Файл: Салтыков, А. В. Основы современной технологии автомобильных шин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Испытание готовых изделий. . . . . . ........................................................ 449 |
|||||||
Станочные |
и сп ы т ан и я ................................................................... |
|
|
|
44Э |
||
Дорожные |
испытания |
................................................ |
|
|
450 |
||
Эксплуатационные |
качествапневматических |
ш и н ................................... |
451 |
||||
Литература |
............................................................................................................. |
|
|
|
|
|
454 |
Г л а в а 13. Основные |
положения |
по |
проектированию шинногозавода |
. . 455 |
|||
Объем производства ..................................................................................... |
|
|
|
455 |
|||
Ассортимент выпускаемой |
п р о д у кц и и ................................................... |
|
455 |
||||
Расположение |
завода ..................................................................................... |
|
|
|
455 |
||
Планировка |
завода |
.................................. |
|
|
|
456 |
|
Производительность |
т р у д а |
............................................... |
. |
457 |
|||
Складское |
хозяйство ................................................................................... |
|
|
|
458 |
||
Механизация транспортно-погрузочно-разгрузочных работ. . . . |
459 |
||||||
Применение электронно-вычислительных машин дляуправления |
. .461 |
||||||
Литература |
............................................................................................................. |
|
|
|
|
|
462 |
П р и л о ж е н и я |
........................................................................................................ |
|
|
|
|
|
463 |
Конструирование |
диафрагм для |
вулканизации |
п окры ш ек ..................... |
463 |
|||
Применение электронно-вычислительных машин при конструировании |
|||||||
автомобильных |
покрышек |
............................. |
|
|
466 |
||
Рекомендуемая литература........................ |
|
|
|
466 |
|||
П р е д м е т н ы й |
у к а з а т е л ь |
....................................................................... |
|
467 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
С момента выхода в свет второго издания книги «Основы со временной технологии автомобильных шин» в области технологии автомобильных шин были достигнуты большие успехи, которые нашли отражение в третьем издании книги, в связи с чем многие разделы книги переработаны и дополнены.
Главы 2—4 написаны Л. В. Десидлей, главы 5—13 — А. В. Сал тыковым, глава 1 написана авторами совместно.
Авторы считают своим долгом выразить благодарность коллек тивам и отдельным лицам, давшим ценные замечания ко 2-му изданию книги, а также П. В. Баденкову, В. Ф. Евстратову, А. В. Казакевичу, А. Б. Кусову, И. А. Левитину, Э. Б. Михайлову и Ф. И. Яшунской за большую помощь, оказанную авторам.
Все критические замечания по содержанию книги будут при няты с благодарностью.
Г л а в а /
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПНЕВМАТИЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Возникновение и развитие шинной промышленности
Предложенный в 1845 г. Р. В. Томсоном принцип использования сжатого воздуха, заключенного в эластичную оболочку, для аммортизации толчков и ударов при движении используется и в на стоящее время.
Производство пневматических шин началось в 1888 г., когда ветеринарный врач Д. Б. Данлоп получил патент на применение пневматической шины для облегчения движения по неровным до рогам и повышения скорости экипажей. До изобретения Данлопа уже были известны массивные шины и шины эластик, имеющие пустоты в массиве. Практическое осуществление идеи Данлопа стало возможным с появлением пневматических шин для велоси педов. В эти же годы были зарегистрированы патенты на прямо бортную шину с бортовыми кольцами, монтирующуюся на глубо кий обод. В 1889 г. в США Бартлетом был взят патент на так называемую клинкерную * шину.
Появление в 1895 г. автомобилей открыло новую область при менения пневматических шин. Так первые образцы автомобильных пневматических шин появились во Франции в 1895 г. Это были однотрубчатые шины из ткани полотняного переплетения с протек тором без рисунка. Затем появились клинкерные шины, но из-за трудности монтажа на обод, перетирания борта ободом и невысо кой грузоподъемности эти шины вскоре были заменены прямо бортными шинами, которые уже к 1925—1927 гг. полностью вытес нили клинкерные шины.
Создание прямобортных шин явилось значительным достиже нием, позволившим улучшить качество автомобильных шнн и уве личить их ассортимент. Таким же достижением было применение кордной ткани, изобретенной в 1892 г. англичанином Пальмером, и нашедшей применение в производстве шин с 1910 г. Помимо рас ширения ассортимента и улучшения качества шин применение корда дало возможность формовать покрышки.
По мере повышения требований к шинам улучшалось и каче ство корда (хлопковый корд был заменен вискозным, вискозный — полиамидным и полиэфирным).
* Производство автомобильных шин началось с выпуска менее совершенных щин клинкерного типа в связи с конкурентной борьбой разданных фирм.
$
о |
Т а б л и ц а 1.1. Основные этапы |
технического прогресса в производстве |
автомобильных шин |
|
|
|
|
|
|
Основные усовершенствования |
|
|
Периоды |
|
в технологии изготовления шин |
|
в конструкции шин |
а выборе сырья и рецептуры |
1895-1900 гг. |
Создание |
первой |
автомобильной |
Применение |
бессажевых |
резин |
Клейка каркаса вручную и вулкани |
||||||||||||||
|
шины |
из |
ткани |
полотняного |
без |
ускорителей и антиоксидан |
зация в котле; |
шприцевание |
про- |
||||||||||||
|
переплетения без |
бортов |
(«од- |
тов |
для протектора |
и |
каркаса |
тектора-и вулканизация в котле. |
|||||||||||||
|
нотрубка») |
|
|
клин- |
|
|
|
|
|
|
Стыковка протектора |
и |
надевание |
||||||||
|
Внедрение |
в производство |
|
|
|
|
|
|
на вулканизованный каркас. Изго |
||||||||||||
|
черных |
шин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
товление камер на дорнах с их по |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
следующей |
вулканизацией в котле |
||||||
1900—1910 гг. |
Внедрение |
|
прямобортной |
шины |
Внедрение корда |
|
автопле |
Сборка |
покрышек |
на |
жестких |
дор |
|||||||||
|
Переход |
|
на |
кордную |
шину |
Внедрение проволочной |
нах, вулканизация в котлах, нало |
||||||||||||||
|
Эксперименты по созданию шин |
тенки для |
крыльев |
(1905 |
г.) |
жение |
протектора |
без |
рисунка |
||||||||||||
|
для |
грузовых |
автомобилей с |
|
|
|
|
|
|
после вулканизации |
|
|
|
|
|||||||
|
шириной профиля до 6" . |
При |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
менение сдвоенных шин на гру |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
зовых автомобилях (1908 г.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
1910—1920 гг. |
Применение протекторных |
рисун |
Применение |
хлопчатобумажного |
Изготовление |
плоского |
протектора |
||||||||||||||
|
ков |
(1911 |
г.) |
|
|
|
корда сухого кручения |
(1910 г.) |
с рисунком с последующей сты |
||||||||||||
|
Выпуск |
шин для грузовых ав |
Применение сажи в протектор |
ковкой и надеванием на каркас |
|||||||||||||||||
|
томобилей |
грузоподъемностью |
ных смесях |
(1912 г.) |
|
|
Применение |
г.), |
вулканизационных |
||||||||||||
|
до |
1 1/2 |
т |
(грузовики большей |
|
|
|
|
|
|
форм |
(1916 |
резиносмесителей- |
||||||||
|
грузоподъемности |
оснащались |
|
|
|
|
|
|
бенбери (1916 г.) и автоклавов |
||||||||||||
|
массивными шинами) |
|
|
|
|
|
|
|
(1918 |
г.) |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Производство шин с примене |
|
|
|
|
|
|
Переход на формовую вулканиза |
|||||||||||||
|
нием корда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цию с варочными камерами (1916 г.) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сборка на рабочих |
камерах |
|
|||||
1920-1925 гг. |
Переход на |
шины низкого давле |
Применение |
ускорителей |
|
вулка |
Шприцевание протекторов, внедрение |
||||||||||||||
|
ния, |
применение |
пирстейпа — |
низации-гуанидинов (1920 г.) |
дорновых сборочных |
|
станков, |
по- |
|||||||||||||
|
проволочная лента особой струк- |
и тиазолов |
(1925 г.) |
|
|
|
луплоских сборочных |
станков, |
ва- |
туры — в бортах |
(1925 г.) |
Применение |
антиоксидантов |
|
Применение плоских разъемных |
(1925 г.) |
|
||
ободов для грузовых автомоби |
Применение активаторов—оки |
|||
лей. Увеличение |
профиля шин, |
си цинка и стеариновой кислоты |
||
ширины |
ободов |
и уменьшение |
Латексная пропитка корда |
|
диаметра |
колес |
|
|
|
куум- и воздушных форматоров. Вулканизация камер на спиральных дорнах со стыковкой после вул канизации
1925-1930 гг. Внедрение |
шин |
сверхнизкого |
Применение |
хлопчатобумажного |
Применение полудорновых сборочных |
|
давления |
(1930 |
г.) |
прово |
корда мокрого кручения (1930 г.) |
станков и индивидуальных вулка |
|
Применение безуточной |
Применение |
комбинаций уско |
низаторов |
|||
лочной ленты в борту |
(1929 г.) |
рителей |
|
Стыковка автокамер и вулканиза |
||
|
|
|
|
|
|
ция их в форме |
|
|
|
|
|
|
Спиральная обертка колец |
1930-1935 гг.
1935-1940 гг.
Усовершенствование шин сверх |
Улучшение рецептуры в резуль |
Усовершенствование |
индивидуаль |
низкого давления |
тате расширения ассортимента |
ных вулканизаторов |
и сборочных |
|
добавок |
станков |
|
Усовершенствование конструкции |
Улучшение |
рецептур |
регенератной |
||
шин и протекторных |
рисунков; |
Пропитка |
корда |
||
расширение ассортимента шин |
дисперсией и латексно-казеино |
||||
|
|
вым составом |
|
корда |
|
|
|
Появление вискозного |
|||
|
|
(1937 г.) |
|
|
|
Начало производства |
покрышек |
Внедрение |
металлического |
корда |
|
из металлического корда |
(1938 г.) |
|
|
|
|
|
|
Появление латексно-резорцин- |
|||
|
|
формальдегидной |
пропитки |
||
|
|
(1935 г.) |
|
|
|
Внедрение индивидуальных вулка низаторов срывающего действия (типа Мак-Нейл), пропиточных аг регатов для корда, скоростных резиносмесителей Двухстадийное изготовление ре
зиновых смесей и грануляция каучуков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл, |
l.f |
|
Периоды |
|
|
|
Основные усовершенствования |
|
|
|
|
|||||
|
в конструкции шин |
|
в выборе сырья и рецептуры |
в технологии изготовления шин |
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||||
1940-1945 гг. |
Переход |
на уширенные |
обода |
Широкое |
внедрение |
бутадиен- |
Существенных нововведений не про» |
||||||
|
Создание шин высокой |
прохо |
стирольного каучука |
|
и вискоз |
изводилось из-за сокращения кап» |
|||||||
|
димости |
|
ного корда, а также печных |
вложений |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
активных саж из жидкого сырья |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Применение больших добавок ре |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
генерата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1945—1950 гг. |
Начало |
производства бескамер- |
Переход |
на |
|
вискозный корд |
Применение |
смесителей |
высокой |
||||
|
ных шин (1946 г.) |
|
(вместо хлопчатобумажного) |
мощности и высокого давления |
|
||||||||
|
Использование химических во |
Появление |
полиамидного корда |
Модернизация каландров |
|
||||||||
|
локон р каркасе |
|
(1947 г.) |
|
|
|
|
|
Применение мощных шприцмашин |
||||
|
|
|
|
Замена канальной сажи на печ |
(грануляторов, листовальных), фор- |
||||||||
|
|
|
|
ные сажи |
|
|
|
|
|
маторов-вулканизаторов (1950 г.) |
|||
|
|
|
|
Появление сульфенамндных ус |
Термофиксация корда |
|
|
||||||
|
|
|
|
корителей |
|
антиозонантов |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Появление |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Усовершенствование БСК |
|
|
|
|
|||||
1950-1955 гг. |
Производство шин с меридио |
Применение металлического корда |
Применение |
сборочных |
станков |
с |
|||||||
|
нальным расположением |
нитей |
Применение БСК холодной по |
подворотом |
на невращающемся |
||||||||
|
корда в каркасе типа Р |
легко |
лимеризации и |
маслонаполнен |
барабане, сборочных станков с от |
||||||||
|
Массовое производство |
ных (1951 |
г.) |
|
|
кордов |
воротом на |
корону на |
разжимаю |
||||
|
вых бескамерных шин |
|
Появление |
вискозных |
щихся барабанах |
|
|
||||||
|
|
|
|
супер (1953 г.) и супер-2 (1956 г.) |
Создание поточных линий автома |
||||||||
|
|
|
|
Внедрение бутадиен-винил-пи- |
тической |
развески, |
обработки |
||||||
|
|
|
|
ридиновых |
латексов |
в |
составы |
корда и протекторов |
|
|
|||
|
|
|
|
для пропитки |
корда |
|
|
Применение |
автоматизированных |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кольцеделательных линий |
|
1955—1960 гг. |
Расширение |
производства |
шин |
Усовершенствование полиамидных |
||||
|
типа Р |
шин |
типа |
PC |
кордов |
ассортимента |
син |
|
|
Появление |
Расширение |
||||||
|
(1959 г.) |
|
|
|
тетических |
каучуков |
|
|
|
Переход легковых шин на 13- и |
|
|
|
|
|||
|
14-дюймовые обода |
|
|
|
|
|
|
|
1960-1965 гг. |
Производство |
двухслойных |
лег |
Появление вискозного |
корда |
су- |
||
|
ковых шин |
|
|
|
пер-3 (1961 г.) и полиэфирного |
|||
|
Производство низкопрофильных |
корда (1964 |
г.) |
|
|
|||
|
легковых шин с широким |
про |
Внедрение стереоспецифических |
|||||
|
тектором (овальных) |
контроля |
каучуков 1,4-г<мс-изопреновых и |
|||||
|
Создание |
методов |
полибутадиеновых, |
этиленпро- |
||||
|
однородности легковых шин по |
пиленовых |
стандартных типов |
|||||
|
динамическому дисбалансу (бо |
Появление |
||||||
|
ковому и радиальному биению) |
НК, прессованных из крошки |
||||||
|
Массовое |
производство |
шин |
Улучшение полиамидного корда |
типа Р
Усовершенствование сборочного и вулканизационного оборудования и поточных линий Охлаждение покрышек под давле нием вне формы
Усовершенствование резиносмесителей (падающая дверь, сверленные боковины, четырехлопастные рото ры, ускорение вращения)
Применение шприцмашин с калан дровыми головками, шприцмашин холодного питания и с вакуумотсосом Внедрение многоручьевых кольце-
делательных агрегатов
1965-1970 гг. Производство |
опоясанных |
диаго |
Применение корда из стеклянного |
Создание |
автоматических |
линий |
||||
нальных покрышек с кордом из |
волокна |
сборки и |
вулканизации |
покрышек |
||||||
стеклянного |
волокна в брекере |
Расширение применения поли |
и автокамер |
|
сборочных |
|||||
(США, 1967 г.) |
|
|
эфирного корда |
Усовершенствование |
||||||
Увеличение |
ассортимента шин |
Применение БСК, полимери- |
станков |
с |
разжимающимися |
ба |
||||
типа Р и PC |
|
шин с |
зованных в растворе масло- и |
рабанами |
с |
производительностью |
||||
Расширение |
выпуска |
саженаполненных стереоспеци |
40 шт/ч |
|
|
|
|
под |
||
применением |
металлического |
фических каучуков, порошкооб |
Литье покрышек (без корда) |
|||||||
корда в каркасе и брекере для |
разных каучуков |
давлением |
шприцмашин |
|
типа |
|||||
грузовых автомобилей |
|
|
Появление |
|
||||||
Появление первых |
литых бес |
|
«транСфермикс» для изготовления |
|||||||
кордных легковых шин |
(США, |
|
и разогрева |
резиновых смесей |
|
|||||
фирма Файерстоун, |
1970 |
г.) |
|
|
|
|
|
|
|
со