Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 11

 

 

Параметры

 

 

 

Марка компрессора

 

 

 

 

 

ЗИФ-ВКС-55

пк-ю

ПР-10

пв-ю

 

 

 

 

 

 

 

Производительность

по

 

 

 

 

засасываемому

. воздуху,

 

 

 

 

м3/ м и н ..................................

 

 

производи-

5

10,5

10,5

10,5

Регулирование

Плавное автоматическое от 0 до максимума

тельности .......................

 

 

 

Рабочее

давление воздуха,

 

 

 

 

кгс/см2

..............................

 

 

венти-

7

7

7

8

Число

раздаточных

 

 

 

 

лей

..................................

 

 

 

 

. .

3

4 .

9

8

Число ступеней сжатия

2

2

2

1

Давление

 

нагнетания

в I

 

 

 

 

ступени,

кгс/см2 . . .

.

2 ,5

2 ,5 — 3

3

Потребляемая

мощность,

 

 

 

 

кВт

..................................

 

 

 

 

. .

60

70

70

70

Емкость ресивера, м3 .

0 ,3

0 ,4

0,28

0,3

Условия

всасывания:

 

 

 

 

 

 

атмосферное

давление,

 

 

 

 

 

кгс/см2

...................

 

 

0,8 5

0,85

0,85

. температура воздуха,

°С

“Г*

— 3 5 -Р + 40

-3 5 -1 -1 -4 0

— 3 5 -г + 4 0

Габаритные

размеры

стан-

 

 

 

 

ции,

мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

длина

..........................

 

 

 

3460

5170

4000

3395

ш ирина..........................

 

 

 

1880

1940

1940

1730

высота

..........................

кг . . .

.

1785

2120

2120

1870

Масса станции,

2750

5200

3400

3200

Скорость

 

передвижения,

 

 

 

 

км/ч, по дороге:

 

 

 

 

 

 

проселочной

...............

 

 

10

12

20

25

шоссейной

..................

 

. .

20

25

40

50

Потребляемое топливо .

Бензин

Дизельное топливо

Соединять шланг с инструментом или разъединять их можно только после прекращения подачи сжатого воздуха. Технические характе­ ристики передвижных компрессоров приведены в табл. 11.

§14. ТЕХНИКА МАШИННОГО БУРЕНИЯ

ИОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ИСОДЕРЖАНИЯ БУРОВЫХ МАШИН И СТАНКОВ

При работе на буровых машинах и станках выполняются следую­ щие операции: подготовительные и заключительные операции; буре­ ние; вспомогательные операции (сборка, разборка, наращивание бурового става, замена бурового инструмента, пуск воздуха и др.).

Кподготовительным относят операции, необходимые для заправки

ипуска машины (станка), установки ее над местом бурения скважины

иподготовки к бурению, передвижение машины.

Установку машины на место бурения выполняют вначале прибли­ зительно. После этого буровую машину или станок и отдельные узлы проверяют путем пробного пуска вхолостую.

66


Машины й станки, имеющие выравнивающие устройства, приводит в горизонтальное положение — горизонтируют. Контр-грузы на машинах БТС-2 и БТС-150 перемещают в рабочее положение после вы­ равнивания машин. Правильность положения машин проверяют по отвесу. При наличии трех или четырех домкратов масса машин и стан­ ков шарошечного бурения должна быть передана на домкраты.

Если при установке станков типов 2СБШ-200, «Урал-64» или СВБ:2М мачты находились в транспортном положении, их устанавли­ вают в рабочее положение и закрепляют в заданном направлении бурения. Разобранные ставы собираю-г, причем кассеты до этого долж­ ны быть заряжены штангами, забурники — соединены с пневмоудар­ никами. В пневмоударники вставляют и закрепляют долота. Шаро­ шечные долота свинчивают со штангами.

При использовании на станках 1СБУ-125 и СБМК-5 буровых коронок Б К-125 или П-125 их следует вставлять в пневмоударники ниже плиты захватов, так как закрытый люнет имеет отверстие диа­ метром 92 мм, рассчитанное на прохождение только буровых штанг.

При механическом свинчивании штанг необходимо следить, чтобы их резьба не смещалась эксцентрично более чем на 5 мм и чтобы штан­ га, опускающаяся из кассеты, не упиралась в заплечики гнезда кас­ сеты.

При работе на станках СБМК-5 и БМК-4' первые два-три оборота для свинчивания штанг следует делать вручную.

Подъем мачты в рабочее и опускание в транспортное положение на тяжелых станках, а также ее поворот до заданного угла бурения выполняют с обязательным использованием тормозной системы станков.

После приведения бурового става в рабочее положение и придания ему требуемого направления устанавливают пылеприемник (пылеот­ водящее устройство). Необходимо добиваться плотного прилегания приемника к грунту по всему контуру основания путем пригрузки приемника или выравнивания рабочей части площадки.

При работе на станке 1СБУ-125 пылеприемник соединяют рукавом с пылеуловителем.

На основании опыта работы на участке выемки (уступа) или при­ близительной оценки инженерно-геологических условий и механиче­ ских свойств породы определяют начальные параметры режима буре­ ния. В машинах типов БТС-2 и БТС-150 необходимое осевое усилие устанавливают до начала бурения путем изменения положения регуля­ тора давления масла в гидросистеме до требуемого значения, контро­ лируемого по манометру.

В станках типа 2СБШ-200 оптимальные параметры режима буре­ ния определяют по прибору (оттарированному вольтметру), показы­ вающему скорость вращения става и.бурения; осевое усилие контроли­ руют по манометру.

Установленные вначале параметры режима бурения следует в про­ цессе работы уточнять в соответствии с изменением инженерно-геоло­ гических условий. Во всех установках шарошечного и пневмоударного бурения это выполняют при помощи специальных рукояток управле-

3*

67


Нйя в процессе бурения. В машинах БТС-2 и ЁТС-150 осевое усилие изменяют до начала бурения на данном участке, отличающемся инже­ нерно-геологическими условиями отдругих участков. Давление воздуха в сети при работе буровых машин и установок должно быть не менее

5—-7 кгс/'см2.

Работу ■пневмоподатчика на станке 1СБУ-125, начиная с пуска, следует вести при давлении воздуха в пневмодвигателе 3 кгс/см2, регу­ лируя усилие подачи инструмента маховичком.

Пневмоударник запускают в момент соприкосновения долота (коронки) с забоем скважины.

Начинать работу (забуривание) на всех машинах и станках следует при пониженных параметрах режима бурения. Забуривание в мягких породах следует производить без пуска устройств пылеулавливания и пылеподавления. '

Диаметр вновь устанавливаемого долота (коронки) должен быть меньше диаметра заменяемого долота или равен ему.

При прекращении бурения рекомендуется вначале снимать осевое давление бурового става, затем прекращать вращение, подачу воз­ духа и работу пылеулавливающей установки.

При пневмоударном бурении ударник отключают одновременно с прекращением подачи его на забой. Работая на станках с ручным управлением, операцию бурения прекращают при достижении верх­ ним концом штанги уровня гидрозахватов или люнетов.

Бурение каждой штангой на станке СВБ-2М ведут до упора редук­ тора в амортизатор на нижней части мачты, после чего наращивают штангу.

При наращивании става на станках 1СБУ-125 очередную штангу, подводимую с кассетой, сначала свинчивают с амортизатором враща­ теля до сжатия пружины амортизатора, а после отвода кассеты— с нижней штангой.

Резьбу штанг ко всем машинам и установкам следует смазывать солидолом неменее одного раза в смену для облегчения свинчивания и развинчивания их.

Наращивая штанги, особое внимание следует обращать на их чис­ тоту. Частицы породы и грязь из штанги, попадая в пневмоударники или перфораторы, приводят к быстрому износу их. Во избежание этого следует также тщательно продувать и очищать воздушные шланги дощрисоединения их к машинам и инструментам.

При разборке бурового става с применением кассетных устройств подводить кассету для закрепления снимаемой штанги следует так, чтобы лыски штанги были параллельны зеву кассеты, а соответствую­ щее гнездо ее совпало с осью бурового става. В станках типа 2СБШ-200 это совпадение определяют по рискам на нижнем секторе кассеты, в дру­ гих машинах — на глаз.

Затянутые резьбовые соединения штанг и забурника развинчивают плавным поворотом ключей, вставляемых в лыски штанг, а- в станке 2СБШ-200 — гидроключом. Нельзя использовать при этом динамиче­ ский момент приводного двигателя или ударять по ключу, х В мачтовых машинах при опускании вертлюга на снимаемую штан­

68


гу следует своевременно отключать лебедку, не допускай разматыва­ ния троса.

Операции по развинчиванию и свинчиванию долота с забурником при замене породоразрушающего инструмента выполняют так же, как при сборке и разборке буровых штанг. „ .

В станках типа 2СБШ-200 для смены долота имеется приспособле­ ние, помещаемое над пылеприемником. Долото поднимают к этому при­ способлению и закрепляют в нем, после чего отвинчиваютсначала гидроключом, а затем приводным двигателем. Для соединения долота и забурника используют приводной двигатель.

При передвижении буровых машин и станков все приводы, кроме привода хода, должны быть отключены. Домкраты поднимают в верх­ нее положение. Питающий кабель станков укладывают так, чтобы исключалась возможность наезда на него.

Управляют передвижением буровых машин и тяжелых установок типа 2СБШ-200 от скважины к скважине из кабины буровых машин и станков. Перемещениями у края уступа или борта выемки управляют с выносного поста или пульта управления.

Передвигают машины и станки от скважины к скважине при рабо­ чем положении бурового става (рабочего органа, мачты).

Для перемещения станков с уступа на уступ и на большие рас­ стояния используют тракторы, прицепы, автомашины и другие тран­ спортные средства. Мачту и рабочий орган при этом укладывают в тран­ спортное положение, а тяговые цепи снимают.

Компрессорные станции до запуска должны быть установлены на твердый грунт с наветренной стороны от участка работы — в месте ожидаемой наименьшей запыленности воздуха. Под колеса станций подкладывают колодки.

В ротационных и винтовых компрессорных станциях масло в возду­ хосборнике должно быть залито до верхней черты маслоуказателя. Раздаточные вентили должны быть закрыты.

Начальный пуск сжатого воздуха осуществляют при наименьшем рабочем давлении, устанавливаемом специальным регулятором.

Подавать воздух к потребителю начинают после прогрева двигателя в летнее время в течение 10—15 мин, в зимний период — в течение

15—30 мин.

Обслуживание компрессорных станций сводится к наблюдению за показаниями приборов, установлению необходимого рабочего давления, заполнению топливного бака, прослушиванию характера шума, проверке герметичности воздушных и масляных коммуникаций. Объем засасываемого в компрессор и сжимаемого воздуха регулирует­ ся автоматически — по потреблению его работающими буровыми средствами.

Общей

основой правильной эксплуатации всех буровых машин

и станков

является своевременное и' тщательное техническое и про­

филактическое их обслуживание в объемах и в сроки, установленные соответствующими заводскими инструкциями.

Техническое обслуживание заключается в регулировке систем, узлов и деталей машин и станков, подтяжке соединений и креплений,

69