Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

m £ ife?

 

о

5

4

H

1

H

 

 

 

 

H

 

 

 

с в е р х ­

 

 

rRpnx-

У з

 

 

-

ш и р о к и е

 

 

узкие

н и е нормальные

широкие

Элементы знаков:

о

 

 

о

 

о

р

п/

— х а р а к т е р и з у ю щ и е

 

 

 

р и н а д л е ж н о с т ь шрифта

 

 

 

кклассификационным 'Найайагруппам, / / — приблизи ­тельное соотношение ши ­рины, высоты знаков, ха ­р а к т е р и з у ю щ е е понятие:/ — н о р м а л ь н о е , 2 — ш и р о ­кое, 3— сверхширокое,4 — узкое, . 5 — с в е р х у з к о е .

/ / / — п о п о л о ж е н и ю ос ­

о

новных

штрихов

и под-

с е ч е к к

вертикальной ли ­

нии: " / — п р я м о е ,

2 —на­

клонное,

3 — курсивное .

 

IV — по х а р а к т е р у з а п о л ­

 

нения контуров б у к в , на­

 

пример:

/ — к о н т у р н о е ,

 

2 — выворотное,

3 — отте­

 

ненное,

4—декоративное

 

Шрифты, имеющие кегль до 12 пунктов (включительно),при­ нято считать текстовыми, шрифты, кегль которых больше 12 пун­ ктов, называются титульными, или заголовочными.

Гарнитурой называется комплект шрифтов одинакового ри­ сунка, но различного начертания и размеров (кеглей). Гарнитуры шрифтов имеют условные названия, например, литературная, обыкновенная, плакатная и др.

По государственному стандарту (ГОСТ 3489. 1—71), опреде­ ляющему ассортимент шрифтов, все шрифты делятся на семь групп без твердого закрепления номера за группой.

К группе рубленых шрифтов относятся шрифты, имеющие рав­ ное отношение основных и соединительных штрихов без засечек.

31


мир и дружбу!

. МИР И ДРУЖБУ!

мир и дружбу!

. МИР И ДРУЖБУ!

мир и дружбу! мир и дружбу!

МИР И ДРУЖБУ!

МИР И ДРУЖБУ!

> МИР И ДРУЖБУ

. МИР И ДРУЖБУ

МИР И АРУЖБУ!

МИР И ДРУЖБУ

МИР И ДРУЖБУ! МИР И ДРУЖБУ!

1 миэ> и зжжш

МИР и АРУЖБУ

Образцы шрифтов

некото­

рых гарнитур:

 

/ — ш к о л ь н а я : п р я м о е

светлое

строчное; прямое светлое про ­

писное;

прямое

п о л у ж и р н о е

строчное;

 

прямое

п о л у ж и р н о е

прописное;

 

 

/ / — курсивное

строчное

светлое;

 

курсивное

п о л у ж и р н о е

строчное;

наклон ­

ное

светлое

прописное;

наклон ­

ное

п о л у ж и р н о е

прописное;

/ / — Б а ж а н о в с к а я :

п р я м о е

свет ­

лое прописное; п р я м о е

п о л у ж и р ­

ное

прописное;

н а к л о н н о е

свет­

лое

прописное .

/ / / — Р е р б е р г а —

п р я м о е светлое

прописное .

IV—

Банннковская — прямое светлое

прописное; прямое

п о л у ж и р н о е

прописное . V — рукописная

Ж и ­

харева — светлое

прописное .

V / — ж у р н а л ь н о - р у б л е н н а я

де­

коративная — прописное . VII — Гарнитура сКаыа»

В следующую группу объединены шрифты, имеющие пример­ но равное отношение соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками.

Большую группу шрифтов образуют так называемые медиевальные шрифты. Они характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, плавным утолщением кон­ цов основных штрихов и наклонным расположением оси симмет­ рии округлых букв.

Группа обыкновенных шрифтов имеет контрастное отношение штрихов, подсечки завершают основные штрихи под прямым уг­ лом или с легким сопряжением.

Брусковая группа шрифтов имеет неконтрастное соотношение основных, соединительных штрихов и подсечек.

Характерная особенность так называемых новых малоконт­ растных шрифтов — длинные подсечки, которые соединяются с основными штрихами с легким закруглением.

К дополнительной группе отнесены все шрифты, которые по рисунку сильно отличаются от шрифтов указанных групп и могут быть отнесены к той или иной группе шрифтов, приведенных выше.

32


Требования к шрифтам. Издание в целом должно отвечать ряду требований гигиенического, эстетического, экономического, технического и производственного характера. Шрифт и его пра­ вильное использование в оформлении играет важную роль.

С точки зрения эстетической шрифт должен быть красивым. Экономичность шрифта характеризуется его емкостью и опре­ деляется средним количеством знаков, которые могут разместить­

ся в строке, в полосе, в изданиях равных форматов. Производственно-технические требования к шрифтам харак­

теризуются двумя показателями: возможной точностью воспро­ изведения графики шрифта в разных видах печати — высокой, глубокой, плоской, механической прочностью и линейной точно­ стью шрифта как элемента печатной формы при получении отти­ сков в печатной машине и матрицировании с последующим сте­ реотипированием.

Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. При выборе шрифта для набора издания необ­ ходимо учитывать условия чтения, степень подготовленности чи­ тателя, например, по возрасту. Шрифт должен быть подобран так, чтобы содержание текста читатель усваивал быстро, с наи­ меньшим утомлением. Исследования показали, что рисунок и раз­ мер шрифта, а также длина строки и размеры междусловных пробелов серьезно влияют на условия чтения. Поэтому шрифт вы­

бирают с учетом категории читателей

и назначения

издания.

Так, например, для детей дошкольного и младшего

школьного

возраста необходимы четкие, простые

по рисунку шрифты

12—

16 пунктов, для квалифицированного

читателя — шрифты

8—10

пунктов; для справочных изданий, предназначенных для выбо­ рочного чтения, кегль шрифта может быть снижен.

Все эти факторы влияют на характер оформления печатных изданий. Время выработало ряд правил по оформлению различ­ ных изданий, которые изложены в инструкциях и в учебной ли­ тературе в виде рекомендаций.

Оформление печатных изданий. Оформление книги, брошю­ ры — выражение литературного содержания художественными и полиграфическими средствами, объединенными между собой.

Приемы оформления определяются идейно-тематическим со­ держанием издания, назначением книги с учетом категории чи­ тателя, условиями пользования, предполагаемым сроком службы издания, экономическими и материально-техническими возмож­ ностями полиграфического производства.

Решение задачи по оформлению зависит от типовых техниче­ ских средств, от возможности использования индивидуальных приемов оформления, от материалов, которые могут быть при­ менимы при изготовлении издания, и от технологических возмож­ ностей полиграфического предприятия, выполняющего заказ.

Особенность оформления книжно-журнального издания за­ ключается в том, что все элементы, формирующие страницу, ли-

2 Г. А. В и н о г р а д о в

33


"

 

 

В

нейны и прямоугольны. Прямо­

-

-1

-1

угольная

полоса

набора разме­

 

 

1111

 

 

щается на прямоугольной

стра­

3 _а

Ш

нице, но с иными

пропорциями.

 

 

Страница и полоса набора дол­

 

 

 

 

 

 

жны быть согласованы по абсо­

 

 

 

лютным

и относительным

 

раз­

— t

i

мерам полей; иллюстрации,

за­

головки

и незаполненные

(«пу­

 

Схема

размещения полосы на­

стые»)

части

полос

должны

бора на развороте после обрез­

быть

размещены

так,

 

чтобы

ки тетради:

 

обеспечить

красивые,

привыч­

/ — к о р е ш к о в о е

Г поле; 2 — в е р х н е е

ные

для

глаза

пропорции

и

поле;

3 — переднее поле; -/ — нижнее

поле . П у н к т и р о м указаны размеры

формы.

Но

наиболее

сложно

полей

д о о б р е з к и . издания .

 

 

 

разместить

набор

на развороте

книги или журнала. Эта трудная задача не может быть решена универсально. Она решается в каждом конкретном случае.

Р а з м е р ы

п о л о с ы

н а б о р а

всегда меньше бумажной

страницы, на

которой она

помещена.

Чистое пространство бу­

маги вокруг полосы набора образует поля, размеры которых воз­ растают по схеме: корешковое, верхнее, переднее и нижнее. Раз­ меры полосы набора по длине строки и высоте полосы, как пра­ вило, не соответствуют пропорциям страницы.

Размещение полосы набора на странице должно отвечать про­ изводственно-техническим условиям и эстетическим требованиям (удобство пользования, зрительно наилучшее положение полосы набора на странице).

З а г о л о в к и . Полоса набора не однородна, текст разделен заголовками и содержит иллюстрации. Приемы размещения за­ головков весьма разнообразны, но их можно свести к типовым случаям: заголовки в красную строку располагаются симметрич­ но относительно вертикальной осп симметрии полосы набора; флаговые заголовки — начало всех строк заголовка выровнено по левому краю полосы набора или конец всех строк заголовка вы­ ровнен по правому краю полосы набора; заголовок «форточкой» врезается в текст: часть строк текста делается соответственно короче, строки заголовка могут быть размещены в красную стро-

1

2

3

4

Варианты размещения заголовков на полосе или развороте:

/ — в к р а с н у ю строку; 2 — ф л а г о в о е (влево или вправо); 3 — форточкой- 4—боковиком.

34


Варианты размещения иллюстраций на полосе (или развороте):

/ — к краям полосы; / / — среди

текста

в р а з р е з

(а), в оборку

(б);

/ / /

полностью

внутри

текста в

о б о р к у

(а),

при

д в у х к о л о н н о м

наборе

в

о б о р к у (б);

IV

с

частичным выходом

на

поле

(а),

п о д

о б р е з

полосы

(б);

V — т о л ь к о

на

п о л я х

(а),

на

п о л я х

под обрез

(б);

VI — на

полосе

без

текста

(а), на странице

под

о б р е з

(б).

 

 

 

 

 

 

2*

35

ку или флагом; заголовки боковиком (маргиналии, или фонари­ ки) выносятся на наружные поля страницы.

Р а з м е щ е н и е

и л л ю с т р а ц и й на

полосе в сочетании с

текстом — задача

сложная. Нужно найти

наилучшие

размеры

иллюстрации с тем, чтобы сохранить ее выразительность,

создать

систему в размещении и не нарушать зрительную красоту поло­ сы или разворота издания.

Размещение иллюстраций на полосе или развороте можно свести к шести типовым случаям.

Иллюстрации могут быть поставлены: к краям полосы; среди текста «в разрез» или «в оборку»; полностью внутри текста; с частичным выходом в поле; с выходом целиком на поле; на странице без текста.

Вопрос организации страницы усложняется необходимостью размещения пояснительных подписей к иллюстрациям, что мо­ жет иметь множество решений.

О с о б ы е п о л о с ы и з д а н и я . Кроме текстовых страниц из­ дания, часть элементов, организующих издание, имеет первосте­ пенное значение и требует проработки. Книга, как уже отмечено, начинается обычно титульным листом. Вслед за титульным листом следует начальная, или так называемая спусковая по­ лоса.

Текст главы или раздела книги может закончиться в любом месте страницы. Организация концевой полосы имеет свою специ­ фику.

На схеме приведен простейший пример оформления следую­ щих друг за другом страниц книги: титульный лист, оборот ти­ тула, спусковая полоса, рядовая страница, имеющая только текст, страница с иллюстрацией и концевая полоса. Оформление может быть более сложным с использованием различных вариан­ тов в различном их сочетании.

Оформление других элементов издания: лицевой (передней) стороны переплета, корешка, обложки, суперобложки, в некото­ рых случаях форзаца, футляра и др.— должно быть тесно свя­ зано с характером внутреннего оформления издания и подчинено общему замыслу.

Оформление книги решается в издательстве художником, художественным и техническим редакторами, а на полигра­ фическом предприятии их указания должны быть точно вы­ полнены.