" '''''
O O O Q O O O O O O O O
5W
о o o o / b o o o o o o o o o o o o o o o o o o o
///у//////7///
Рис. 216. Раскалывание ледяного покрова напротив ледорезов:
1 —расположение подводных зарядов ВВ для со
здания полос расколотого льда; 2 —ледорезы; 3 - опоры моста; 4 —майна или полынья
собой. Взрывы производят подводными зарядами вели чиной не более 1—2 кг (под пролетным строением—0,5 кг), которые размещают на рас стоянии 7—10 м от деревян ных опор или ледорезов на удалении один от другого, равном четырем глубинам по гружения зарядов.
Проруби можно также делать взрывом наружного удлиненного (непрерывного) заряда. Количество ВВ на
1 пог. м такого заряда определяют опытным путем. Проруби следует предохранять от промерзания, утепляя их слоем снега и опилками.
При первых же подвижках льда приступают ^раскалыванию ледя
ного покрова или образованию майн. |
п о к р о в а |
производят |
Р а с к а л ы в а н и е л е д я н о г о |
с целью уменьшения давления льда на |
охраняемые |
сооружения, |
уменьшения динамических ударов ледяных полей и предупреждения образования заторов. Льдины после раскалывания должны иметь размеры, обеспечивающие свободный проход их в пролеты-моста.
Непосредственно у охраняемого объекта лед раскалывают по всей ширине водоема. При значительной ширине пролетов моста ледяной покров раскалывают напротив опор и ледорезов (рис. 216) на расстоя нии до нескольких километров выше моста и до нескольких сотен мет ров ниже моста.
Раскалывание ледяного покрова производят взрывами подводных (подледных) сосредоточенных зарядов, величину которых в кг опре
деляют по формуле |
|
Q = K aw s, |
(154) |
где К л — удельный расход аммонита № 6ЖВ, кг/м3;
W — глубина погружения заряда в воду (считая от верхней кром ки льда), м.
Для раскалывания льда удельный расход ВВ Кл принимают рав ным 0,3 кг/м3 и уточняют первыми опытными взрывами. Глубина погружения зарядов W зависит от толщины ледяного покрова.
Наиболее экономичное и эффективное взрывание ледяного покрова толщиной 0,5 м обеспечивается при глубине погружения заряда на' 0,5 м, при толщине льда 1,0 м — на 2,5 м и при толщине льда 1,5 — на 3 м.
Расстояние между подводными зарядками в ряду в ближней зоне от охраняемого объекта принимают равным (5 —• 6) W и в более даль ней зоне — до (10 -г - 15) W .
М а й н ы, т. е. открытое пространство воды в ледяном покрове, образуют в случае защиты от ледохода мостов, плотин и других соору-
3 5 3
3 54
жений слабой конструкции и с малыми пролетами. Майны образуют выше и ниже защищаемого объекта.
На средних реках длина майны ниже моста должна быть не мень ше ширины ледяного покрова (без учета ширины кромки льда, примерз шего к берегу), а выше моста— не меньше чем две ширины ледяного покрова. На малых реках общая длина майн должна быть равна пяти — семикратной ширине ледяного покрова. При определении размера майн следует руководствоваться опытом прошлых лет.
Образование майн начинают со взрывания поперечной проруби (рис. 217) по всей ширине реки ниже объекта. Одновременно взрывают лед во всех местах, где может сдерживаться движение руслового льда (ледяные дороги, отмели и т. п.), на расстоянии до 1 км ниже моста. Это способствует образованию полыньи, которая нужна для создания майны выше моста. Для этого взрывом одиночных зарядов откалывают от ледяного покрова льдины небольшого размера, которые баграми сплавляют в полынью и закраины—пространства открытой воды вдоль берегов. Если закраины отсутствуют или имеют малые размеры, то льдины баграми топят под ледяной покров.
При отсутствии закраин или полыньи майну образуют не по всей ширине ледяного покрова взрывом серии подводных зарядов, рассчи танных по формуле (154), с удельным расходом ВВ К л = 0,9 кг/м3. Заряды располагают в шахматном порядке на расстоянии до 4 W один от Другого. Взорванный лед затем топят под ледяной покров. Послед няя операция весьма трудоемка. Поэтому майны часто образуют за счет выброса льда на поверхность ледяного покрова.
•Максимальный выброс льда достигается при однорядном или двух рядном расположении зарядов ВВ на расстоянии один от другого до 2 W и К л — (0,9 — 1,5) кг/м3. При таком взрыве ширина майн достигает
(7-J-8) W.
Т е х н и к а п р о и з в о д с т в а б у р о в з р ы в н ы х р а б о т при ледокольных работах имеет свои особенности. Поскольку работы по образованию лунок, прорубей и заряжанию в основном приходится вести со льда при нулевых и более высоких темпе
ратурах |
воздуха, |
т. е. в период интенсивного таяния |
льда, необхо |
|
|
|
|
димо |
следить |
за |
толщиной |
|
Не менее 2В |
Не менее В |
льда, |
от |
которой |
зависит |
|
|
|
|
его |
несущая |
способность |
|
|
|
|
(табл. 38). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лунки |
диаметром |
35 — |
|
|
|
|
40 см и борозды в ледяном |
|
|
|
|
покрове подготавливают ме |
|
|
|
|
ханизированным, взрывным и |
|
|
|
|
ручным способами. Для вы |
|
|
|
|
делки |
лунок |
при |
большом |
Рис. |
217. |
Расположение майн у мостов на |
объеме работ |
целесообразно |
применять |
моторизованные |
, |
|
средних реках: |
ледобуры (самоходные ледо |
1 — майна |
выше моста; |
2 — ледорезы; 5 — опоры |
моста; 4 — майна ниже моста; 5 г- первый ряд за |
буры ИЛБ-2 и ОЛБ-42, |
мото |
рядов; |
6 — поперечная |
прорубь (борозда); 7 — |
бур Д-10) и отбойные молотки. |
|
|
закраины |
Т а б л и ц а 38
Минимально допустимая толщина кристаллического льда,
Нагрузка |
см, |
при общей массе груза, |
т |
|
|
|
< 2 |
2 — 3 3 - 4 |
4 — 6 6 — 8 8 - 1 0 |
1 0 - 1 2 1 2 - 1 5 |
Н а г у с е н и ч н о м х о д у . .
Н а к о л е с н о м х о д у . . .
18 |
22 |
25 |
32 |
37 |
40 |
45 |
50 |
20 |
27 |
30 |
38 |
43 |
48 |
52 |
58 |
При небольшом объеме работ применяют ручной способ подготовки лунок при помощи пешен массой около 10 кг, ломов, топоров и ручных ледобуров. Для удаления мелкого льда, образующегося при подготов ке лунок, используют специальные проволочные сачки.
Значительно реже применяют взрывной способ подготовки лунок так как он дороже и, кроме того, сильно сказывается действие воздуш ной ударной волны на окружающие постройки и сооружения.
Величина заряда для образования лунок зависит от толщины и прочности льда.
Для первых опытных взрывов при толщине льда 0,4—0,8 м вели чину заряда принимают соответственно равной 0,2—0,5 кг, а при тол щине льда 0,8— 1,3 м — равной 0,6— 1,4 кг. Заряд ВВ размещают на глубине, равной 0,6 — 0,7 толщины льда. После взрыва образуются лунки диаметром 0,6 — 0,8 м.
При подготовке лунок и прорубей рабочие должны укладывать под йоги доски длиной не менее 1,5—2,5 и шириной 0,2 — 0,3 м.
Подводные заряды из сыпучих водоустойчивых сортов ВВ изго товляют на месте работ. Широко применяют также спецзаряды завод-. ского изготовления. Подготавливать и патронировать ВВ, изготовлять зажигательные трубки и боевики можно под открытым небом на берегу на расстоянии не менее 200 м от склада ВМ. Эти работы запрещается производить на гребной и моторной лодке или самоходных судах.
Для изготовления зарядов из порошкообразных ВВ применяют полиэтиленовые оболочки. В основание оболочки засыпают песок для обеспечения хорошей потопляемости заряда.
Для изготовления заряда из патронированных ВВ нужное коли чество патронов связывают шпагатом вместе. Перед взрыванием в за ряд вводят патрон-боевик. Если заводские патроны ВВ состоят из порошкообразного ВВ, то к связанному пакету для лучшей его потоп ляемости прикрепляют балласт.
Инциирование зарядов ВВ при ледокольных работах можно про-" изводить огневым и электрическим способами, а также при помощи ДШ.
При поздних сроках ведения ледокольных работ, когда происходит заметное движение подледного льда, деревянных и других предметов, которые могут оборвать электропровода или срезать огнепроводный шнур, целесообразно применять бескапсюльный способ взрывания подводных зарядов при помощи ДШ. При этом следует учитывать дей ствие воздушной ударной волны в результате взрыва надледной части сети из ДШ.
. ) —r"r7rrrw |
- |
|
^ |
' |
■——^ |
2 |
Применяют |
следующие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
способы опускания зарядов |
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
под лед: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) через |
лунку на под |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
держивающем шпагате с пе |
|
# ■ '4- - - ■ |
|
|
|
|
|
|
рекладиной (рис. 218, а); |
|
|
|
|
|
|
|
б) через лунку на шесте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с перекладиной и без пере |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кладины (рис. 218, б и в); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) на дно у верховой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стороны ледяного покрова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(рис. 218, г). |
|
зарядов на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опускание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
огнепроводном |
или детони |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рующем шнуре, а также на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
проводах электродетонато |
Рис. 218. Способы опускания заряда под лед: |
ров запрещено. При огне |
вом способе взрывания за |
а *—на поддерживающем шпагате |
с закреплением |
на |
жигать |
огнепроводный |
перекладине; б — на шесте |
с закреплением на пере |
водоема |
через верхнюю |
кромку |
ледяного |
покрова; |
шнур следует от середины |
кладине; |
в |
— на шесте |
без |
перекладины; г |
— на |
дно |
реки к берегам при едино |
I — лед |
из |
лунки; |
2 — перекладина; |
3 — шпагат; 4 — |
заряд |
ВВ; 5 — шест; |
5 — ледяная пробка |
|
временном |
взрывании од |
ним взрывником не более 12 зарядов. Образованные проруби, полыньи и разрыхленный на реке или в водоеме лед должны быть ограждены предупредительными знаками.
Отказавшие заряды разрешается извлекать из проруби или лунок не ранее чем через 15 мин после последнего взрыва. Для ликвидации отказавшего заряда к нему следует привязать новый заряд величиной не менее 25% величины отказавшего заряда. Оба заряда вновь опуска ют в воду и взрывают. Разряжать отказавшие заряды воспрещается.
|
Взрывные работы в период ледохода |
|
В период ледохода производят взрывные работы с целью: |
|
а) |
раскалывания плывущих льдин, размер которых значительно |
превышает расстояния между опорами моста; |
|
|
б) ликвидации заторов льда. |
производят как |
Р а с к а л ы в а н и е п л ы в у щ и х л ь д и н |
наружными, так и подводными зарядами. В начале |
ледохода, |
когда |
лед идет сплошной массой, к большим |
льдинам |
трудно, |
а иногда и невозможно подплыть. Поэтому раскалывают такие льдины зарядами, которые взрывники набрасывают на льдину с берега из ук рытий, специально устраиваемых на стальных тросах между крутыми берегами легких мостков, и непосредственно с ледорезов и охраняемых объектов (рис. 219).
Для этого организуют круглосуточные посты взрывников, рас полагая их у объекта и на расстоянии 1—5 км выше него.
Рис. 219. Оборудование поста для взрывников:
а — на ледорезе; б — на мосту; 1 — деревянный щит с навесом; 2 — ящик для зарядов
Посты организуют в местах, к которым обычно приближаются большие льдины. При этом учитывают конфигурацию берегов и опыт работ прошлых лет. На широких участках реки (до 100 м) посты взрыв ников организуют на обоих берегах. Если одним заброшенным на се редину льдины зарядом расколоть ее не удается, то последующие за ряды бросают ближе к ее краю, пока вся льдина не будет расколота. Обычно, особенно в начальный период ледохода, все льдины расколоть не удается, и некоторые из них подплывают к охраняемому объекту.
Вэтом случае взрывники бросают заряд на подплывающие льдины'
спостов, оборудованных непосредственно на охраняемых объектах. Бросание зарядов на льдины поручают наиболее опытным и физиче ски сильным взрывникам, имеющим практический опыт ледокольных работ не менее двух сезонов. Длина огнепроводного шнура для броса емых зарядов должна быть не менее 15 см и не более 25 см.
Каждый круг огнепроводного шнура, применяемый для этой цели, подлежит проверке на равномерность и скорость горения; для провер ки берут три отрезка (длиной по 60 см каждый) с концов и середины к^уга.
Величина бросаемого заряда обычно не превышает 2 кг, так как заряды большей величины бросать трудно.
Когда появляется возможность подплыть к льдинам на лодке при глубине воды не более 2—Зм, их раскалывают взрывами подводных за рядов. В этом случае заряды бросают в воду перед льдиной с таким рас четом, чтобы взрыв произошел в момент, когда на заряд наплывает примерно средняя часть льдины.
При значительной толщине льда и больших размерах льдины взрыв ники высаживаются с лодки непосредственно на льдину, пробивают лунки на расстоянии (10 15) W одна от другой, по команде руково дителя взрывных работ или старшего взрывника поджигают огнепровод ные шнуры, опускают заряды по лед, переходят в лодку и отплывают на безопасное расстояние. Такое взрывание допустимо на дальних под ступах к охраняемому объекту. Величину подводных зарядов опре деляют по формуле (154).