Файл: Эстеров, Я. Х. Буровзрывные работы на транспортном строительстве учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скважину и, идя по направлению каната, заряжает поочередно все скважины.

К бурению и взрыванию последующей .серии подводных зарядов приступают только после проверки результатов взрыва предыдущей серии.

Техника безопасности при подводных взрывных работах

Производство подводных взрывных работ, а также использование различных плавучих средств следует предварительно согласовать с инспекцией морского или речного Регистра, органами рыбоохраны, другими контролирующими и заинтересованными организациями и вести в строгом соответствии с существующими Едиными правилами безопасности при взрывных работах. Взрывные работы запрещены при волнении моря свыше 3 баллов.

Радиус опасной зоны определяется проектом в зависимости от при­ нятого метода подводных взрывных работ и одновременно взрываемого количества ВВ. В часы, отведенные для производства взрывных работ, судовой ход закрывают для движения судов. Снизу и вверх по течению реки на сигнальных мачтах вывешивают установленные правилами запрещающие сигналы и выставляют (на моторных лодках или кате­ рах) оцепление опасной зоны. Суда, идущие снизу вверх по течению, останавливают не менее чем на 1,8 км от места взрывов, а суда, идущие сверху вниз, — за 1—1,5 км в месте, удобном для разворота и стоянки.

В море опасную зону ограждают лодочники, снабженные соответ­ ствующими средствами сигнализации. При опускании зарядов с лодок

в каждой лодке должно быть не более 4—5 чел.; ру­

 

 

 

 

ководитель бригады •— рулевой,

двое гребцов, взрыв­

 

 

 

 

ник, наметчик и не более 20 зарядов общей величиной

 

 

 

 

до 40 кг (рис.

214). В лодке запрещено изготовлять

 

 

 

 

заряды,

проверять электродетонаторы и электро-

 

 

 

 

взрывную сеть. После опускания зарядов лодка долж­

 

 

 

 

на отходить на безопасное расстояние.

 

 

 

 

При общей величине зарядов, превышающей 40 кг,

 

 

 

 

следует

использовать

самоходные суда, специально

 

 

 

 

оборудованные для производства взрывных работ.

 

 

 

 

Использовать

водолазный

бот

для подачи зарядов

 

 

 

 

водолазу

запрещено.

 

их

размещение относи­

 

 

 

 

Конструкция зарядов и

 

 

 

 

тельно взрываемого объекта должны быть такими,

 

 

 

 

чтобы предотвратить возможность всплывания их на

 

 

 

 

поверхность или перемещения по течению реки. Если

Рис. 214. Распо­

заряды укладывают водолазы, то согласно Единым

ложение

людей

правилам безопасности

при

взрывных работах в во­

и

зарядов ВВ

де может находиться только один водолаз. Водолаз-

2

в

лодке:

взрывник должен подносить заряды к взрываемому

— места

взрыв­

 

 

 

 

 

 

1

— место

гребца;

объекту

только в руках. Подача зарядов по сигналь­

ников; 3 — заряды

ному концу или другим способом строго запрещена.

ВВ;

4 — место

 

рулевого

349


Проверять исправность электровзрывной сети и присоединять ее к источнику тока можно только после того, как водолаз будет поднят на бот, а бот отведен на безопасное расстояние, но не менее чем на 100 м от места взрыва.

Производить взрывные работы с водолазного бота, газохода, мо­ торного катера или с гребной лодки, идущей за баркасом, запрещено.

При одновременном взрывании под водой зарядов общей величиной до 50 кг нахождение в воде водолазов и других лиц (например, купа­ ющихся) запрещено в радиусе 1000 м, а при взрывании зарядов общей величиной более 50 кг—в радиусе 2000 м. Все водолазные станции, находящиеся в опасной зоне, должны быть заблаговременно опове­ щены о времени производства взрывных работ.

Для обеспечения большей безопасности взрывных работ при под­ водном взрывании следует применять бескапсюльный способ взрыва­ ния водоустойчивым детонирующим шнуром в сочетании (при необ­ ходимости) с электрическим способом взрывания.

§ 58. ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ЛЕДОХОДА •

Общие сведения

В зимний период большинство рек и водоемов покрывается толстым слоем льда (рис. 215). В некоторых случаях водоемы и малые реки промерзают до дна. Наибольшей толщины лед достигает в местах образования наледей. Наледи возникают при замерзании воды, выхо­ дящей через трещины и полыньи на поверхность льда. Если наледь образуется вблизи моста, то она может закрыть весь подмостовый габарит.

Действующие и строящиеся на водоемах искусственные сооруже­ ния зимой оказываются вмерзшими в лед. Весной в период интенсив­ ного таяния снега уровень воды и льда в реках и водоемах резко повы­

шается.

Если искусственные сооружения не освобождены от поднимающего­

ся ледяного покрова,

то еще до начала ледохода

в

результате

вер­

тикального воздействия льда могут

произойти разрушения, особенно

 

 

 

 

 

деревянных

конструкций и ря­

 

 

 

 

 

жевых опор, выдергивание свай,

 

 

 

 

 

повреждение

крепления откосов

 

 

 

 

 

земляного полотна плотины, во­

 

 

 

 

 

досливов, водозаборных соору­

 

 

 

 

 

жений, насосных станций как

 

 

 

 

 

на строящихся,

так и на дейст­

 

 

 

 

 

вующих железнодорожных

ли­

 

 

 

 

 

ниях.

 

кратковременная

Рис. 215.

Строение

ледяного

покрова:

Первая

подвищка

льда

на некоторых

1 —снежный

покров;

2 — мутный

(снежный)

участках

реки

происходит

при

лед; 3 —кристаллический

(прозрачный) лед

3 5 0


подъеме уровня воды на 2—4 м. Эта и последующие несколько подви­ жек льда являются наиболее опасными для охраняемых сооружений.

При дальнейшем подъеме воды и ослаблении ледяного покрова последний раскалывается на меньшие по размеру льдины, и наступает последняя подвижка, являющаяся началом ледохода. Во время ледо­ хода, особенно в начальный его период, на узких участках русла, выше островов и главным образом в месте расположения мостов с ма­ лыми пролетами и других искусственных сооружений, образуются заторы льда. В некоторых случаях в местах заторов льдины нагромож­ даются одна на другую на большую высоту. Одновременно лед наби­ вается под низ затора иногда до дна реки. «Ледяные плотины» приводят к большому подъему воды. Под действием все увеличивающегося на­ пора воды затор прорывается, и вода вместе со льдом с большой ско­ ростью (до 40 км]ч) устремляется вниз по течению. Если затор обра­ зовался недалеко от моста, то вода и лед могут снести деревянные ледо­ резы, опоры мостов легкой конструкции и особенно временные мосты.

Известны случаи, когда в результате заторов происходит подмыв - опор малых мостов. Опасность, особенно для сооружений со свай­ ными опорами, представляют плывущие ледяные поля, удар которых может вызвать повреждение сооружений. Замеры показали, что льди­ на площадью 10 тыс. м2 и толщиной 0,7 м при скорости движения 2 м/с давит на опору моста с усилием 45 т. с.

Большие ледяные поля могут быть занесены из пойменных озер и староречий и после окончания массового ледохода. Поэтому работы по защите искусственных сооружений не должны прекращаться до полного окончания ледохода.

Для организации и проведения буровзрывных работ по защите действующих и строящихся сооружений от повреждений, которые могут произойти до начала и в период ледохода, необходимо:

а) заранее произвести обследование участка реки, расположенного выше охраняемого объекта. При этом устанавливают: толщину, ши­ рину и структуру ледяного покрова; скорость течения воды; наличие торосистых и заторных участков, образующихся во время осеннего, ледохода; размер и толщину наледей; места водоемов, откуда могут появиться большие ледяные поля; места вероятного образования опас­ ных заторов; характерные уровни воды, даты начала и конца подви­ жек льда и ледохода в прошлые годы;

б) установить техническое состояние и наиболее уязвимые элементы охраняемых сооружений. При указанном обследовании пред­ ставители строительных или эксплуатирующих охраняемые сооруже­ ния организаций совместно с представителем организации, ведущей взрывные работы, составляют схематический план ледовой обстанов­ ки (с указанием мест расположения торосов, наледей, полыней и т. п.) с нанесением береговых построек, находящихся в радиусе опасной зоны взрывных работ. На этот же план наносят охраняемые сооружения с указанием наиболее уязвимых мест.

Для обеспечения взрывных работ по дроблению льда организации, в чем ведении находятся охраняемые объекты, обязаны заблаговре­ менно произвести необходимую подготовку:

351



а) не позднее января заключить договор с организацией, ведущей взрывные работы (если сама организация, в ведении которой находят­ ся охраняемые объекты, не намерена производить взрывные работы хозяйственным способом);

б) построить по согласованию с органами милиции, пожарным над­ зором и организацией, ведущей взрывные работы, кратковременные склады ВМ, емкость которых должна обеспечивать потребность в ВМ, полученную расчетами;

в) обеспечить постоянную доставку ВМ к местам работ в нужном количестве; '

г) обеспечить бригады рабочих по расчистке снега, околке льда и вы­

делке лунок необходимым материалом и инструментом;

досками

д) обеспечить бригады взрывников

лодками,

веревкой,

и спасательными кругами;

 

 

 

.е) обеспечить охрану складов ВМ.

ведущие

взрывные

работы

Специализированные организации,

по дроблению льда, должны выполнить следующие подготовительные работы;

а) организовать подготовку и переподготовку взрывников и заве­ дующих складами ВМ;

б) получить в органах Госгортехнадзора разрешение на право про­ изводства взрывных работ;

в) составить паспорт на взрывные работы и совместно с заказчиком согласовать их производство с органами Госрыбнадзора и другими за­ интересованными организациями;

г) завести на склады ВМ необходимое количество ВВ и СВ.

Взрывные работы перед подвижкой льда

Правильность определения времени начала производства взрывных работ по ледоборьбе очень важна. Если к этим работам приступить слишком рано, то это приведет к большим трудовым и материальным затратам, а в некоторых случаях и к необходимости повторения работ. Чрезмерная затяжка начала работ увеличивает опасность хождения по льду и может привести к срыву окончания первоначальных работ.

Для ориентировочного определения начала работ следует исполь­ зовать данные местной гидрометеослужбы и опыт работы по ледоборь­ бе за прошлые годы.

Незадолго до начала весеннего подъема воды вокруг деревянных

опор мостов, эстакад, ледорезов и сооружений,

находящихся в стадии

строительства, производят о к о л к у л ь д а .

Для этого вручную

при помощи поперечных и продольных пил, ломов, пешен, а при боль­ шом объеме работ—с применением отбойных молотков и ледорезных машин образуют сквозные проруби (борозды) шириной 0,3 — 0,5 м на расстоянии 0,2—0,3 м от защищаемого объекта по всему его пери­ метру.

В исключительных случаях с разрешения организации, эксплуати­ рующей защищаемый объект, проруби можно делать взрывным спо-

352 .