Файл: Салтыков, А. В. Основы современной технологии автомобильных шин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
распространений такие шины не получили. Иногда брекер распо лагается между верхними слоями каркаса.
Место расположения корд-брекера в покрышке не оказывает влияния на повышение ее прочности по короне, но для повышения прочности связи между каркасом и протектором корд-брекер це лесообразно помещать между ними. Если же весь последний слой каркаса изготовлен из корд-брекера, прочность связи с протек тором достигается, но прочность покрышки ослабляется. В особых случаях для усиления покрышки располагают несколько брекеров (4 и более) между слоями каркаса или над ним. С целью увели чения сопротивления покрышки механическим повреждениям (про колам, пробоям), повышения боковой устойчивости шины и умень шения износа протектора в последнее время для изготовления по душечного слоя используют металлокорд или смесь, содержащую короткие куски латунированной проволоки или стеклянного во локна.
Протектор. Протектором называют наружный резиновый слой покрышки, который соприкасается с поверхностью дороги. Протек тор расположен по короне покрышки и предназначен для защиты каркаса от механических повреждений (проколов, пробоев) и преждевременного износа, для передачи тяговых и тормозных уси лий автомобиля на дорогу, увеличения сцепления покрышки с по верхностью дороги (грунта), для поглощения толчков при качении шины.
Протектор должен обладать хорошим сопротивлением истира
нию, порезу, надрыву |
и растрескиванию. |
Б е г о в а я ч а с т ь |
п р о т е к т о р а имеет расчлененную поверх |
ности, состоящую из выступов и канавок различной конфигурации. Рельефная часть поверхности протектора называется протектор ным рисунком. Рельефная поверхность протектора увеличивает сцепление покрышки с дорогой (грунтом) и обеспечивает необхо димое сопротивление боковым заносам машины. Та часть про тектора, которая непосредственно соприкасается с поверхностью
дороги при нормальном качении |
шины, называется беговой до |
рожкой. |
|
О с н о в а н и е п р о т е к т о р а |
(подканавочный слой) служит |
для амортизации толчков и ударов. Толщина основания протек тора зависит от качества применяемых резин. Обычно она состав ляет 40—60% (в отдельных случаях 25%) от глубины канавок протекторного рисунка.
Слишком толстое основание протектора утяжеляет покрышку. Кроме того, при многократных деформациях в толстой массе подканавочного слоя в результате трения выделяется значительное количество тепла и из-за плохой теплоотдачи развиваются доволь но высокие температуры, что приводит к отслоению протектора от брекера. Но толстый протектор имеет более длительный срок службы.
Тонкий протектор лучше отводит образующееся в шине тепло, менее склонен к отслоению. Однако тонкое основание протектора
32
при многократных деформациях быстро растрескивается и скорее изнашивается.
Резина беговой части протектора должна обладать главным об разом высокой износостойкостью, а подканавочный слой — высо кой эластичностью. Столь противоречивые требования иногда иск лючают возможность использовать для изготовления протектора резины одного состава. Для удлинения сроков службы покрышки при изготовлении протектора используют разные резины: для бе говой части — износостойкую, для боковин изгибоустойчивую и светостойкую. В практике последних лет встречаются случаи изго товления протектора из грех различных по свойствам резин (бе
говая— износостойкая, подконавочный слой — эластичная |
и |
для |
боковин). |
на |
ра |
Р и с у н о к п р о т е к т о р а оказывает большое влияние |
боту шины и динамические свойства автомобиля (сцепление колес с дорогой, сопротивление качению, удобство управления машиной, шум, истираемость протектора и т. п.). Поэтому выбор рисунка для проектируемой покрышки во многом предопределяет качество будущей шины.
При проектировании рисунка протектора должны быть учтены назначение и условия эксплуатации шины. Нужно стремиться к тому, чтобы рисунок обеспечивал максимальное сопротивление износу, хорошее сцепление с поверхностью дороги (грунтом), не обходимое сопротивление скольжению и боковым заносам машины, бесшумность езды, хороший отвод тепла из покрышки и практиче ски хорошую самоочищаемость от грязи и снега.
От характера рисунка, в частности от соотношения ширины канавок и выступов, их формы и направления также в большой степени зависит коэффициент сопротивления качению шины. Для езды по хорошим дорогам канавки не должны быть слишком ши рокими так как это уменьшает площадь контакта шины с дорогой, ускоряет истирание протектора, что в конечном счете приводит к уменьшению срока его службы. Рисунки с очень узкими канав ками, наоборот, непригодны для езды по грязным и заснеженным дорогам, так как не обеспечивают самоочищаемости, а вследствие этого и нужного сцепления колес с дорогой (грунтом), в резуль тате чего ухудшается проходимость автомобиля.
Протекторные рисунки могут быть разделены на три основные
группы: |
езду по доро |
дорожные рисунки — для шин, рассчитанных на |
|
гам с твердым покрытием; |
эксплуатируе |
рисунки повышенной проходимости — для шин, |
|
мых в условиях бездорожья; |
|
универсальные рисунки — для шин, рассчитанных на езду как по дорогам с твердым покрытием, так и по грунту.
Дорожные протекторные рисунки. Суммарная площадь высту пов (ребер) у этих рисунков составляет 65—80% от общей пло щади беговой дорожки протектора. К дорожным рисункам предъ являют главным образом следующие требования: хорошее сцепление
2 Зак. 833 |
33 |
Шины с дорогой в продольном и боковом направлениях, бесшум ность езды и высокое сопротивление износу.
Бесшумность езды зависит от характера рисунка. Поэтому конструктор должен стремиться к выбору такого рисунка, который создавал бы при езде как можно меньше шума. Такие рисунки на зываются бесшумными. Особенно важное значение бесшумность приобретает при движении машин по хорошим дорогам на боль ших скоростях.
Шум при качении шины образуется в результате ударов рель ефных выступов протектора о дорогу и движения воздуха в углуб лениях рисунка. Шум при ударе возникает из-за вибрации элемен тов протекторного рисунка при частоте вибрации, вызывающей звук. Интенсивность звучания пропорциональна частоте колебаний в кубе. Частота вибрации зависит от толщины протектора и его твердости. Чем тверже протектор, тем сильнее звук.
Каждый элемент рисунка протектора при вращении колеса уда ряется о поверхность дороги в момент соприкосновения с ней. Если рисунок имеет поперечные канавки и чередующиеся одинаковые по размерам элементы, то удары будут повторяться через равные промежутки времени и создавать непрерывный шум. Уменьшение шума такого рода достигается непрерывностью рисунка по окруж ности покрышки или переменной величиной отдельных элементов рисунка.
Шум от движения воздуха в углублениях рисунка объясняется наличием в нем полых замкнутых ячеек. При соприкосновении протектора с дорогой воздух из ячеек выжимается и образуется вакуум, а в момент отделения их от дороги воздух с шумом устремляется в углубления рисунка.
Таким образом, бесшумность протекторного рисунка может быть достигнута продольным расчленением беговой части протек тора («ребристый рисунок»), выбором различных размеров повто ряющихся элементов рисунка («с переменным шагом») и таким их расположением, при котором звуковые волны гасятся *. Прово дятся расчеты уровня шума, который будет создаваться рисунком шины при ее движении. При этом пользуются математической моделью, построенной на основании рядов Фурье. Расчеты прово дят с помощью ЭВМ.
На рис. 2.9, а показан бесшумный ребристый рисунок для лег ковых и автобусных покрышек, предназначенных для эксплуата ции на хороших дорогах. Покрышки с данным рисунком имеют недостаточное сцепление с поверхностью дороги в направлении движения автомобиля.
Использование этих покрышек на скользких дорогах создает
серьезные трудности при трогании машины |
с места (буксование) |
и торможении (скольжение). Недостаточное |
сцепление покрышек |
с дорогой приводит также к тому, что при движении даже по хо
* Разрабатываются протекторные рисунки, создающие при качении шины зву ковые волны высокой частоты (иевоспринимаемые человеческим ухом).
34
езде по льду, но хуже выдерживают быструю езду. В легковых шинах шипы устанавливают в шахматном порядке, на каждую шину по 100—180 шипов диаметром 8—9 мм. На малых грузовых шинах применяют по 150—250 шипов диаметром 12 мм, на грузо вых шинах — по 250—600 шипов диаметром 15 мм. Длина шипов принимается такой, чтобы верхушка выступала над протектором на 1,5—3 мм, в зависимости от размера шины, а нижняя часть не до ходила до брекера на 3—4 мм. При применении шин с шипами автомобиль должен иметь два комплекта покрышек (второй комп лект для езды по сухим и мокрым дорогам).
Боковины покрышки. Боковиной называется наружное резино вое покрытие, которое накладывается на боковые стенки каркаса для предохранения его от механических повреждений и различных внешних воздействий (влага, грязь, и т. п.). В отличие от протек тора боковина не испытывает больших напряжений; как правило, она не соприкасается с дорогой и, следовательно, не подвержена истиранию. В основном боковина работает на изгиб. Поэтому она может иметь сравнительно малую толщину, однако резина должна хорошо переносить многократные напряжения изгиба и иметь хо рошее сопротивление световому и озонному старению.
Изготовление покрышек для легковых машин с белыми и цвет ными боковинами объясняется эстетическими соображениями. Вы пускают также шины с белой боковиной только, на одной стороне покрышки. Следует отметить, что белые боковины в эксплуатация желтеют, загрязняются.
Были сделаны попытки заменить белые боковины пластмассо выми или резиновыми съемными кольцами (воротниками). Такие кольца надеваются на ступицу колеса и прижимаются колпаками или крепятся между бортом покрышки и ободом, благодаря чему создается впечатление, что покрьгшка имеет белые боковины. Од нако широкого распространения эти кольца не получили.
ААаркировка наносится на боковину покрышки.
Борт покрышки. Жесткая, нерастягивающаяся часть покрышки, с помощью которой она крепится на ободе, называется бортом покрышки. Борт надежно закрепляет покрышку на ободе, проти востоит действию сил, стремящихся сорвать покрышку с обода колеса при движении автомобиля.
В борте различают носок и пятку (см. рис. 2.6). Носком назы вается край борта, обращенный внутрь покрышки, а пяткой — край борта, соприкасающийся с закраиной обода.
Жесткость и прочность борту придают находящиеся в нем проволочные кольца из проволочных плетеных лент (плетенки), прядей обрезиненной проволоки (безуточные) или из одиночной проволоки (намоточные или витые). Последние из-за трудоемкости их производства применяются редко. В основном применяют пря мые кольца из безуточной ленты *.
* За последнее время ряд европейских фирм применяют кольца намотанные ИЗ стальной ленты толщиной 0,8 мм и шириной 8—16 мм.
41