Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае невозможности отключения по производственным усло­ виям электросетей, питающих непрерывно действующие установки (насосы водоотлива при больших притоках воды, понижающие транс­ форматорные подстанции и т. п.), взрывные работы можно выполнять только безопасным для данных условий методом.

Надежной защитой от накапливания электростатических зарядов является повышенная влажность воздуха в подземных выработках. Рекомендуется применять периодическое орошение выработок водой. Шланги воздухопровода должны иметь защитную проволочную оп­ летку, связанную с цепью заземления. Спецодежду из синтетических материалоз следует обрабатывать антистатическими препаратами, препятствующими накоплению статического электричества.

Емкостные токи зарядов остаточного электричества можно снять предварительным заземлением силовых или осветительных кабелей перед использованием их в качестве магистральных линий для взры­ вания. Это следует производить независимо от того, как давно было снято напряжение с кабельных линий.

Для предупреждения опасного воздействия разрядов атмосфер­ ного электричества при первых признаках проявление грозовых яв­ лений необходимо немедленно прекращать работы, связанные с элект­ рическим взрыванием зарядов, и отводить людей в безопасное место. Необходимо поддерживать постоянную связь с местной метеорологи­ ческой службой.

Перед началом электровзрывных работ руководитель их должен получить исчерпывающую информацию о наличии в радиусе до 1 км от места работ источников электромагнитных излучений, а также све­ дения об их мощности и основных рабочих параметрах. Под ответст­ венность руководителя взрывных работ должна быть прекращена ра­ бота приборов слежения за подвиганием забоя, если они являются источником электромагнитных излучений.

Практикой установлено, что безопасное ведение электровзрывных работ возможно на расстоянии не менее 30 м от источника излучений при мощности его до 25 Вт, при мощности до 100—250 Вт — на рассто­ янии до 100 м и при мощности 50 — 100 кВт — 2000 м.

§ 55. ОРГАНИЗАЦИЯ БУРОВЗРЫВНЫХ РАБОТ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ И МЕТРОПОЛИТЕНОВ

При строительстве подземных сооружений все операции проход­ ческого цикла связаны между собой не только технологически, но и организационно. Поэтому организация труда в условиях строитель­ ства тоннелей и метрополитенов при современном уровне развития тех­ ники приобретает особое значение. Правильная организация труда позволяет обеспечить: рациональное использование рабочего времени проходческих бригад всего горнопроходческого участка на основе по­ вышения производительности труда; эффективное использование про­ изводственных возможностей с целью достижения высокого качества работ; наиболее целесообразную расстановку рабочих с учетом их

330


технической подготовки и производственного опыта; устранение при­ чин, вызывающих простои и потери рабочего времени, а также нера­ циональные затраты труда.

Одним -из элементов научной организации труда является совер­ шенствование организации трудовых процессов на основе рациональ­ ных форм разделения труда. Основными формами такого разделения должны быть: разделение по операциям проходческого цикла, по' ква­ лификации и по видам работ. '

При разделении труда по операциям раздельно выполняется одна из составных частей проходческого цикла (бурение шпуров,заряжа­ ние и взрывание их, крепление выработки и т. п.). Это создает условия для лучшей механизации работ и позволяет специализировать рабочих на выполнении одной или нескольких операций.

Разделение труда между работниками по степени их квалификации (бригадир проходчиков, проходчики, старший взрывник, взрывники

идр.) и по видам работ (бурение шпуров, взрывание, погрузка породы, транспортировка ее и т. д.) способствует эффективному использованию труда высококвалифицированных рабочих по прямому назначению при обеспечении полной загрузки всех рабочих.

Взависимости от конкретных условий и характера организации работ с большой эффективностью может быть применено совмещение профессий бурильщика и взрывника или его помощника, бурильщика

имашиниста породопогрузочной машины, проходчика и водителя под­

земного транспорта и т. п.

Буровзрывные работы, как часть горнопроходческого комплекса на строительстве тоннелей и метрополитенов, выполняют в соответ­ ствии с утвержденным проектом, действующими техническими усло­ виями и СНиП, а также Едиными правилами безопасности.

Для четкой организации работ составляют график-циклограмму проходки, составной частью которого является график буровзрывных работ, выполняемых по специальному паспорту, утвержденному глав­ ным инженером строительства.

Циклограмма учитывает выполнение всех операций проходческого цикла и с учетом норм трудовых затрат определяет численность и со­ став бригады, а также последовательность и продолжительность от­ дельных операций.

Паспорт буровзрывных работ устанавливает количество, схему расположения, глубину и направление шпуров и скважин, их диа­ метр, величину зарядов в зависимости от назначения (врубовые,отбой­ ные, контурные), конструкцию зарядов, тип ВВ и СВ, последователь­ ность взрывания и основные производственно-технические показатели (объем взорванной породы, заданный коэффициент использования шпуров, удельные расходы ВВ и шпуров). Таким образом, паспорт буровзрывных работ—это основной технический документ для ведения этих работ. Начальнику смены предоставляется право вносить неко­ торые изменения в паспорт, учитывая конкретные горно-геологические условия (изменение напластования пород, крепости и трещиновато­ сти их). Эти изменения должны быть направлены на обеспечение луч­ шего оконтуривания забоя и достижение большего эффекта взрыва.

33 1



Циклограммой может быть предусмотрена организация последо­ вательно или параллельно выполняемых работ, при этом бурение шпу­ ров можно частично совмещать по времени с креплением и погрузкой породы, но взрывные работы (собственно заряжание и взрывание) всегда следует выполнять только последовательно, не допуская совме­ щения их с выполнением в забое каких-либо работ.

Практика скоростной проходки подземных выработок показывает преимущества последовательного выполнения основных работ про­ ходческого цикла с частичным совмещением подготовительно-заклю­ чительных операций и второстепенных работ; Такой порядок создает благоприятные условия для лучшей механизации горных работ с при­ менением высокопроизводительного оборудования.

Если фронт буровзрывных работ в одном забое является постоянной величиной, то величина заходки, т. е. подвигание забоя за один взрыв комплекта шпуров, может изменяться в широких пределах.

Основной принцип организации проходческих работ—выполнение в течение одной смены одного полного цикла, а в отдельных случаях двух, трех и более циклов в зависимости от сечения выработки и гео­ логических условий. С увеличением поперечного сечения выработки число циклов, выполняемых в одну смену, должно снижаться, а в вы­ работках большого сечения ( более 100 м2) иногда становится целесооб­ разным выполнение одного-двух циклов в течение одних суток.

Основными параметрами проходческого цикла являются глубина шпуров и продолжительность цикла по времени. Они находятся во взаимной зависимости и должны приниматься в оптимальных разме­ рах, обеспечивающих наибольшую скорость проходки при наилучшем использовании оборудования и механизмов. Продолжительность цик­ ла в ч определяется уравнением

 

Т ц

t j l . 3 " Ь

^3 . В + / В + Ф к р ^ к р “Ь Ф п

( 1 4 3 )

где

tn.3 — продолжительность

подготовительно-заключи­

 

^в> ^Кр>

тельных операций, определяемая из практики, ч;

ta.B,

— соответственно продолжительности

заряжания

шпуров, взрывания зарядов и крепления забоя, принимаемые по нормативным данным или из практики, ч;

Ф кр — коэффициент, учитывающий совмещение во вре- • мени крепления с другими операциями цикла; Фп —коэффициент, учитывающий совмещение во вре­

мени погрузки породы с, бурением шпуров;

tv — продолжительность работ по укладке путей в за­ бое или подготовке забоя к пропуску автомобиль­ ного транспорта (зачистка бульдозером проезжей части и т. п.), ч.

Остальные входящие в формулу (143) величины определяют расчетом. Продолжительность бурения комплекта шпуров в забое вычисляют

в ч по формуле

^'б (144)

332


где L6 — суммарная глубина всех шпуров в забое, м;

наблюдениями

v5 — скорость бурения

1

м шпура,

определяемая

с учетом общего времени бурения, м/мин;

 

 

 

тб — число

перфораторов

или

бурильных

установок, одновре­

менно работающих в забое;

 

работы перфораторов,

опре­

кб — коэффициент одновременности

деляемый по табл.

36.

 

 

 

Т а б л и ц а

36

 

 

 

 

 

 

 

 

Число перфораторов

1

2 - 3

 

4

5

8

10

12

15

20

в забое

 

Коэффициент одно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

временности ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

боты перфорато­

 

0 ,9

 

0,85

0 ,8

0 ,7 5

0,71 0,68

0 ,6 4

0 ,5 9

ров ........................

1

 

Продолжительность погрузки взорванной породы определяют в ч по формуле

tП

(145)

где VB3 — объем породы, взорванной за одно подвигание забоя,

сучетом переборов, м3;

Рл — паспортная производительность породопогрузочной ма­

шины по разрыхленной породе, м3/ч; тп — число одновременно работающих породопогрузочных ма­

шин;

ka — коэффициент одновременности.работы породопогрузочных машин, принимаемый при двух машинах в пределах

0,7 — 0,9.

Удельное время, затрачиваемое на обуривание забоя, отнесенное к 1 м3 породы в плотном теле, вычисляют по формуле

h

Яо

(146)

<?оп. м v 6 т б кб

где q0— удельный расход ВВ на весь забой, определяемый по нор­ мативным таблицам, кг/м3;

<7оп.м — удельный расход ВВ на 1 пог. м шпура, кг. Подвигание забоя за один цикл определяют в м по формуле

/

=

t___

(147)

4

S ((б. у + ф п ^п . у)

 

где Тц — продолжительность цикла,

ч;

затрат

ht — суммарная продолжительность второстепенных

времени на операции цикла

(tn.s, /З.в, tB, фкр, /кр,

/р), ч;

S — площадь поперечного сечения выработки, м2;

 

333