Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 39

 

Величина показателей

при толщине кристаллического льда, м

 

0 ,3

0 ,4

0 ,5 '

0,6

0 ,7

0 ,8

0 ,9

1,0

Величины наружного за-

1,2

i,6

2,0

2,4

3,0

3,7

4,5

5,0

ряда, кг . . . . . .

Расстояние между заря-

6

в

. 7

7

9

9

9

И

дами, м ......................

На ближних подступах к охраняемому объекту большие ледяные поля разбивают наружными зарядами. Величину наружных зарядов и расстояние между ними определяют в зависимости от толщины льда

(табл.. 39).

Л и к в и д а ц и ю з а т о р о в л ь д а производят как за преде­ лами защищаемого объекта, так и в непосредственной близости от него.

Заторы могут быть разделены на три вида: заторы, образованные одним большим ледяным полем; заторы, образованные из небольшого числа малых ледяных полей, и заторы большой длины, забивающие часть живого сечения реки.

В начале ледохода заторы образуются в результате закупорки русла большими ледяными полями. Чаще это происходит на узких участках реки, в местах крутых поворотов, выше островов и большого подъема уровня воды не вызывает.

Для ликвидации заторов с минимальным использованием людских и материальных ресурсов необходимо правильно определелить «замок затора. Для ликвидации «замка» затора заряды ВВ необходимо рас­ полагать в нижней части ледяного поля, упершегося в вогнутый берег (рис. 220). Заряды ВВ взрывают по одному или все вместе. Величину подводного заряда определяют по формуле (154). Расстояние между

зарядами принимают равным (4 -4-~5) W.

образуются заторы из неболь­

В середине периода ледохода чаще

шого числа малых

ледяных полей (рис. 221). Если прорыв таких за­

 

 

 

торов

естественным

путем не

 

 

 

происходит,

их ликвидируют

 

 

 

взрывом одного или несколь­

 

 

 

ких подводных зарядов, рас­

 

 

 

положенных в «замке» затора.

 

 

 

Если

по каким-либо

причи­

 

 

 

нам высадиться на затор нель­

 

 

 

зя, его ликвидируют взры­

 

 

 

вом нескольких наружных за­

 

 

 

рядов,

бросаемых

с

берега

 

 

 

или с лодки. При небольшой

Рис. 220. Затор из

большого

ледяного

(2—2,5 м) глубине реки в ме­

поля:

 

сте затора заряды ВВ бросают

/ — небольшие льдины;

2 — затор;

3 — голова

на дно под затор.

 

 

затора; 4 канал (двор); 5 — заряд ВВ; б —,

Заторы

большой

 

длины,

«замок»

затора

 

 

358


забивающие

часть живого

 

 

 

 

 

сечения реки,

образуются

 

 

 

 

 

в тех

случаях,

когда

не

 

 

 

 

 

были приняты

своевремен­

 

 

 

 

 

ные меры для

ликвидации

 

 

 

 

 

заторов из небольшого чис­

 

 

 

 

 

ла малых льдин или зато­

 

 

 

 

 

ров,

образованных

одним

 

 

 

 

 

ледяным полем. Такие за­

 

 

 

 

 

торы наиболее опасны, так

Рис. 221.

Затор из малых ледяных полей:

как приводят

к значитель­

ному подъему уровня воды.

/ — небольшие

льдины;

-2 — затор; 3 — «замок» зато-

вра; 4 — голова

затора;

5 — заряды

ВВ

В

этом

случае

трудно

 

 

 

 

 

определить

место располо­

 

 

 

 

 

жения «замка»

затора. Если причиной

образования

затора

является

большое ледяное поле,

его

необходимо

расколоть в первую очередь.

Если затор имеет большую длину, ликвидацию его производят одно­ временным взрывом большого числа зарядов, располагаемых в 1 — 2 ряда.

Заряды рекомендуется располагать под нижней поверхностью льда. В результате взрыва образуется канал, и вода, устремляясь в него, увлекает большое количество льда, что приводит к рассасыванию затора.

Ликвидация затора льда непосредственно у охраняемых объектов связана с необходимостью соблюдения особых мер предосторожности,

*исключающих повреждение этих объектов. Такие заторы следует лик­ видировать быстро. Главная задача взрывников —не допустить обра­ зования затора.

Для этого со специально оборудованных постов (у ледорезов, под­ весных мостиков или непосредственно охраняемых объектов) взрывают подплывающие большие льдины и льдины, только что застрявшие у охраняемого объекта. Бросать заряды разрешено только при невоз­ можности высадки взрывников на льдину. Запрещено бросать заряды в воду под льдину, так как это может привести к повреждению охраняе­ мого объекта.

При сформировавшемся заторе взрывники высаживаются на затор с берега, лодки или охраняемого объекта. Если позволяет время, го­ товят лунки, в которые опускают заряды. В противном случае заряды опускают через трещины и стыки льдин. Подводные заряды распола­ гают между ледорезами и опорами моста.

Заряды не должны быть опущены в лунку ниже чем на толщину льда в месте затора. Если заряды опустить ниже этого уровня, то дви­ жущиеся под затором куски льда и другие предметы могут срезать за­ ряды до их взрыва и вызвать отказ зарядов. Величина зарядов лими­ тируется безопасным расстоянием от места их заложения до элементов защищаемого объекта.

Например, если взрывы подводных зарядов производят на расстоя­ нии 5—15 м от деревянных опор моста, величина заряда не должна пре­ вышать соответственно 0,5—5 кг.

359


Рис. 222. Торпедирование водяной скважины:
й — установка торпеды в скважине; б — скважина пос­ ле взрыва торпеды; 1 — ка­ нат; 2 — электропровода; 3— обсадные трубы; 4-» торпеда
3 6 0

§ 59. ТОРПЕДИРОВАНИЕ ВОДЯНЫХ СКВАЖИН

Общие сведения

В период строительства новых и эксплуатации существующих же­

лезнодорожных линий для обеспечения людей,

подвижного

состава

и механизмов водой бурят водяные (артезианские)

скважины.

Бывают

случаи, когда действительный дебит скважины, водоносный горизонт которой расположен в коренных (скальных) породах, в первоначальный или последующий периоды, ее эксплуатации оказывается зна­ чительно меньше проектного. Причиной этого может быть слаборазвитая естественная трещиноватость скальных пород. Кроме того, продуктивность пласта может быть снижена, а иногда скважина может оказаться совершен­ но безводной ( при наличии в пласте большо­ го количества воды) из-за плохого качества глинистого раствора, применявшегося в пе­ риод бурения скважины, так как частицы разбуренной породы, проникая вместе с жид­ костью в трещины, закупоривают их. В обоих случаях увеличения дебита воды можно до­ стигнуть торпедированием скважины.

В результате одного или нескольких по­ следовательных взрывов, произведенных в скважине, количество и размер трещин воз­ растают, что приводит к увеличению дебита воды (рис. 222). Торпедирование в пластич­ ных грунтах не производят, так как из-за уп­ лотнения взрывом таких грунтов дебит воды не увеличивается, а уменьшается.

Торпедирование скважин применяют так­ же для разрушения обсадных труб, дробле­ ния оставшихся в скважине металлических предметов и ускорения бурения в крепких слоях пород.

Для определения величины заряда, кон­ струкции торпеды, места производства взры­ ва, возможных разрушений или повреждений скважины в результате взрыва, сейсмическо­ го влияния взрыва и обеспечения безопасно­ сти производства работ необходимо скважи­ ну предварительно тщательно исследовать. В первую очередь определяют глубину сква­ жины, уровень воды в ней, наличие или от­ сутствие на дне скважины грязи или глини­ стого осадка; диаметр и длину колонны об­ садных труб; расстояние от места взрыва до


уровня воды и нижнего обреза колонны обсадных труб; наличие в скважине обвалов, пробок, повреждений обсадных труб, которые мо­ гут препятствовать спуску торпеды на нужную глубину; температу­ ру в скважине на разных глубинах; состояние буровой вышки и нали­ чие в опасной зоне линий электропередач, построек и жилых домов. Кроме этого, должна быть установлена характеристика скальных по­ род, подлежащих взрыванию.

На основании изучения материалов обследования скважины и по­ ставленной перед исполнителями взрывных работ задачи составляют проект (паспорт) производства взрывных работ.

Для снаряжения торпед в качестве ВВ целесообразно применять гранулированный тротил, алюмотол и водоустойчивые сорта аммо­ нита. Если цель торпедирования состоит в увеличении дебита водо­ носного скального пласта скважины, то величину заряда в кг опре­

деляют по формуле

(155)

Q = 0,785 d?Al,

где d — внутренний диаметр торпеды, дм; А — плотность заряжания, кг/дм2; / — длина заряда, дм.

Для обеспечения свободного спуска торпеды по скважине до ме­ ста взрыва наружный диаметр торпеды должен быть на 25—30 мм мень­ ше внутреннего диаметра обсадных труб. При торпедировании скважин на глубине более 300 м толщину стальной оболочки торпеды принима­ ют равной 5 мм, при меньших глубинах —2—3 мм. Исходя из этого оп­ ределяют внутренний диаметр торпеды.

Длину заряда (длину торпеды) принимают равной мощности водо­ носного слоя, подлежащего торпедированию.

При торпедировании скважины с целью разрушения обсадных труб для последующего их извлечения величину заряда Q определяют в зависимости от диаметра обсадных труб d (табл. 40).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

40

Величина заряда Q, кг

100

125

150

200

250

зоо-

400

Диаметр обсадных труб d, мм . .

6

9

13

16

18

22

30

Величину зарядов Q для дробления оставшихся в скважине долот или других металлических предметов принимают различной: для дробления долот диаметром 400 и 300 мм принимают Q равным соот­ ветственно 25—30 и 22—25 кг, для дробления клиньев берут Q — 12-г- -т- 15 кг, для дробления дисков и плашек принимают Q = 4 4- 8 кг.

Техника производства работ

При .торпедировании скважин заряд ВВ должен быть помещен в прочную водонепроницаемую оболочку. Это требование вызвано тем, что торпеда на большой глубине испытывает давление вышележащего

361