Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможное

положение

колон­

Возможное оформление

колон­

цифр:

 

 

 

 

титула и

колонцифр:

 

/ — в о

в н е ш н и х

в е р х н и х

у г л а х по­

/ — колонтитул

I ,

колонцифра 2

лосы,

2 вверху

посередине полос,

внизу; / /

— колонтитул / ,

с колон-

3 во

внешних

н и ж н и х у г л а х по­

лннейкоЛ

3 и колонцнфроП

2

лос, 4 в н и з у

посередине

полосы

 

 

 

 

 

 

ния

(инициалы) должны войти в формат

полосы

без

просветов

в соединениях и стыках и по углам.

 

 

 

 

 

Последняя строка полосы

не должна

начинаться

абзацным

отступом,

нечетная

(правая)

полоса не

может

заканчиваться

знаком переноса, нельзя начинать верстать полосу с концевой строки, которую называют «висячей».

Одним из важнейших элементов, определяющих качество верстки, является приводка — размещение всех элементов полос так, чтобы строки основного текста и колонцифры на лицевой и оборотной сторонах страницы при печатании совпадали.

При верстке устанавливаются также некоторые обязательные части полос: колонцифры, сигнатуры и нормы листов и некото­ рые элементы оформления, если они предусмотрены издатель­ ством: колонтитулы, колонлпиейки, заставки, концовки.

Колонцифры — порядковые номера страниц в издании. Необ­ ходимый для читателя элемент оформления издания; набирают­

ся они сверху или снизу полосы по центру или в наружный

край.

Нижние

колонцифры

не

ставятся

на концевых полосах,

верх­

ние— на

спусковых

полосах,

на

полосах, полиостью

занятых

иллюстрацией, колонцифры также не ставят.

 

 

Колонтитул — вспомогательный

 

и оформительский

элемент

книги — название главы,

параграфа,

отдельного произведения в

сборнике

и т. д., ставится

в верхней

части полосы. Часто вместе

с колонтитулом набирается и колонцифра.

 

 

Колонлинейка — линейка,

или

украшение, заменяющая

ко­

лонтитул

или отделяющая колонтитул от основного текста.

 

Заставки и концовки являются элементами оформления по­ лосы и в современных условиях обычно представляют собой кли­ шированные графические или сюжетные рисунки, иногда выпол­ няются наборными орнаментами или просто линейками.

12С


Порядок размещения материалов в книге или в брошюре ус­ танавливает издательство при подготовке оригинала в зависи­ мости от содержания книги и характера оформления издания.

Чаще всего применяют следующий порядок размещения эле­ ментов книги: первая полоса издания, на которой помещается фамилия автора, название книги или брошюры, фирма издатель­ ства, время и место издания, называется титулом. Аннотация — краткое сообщение о содержании книги — завёрстывается на обо­ роте титула, в верхней его части с отступом сверху. Предисло­ вие завёрстывается также с отдельной полосы вслед за титулом.

Текст частей, отделов, глав книги часто начинается с на­ чальных полос с отступом сверху, что называется спуском. Если название части помещено на отдельной полосе, а оборотная сто­ рона листа пустая, то такая полоса называется шмуцтитулом.

Полоса книги может быть организована весьма различно. Текст может быть размещен в две, три колонки, которые могут разделяться линейками или пробелами.

Рисунки в тексте могут размещаться по-разному (см. стр. 35). Под рисунками имеются подписи, которые иногда занимают не­ сколько строк.

Вслед за основным текстом книги следуют (если они предус­ мотрены) приложения, примечания, указатели, библиографиче­

ские списки.

Содержание (или оглавление) завёрстывается в конце книги, по может быть заверстано вслед за титульным листом (напри­ мер, в изданиях справочного характера).

На последней странице книги завёрстываются выходные све­ дения, имеющие важное служебное и регистрационное значение.

Все эти элементы издания набираются шрифтами различного кегля. Наиболее распространенным является следующий поря­ док: текст основной части книги набирают шрифтом кг. 10 п. В этом случае колонтитул обычно набирают шрифтом кг. 8 п. Колонцифры, когда они носят чисто служебный характер, наби­ рают шрифтом кг. 8 п. Однако, если колонцифры используют как элемент оформления полосы, они могут быть набраны более крупным шрифтом (например, кг. 12 п. полужирного иачерта-

1 2 3 4 5 6 7

Пример построения книги:

/ — т и т у л ь н ы й лист,

2—спусковая

полоса с

и н и ц и а л ь н о й б у к в о й ,

3— рядовая

текстовая полоса, 4— полоса с

иллюстрацией, имеющей п о д п и с ь ,

5 — полоса

текста с заголовком,

вынесенным на поле, 6

— концевая п о л о с а , 7—

оглавление

121


ния) и поставлены в любом

месте полосы (например, на

перед­

нем поле).

 

 

 

Сигнатура порядковый

номер

печатного листа издания.

Норма фамилия автора

или

сокращенное название

изда­

ния.

 

 

 

Сигнатуры и нормы играют служебную роль и нужны работ­ никам полиграфического предприятия в процессе производства издания (например, чтобы при подборке книжных блоков не перепутать листы двух изданий одного формата, набранных од­ ним и тем же шрифтом и отпечатанных на бумаге одного сорта). Сигнатура и норма ставятся, начиная со второго печатного ли­

ста,

всегда

на

первой

полосе каждого печатного листа (см. в

этой

книге

стр.

17, 33

и др.). На третьей полосе листа ставится

сигнатура со звездочкой (см. стр. 19, 35 и др.), помогающая при фальцовке определить порядок сгиба листа.

Сигнатура и норма ставятся внизу полосы за форматом по­ лосы набора.

2.

Корректура и правка

Печатная форма может быть передана в печать при условии, что текст в ней полностью соответствует оригиналу и соблюде­ ны все технические правила набора и верстки. Все возможные ошибки исправляются в процессе многократной корректуры и правки.

Оригинал, поступивший от издательства, должен быть хоро­ шо вычитан и исправлен, однако бывают случаи, когда это тре­ бование не выполнено, тогда по просьбе заказчика типографские корректоры производят вычитку оригинала.

В ы ч и т к а — корректорское чтение рукописи с целью устра­ нения орфографических, пунктуационных ошибок, установления единообразия сокращений, написания единиц измерения, провер­ ки ссылок на таблицы, иллюстрации и позиции иллюстраций, кроме того, вычитчик должен указать редакции на возможные смысловые пропуски, ошибки, допущенные автором и редакто­ ром.

При наборе и верстке издания возможны ошибки и отдельные нарушения технических правил. Для выявления их с набора на разных стадиях его изготовления делаются пробные оттиски (на специальных пробопечатных станках), которые читаются типо­ графскими корректорами, издательскими работниками (редак­ тор, корректор) и автором. Все замеченные ошибки отмечаются специальными условными корректурными знаками и подлежат исправлению.

Правка ведется на особых участках наборного цеха набор­ щиками-правщиками.

На различных предприятиях и для разных изданий процесс корректуры организован по-разному. Наиболее часто первую

122


типографскую корректуру читают по оттискам с гранок: коррек­ тор типографии сравнивает оттиск с оригиналом и выявляет по­ грешности, допущенные наборщиком. По указанию корректора должна быть выполнена правка. Для исправления строкоотлив­ ного набора вначале на машине набирают строки, отмеченные

корректором,

в

соответствии

с его указаниями к

исправлению.

Операция по

набору ошибочных строк называется

з а б о р к о й .

Строки заборки

служат для

исправления набора — п р а в к и .

Строка с ошибкой вынимается из набора, а на ее место ставится строка из заборки, не имеющая ошибки.

На других предприятиях первую типографскую корректуру читают по оттискам со сверстанных полос.

Существуют три основных метода набора изданий.

При так называемом граночном методе, который сейчас при­ меняется крайне редко, на первую издательскую корректуру от­ правляют оттиски со скомплектованных и исправленных гранок. В этом случае издательство читает гранки, делает нужные ис­ правления и часто расклеивает макет верстки. Гранки правятся, выполняется верстка и направляется на вторую издательскую корректуру, а после правки исправленная верстка (сверка) на­ правляется в издательство, где подписывается к печати.

При безграночном методе, наиболее распространенном в на­ стоящее время, на первую издательскую корректуру направля­ ется верстка, а после ее правки по указаниям издательства сно­ ва посылается в издательство для подписания к печати. Ликви­ дация издательской корректуры в гранках позволила несколько ускорить прохождение изданий в производстве. Оттиски верстки в обоих случаях передаются также автору книги. Издательство и автор имеют право при читке верстки вносить отдельные изме­ нения в текст книги. Процесс исправления верстки по издатель­ ской корректуре называют авторской или издательской правкой.

Наилучшим методом прохождения изданий, пока еще не по­ лучившим широкого распространения, является бескорректур­ ный метод по оригиналу-макету, подписанному к печати. В этом случае никаких оттисков в издательство посылать не нужно, но для ликвидации возможных ошибок наборщика требуется до­ полнительная читка (и правка) второй типографской корректу­ ры. Бескорректурный метод позволяет резко сократить сроки вы­ пуска книг и создает условия для организации поточного про­

изводства

набора.

 

Во всех случаях непосредственно перед печатанием (или мат­

рицированием)

вновь делают оттиски с набора и передают их

корректору

типографии для чтения. Эта корректура

называется

с в о д к о й ,

так

как она ограничивается проверкой

ошибочных

строк, обнаруженных и выправленных в так называемой подпис­ ной корректуре. ;

Корректура очень трудоемкий, но неизбежный процесс про­ изводства, обеспечивающий высокое качество изданий.

123


3.

Обкладка форм

До передачи сверстанных полос для

печатания в

печатный

цех пли для матрицирования необходимо

изготовить

печатную

форму. Подготовка печатной формы заключается в спуске по­ лос, раскладке, обкладке формы и заключке ее в раме.

С п у с к о м полос называется расстановка их на талере (ме­ таллическом столе) с таким расчетом, чтобы в сфальцованных тетрадях страницы шли в нужном порядке. Спуск полос опре­ деляется форматом листа бумаги, долей листа, типом печатной машины, порядком фальцовки оттисков и др. Вариантов схем спусков полос в практике существует очень много, но все схемы можно разделить на две группы:

1) спуск полос с расчетом, что печатание иа лицевой и обо­ ротной стороне листа будет с одной формы. Такие спуски назы­ вают «своя форма»;

2) спуск полос с расчетом, что печатание на лицевой стороне листа будет с одной формы, а на оборотной — с другой. Такие спуски называют «наоборот другая форма».

Ниже приведены наиболее распространенные схемы спусков. Из схемы спуска 8 полос видно, что 1, 2, 3, 4 полосы расстав­ лены по углам. Следующие четыре полосы 5, 6, 7, 8 расположены внутри в обратном порядке. Двусторонний оттиск разрезают по­ полам, каждую половину фальцуют в два сгиба и получают две

одинаковых тетради по 8 полос.

 

Спуск 16 полос делают по

 

схеме с расчетом на

фальцовку

 

в три

сгиба. Оттиск

разрезают

 

пополам

и

каждую

половину

 

листа фальцуют в три сгиба,

 

образуется две одинаковых тет­

 

ради по 16 страниц в каждой.

 

Необходимо еще определить

 

расстояния

между полосами в

 

форме. Выработанные длитель­

 

ной практикой правила оформ­

 

ления

книг

предусматривают

 

различные размеры

полей

во­

 

круг

полосы набора:

наиболее

 

узкое

поле — корешковое,

не­

 

сколько

шире — верхнее,

еще

 

более

 

широкое — наружное,

 

наиболее

 

широкое — нижнее

 

(см. стр. 120). Размеры полей

 

зависят от формата бумажного

 

листа и формата полосы набо-

Пример спуска «оборот своя форма»

ра. Определение размеров

пб-

124