, монтирующуюся на глубо­ кий обод. В 1889 г. в США Бартлетом был взят патент на так называемую клинкерную * шину.

Появление в 1895 г. автомобилей открыло новую область при­ менения пневматических шин. Так первые образцы автомобильных пневматических шин появились во Франции в 1895 г. Это были однотрубчатые шины из ткани полотняного переплетения с протек­ тором без рисунка. Затем появились клинкерные шины, но из-за трудности монтажа на обод, перетирания борта ободом и невысо­ кой грузоподъемности эти шины вскоре были заменены прямо­ бортными шинами, которые уже к 1925—1927 гг. полностью вытес­ нили клинкерные шины.

Создание прямобортных шин явилось значительным достиже­ нием, позволившим улучшить качество автомобильных шнн и уве­ личить их ассортимент. Таким же достижением было применение кордной ткани, изобретенной в 1892 г. англичанином Пальмером, и нашедшей применение в производстве шин с 1910 г. Помимо рас­ ширения ассортимента и улучшения качества шин применение корда дало возможность формовать покрышки.

По мере повышения требований к шинам улучшалось и каче­ ство корда (хлопковый корд был заменен вискозным, вискозный — полиамидным и полиэфирным).

* Производство автомобильных шин началось с выпуска менее совершенных щин клинкерного типа в связи с конкурентной борьбой разданных фирм.

$



о

Т а б л и ц а 1.1. Основные этапы

технического прогресса в производстве

автомобильных шин

 

 

 

 

 

Основные усовершенствования

 

 

Периоды

 

в технологии изготовления шин

 

в конструкции шин

а выборе сырья и рецептуры

1895-1900 гг.

Создание

первой

автомобильной

Применение

бессажевых

резин

Клейка каркаса вручную и вулкани­

 

шины

из

ткани

полотняного

без

ускорителей и антиоксидан­

зация в котле;

шприцевание

про-

 

переплетения без

бортов

(«од-

тов

для протектора

и

каркаса

тектора-и вулканизация в котле.

 

нотрубка»)

 

 

клин-

 

 

 

 

 

 

Стыковка протектора

и

надевание

 

Внедрение

в производство

 

 

 

 

 

 

на вулканизованный каркас. Изго­

 

черных

шин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

товление камер на дорнах с их по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

следующей

вулканизацией в котле

1900—1910 гг.

Внедрение

 

прямобортной

шины

Внедрение корда

 

автопле­

Сборка

покрышек

на

жестких

дор­

 

Переход

 

на

кордную

шину

Внедрение проволочной

нах, вулканизация в котлах, нало­

 

Эксперименты по созданию шин

тенки для

крыльев

(1905

г.)

жение

протектора

без

рисунка

 

для

грузовых

автомобилей с

 

 

 

 

 

 

после вулканизации

 

 

 

 

 

шириной профиля до 6" .

При­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менение сдвоенных шин на гру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зовых автомобилях (1908 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1910—1920 гг.

Применение протекторных

рисун­

Применение

хлопчатобумажного

Изготовление

плоского

протектора

 

ков

(1911

г.)

 

 

 

корда сухого кручения

(1910 г.)

с рисунком с последующей сты­

 

Выпуск

шин для грузовых ав­

Применение сажи в протектор­

ковкой и надеванием на каркас

 

томобилей

грузоподъемностью

ных смесях

(1912 г.)

 

 

Применение

г.),

вулканизационных

 

до

1 1/2

т

(грузовики большей

 

 

 

 

 

 

форм

(1916

резиносмесителей-

 

грузоподъемности

оснащались

 

 

 

 

 

 

бенбери (1916 г.) и автоклавов

 

массивными шинами)

 

 

 

 

 

 

 

(1918

г.)

 

 

 

 

 

 

 

Производство шин с примене­

 

 

 

 

 

 

Переход на формовую вулканиза­

 

нием корда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цию с варочными камерами (1916 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сборка на рабочих

камерах

 

1920-1925 гг.

Переход на

шины низкого давле­

Применение

ускорителей

 

вулка­

Шприцевание протекторов, внедрение

 

ния,

применение

пирстейпа —

низации-гуанидинов (1920 г.)

дорновых сборочных

 

станков,

по-

 

проволочная лента особой струк-

и тиазолов

(1925 г.)

 

 

 

луплоских сборочных

станков,

ва-

туры — в бортах

(1925 г.)

Применение

антиоксидантов

Применение плоских разъемных

(1925 г.)

 

ободов для грузовых автомоби­

Применение активаторов—оки­

лей. Увеличение

профиля шин,

си цинка и стеариновой кислоты

ширины

ободов

и уменьшение

Латексная пропитка корда

диаметра

колес

 

 

 

куум- и воздушных форматоров. Вулканизация камер на спиральных дорнах со стыковкой после вул­ канизации

1925-1930 гг. Внедрение

шин

сверхнизкого

Применение

хлопчатобумажного

Применение полудорновых сборочных

давления

(1930

г.)

прово­

корда мокрого кручения (1930 г.)

станков и индивидуальных вулка­

Применение безуточной

Применение

комбинаций уско­

низаторов

лочной ленты в борту

(1929 г.)

рителей

 

Стыковка автокамер и вулканиза­

 

 

 

 

 

 

ция их в форме

 

 

 

 

 

 

Спиральная обертка колец

1930-1935 гг.

1935-1940 гг.

Усовершенствование шин сверх­

Улучшение рецептуры в резуль­

Усовершенствование

индивидуаль­

низкого давления

тате расширения ассортимента

ных вулканизаторов

и сборочных

 

добавок

станков

 

Усовершенствование конструкции

Улучшение

рецептур

регенератной

шин и протекторных

рисунков;

Пропитка

корда

расширение ассортимента шин

дисперсией и латексно-казеино­

 

 

вым составом

 

корда

 

 

Появление вискозного

 

 

(1937 г.)

 

 

 

Начало производства

покрышек

Внедрение

металлического

корда

из металлического корда

(1938 г.)

 

 

 

 

 

Появление латексно-резорцин-

 

 

формальдегидной

пропитки

 

 

(1935 г.)

 

 

 

Внедрение индивидуальных вулка­ низаторов срывающего действия (типа Мак-Нейл), пропиточных аг­ регатов для корда, скоростных резиносмесителей Двухстадийное изготовление ре­

зиновых смесей и грануляция каучуков


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл,

l.f

Периоды

 

 

 

Основные усовершенствования

 

 

 

 

 

в конструкции шин

 

в выборе сырья и рецептуры

в технологии изготовления шин

 

 

 

 

 

1940-1945 гг.

Переход

на уширенные

обода

Широкое

внедрение

бутадиен-

Существенных нововведений не про»

 

Создание шин высокой

прохо­

стирольного каучука

 

и вискоз­

изводилось из-за сокращения кап»

 

димости

 

ного корда, а также печных

вложений

 

 

 

 

 

 

 

активных саж из жидкого сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение больших добавок ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

генерата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1945—1950 гг.

Начало

производства бескамер-

Переход

на

 

вискозный корд

Применение

смесителей

высокой

 

ных шин (1946 г.)

 

(вместо хлопчатобумажного)

мощности и высокого давления

 

 

Использование химических во­

Появление

полиамидного корда

Модернизация каландров

 

 

локон р каркасе

 

(1947 г.)

 

 

 

 

 

Применение мощных шприцмашин

 

 

 

 

Замена канальной сажи на печ­

(грануляторов, листовальных), фор-

 

 

 

 

ные сажи

 

 

 

 

 

маторов-вулканизаторов (1950 г.)

 

 

 

 

Появление сульфенамндных ус­

Термофиксация корда

 

 

 

 

 

 

корителей

 

антиозонантов

 

 

 

 

 

 

 

 

Появление

 

 

 

 

 

 

 

 

Усовершенствование БСК

 

 

 

 

1950-1955 гг.

Производство шин с меридио­

Применение металлического корда

Применение

сборочных

станков

с

 

нальным расположением

нитей

Применение БСК холодной по­

подворотом

на невращающемся

 

корда в каркасе типа Р

легко­

лимеризации и

маслонаполнен­

барабане, сборочных станков с от­

 

Массовое производство

ных (1951

г.)

 

 

кордов

воротом на

корону на

разжимаю­

 

вых бескамерных шин

 

Появление

вискозных

щихся барабанах

 

 

 

 

 

 

супер (1953 г.) и супер-2 (1956 г.)

Создание поточных линий автома­

 

 

 

 

Внедрение бутадиен-винил-пи-

тической

развески,

обработки

 

 

 

 

ридиновых

латексов

в

составы

корда и протекторов

 

 

 

 

 

 

для пропитки

корда

 

 

Применение

автоматизированных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кольцеделательных линий

 

1955—1960 гг.

Расширение

производства

шин

Усовершенствование полиамидных

 

типа Р

шин

типа

PC

кордов

ассортимента

син­

 

Появление

Расширение

 

(1959 г.)

 

 

 

тетических

каучуков

 

 

 

Переход легковых шин на 13- и

 

 

 

 

 

14-дюймовые обода

 

 

 

 

 

 

1960-1965 гг.

Производство

двухслойных

лег­

Появление вискозного

корда

су-

 

ковых шин

 

 

 

пер-3 (1961 г.) и полиэфирного

 

Производство низкопрофильных

корда (1964

г.)

 

 

 

легковых шин с широким

про­

Внедрение стереоспецифических

 

тектором (овальных)

контроля

каучуков 1,4-г<мс-изопреновых и

 

Создание

методов

полибутадиеновых,

этиленпро-

 

однородности легковых шин по

пиленовых

стандартных типов

 

динамическому дисбалансу (бо­

Появление

 

ковому и радиальному биению)

НК, прессованных из крошки

 

Массовое

производство

шин

Улучшение полиамидного корда

типа Р

Усовершенствование сборочного и вулканизационного оборудования и поточных линий Охлаждение покрышек под давле­ нием вне формы

Усовершенствование резиносмесителей (падающая дверь, сверленные боковины, четырехлопастные рото­ ры, ускорение вращения)

Применение шприцмашин с калан­ дровыми головками, шприцмашин холодного питания и с вакуумотсосом Внедрение многоручьевых кольце-

делательных агрегатов

1965-1970 гг. Производство

опоясанных

диаго­

Применение корда из стеклянного

Создание

автоматических

линий

нальных покрышек с кордом из

волокна

сборки и

вулканизации

покрышек

стеклянного

волокна в брекере

Расширение применения поли­

и автокамер

 

сборочных

(США, 1967 г.)

 

 

эфирного корда

Усовершенствование

Увеличение

ассортимента шин

Применение БСК, полимери-

станков

с

разжимающимися

ба­

типа Р и PC

 

шин с

зованных в растворе масло- и

рабанами

с

производительностью

Расширение

выпуска

саженаполненных стереоспеци­

40 шт/ч

 

 

 

 

под

применением

металлического

фических каучуков, порошкооб­

Литье покрышек (без корда)

корда в каркасе и брекере для

разных каучуков

давлением

шприцмашин

 

типа

грузовых автомобилей

 

 

Появление

 

Появление первых

литых бес­

 

«транСфермикс» для изготовления

кордных легковых шин

(США,

 

и разогрева

резиновых смесей

 

фирма Файерстоун,

1970

г.)

 

 

 

 

 

 

 

со