Файл: Виноградов, Г. А. Полиграфическое производство. Введение в полиграфию учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
m £ ife?
|
о |
5 |
4 |
H |
1 |
H |
|
|
|
|
H |
|
|
|
с в е р х |
||
|
|
rRpnx- |
У з |
|
|
- |
ш и р о к и е |
|
|
|
узкие |
н и е нормальные |
широкие |
||||
Элементы знаков: |
о |
|
|
о |
|
о |
р |
|
п/ |
— х а р а к т е р и з у ю щ и е |
|
|
|
||||
р и н а д л е ж н о с т ь шрифта |
|
|
|
кклассификационным 'Найайагруппам, / / — приблизи тельное соотношение ши рины, высоты знаков, ха р а к т е р и з у ю щ е е понятие:/ — н о р м а л ь н о е , 2 — ш и р о кое, 3— сверхширокое,4 — узкое, . 5 — с в е р х у з к о е .
/ / / — п о п о л о ж е н и ю ос |
о |
||
новных |
штрихов |
и под- |
|
с е ч е к к |
вертикальной ли |
||
нии: " / — п р я м о е , |
2 —на |
||
клонное, |
3 — курсивное . |
|
|
IV — по х а р а к т е р у з а п о л |
|
||
нения контуров б у к в , на |
|
||
пример: |
/ — к о н т у р н о е , |
|
|
2 — выворотное, |
3 — отте |
|
|
ненное, |
4—декоративное |
|
Шрифты, имеющие кегль до 12 пунктов (включительно),при нято считать текстовыми, шрифты, кегль которых больше 12 пун ктов, называются титульными, или заголовочными.
Гарнитурой называется комплект шрифтов одинакового ри сунка, но различного начертания и размеров (кеглей). Гарнитуры шрифтов имеют условные названия, например, литературная, обыкновенная, плакатная и др.
По государственному стандарту (ГОСТ 3489. 1—71), опреде ляющему ассортимент шрифтов, все шрифты делятся на семь групп без твердого закрепления номера за группой.
К группе рубленых шрифтов относятся шрифты, имеющие рав ное отношение основных и соединительных штрихов без засечек.
31
мир и дружбу!
. МИР И ДРУЖБУ!
мир и дружбу!
. МИР И ДРУЖБУ!
мир и дружбу! мир и дружбу!
МИР И ДРУЖБУ!
МИР И ДРУЖБУ!
> МИР И ДРУЖБУ
. МИР И ДРУЖБУ
МИР И АРУЖБУ!
МИР И ДРУЖБУ
МИР И ДРУЖБУ! МИР И ДРУЖБУ!
1 миэ> и зжжш
МИР и АРУЖБУ
Образцы шрифтов |
некото |
рых гарнитур: |
|
/ — ш к о л ь н а я : п р я м о е |
светлое |
строчное; прямое светлое про
писное; |
прямое |
п о л у ж и р н о е |
|||||
строчное; |
|
прямое |
п о л у ж и р н о е |
||||
прописное; |
|
|
/ / — курсивное |
||||
строчное |
светлое; |
|
курсивное |
||||
п о л у ж и р н о е |
строчное; |
наклон |
|||||
ное |
светлое |
прописное; |
наклон |
||||
ное |
п о л у ж и р н о е |
прописное; |
|||||
/ / — Б а ж а н о в с к а я : |
п р я м о е |
свет |
|||||
лое прописное; п р я м о е |
п о л у ж и р |
||||||
ное |
прописное; |
н а к л о н н о е |
свет |
||||
лое |
прописное . |
/ / / — Р е р б е р г а — |
|||||
п р я м о е светлое |
прописное . |
IV— |
Банннковская — прямое светлое
прописное; прямое |
п о л у ж и р н о е |
|
прописное . V — рукописная |
Ж и |
|
харева — светлое |
прописное . |
|
V / — ж у р н а л ь н о - р у б л е н н а я |
де |
коративная — прописное . VII — Гарнитура сКаыа»
В следующую группу объединены шрифты, имеющие пример но равное отношение соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками.
Большую группу шрифтов образуют так называемые медиевальные шрифты. Они характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, плавным утолщением кон цов основных штрихов и наклонным расположением оси симмет рии округлых букв.
Группа обыкновенных шрифтов имеет контрастное отношение штрихов, подсечки завершают основные штрихи под прямым уг лом или с легким сопряжением.
Брусковая группа шрифтов имеет неконтрастное соотношение основных, соединительных штрихов и подсечек.
Характерная особенность так называемых новых малоконт растных шрифтов — длинные подсечки, которые соединяются с основными штрихами с легким закруглением.
К дополнительной группе отнесены все шрифты, которые по рисунку сильно отличаются от шрифтов указанных групп и могут быть отнесены к той или иной группе шрифтов, приведенных выше.
32
Требования к шрифтам. Издание в целом должно отвечать ряду требований гигиенического, эстетического, экономического, технического и производственного характера. Шрифт и его пра вильное использование в оформлении играет важную роль.
С точки зрения эстетической шрифт должен быть красивым. Экономичность шрифта характеризуется его емкостью и опре деляется средним количеством знаков, которые могут разместить
ся в строке, в полосе, в изданиях равных форматов. Производственно-технические требования к шрифтам харак
теризуются двумя показателями: возможной точностью воспро изведения графики шрифта в разных видах печати — высокой, глубокой, плоской, механической прочностью и линейной точно стью шрифта как элемента печатной формы при получении отти сков в печатной машине и матрицировании с последующим сте реотипированием.
Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. При выборе шрифта для набора издания необ ходимо учитывать условия чтения, степень подготовленности чи тателя, например, по возрасту. Шрифт должен быть подобран так, чтобы содержание текста читатель усваивал быстро, с наи меньшим утомлением. Исследования показали, что рисунок и раз мер шрифта, а также длина строки и размеры междусловных пробелов серьезно влияют на условия чтения. Поэтому шрифт вы
бирают с учетом категории читателей |
и назначения |
издания. |
|
Так, например, для детей дошкольного и младшего |
школьного |
||
возраста необходимы четкие, простые |
по рисунку шрифты |
12— |
|
16 пунктов, для квалифицированного |
читателя — шрифты |
8—10 |
пунктов; для справочных изданий, предназначенных для выбо рочного чтения, кегль шрифта может быть снижен.
Все эти факторы влияют на характер оформления печатных изданий. Время выработало ряд правил по оформлению различ ных изданий, которые изложены в инструкциях и в учебной ли тературе в виде рекомендаций.
Оформление печатных изданий. Оформление книги, брошю ры — выражение литературного содержания художественными и полиграфическими средствами, объединенными между собой.
Приемы оформления определяются идейно-тематическим со держанием издания, назначением книги с учетом категории чи тателя, условиями пользования, предполагаемым сроком службы издания, экономическими и материально-техническими возмож ностями полиграфического производства.
Решение задачи по оформлению зависит от типовых техниче ских средств, от возможности использования индивидуальных приемов оформления, от материалов, которые могут быть при менимы при изготовлении издания, и от технологических возмож ностей полиграфического предприятия, выполняющего заказ.
Особенность оформления книжно-журнального издания за ключается в том, что все элементы, формирующие страницу, ли-
2 Г. А. В и н о г р а д о в |
33 |
|
|
В |
нейны и прямоугольны. Прямо |
|||||||||
- |
-1 |
-1 |
||||||||||
угольная |
полоса |
набора разме |
||||||||||
|
|
1111 |
||||||||||
|
|
щается на прямоугольной |
стра |
|||||||||
3 _а |
Ш |
нице, но с иными |
пропорциями. |
|||||||||
|
|
Страница и полоса набора дол |
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
жны быть согласованы по абсо |
|||||||||
|
|
|
лютным |
и относительным |
|
раз |
||||||
— t |
i |
мерам полей; иллюстрации, |
за |
|||||||||
головки |
и незаполненные |
(«пу |
||||||||||
|
||||||||||||
Схема |
размещения полосы на |
стые») |
части |
полос |
должны |
|||||||
бора на развороте после обрез |
быть |
размещены |
так, |
|
чтобы |
|||||||
ки тетради: |
|
обеспечить |
красивые, |
привыч |
||||||||
/ — к о р е ш к о в о е |
Г поле; 2 — в е р х н е е |
|||||||||||
ные |
для |
глаза |
пропорции |
и |
||||||||
поле; |
3 — переднее поле; -/ — нижнее |
|||||||||||
поле . П у н к т и р о м указаны размеры |
формы. |
Но |
наиболее |
сложно |
||||||||
полей |
д о о б р е з к и . издания . |
|||||||||||
|
|
|
разместить |
набор |
на развороте |
книги или журнала. Эта трудная задача не может быть решена универсально. Она решается в каждом конкретном случае.
Р а з м е р ы |
п о л о с ы |
н а б о р а |
всегда меньше бумажной |
страницы, на |
которой она |
помещена. |
Чистое пространство бу |
маги вокруг полосы набора образует поля, размеры которых воз растают по схеме: корешковое, верхнее, переднее и нижнее. Раз меры полосы набора по длине строки и высоте полосы, как пра вило, не соответствуют пропорциям страницы.
Размещение полосы набора на странице должно отвечать про изводственно-техническим условиям и эстетическим требованиям (удобство пользования, зрительно наилучшее положение полосы набора на странице).
З а г о л о в к и . Полоса набора не однородна, текст разделен заголовками и содержит иллюстрации. Приемы размещения за головков весьма разнообразны, но их можно свести к типовым случаям: заголовки в красную строку располагаются симметрич но относительно вертикальной осп симметрии полосы набора; флаговые заголовки — начало всех строк заголовка выровнено по левому краю полосы набора или конец всех строк заголовка вы ровнен по правому краю полосы набора; заголовок «форточкой» врезается в текст: часть строк текста делается соответственно короче, строки заголовка могут быть размещены в красную стро-
1 |
2 |
3 |
4 |
Варианты размещения заголовков на полосе или развороте:
/ — в к р а с н у ю строку; 2 — ф л а г о в о е (влево или вправо); 3 — форточкой- 4—боковиком.
34
Варианты размещения иллюстраций на полосе (или развороте):
/ — к краям полосы; / / — среди |
текста |
в р а з р е з |
(а), в оборку |
(б); |
/ / / |
— |
|||||||||
полностью |
внутри |
текста в |
о б о р к у |
(а), |
при |
д в у х к о л о н н о м |
наборе |
в |
|||||||
о б о р к у (б); |
IV— |
с |
частичным выходом |
на |
поле |
(а), |
п о д |
о б р е з |
полосы |
||||||
(б); |
V — т о л ь к о |
на |
п о л я х |
(а), |
на |
п о л я х |
под обрез |
(б); |
VI — на |
полосе |
|||||
без |
текста |
(а), на странице |
под |
о б р е з |
(б). |
|
|
|
|
|
|
2* |
35 |
ку или флагом; заголовки боковиком (маргиналии, или фонари ки) выносятся на наружные поля страницы.
Р а з м е щ е н и е |
и л л ю с т р а ц и й на |
полосе в сочетании с |
|
текстом — задача |
сложная. Нужно найти |
наилучшие |
размеры |
иллюстрации с тем, чтобы сохранить ее выразительность, |
создать |
систему в размещении и не нарушать зрительную красоту поло сы или разворота издания.
Размещение иллюстраций на полосе или развороте можно свести к шести типовым случаям.
Иллюстрации могут быть поставлены: к краям полосы; среди текста «в разрез» или «в оборку»; полностью внутри текста; с частичным выходом в поле; с выходом целиком на поле; на странице без текста.
Вопрос организации страницы усложняется необходимостью размещения пояснительных подписей к иллюстрациям, что мо жет иметь множество решений.
О с о б ы е п о л о с ы и з д а н и я . Кроме текстовых страниц из дания, часть элементов, организующих издание, имеет первосте пенное значение и требует проработки. Книга, как уже отмечено, начинается обычно титульным листом. Вслед за титульным листом следует начальная, или так называемая спусковая по лоса.
Текст главы или раздела книги может закончиться в любом месте страницы. Организация концевой полосы имеет свою специ фику.
На схеме приведен простейший пример оформления следую щих друг за другом страниц книги: титульный лист, оборот ти тула, спусковая полоса, рядовая страница, имеющая только текст, страница с иллюстрацией и концевая полоса. Оформление может быть более сложным с использованием различных вариан тов в различном их сочетании.
Оформление других элементов издания: лицевой (передней) стороны переплета, корешка, обложки, суперобложки, в некото рых случаях форзаца, футляра и др.— должно быть тесно свя зано с характером внутреннего оформления издания и подчинено общему замыслу.
Оформление книги решается в издательстве художником, художественным и техническим редакторами, а на полигра фическом предприятии их указания должны быть точно вы полнены.