Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2

Краткие сведения из истории печати и техники печатания

1.

Письменность и зарождение книгопечатания

Печатное слово — человеческая мысль, овеществленная в книге, журнале, газете или другом печатном произведении,— яв­ ляется сильнейшим идеологическим оружием, источником зна­ ний, передаваемых от поколения поколению, важнейшим факто­ ром постоянного прогресса науки, техники и культуры.

Теорией и практикой создания произведений печати, выявле­ нием их все возрастающей роли на разных этапах развития обще­ ства, историей развития письменности и книгопечатания, техни­ кой и технологией размножения произведений печати и всеми во­ просами, связанными с их использованием, занимается особая наука — книговедение.

Ниже дан краткий исторический обзор основных этапов раз­ вития печати и техники печатания.

Письменность. На ранних этапах развития человеческого об­ щества в процессе трудовой деятельности возник язык, как сред­ ство общения людей. Усложнение общественных отношений по­ требовало, чтобы речь могла становиться независимой от вре­ мени и расстояния, могла бы закрепляться на определенном материале. Это привело к появлению письменности, которая про­ шла длительный и тяжелый путь развития.

Первым

предшественником письменности считают « в е щ н о е

п и с ь м о»,

известное уже за несколько тысяч лет до нашей эры.

Определенные предметы наделялись некоторым условным смыс­ лом, известным отправителю и получателю. Например, вождь

племени, пересылая вождю соседнего племени ветвь

оливко­

вого дерева, тем самым сообщал ему о своих

мирных

намере­

ниях.

 

 

 

 

С течением времени вещи стали заменять их изображения,

возникла

так

называемая п и к т о г р а ф и я

(никто — рисую,

графо — пишу)

или рисунчатое письмо. Так, например,

широко

известны

наскальные изображения, обнаруженные на

берегах

Онежского озера и относящиеся к каменному веку. С помощью рисунков древние охотники описали особенности охоты, условия жизни и события, отдаленные от нас тысячелетиями.

37



Производство бумаги распространялось очень медленно. Оно появилось в Корее в I I I в. н. э., в Японии — в V I I в., в Европе — в XII — XV вв.

Изобретение книгопечатания в Европе в XV в. вызвало рост потребности в бумаге, и техника бумажного производства стала быстро развиваться. На смену толчее, с помощью которой при­ готовлялась бумажная масса, пришел ролл, изобретенный в Гол­ ландии в X V I I в. Ролл представлял собой ванну, в которой вра­ щался барабан с ножами. В ванну загружали тряпье, заполняли водой, и тряпье измельчалось и превращалось в бумажную массу.

В конце X V I I I в. служащий бумажной мануфактуры близ Па­ рижа Николай Луи Робер изобрел бумагоделательную машину самочерпку, что дало возможность механизировать процесс изго­ товления бумажного полотна и сделать его непрерывным.

В машине Робера применена бесконечная сетка, двигающая­ ся над чаном. На сетку постоянно подается бумажная масса, вода стекает в чан. Влажное бумажное полотно отделяется от сетки и наматывается на вал. После сушки бумагу проглажива­ ют и режут на листы.

Принцип получения бумаги на бесконечно движущейся сетке сохранен и в современных бумагоделательных машинах.

Все возрастающая потребность в бумаге не могла быть удов­ летворена, пока сырьем для ее получения оставалось только тряпье. В XIX в. при изготовлении бумаги начинают применять древесину, для размельчения которой на волокна был изобретен дефибрер (Келлер, 1844 г.): к вращающемуся как жернов кам­ ню при обильной подаче воды прижимались деревянные бруски, которые размалывались на волокна. Однако качество бумаги, получаемой непосредственно из древесных волокон, было низ­ ким, древесную массу стали предварительно обрабатывать ще­ лочами и слабыми кислотами для получения целлюлозы, став­ шей сегодня основным сырьем для высококачественной бумаги.

Изобретения XIX в.— создание бумагоделательной машины, применение древесной массы и разработка способа получения целлюлозы — стали основой для современной крупной целлю­ лозно-бумажной промышленности.

Наиболее раннее упоминание в исторических источниках о бумажной мельнице в России относится к 1576 г. (в деревне Вантеево на реке Уге близ Москвы). Серьезное развитие бумажного производства в России началось при Петре I .

Под Петербургом в 1713 г. была пущена Красносельская бу­ мажная мельница. В 1712—1720 гг. начали вырабатывать бу­ магу на Богородецком бумажном заводе (на реке Яузе), на по­ лотняном заводе под Медынью.

Бумагоделательная машина была установлена в 1816 г. на Петергофской фабрике. К середине XIX в. в России было более 50 бумажных фабрик, на которых работало 72 бумагоделатель­ ных машины. В 1913 г. было выпущено около 260 тыс. т бумаги.

44


В настоящее время бумажная промышленность выпускает бо­ лее 1000 различных сортов бумаги. Всего в 1970 г. в СССР было выработано 4,2 млн. т бумаги.

Зарождение книгопечатания. В древности единственным спо­ собом изготовления книг была их ручная переписка. Это тяже­ лый и долгий труд, который к тому же вызывал неизбежные ошибки при переписке и не мог удовлетворить все растущие по­ требности в книгах.

Первым известным памятником из печатных изданий являет­ ся так называемая «Алмазная сутра», напечатанная в 868 г. в

Китае

к с и л о г р а ф и ч е с к и м способом {ксило — деревянная

доска, графо — пишу.).

На

деревянной доске специальным инструментом вырезали

по контуру каждой буквы текст и рисунки, углубляя пробель­ ные места. Покрытое краской изображение при наложении бу­ маги и при некотором натиске давало оттиск. Многократное по­ вторение этого процесса позволяло получать оттиски в большом количестве. Для каждой страницы книги необходимо было ре­ зать новую доску. После печатания книги доски, на которые за­ трачивался громадный труд, выбрасывались.

В середине XI в. в Китае талантливый выходец

из народа

Би Шэн изобрел способ печатания с многократным

использова­

нием отдельных иероглифов. Он брал кусочек клейкой глины, лепил из нее брусочек и на верхней плоскости вырезал изобра­ жение иероглифа, потом на огне обжигал эти брусочки. Загото­ вив впрок все необходимые или часто употребляемые иероглифы, Би Шэн составлял или набирал из них текст. Он брал лист же-

«Алмазная сутра»—древнейшая ксилографическая книга

45

 

леза, наносил на него слой

 

смеси из смолы, воска и зо­

 

лы. На железный лист на­

 

кладывалась железная рама,

 

соответствовавшая

размерам

 

листа.

Нужный

текст

Би

 

Шэн

набирал

внутри

рамы

 

из заготовленных

им

глиня­

 

ных

брусочков

с рельефным

 

изображением

иероглифов.

 

Набрав одну форму, он слег­

 

ка подогревал ее на огне,

 

смесь,

нанесенная

на

лист

 

железа,

расплавлялась.

За­

 

тем

он

брал

ровную

доску,

 

накладывал

ее

на

лицевую

 

сторону

глиняных

иерогли­

 

фов, слегка нажимал и вы­

 

равнивал поверхность. Когда

 

смолянистая смесь остывала,

 

глиняные

брусочки

остава­

 

лись

надежно

прикреплен-

Иоганн Гутенберг

" ы м и

к

железному

листу,

(с современной гравюры)

Теперь, как и при ксилограф-

 

ском

печатании, ему

остава­

лось нанести краску на форму и получить оттиск.

 

 

 

 

 

Этот способ печатания стали затем применять в Корее, Ин­

дии, Сирии п других азиатских

и африканских

странах.

 

 

В Европе книгопечатание с применением подвижных литер появилось в первой половине XV в. Современные историки поли­ графической техники европейским изобретателем книгопечатания признают Иоганна Гутенберга из немецкого города Мапнца.

«Подвижные литеры» — металлические бруски с рельефным зеркальным изображением букв и знаков — Гутенберг получил путем отливки в специальных формах, т. е. он впервые применил словолитный процесс. В качестве формы для отливки изображе­ ния букв Гутенберг применил м а т р и ц у — выштампованное в меди углубленное изображение знака. Для изготовления матри­ цы служил стальной штамп-пуансон. На конце брусочка, сделан­ ного из крепкой стали, выгравировывалось рельефное изображе­ ние знака. Матрица вставлялась в разъемную отливную форму. Когда форма была закрыта, внутри нее образовывалась полость в виде небольшого правильного параллелепипеда; с одной, верх­ ней стороны форма прикрывалась матрицей, а с другой стороны она имела отверстие для заливки расплавленного металла. Ко­

гда металл застывал, форму открывали и из нее выпадал

метал­

лический

брусок — литера. Отлив достаточное

количество

литер

и набрав

из них нужный текст, можно было

печатать.

 

46


Иоганн Гутенберг изобрел также печатный стан. Наборную печатную форму он устанавливал на гладком ровном столе-та­ лере. Талер размещался между двух массивных столбов, соеди­ ненных сверху перекладиной. В перекладине между столбами ходил винт, на конце которого была подвижно закреплена глад­ кая доска-пиан. При нажиме на рукоять, прикрепленную к вин­ ту, пиан опускался, и лист бумаги, предварительно положенный на наборную форму, смазанную краской, прижимался пианом к форме. Освободив рукоять, вынимали оттиск, наносили на фор­ му краску и клали сверху чистый лист бумаги.

Первое крупное издание, напечатанное Гутенбергом — Биб­ лия,— величайший исторический памятник человеческой куль­ туры. С этого момента книгопечатание в Европе стало быстро распространяться. В 1461 г. начинают работать типографии в Бомберге и Страсбурге. В 1465 г. началось книгопечатание в Ита­ лии, в 1468 г.— в Швейцарии, в 1469 г.— в Нидерландах. В те­ чение 50 лег было образовано более тысячи типографий, в кото­ рых напечатано около 10 млн. экз. разных книг.

Первой точно датированной русской печатной книгой был «Апостол», напечатанный в Москве Иваном Федоровым (об этом подробнее рассказано в § 3 этой главы).

2.

Развитие различных способов печати и полиграфической техники

Наиболее широкое промышленное применение имеют три основных способа печати — высокая, или типографская, печать, глубокая печать и плоская (офсетная) печать. Как видно из пре­ дыдущего параграфа, наиболее древней является высокая печать.

Высокая печать после изобретения «подвижных литер» и пе­ чатного станка прошла большой путь развития и в данный мо­ мент занимает ведущее место при изготовлении книг, газет, жур­ налов и многих других видов полиграфической продукции.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали книгопечатание одним из важ­ нейших изобретений человечества, давшим толчок развитию нау­ ки и ставшим одной из предпосылок перехода к капитализму.

Вто же время вступление европейских стран на путь буржу­ азного развития резко повысило спрос на печатную продукцию — газеты и книги — и привело к быстрому развитию полиграфиче­ ской техники.

В1863 г. русский изобретатель П. П. Княгининский создал автоматическую машину, производящую набор из готовых литер по заранее изготовленной программе-перфоленте, но при ручной выключке строк. Практического применения машина не получи­ ла. К автоматическому набору текста по программе, подготов­

ленной заранее, пришел также американский изобретатель Т. Лэнстон, сконструировавший и построивший в 1896 г. автома­ тическую наборную буквоотливную машину монотип. Еще рань-

47