Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление катком осуществляется с рабочего места 6 , закры­ того тентом 7 и обшивкой 5. Управление производится с помощью рычагов и пульта 4. Топливный бак 3 расположен над двигателем. Для работы в ночное время предусмотрено освещение 1.

В последнее время широкое распространение получили само­ ходные катки на пневматических шинах. Рабочими органами кат­ ка являются четыре ведущих колеса, имеющих попарно независи­ мую подвеску, и три ведомых рулевых колеса, перекрывающих промежутки между ведущими колесами. В колесах, изготовленных из маслостойкой резины, давление может регулироваться на ходу. При укатке черных и асфальтобетонных покрытий производится смачивание колес отработанным маслом.

Привод ведущих колес осуществляется от двигателя через ре­ дуктор отбора мощности, гидротрансформатор, коробку передач с цилиндрическим реверсом, раздаточный редуктор с дифферен­ циалом, карданные валы и задние ведущие мосты.

От редуктора приводятся в действие гидронасосы системы управления.

В настоящее время разработаны системы управления само­ ходными катками по радио, позволяющие с одного пульта управ­ лять шестью катками.

§ 26-3. Трамбующие и вибрационные машины

Трамбующая машина (рис. 26-4, а) представляет собой навес­ ное оборудование, монтируемое на гусеничном тракторе, снабжен­ ном ходоуменынителем 6 . Оборудование состоит из кривошипнополиспастного механизма 2, передней 3 и задней 4 подвесок, двух трамбующих плит 5, привода (переходного фланца 7, карданного вала 8 , редуктора 1 с муфтой сцепления 9).

Трамбующая плита состоит из чугунного основания, пружин­ ного амортизатора и коуша, с помощью которого к ней крепится канат. Пружинный амортизатор предназначен для смягчения рыв­ ков, возникающих при подъеме плиты и подвешивании ее в транс­ портное положение.

Подъем и сбрасывание плит осуществляется кривошипнополиспастным механизмом. Ось 1 (рис. 26-4, б) нижних блоков полиспаста 2 закреплена на кривошипе 4. При вращении криво­ шипа расстояние между нижними (подвижными) и верхними (не­ подвижными) блоками полиспаста изменяется, что обеспечивает подъем и сбрасывание трамбующих плит. Для уравновешивания блоков на кривошипе закреплен эксцентрик 3.

Кривошип приводится в действие от переднего конца вала дви­ гателя 7 через карданный вал 6 и редуктор 5, имеющий муфту сцепления.

Трамбующая машина с площадью плит i м2, при их массе 1300 кг и высоте падения 1,1 м обеспечивает уплотнение на глу­

430


бину 1,0—1,2 м. Рабочие скорости передвижения машины состав­ ляют 80—200 м/ч.

Для малых объемов работ применяются ручные электрические и пневматические трамбовки. Их действие основано на передаче трамбующей плите энергии ударника, приводимого в действие кривошипным механизмом или сжатым воздухом.

Рис. 26-4. Навесная трамбующая машина:

а — общин вид; б — схема механизма

К вибрационным уплотняющим машинам относятся вибраторы, виброплиты, вибротрамбующие, машины и вибрационные катки. Кроме того, на профилировочных, бетоноукладочных и бетоно­ отделочных машинах (см. гл. 27) монтируются вибробрусья, явля­ ющиеся виброуплотняющими устройствами этих машин.

Вибраторы по назначению и связанным с ним конструктивным особенностям делятся на глубинные (часто их называют также

431

Рис. 26-5. Вибрационные устройства:

&

— глубинный с вибронаконечником (с гибким валом);

Ov

— вибробулава; в — самопередвигающаяся вибро­

 

плита

432

Ч


внутренними или погружными) и общего назначения (см. гл. 7); по весу и мощности — на ручные и подвесные.

У глубинных вибраторов вибровозбудитель имеет влагонепро­ ницаемый корпус, выполненный в виде цилиндрических наконеч­ ников или булавы, что позволяет погружать возбудитель в уплот­

няемую среду. Глубинный вибратор с

вибронаконечником

(рис. 26-5, а) состоит из электродвигателя

1 с выключателем 2,

гибкого вала 3, заключенного в резиновый шланг, сменного вибронаконечника (планетарного вибровозбудителя) 4. Этот наконечник состоит из корпуса 8 , шпинделя 5, спирали 6 , дебаланса 7 и опор­ ного конуса 9. Для предотвращения раскрутки гибкого вала, рас­ считанного на одностороннее вращение, он соединяется с валом двигателя через кулачковую муфту, допускающую только правое вращение.

Глубинный вибратор — вибробулава (рис. 26-5,6)— состоит из корпуса 1 , встроенного электродвигателя 3 с дебалансом 2 , штанги 4, амортизатора 5, рукоятки 6 , кабеля 7 и выключателя 8 . Как правило, подобные вибраторы имеют двигатель, рассчитанный на питание током 2 0 0 гц, получаемым от преобразователя тока.

Глубинные пневматические вибраторы по сравнению со схемой, представленной на рис. 7-10, имеют второй наружный шланг, по которому от пневмодвигателя отводится отработанный воздух.

Подвесные (на кран, трактор и т. п.) глубинные вибраторы состоят из электродвигателя и планетарного вибровозбудителя, соединенных фланцами на болтах. Между фланцами уложены амортизирующие прокладки. Масса подвесных вибраторов состав­ ляет 120—350 кг.

Виброплиты предназначены для уплотнения несвязных мате­ риалов при небольших объемах работ. Самопередвигающаяся виброплита (рис. 26-5, в) состоит из рабочей плиты 6 , подрессо­ ренной плиты 9, карбюраторного двигателя 2, силовой передачи 8 , двухвального дебалансного вибровозбудителя направленных коле­ баний 4, рычага управления 1 и пружин 5.

На подрессоренной плите установлен бензобак 3 и смонтирован рычаг управления 1 , с помощью которого вручную направляют движение виброплиты. На рабочей плите установлены ограничи­ тельные штыри 7.

Привод вибровозбудителя осуществляется от двигателя мощ­ ностью 6 кет через зубчатую и клиноременную передачи. Центро­ бежная муфта сцепления включается в работу только при наборе двигателем номинального числа оборотов.

Плита имеет массу 750 кг и . развивает возмущающую силу в 32 кн при частоте 33 гц. Скорость передвижения плиты под дей­ ствием горизонтальной составляющей возмущающей силы состав­ ляет около 16 см/сек.

Многосекционный виброуплотнитель представляет собой пять виброплит, навешиваемых на трактор, снабженный ходоуменыии-

28 Строительные машины

433


телем и бульдозерным оборудованием. Навеска осуществляется с помощью рычагов. Привод двухвальных дебалансных вибровоз­ будителей плит, имеющих направленные колебания, производится от трансмиссии трактора через редуктор. Подъем и опускание плит осуществляется гидроцнлиндрами.

Вибротрамбующие машины в отличие от впброплит передают на уплотняемую среду ударную нагрузку, которая создается за счет отрыва от уплотняемой поверхности под действием возму­ щающих сил и последующего ее падения или за счет установки вибровозбудителя на верхней подрессоренной плите с выступаю­ щей внизу ударной частью. При движении подрессоренной плиты вниз она ударяет по наковальне нижней рабочей плиты.

Прицепные вибрационные катки имеют гладкие или кулачко­ вые вальцы. Их основными частями являются рама со сцепным устройством, вибровалец, двигатель и силовая передача. Внутри вальца находится дебалансный возбудитель. Крутящий момент к нему передается от двигателя через муфту сцепления, кардан­ ный вал и клиноременную передачу.

Самоходные вибрационные катки выпускаются обычно с глад­ кими вальцами и имеют двухосную двухвальцовую схему. В отли­ чие от подобных катков статического действия они имеют деба­ лансный вибровозбудитель, размещающийся, как правило, внутри ведущего вальца. Для защиты машиниста и узлов машины от вибрации опирание рамы на вибровалец происходит через резино­ металлические амортизаторы.

При эксплуатации уплотняющих машин наряду с общими пра­ вилами техники безопасности необходимо соблюдать следующие:

машинист катка должен следить за качеством уплотняемой полосы;

при вынужденной остановке катка необходимо его затор­

мозить, а на уклонах подложить под вальцы подкладки, исклю­ чающие произвольное движение;

движение катков на продольных уклонах и поворотах сле­ дует осуществлять на первых передачах;

при работе катков друг за другом расстояние между ними должно быть не менее 5 м для легких катков и 10 ж для тяжелых; при параллельном движении — не менее 1 м\

не допускается приближение катков к рабочим на расстоя­

ние ближе 3 м\

движение между катками во время их работы и транспор­ тировка катков на буксире категорически запрещается.

При эксплуатации трамбующих и вибрационных машин кроме общих правил техники безопасности, правил работы на соответ­ ствующих базовых машинах, электро- и пневмоустановках необ­ ходимо соблюдать следующие:

работающих с вибрационными устройствами необходимо

подвергать периодическому медицинскому освидетельствованию в установленные сроки;

434


рукоятки виброустройств следует снабжать амортизаторами, обеспечивающими вибрацию не выше предельно допустимых норм;

запрещается прикасаться к работающим виброустройствам руками, ногами и другими частями тела; ручное перемещение их производится при помощи гибких амортизирующих тяг или в ру­ кавицах с поролоновыми прокладками толщиной 1 0 мм\

при перерывах в работе и смене рабочих мест виброустрой­ ства необходимо выключать;

— запрещается перемещать

и удерживать виброустройства,

за исключением пневматических

глубинных вибраторов, за кабели

и шланги;

водой

запрещается;

— обмывать виброэлектроустройства

через каждые 30—35 минут работы их

следует

выключать для

охлаждения.

 

 

Глава 27

МАШИНЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИИ

Строительство сборных покрытий из железобетонных плит про­ изводится с помощью стреловых кранов или специальных плитоукладчиков. Плитоукладчик типа ДУМ-2М обеспечивает погрузку, перевозку и укладку плит на подготовленное основание. Он со­ стоит из кранового агрегата и транспортируемого им двухосного прицепа. Крановый агрегат представляет собой автомобиль, над которым смонтирована продольная ездовая балка длиной око­ ло 10 м; по балке перемещается грузовая тележка. При укладке покрытия плиты, уложенные на прицепе, захватываются с по­ мощью грузовой тележки, проносятся над автомобилем и уклады­ ваются впереди него. Погрузка плит осуществляется в обратном порядке.

Строительство монолитных железобетонных покрытий требует применения целого ряда машин.

§ 27-1. Комплекты машин для строительства монолитных цементобетонных покрытий

Строительство цементобетонных покрытий осуществляется комплексами машин, обеспечивающих механизацию всех работ, начиная от устройства искусственного основания и кончая созда­ нием швов в покрытии и уходом за свежеуложенным бетоном.

Всостав комплекса входит комплект бетоноукладочных машин. Основным классификационным признаком комплектов бетоно­ укладочных машин является тип ходовой части.

Внастоящее время широко используются комплекты бетоно­ укладочных машин, средней производительности на рельсовом

28*

435