Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме уже упомянутого печатного листа, для учета работы ти­ пографий и издательств действуют следующие условные еди­ ницы:

А в т о р с к и й л и с т является условной единицей измерения объема труда автора, рецензента, редактора и используется для планирования работы издательства и взаимных расчетов между издательством и автором. Один авторский лист содержит 40 тыс. знаков (считая буквы, цифры, знаки препинания и пробелы ме­ жду словами), или 700 строк стихотворного текста, или 3 тыс.см2 , занятых иллюстрациями в издании (а не в оригиналах).

У ч е т н о - и з д а т е л ь с к и й л и с т — единица измерения объема печатного произведения и объема работы, связанной с выпуском издания, выполненной редакционно-издательскими ра­ ботниками. В учетно-издательский лист, кроме авторского текста, включается весь материал, который появился в издании как ре­

зультат работы

издательства (например, аннотация издания, ре­

дакционное предисловие и др.).

П е ч а т н ы й

л и с т включает два понятия — физический пе­

чатный лист и учетный печатный лист, и служит единицей изме­ рения объема одного экземпляра издания, а также всего тиража одного издания или всего объема продукции, выпущенной изда­ тельством или полиграфическим предприятием.

Физический печатный лист равен бумажному листу любого стандартного размера, запечатанному с одной стороны. Следо­ вательно, один бумажный лист, запечатанный с двух сторон, со­ держит два физических печатных листа.

Учетный печатный лист равен бумажному листу 60X90 см, запечатанному с одной стороны. Пересчет физических печатных листов в учетные листы производят по соотношению площади бу­ мажного листа с площадью листа формата 60X90 см, которая

равна

5400 см2 . Например, площадь листа, имеющего размер

70 X

Ю8 см, равна 7560 см2 . Отношение площадей 7560:5400=-- 1,4.

Следовательно, лист формата 70 X Ю8 больше листа 60X90 см

в 1,4 раза. В нашем примере 1,4 является коэффициентом пере­

вода стандартного формата бумаги в условные печатные листы. Эти коэффициенты вычислены для всех стандартных форматов и приведены ниже:

Формат бумаги, см

Площадь листа.сы*

К о э ф ф и ц и е н т

 

 

перевода

60x90

5400

1

60x84

5040

0,93

70X90

6300

1,17

75x90

6750

1,25

70x100

7000

1,29

70x108

7560

1,40

84x108

9072

1,68

Т е т р а д ь — сфальцованный (согнутый) в несколько сгибов (в 1,2,3 или 4 сгиба) оттиск или бумажный лист независимо от размеров до фальцовки.

27


9.

Некоторые сведения об оформлении изданий

Шрифты. Шрифт — один из основных элементов любого пе­ чатного издания — является носителем информации и служит средством воспроизведения текста в книге, журнале, газете или каком-либо другом произведении печати. Основное его назначе­ ние— передача содержания при чтении. Этому назначению он от­ вечает тем лучше, чем более высокими художественными каче­ ствами обладает. Шрифтом в полиграфии принято называть ком­ плект знаков, необходимых для воспроизведения текста на каком-либо языке.

Шрифты делятся по своему назначению и области примене­ ния на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографиче­ ские, декоративные, рекламные. Кроме того, можно выделить осо­ бую группу шрифтов специального назначения, например, шриф­ ты для набора документов строгой отчетности (банковские чеки, книжки сберегательных касс и др.), имитационные шрифты, на­ пример, шрифты, рисунок которых близок к каллиграфическому письму, или шрифты, рисунок которых повторяет шрифт пишу­ щих машинок.

Одно из основных требований, предъявляемых к шрифту — удобство чтения, простота распознавания отличительных особен­

ностей

з н а к о в .

Рисунок знаков шрифта имеет свои стилевые особенности, ко­

торые

сложились исторически. Они условно определяют назна-

Когда у меня в руках новая книга, предмет, изго­

товленный

в типографии руками наборщика, этого

своего

рода

героя, с помощью машины, изобретенной

Kai as rankose laikau nauja. knyga, daikta, kuris spaustuveje padarytas savo rusies didvyrio, rinkejo rankomis, kuriam padejo kokio tai didvyrio israsta ma-

t?pp 5hnpu Спр qppp t пЭДИпиГ Up шпшрчш, n PH iqiuuipiuuinilht 1: uiuiiupiuCmvt' q-pu^iupti, jmpiufiiuuim^ uijH fibpnup &bnpn4, Up pG;>-np шц пЬртф RduipiuS

ЛтеодЬйц b;)cV3o obucjo ^0360 Эо^ойс^Ь, Gogcoo, £0c>3-

дЗоАоЬ Ьдср 0 1 ", ЭйБ^аБоЬ (ооЬЭйЛдооот, АгоЭдсГоу g»G3g

Образцы набора одного и того же текста на разных языках, характеризующие различную основу письменности (сверху вниз) на русском языке, набранный шрифтом на русской основе, на эстонском языке, набранный шрифтом на ла­ тинской основе, и на армянском и грузинском языках, имеющих свои особые основы письма

28


чение шрифта по видам литературы (художественная, научная) и по роли шрифта в издании (текст, заголовок и другие элементы издания).

На качество воспроизведения шрифта оказывает сильное влияние способ набора и техника печатания, что в целом и при­ вело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.

Шрифты характеризуются: 1) графической основой знаков письменности, 2) рисунком, 3) начертанием, 4) размером.

Под графической основой знаков подразумевается комплект знаков алфавита, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом, армянском, грузинском, немецком, английском и другом языке. Состав алфавита и ха­ рактерный общий облик шрифтов определяется исторически сло­ жившимися национальными особенностями письменности.

Славянские народы пользуются шрифтами на русской графи­ ческой основе. В ряде европейских стран шрифты сформирова­ лись на латинской основе. Некоторые знаки алфавитов русской и латинской графических основ имеют одинаковую скелетную ос­ нову рисунка букв, но выражают различный звук (например, Р, Н, В), а ряд знаков имеют свой специфический рисунок (напри­ мер, для русской основы знаки Ж , Ф, Я, Т, Щ, Ъ, Ы, Э и другие, для латинской основы — f, t, s, г, w, g и др.). Ряд народов СССР

ввели алфавиты на русской основе с видоизменением некоторых знаков (например, е,— 1^Г, Н>, Ж,— э и др.) для более точного вы­ ражения звукового состава языка.

По рисунку шрифт характеризуется особенностями отдельных элементов, образующих буквы. Так, в русском алфавите некото­

рые буквы, как прописные (или

большие), так и строчные

(или

маленькие),

имеют одинаковый рисунок (например, Нн, Оо,

Пп

и другие), а

некоторые — разный

(например, Аа, Бб, Ее и др.).

Но существуют комплекты, в которых прописные и строчные бук­ вы одинаковы по рисунку (например, Аа, Бб). В последнем при­ мере строчные буквы называются капительными.

Каждый элемент знака служит для облегчения его опознава­ ния и содействует ускорению и улучшению условий чтения. Кро­ ме того, форма этих элементов делает шрифт по-своему краси­ вым, улучшает «архитектуру» отдельных знаков, всего алфавита, страницы текста.

Один из главных признаков, характеризующих рисунок шриф­ та,— отношение толщины основных и соединительных штрихов. Основные штрихи букв обычно завершаются подсечками, кото­ рые имеют различные окончания. Все характерные элементы букв, названия этих элементов и положение букв в строке пока­

заны на рисунке и в особых пояснениях не нуждаются.

 

Н а ч е р т а н и е

ш р и ф т о в

характеризуется: насыщенно­

стью— толщиной

штрихов, наклоном основных штрихов

отно­

сительно горизонтальной линии

шрифта, относительными

раз-

29


Основной штрих

 

Верхний выносной элемент

Внутрибунвенный просвет

 

 

Вспомогательный штрих^!^\

/

Верхняя линия прописных

 

Засечки

Межбукаенные

 

 

 

просветы

Нижний выносной элемент

Некоторые

элементы

построения знаков

мерами

ширины

и высоты

знаков и характером заполнения

штрихов.

 

 

 

По насыщенности различаются шрифты: светлые, полужир­ ные и жирные.

По наклону основных штрихов различаются шрифты прямые, с вертикальными основными штрихами, курсивные, характери­ зующиеся отклонением основных штрихов от вертикального по­ ложения и тем, что рисунок строчных букв (например, а, ч, д, т и др.) в некоторой степени напоминает буквы, написанные от руки. Наклонные шрифты повторяют рисунок всех знаков пря­ мого шрифта, но основные штрихи наклонены обычно вправо или влево, что встречается реже.

По относительным размерам ширины и высоты знаки шрифта делятся на пять групп: нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие. В нормальных шрифтах отношение ширины очка

к высоте составляет приблизительно

3:4. В узких шрифтах

это

отношение

составляет

приблизительно 1 :2,

а в

широких—

1:1,

в некоторых случаях ширина очка превышает его высоту

(сверх­

широкие шрифты).

 

 

 

 

 

 

По характеру заполнения штрихов шрифты различают нор­

мальные,

контурные,

выворотные,

оттененные,

штрихованные

и др. Все эти шрифты

(кроме нормально

заполненных)

имеют

специальное узкое назначение и в практике

используются

редко,

например, для набора пригласительных билетов, афиш, реклам­ ных изданий и т. п.

Кегль шрифта — одна из основных характеристик, определяю­ щих его размеры. Кегль шрифта — высота в типографских пунк­ тах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просве­ та, необходимого для образования межстрочного пробела (ин­ терлиньяжа). Ширина прямоугольника зависит от формы знака. Так, например, для буквы «Ш» ширина прямоугольника будет больше в сравнении с шириной прямоугольника для «!» — знака восклицания.

30