гарантированной безопасности взрывных работ для действующих со оружений.
Следует особо подчеркнуть недопустимость малейшего риска при ведении взрывных работ вблизи действующих объектов метрополитена, так как от этого зависит не только бесперебойная работа важней шего транспортного средства, но также целость и безопасность зданий
исооружений густонаселенных районов больших городов.
Вцелях снижения сейсмического действия взрывов надо стремить ся к образованию второй обнаженной поверхности, резко снижающей удельный расход ВВ, а следовательно, и величину зарядов.
§ 54. БЛУЖДАЮЩИЕ ТОКИ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ СПОСОБЕ ВЗРЫВАНИЯ
Общие сведения
Электрический способ взрывания в настоящее время прочно вошел в практику тоннелестроения. Этот метод повышает эффективность буровзрывных работ и значительно улучшает условия их выполнения.
Однако высокий уровень механизации и электрификации горно проходческих работ осложняет электрическое взрывание и может при водить к преждевременным взрывам электродетонаторов. Современные электродетонаторы с'нихромовым мостиком накаливания имеют вы сокую чувствительность. Для их взрывания требуется небольшой им пульс воспламенения, определяемый произведением квадрата тока на .время воспламенения.
Преждевременные взрывы электродетонаторов могут быть вызваны блуждающими токами, токами утечки, зарядами статического элект ричества, грозовыми разрядами и ударами молнии, электромагнитными излучениями и емкостными зарядами остаточного электричества.
Б л у ж д а ю щ и е т о к и возникают при электровозной (контактной) откатке (рис. 202), когда рельсы 4 используются в качестве проводника обратного тока. Часть тока, стекающая с рельсов, встречая металлические устройства 5 большой протяженности (элементы временной крепи, вентиляционные трубы, воздухопроводы, водопроводы и др,),.. проходит по ним в сторону наименьшего электрического сопротивления к ближайшему отсасывающему фидеру 6. Часть тоннеля, в пределах которой блуждающие токи стекают с рельса в окружающую горную породу и обделку тоннеля, является катодной зоной 7. Потенциал 9 ме таллических устройств большой протяженности, находящихся в этой зоне, отно сительно потенциала 10 окружающих горных пород отрицателен. Другая часть тоннеля, в которой блуждающие токи, выходящие из металлических устройств, возвращаются к отсасывающему фидеру, представляет собой анодную зону 8. Потенциал 9 металлических устройств в этой зоне положителен.
Опасное воздействие блуждающих токов, являющихся постоянными токами, на электровзрывные работы определяется величиной разности потенциалов напряжения и их силой независимо от характера зоны. Величина безопасного тока согласно действующим Единым правилам безопасности при взрывных работах должна составлять 0,18 А. Та ким образом, при максимальном сопротивлении электродетонатора