Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Кроме уже упомянутого печатного листа, для учета работы ти пографий и издательств действуют следующие условные еди ницы:
А в т о р с к и й л и с т является условной единицей измерения объема труда автора, рецензента, редактора и используется для планирования работы издательства и взаимных расчетов между издательством и автором. Один авторский лист содержит 40 тыс. знаков (считая буквы, цифры, знаки препинания и пробелы ме жду словами), или 700 строк стихотворного текста, или 3 тыс.см2 , занятых иллюстрациями в издании (а не в оригиналах).
У ч е т н о - и з д а т е л ь с к и й л и с т — единица измерения объема печатного произведения и объема работы, связанной с выпуском издания, выполненной редакционно-издательскими ра ботниками. В учетно-издательский лист, кроме авторского текста, включается весь материал, который появился в издании как ре
зультат работы |
издательства (например, аннотация издания, ре |
дакционное предисловие и др.). |
|
П е ч а т н ы й |
л и с т включает два понятия — физический пе |
чатный лист и учетный печатный лист, и служит единицей изме рения объема одного экземпляра издания, а также всего тиража одного издания или всего объема продукции, выпущенной изда тельством или полиграфическим предприятием.
Физический печатный лист равен бумажному листу любого стандартного размера, запечатанному с одной стороны. Следо вательно, один бумажный лист, запечатанный с двух сторон, со держит два физических печатных листа.
Учетный печатный лист равен бумажному листу 60X90 см, запечатанному с одной стороны. Пересчет физических печатных листов в учетные листы производят по соотношению площади бу мажного листа с площадью листа формата 60X90 см, которая
равна |
5400 см2 . Например, площадь листа, имеющего размер |
70 X |
Ю8 см, равна 7560 см2 . Отношение площадей 7560:5400=-- 1,4. |
Следовательно, лист формата 70 X Ю8 больше листа 60X90 см |
|
в 1,4 раза. В нашем примере 1,4 является коэффициентом пере |
вода стандартного формата бумаги в условные печатные листы. Эти коэффициенты вычислены для всех стандартных форматов и приведены ниже:
Формат бумаги, см |
Площадь листа.сы* |
К о э ф ф и ц и е н т |
|
|
перевода |
60x90 |
5400 |
1 |
60x84 |
5040 |
0,93 |
70X90 |
6300 |
1,17 |
75x90 |
6750 |
1,25 |
70x100 |
7000 |
1,29 |
70x108 |
7560 |
1,40 |
84x108 |
9072 |
1,68 |
Т е т р а д ь — сфальцованный (согнутый) в несколько сгибов (в 1,2,3 или 4 сгиба) оттиск или бумажный лист независимо от размеров до фальцовки.
27
9.
Некоторые сведения об оформлении изданий
Шрифты. Шрифт — один из основных элементов любого пе чатного издания — является носителем информации и служит средством воспроизведения текста в книге, журнале, газете или каком-либо другом произведении печати. Основное его назначе ние— передача содержания при чтении. Этому назначению он от вечает тем лучше, чем более высокими художественными каче ствами обладает. Шрифтом в полиграфии принято называть ком плект знаков, необходимых для воспроизведения текста на каком-либо языке.
Шрифты делятся по своему назначению и области примене ния на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографиче ские, декоративные, рекламные. Кроме того, можно выделить осо бую группу шрифтов специального назначения, например, шриф ты для набора документов строгой отчетности (банковские чеки, книжки сберегательных касс и др.), имитационные шрифты, на пример, шрифты, рисунок которых близок к каллиграфическому письму, или шрифты, рисунок которых повторяет шрифт пишу щих машинок.
Одно из основных требований, предъявляемых к шрифту — удобство чтения, простота распознавания отличительных особен
ностей |
з н а к о в . |
|
Рисунок знаков шрифта имеет свои стилевые особенности, ко |
||
торые |
сложились исторически. Они условно определяют назна- |
|
Когда у меня в руках новая книга, предмет, изго |
||
товленный |
в типографии руками наборщика, этого |
|
своего |
рода |
героя, с помощью машины, изобретенной |
Kai as rankose laikau nauja. knyga, daikta, kuris spaustuveje padarytas savo rusies didvyrio, rinkejo rankomis, kuriam padejo kokio tai didvyrio israsta ma-
t?pp 5hnpu Спр qppp t пЭДИпиГ Up шпшрчш, n PH iqiuuipiuuinilht 1: uiuiiupiuCmvt' q-pu^iupti, jmpiufiiuuim^ uijH fibpnup &bnpn4, Up pG;>-np шц пЬртф RduipiuS
ЛтеодЬйц b;)cV3o obucjo ^0360 Эо^ойс^Ь, Gogcoo, £0c>3-
дЗоАоЬ Ьдср 0 1 ", ЭйБ^аБоЬ (ооЬЭйЛдооот, АгоЭдсГоу g»G3g
Образцы набора одного и того же текста на разных языках, характеризующие различную основу письменности (сверху вниз) на русском языке, набранный шрифтом на русской основе, на эстонском языке, набранный шрифтом на ла тинской основе, и на армянском и грузинском языках, имеющих свои особые основы письма
28
чение шрифта по видам литературы (художественная, научная) и по роли шрифта в издании (текст, заголовок и другие элементы издания).
На качество воспроизведения шрифта оказывает сильное влияние способ набора и техника печатания, что в целом и при вело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.
Шрифты характеризуются: 1) графической основой знаков письменности, 2) рисунком, 3) начертанием, 4) размером.
Под графической основой знаков подразумевается комплект знаков алфавита, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом, армянском, грузинском, немецком, английском и другом языке. Состав алфавита и ха рактерный общий облик шрифтов определяется исторически сло жившимися национальными особенностями письменности.
Славянские народы пользуются шрифтами на русской графи ческой основе. В ряде европейских стран шрифты сформирова лись на латинской основе. Некоторые знаки алфавитов русской и латинской графических основ имеют одинаковую скелетную ос нову рисунка букв, но выражают различный звук (например, Р, Н, В), а ряд знаков имеют свой специфический рисунок (напри мер, для русской основы знаки Ж , Ф, Я, Т, Щ, Ъ, Ы, Э и другие, для латинской основы — f, t, s, г, w, g и др.). Ряд народов СССР
ввели алфавиты на русской основе с видоизменением некоторых знаков (например, е,— 1^Г, Н>, Ж,— э и др.) для более точного вы ражения звукового состава языка.
По рисунку шрифт характеризуется особенностями отдельных элементов, образующих буквы. Так, в русском алфавите некото
рые буквы, как прописные (или |
большие), так и строчные |
(или |
|
маленькие), |
имеют одинаковый рисунок (например, Нн, Оо, |
Пп |
|
и другие), а |
некоторые — разный |
(например, Аа, Бб, Ее и др.). |
Но существуют комплекты, в которых прописные и строчные бук вы одинаковы по рисунку (например, Аа, Бб). В последнем при мере строчные буквы называются капительными.
Каждый элемент знака служит для облегчения его опознава ния и содействует ускорению и улучшению условий чтения. Кро ме того, форма этих элементов делает шрифт по-своему краси вым, улучшает «архитектуру» отдельных знаков, всего алфавита, страницы текста.
Один из главных признаков, характеризующих рисунок шриф та,— отношение толщины основных и соединительных штрихов. Основные штрихи букв обычно завершаются подсечками, кото рые имеют различные окончания. Все характерные элементы букв, названия этих элементов и положение букв в строке пока
заны на рисунке и в особых пояснениях не нуждаются. |
|
||
Н а ч е р т а н и е |
ш р и ф т о в |
характеризуется: насыщенно |
|
стью— толщиной |
штрихов, наклоном основных штрихов |
отно |
|
сительно горизонтальной линии |
шрифта, относительными |
раз- |
29
Основной штрих |
|
Верхний выносной элемент |
Внутрибунвенный просвет |
|
|
Вспомогательный штрих^!^\ |
/ |
Верхняя линия прописных |
|
Засечки |
Межбукаенные |
|
|
|
просветы |
Нижний выносной элемент |
Некоторые |
элементы |
построения знаков |
|
мерами |
ширины |
и высоты |
знаков и характером заполнения |
штрихов. |
|
|
|
По насыщенности различаются шрифты: светлые, полужир ные и жирные.
По наклону основных штрихов различаются шрифты прямые, с вертикальными основными штрихами, курсивные, характери зующиеся отклонением основных штрихов от вертикального по ложения и тем, что рисунок строчных букв (например, а, ч, д, т и др.) в некоторой степени напоминает буквы, написанные от руки. Наклонные шрифты повторяют рисунок всех знаков пря мого шрифта, но основные штрихи наклонены обычно вправо или влево, что встречается реже.
По относительным размерам ширины и высоты знаки шрифта делятся на пять групп: нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие. В нормальных шрифтах отношение ширины очка
к высоте составляет приблизительно |
3:4. В узких шрифтах |
это |
|||||
отношение |
составляет |
приблизительно 1 :2, |
а в |
широких— |
1:1, |
||
в некоторых случаях ширина очка превышает его высоту |
(сверх |
||||||
широкие шрифты). |
|
|
|
|
|
|
|
По характеру заполнения штрихов шрифты различают нор |
|||||||
мальные, |
контурные, |
выворотные, |
оттененные, |
штрихованные |
|||
и др. Все эти шрифты |
(кроме нормально |
заполненных) |
имеют |
||||
специальное узкое назначение и в практике |
используются |
редко, |
например, для набора пригласительных билетов, афиш, реклам ных изданий и т. п.
Кегль шрифта — одна из основных характеристик, определяю щих его размеры. Кегль шрифта — высота в типографских пунк тах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просве та, необходимого для образования межстрочного пробела (ин терлиньяжа). Ширина прямоугольника зависит от формы знака. Так, например, для буквы «Ш» ширина прямоугольника будет больше в сравнении с шириной прямоугольника для «!» — знака восклицания.
30