Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

средоточенными

воздушными

 

 

 

 

 

 

промежутками

зарядами

об­

 

 

 

 

 

 

разуются сплошные щели, ко­

 

 

 

 

 

 

торые при дальнейшем взры­

 

 

 

 

 

 

вании скважин при разработ­

 

 

 

 

 

 

ке породного «ядра» ограни­

 

 

 

 

 

 

чивают распространение

сей­

 

 

 

 

 

 

смических

волн.

 

 

 

 

 

 

 

Другим средством, снижа­

 

 

 

 

 

 

ющим сейсмическое воздейст­

 

 

 

 

 

 

вие взрывов, которое рекомен­

б)

 

 

 

 

 

дуется

применять в разнооб-

 

 

 

 

 

разных

горно-геологических

П. о

0 ,5

1,0

1,5

2 ,0

С

условиях, является коротко­

I I м I м м ! I

I I I I I

I м I i

i i i I

 

замедленное взрывание. Ис­

 

 

 

 

 

 

следования показали, что мак­

Рис. 197. Сейсмограммы взрывов пяти рав­

симальная амплитуда колеба­

 

ных по величине зарядов:

 

ний частиц грунта.при корот­

а — взорванных мгновенно;

б — взорванных

с ин­

козамедленном взрывании со­

тервалами

25 мс;

в «— взорванных с

интервалами

ставляет

10—20%, а период

 

 

40 мс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колебаний не превышает 74—90% соответствующих параметров мгно­ венного взрыва равных по величине зарядов ( рис. 197).

Возникающие при ведении взрывных работ в одном из двух парал­ лельных подземных выработок ударные волны часто вызывают обра­ зование на поверхности второй близко расположенной выработки

Рис.

198.

Схема

образования «откольной воронки»:

f — ударные волны

сжатия;

2 — отраженная волна растяжения; 3 — «отколь-

ная воронка»;

4 — боковой

вертикальный вруб и врубовая полость (заштри­

хована); Л — выработка отстающего забоя;

В — опережающая выработка; а —

центр заряда;

а' *— центр «мнимого» заряда

(точка исхода отраженных волн)

11 Зак. 849

 

 

 

321



так называемых «откольных воронок». Согласно теории отраженных волн ударная волна сжатия (рис. 198), возникшая при взрыве заряда в подземной выработке/!, распространяясь в окружающем массиве, достигает боковой поверхности соседней выработки В, пройденной с некоторым опережением. Отраженная от этой поверхности волна сжатия возвращается к исходной точке (центру заряда) в виде волны растяжения. Под действием этой волны на боковой поверхности со­ седней выработки образуются заколы с отслоением породы в форме воронки более или менее значительного объема. Для снижения откольного действия взрыва зарядов в выработке А необходимо соблюдать определенную последовательность их инициирования.

Шпуры следует взрывать в отступающем порядке, начиная от близ­ лежащей стены к противоположной (на рис. 198 порядок взрывания показан стрелкой 5), таким образом, чтобы взрывом первых зарядов в горном массиве образовывалась полость между выработками, пре­ пятствующая распространению ударных и сейсмических волн от взры­ вов последующих зарядоз.

Основным способом снижения сейсмического воздействия взрывов на искусственные сооружения является уменьшение величины зарядов,. рассчитанных по формуле, и применение короткозамедленного взры­ вания.

При взрыве'Заряда в' замкнутом пространстве внутри породы об­ разуется полость, заполненная газами, имеющими высокое давление.

Вследствие этого. частицы породы подвергаются деформации и перемещению, причем волна сжатия, образовавшаяся при взрыве, распространяется в по­ роде с высокой скоростью (до 3900 м/с). Объем по­ лости, заполненной газами, быстро возрастает, в связи с чем давление в ней падает. Наступает та­ кой момент, когда волна сжатия сменяется волной растяжения. При этом частицы( породы получают обратное движение. Время полного расширения по­ лости определяют в с по формуле

Рис. 199. Схема взаимодействия двух зарядов, взрываемых с за­ медлениями, обес­ печивающими наи­ большее снижение сейсмического дей­ ствия:

1 — заряд, взрывае­ мый первым; 2 — за­ ряд, взрываемый вто­ рым; % — ширина (глубина) фронта взрывной волны; L — расстояние между

зарядами

 

^ = 5.10-4^Q ,

(135)

где Q — величина заряда, кг.

 

Глубину (ширину фронта)

сжатой зоны определяют в м

по формуле

-

 

 

 

Х==

tv,

(136)

где-о — скорость распространения деформации.

В скальных

породах, где скорость

распространения

деформации составляет ^—3000 м/с,

глубина сжатой зоны

Я,= 1 ,5 ^ 0 7

(137)

Исходя из формулы (137), можно определить опти­ мальное время замедления для достижения наибольшего снижения сейсмического действия взрыва (рис. 199).

Снижение сейсмического действия взрыва бывает наи­ большим, когда расширение полости заряда, взрываемого

322


вторым, происходит в зоне разрежения, вызванного взрывом первого заряда. Таким образом, путь S фронта сейсмической волны должен быть равен сумме расстояния L между зарядами и глубины X фронта волны, т. е.

S = L

+ К.

(138)

Так как

 

 

S =

vt,

 

то время замедления с учетом формул (136) и (138)

 

L X L -\-t.

(139)

v

 

Время замедления ts [с учетом формулы (135) и условного допуще­ ния, что скорость распространения деформации в породе v = 3000 м/с] может быть определено по формуле

L VQ

(140)

3000 "г 2000

 

Учитывая, что наибольшее разрежение находится в середине зоны разрежения, полученное время замедления можно увеличить в 2 раза.

Взрывные работы вблизи действующих линий метрополитена и подземных сооружений

Взрывные работы вблизи действующих линий метрополитена сле­ дует выполнять с особой осторожностью. Для осуществления этих работ составляют специальный проект, который согласовывают с гор­ нотехнической инспекцией и службой тоннельных сооружений и пути метрополитена. Величину зарядов для I и II зон ограничения взрыв­ ных работ, а также порядок взрывания уточняют с участием предста­ вителей перечисленных выше организаций, проектной организации и управления метростроя после проведения в их присутствии опытных взрывов.

Общее ограничение вводят с приближением взрываемого забоя к действующему сооружению на расстояние не менее 12 м. Участок со­ оружаемого тоннеля разбивают на отдельные зоны (рис. 200) длиной от 2,75 до 4 м, для которых производят расчет величины зарядов и уста­ навливают очередность взрывания.;

Все сечение забоя разделяют на три части (очереди), каждую из которых также подразделяют на 3—4 участка. Бурение шпуров каждой последующей очереди производится после проветривания и тщатель­ ного осмотра результатов взрыва предыдущей очереди. Особенно тщательно следует выполнять временное крепление забоя и нагнета­ ние раствора за обделку первого кольца.

После каждого взрыва строители совместно с представителями службы метрополитена осматривают состояние прилегающих дейст­ вующих тоннелей и в случае необходимости производят ремонт об­ делки.

Инициирование зарядов выполняют электродетонаторами коротко­ замедленного и замедленного действия.

11*

323


Рис. 200. Схема расположения зон ограничения взрывных работ при сооружении "тоннеЛя вблизи-от действующих линий метро­ политена:

1 — тоннели действующей линии метрополитена; 2 — сооружаемый тоннель; / _ / у _ зоны ограничения взрывных работ

Взрывные работы в непосредственной близи от действующих ли­ ний метрополитена ведут по схемам для I и II зон ограничения взрыв­

ных работ (рис. 201), а в части сооружаемого тоннеля,

располагаемой

на расстоянии менее 3

м от действующих объектов метрополитена, по­

-

 

 

роду разрабатывают

толь-

I зона

. _

ко отбойными

молотками

1зона

без

применения

взрывных

 

 

"

работ,

 

 

 

 

 

 

 

... На производство взрыв­

 

 

 

ных

работ

должен

быть

 

 

§ оформлен совместный при­

 

 

 

каз

по

метрострою и мет-

 

 

й-* рополитену, .определяющий

 

 

 

порядок

их производства,

 

 

 

ответственных

руководите­

 

 

 

лей

и время

выполнения

 

 

§Hg

; взрывных работ. Ведение

 

 

взрывных

работ в I и II

 

 

 

зонах разрешено

только в

 

 

“ ночное

время

после

пре-

 

 

-ч~'- кращения движения поез­

 

 

 

дов (с 1

ч 30 м до 4 ч 30 м).

 

 

 

Состояние

действующих

 

 

 

тоннелей

 

после

каждого

 

 

 

взрывания

фиксируют в

 

 

 

специальном журнале.

Рис. 201. Схемы расположения и очередность

взрывания (группы замедления 1—10) зарядов в зонах /—IV ограничения взрывных работ на 'строительстве перегонного тоннеля под тонне-

лями действующей линии метрополитена

Расчетный

удельный

расход

ВВ принимают с

fC

.

 

г , ,

понижающим

КОЭффициен-

том

0,5

для

обеспечения

321