Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гусеничного трактора класса 60 кн, имеющего профилирующий орган — отвал с фрезой или шнеком (по типу планировщи­ ка ДС-509). На профилировщике ДС-515 обеспечивается автома­ тическое выдерживание направления движения, ровности и укло­ на основания.

Прокладка базовых дорожек шириной 1100 мм для установки рельсформ или движения гусениц машины на полосе стабилизиро­ ванного основания производится планировщиком оснований Д-906.

Этот планировщик представляет собой прицепную длиннобазо­ вую машину к трактору 'Г-50АП, снабженному гидравлическим ходоуменьшителем. Машина состоит из рамы, передних и задних катков, каретки, электропульта и устройства для наведения на­ правляющих. На каретке устанавливается фреза и шнек для сре­

зания

и транспортирования

грунта.

Фреза

и шнек

приводится

в действие от гидродвигателя, питаемого

насосом трактора. К а­

ретка

может передвигаться

вдоль

рамы.

В

рабочем

положении

каретка сдвигается к задним колесам, что резко снижает верти­ кальные перемещения фрезы от движения передних колес по не­ ровностям. На переднюю ось рама опирается через гидроцилиндр, с помощью которого по нивелиру производится наведение рамы и фрезы на проектный профиль. Этим же цилиндром осуществляется перевод фрезы в транспортное положение.

Рама машины трехсекционная. Средняя съемная секция слу­ жит для удлинения базы планировщика от 10 до 15 м. Задняя секция состоит из двух продольных полусекций, симметричных относительно продольной вертикальной плоскости.

При переводе, машины в транспортное положение каретка сдви­ гается к передним колесам, задний каток подают под среднюю сек­ цию рамы, а полусекции задней части рамы разворачивают в раз­ ные стороны вокруг вертикальных осей на я рад и закрепляют вдоль передней секции рамы. В профилировщике применена авто­ матическая система регулирования скорости движения трактора (и всей машины) в зависимости от сопротивления резанию на фре­

зе: при увеличении сопротивления скорость движения

снижается,

а при уменьшении — увеличивается. Это обеспечивает

постоянный

номинальный расход мощности двигателя трактора.

Рабочие скорости движения планировщика 100—400 м/ч, про­ изводительность (в одну нитку) 500 м/см.

§27-3. Распределители цементобетонной смеси

Взависимости от типа рабочего органа, производящего рас­ пределение смеси слоем заданной толщины, распределители де­ лятся на бункерные и шнековые.

Бункерный распределитель Д-375А (Д-375Б), входящий в ком­ плект рельсовых бетоноукладочных машин средней производи­ тельности, представляет собой самоходную машину и состоит из

следующих основных частей (рис. 27-4): рамы 1, колесного хода 3,

441


распределительного бункера 5, двигателя 4, силовой передачи 2, механизма передвижения бункера, системы управления, вспомога­ тельных устройств и оборудования.

Рис. 27-4. Бункерный распределитель цементобетона Д-375А (Д-375Б)

Рабочим органом распределителя является беззатворный бун­ кер емкостью 2,4 мг. Он обеспечивает прием смеси из самосвалов с боковой разгрузкой и распределение ее слоем заданной толщи­ ны. Бункер катками опирается на поперечные направляющие рамы машины и с помощью механизма передвижения бункера может перемещаться поперек машины. При этом происходит распреде­ ление смеси. Загрузка бункера производится при его крайних по­ ложениях. После укладки поперечной полосы шириной 2,45 м ма­ шина по рельсформам передвигается на эту величину. Для уклад­ ки двухскатного покрытия применяются соответствующие направ­ ляющие, по которым катится бункер. Толщина укладываемого слоя регулируется вручную механизмом подъема—опускания бун­ кера.

Механизм передвижения бункера включает в себя две лебедки, приводимые в действие от дизельного двигателя, и канатоблочные системы.

В гидрофицированный комплект рельсовых бетоноукладочных машин высокой производительности входит шнековый распредели­ тель ДС-507 (Д-664). Он состоит (рис. 27-5) из рамы 6 , ходового оборудования 1, двигателя 5, трансмиссии 4, электрооборудования, рабочих органов, системы управления 3 и вспомогательных уст­ ройств и оборудования.

Рабочими органами машины являются распределитель со шне­ ком 7, передним дозирующим отвалом 8 и задней профилирующей заслонкой 9, а также вибробрус 2. Во время работы все они рас­ полагаются между рельсформами.

Бетонная смесь, выгружаемая из автосамосвалов по оси полю­ сы на подготовленное основание, с помощью отвала, шнека и за­ слонки распределяется во всей ширине укладываемой полосы

442

слоем, заданной толщины (12—60 см). Впбробрус производит ее предварительное уплотнение. Регулирование высотного положения рабочих органов и перевод их в транспортное или рабочее поло­ жение осуществляется с помощью двух гндроцилиндров.

Рис. 27-5. Гидрофицированиым шнековый распределитель ДС-507 (Д-664), вид сбоку

Отвал состоит из правой и левой частей, которыми при необхо­ димости можно управлять раздельно. Шнек также состоит из двух частей, имеющих индивидуальный привод от электродвигателей через червячные редукторы и цепные передачи.

Конструкции рамы бетонораспределителя, силовой передачи, вибробруса и его подъемного механизма такие же, как у про­ филировщика основания ДС-509, а ходовой механизм полностью унифицирован. Настройка машины на требуемые ширину и про­ филь производится с помощью вставок рам и рабочих органов, а также смещением ножей задней профилирующей заслонки.

Для качественного уплотнения бетонной смеси в зоне рельсформ машине придаются два глубинных электровибратора С-801, подключаемых к трансформатору, установленному на бетонорас-

пределителе.

работе составляет

0,7—

Скорость движения машины при

1,4 м/мин, при транспортировке своим

ходом — 1,4—11,0

м[мин,

производительность— 120 м3/ч.

 

 

§ 27-4. Бетоноотделочные машины

Бетоноотделочные машины (рис. 27-6), входящие в комплект рельсовых машин средней производительности, состоят из рамы 1 ,

443


Рис. 27-6. Бетоноотделочная машина Д-376А (Д-376Б), вид сбоку и спереди

444

ходового оборудования 2, рабочих органов, двигателя 13, силовой

передачи 12,

14, 15, электрооборудования 9,

системы управле­

ния 6 , 7, 10, вспомогательных устройств и оборудования 8 .

Рабочими

органами этих машин являются

разравнивающий

лопастный вал 5, уплотняющий вибробрус 3, 4 и выглаживающий брус И. Они располагаются между рельсформами и могут подни­ маться над их уровнем на 200 мм и опускаться на 250 мм, а с уче­ том опускания всей рамы — до 500 мм. Вал 5 при движении ма­ шины вперед разравнивает уложенную бетонную смесь, которая затем уплотняется вибробрусом 3. Окончательная отделка поверх­ ности производится брусом 1 1 .

Рис. 27-7. Гидрофпциропаина'я бетоноотделочная машина ДС-508, вид сбоку

Кроме вибрации вибробрус 3 получает от шатунно-эксцентри­ кового механизма колебания в горизонтальной плоскости.

К выглаживающему брусу на амортизаторах крепится трам­ бующая доска, на которой устанавливается два—четыре вибра­ тора. Кроме вибрации выглаживающий брус с помощью криво­ шипно-рычажного механизма совершает поперечные качания.

Уплотнение и отделка покрытия толщиной до 300 мм дости­ гается за один—два прохода машины.

При изменении ширины и профиля покрытия производится за­ мена рабочих органов и перестройка рамы.

Электроснабжение потребителей тока осуществляется от соб­ ственного генератора.

В рельсовый комплект высокой производительности входит бетоноотделочная машина ДС-508 (рис. 27-7). Она состоит из рамы 8 , ходового оборудования 4, 6 , двигателя, трансмиссии, ра­ бочих органов, системы управления, гидро- и электрооборудова­ ния 1 , 2 .

Рабочими органами ДС-508 являются три вибробруса: разрав­ нивающий 3, уплотняющий 5, выглаживающий 7. Во время ра­ боты все три бруса опущены на бетонную смесь.

445


Разравнивающий брус под . действием шести механических вибраторов совершает круговые виброколебания в продольной плоскости и, кроме того, от кривошипно-шатунного механизма получает возвратно-поступательное движение поперек направле­ ния движения машины. В результате разравнивающий брус пере­ распределяет, разравнивает и уплотняет бетонную смесь. Уплот­ няющий брус также имеет шесть вибраторов.

Выглаживающий брус, как и разравнивающий, совершает ко­ лебания и поперечные движения; он обеспечивает окончательную отделку поверхности покрытия.

Привод вибраторов производится от электродвигателя через клиноременную передачу и соединительные валы, установленные между вибраторами. Кривошипные механизмы поперечных кача­ ний первого и третьего брусьев приводятся в действие от отдель­ ного электродвигателя, Подъем и опускание разравнивающего и

уплотняющего брусьев осуществляется

винтовыми механизмами,

а выглаживающего — гидроцилиндром

через

канатно-блочную

систему.

 

и ходовых катков

Рама машины, привод насосов, генератора

аналогичны этим частям у профилировщика и бетонораспределителя. Отличительной особенностью ходовой части является то, что опирание рамы на катки осуществляется через четыре балансир­ ные тележки 4, 6 (рис. 27-7). Такое опирание вдвое уменьшает передачу погрешностей поверхности катания рельсформ на рабо­

чие органы.

 

при работе

Скорости передвижения машины (вперед и назад)

составляют

0,7—1,4 м/мин, при транспортировке

своим хо­

дом 1,4—5,0

м/мин; производительность машины дости­

гает 70 пог. м/ч.

§ 27-5. Машины для устройства швов и ухода за свежеуложенным бетоном

Впрактике строительства бетонных покрытий применяются два способа нарезания швов: в незатвердевшем и затвердевшем бе­ тоне. Несмотря на меньшую энергоемкость и большую производи­ тельность полосовые и дисковые виброножи, работающие по пер­ вому способу, не обеспечивают требуемого качества швов.

Внастоящее время выпускаются машины, нарезающие швы только в затвердевшем бетоне.

Двухдисковый нарезчик швов ДС-511 (Д-903) представляет собой гидрофицированную самоходную четырехколесную тележку (рис. 27-8) на катках с резиновыми бандажами. Основными частями машины являются нижняя 4 и верхняя 6 рамы, задние ведущие 5

ипередние' ведомые 2 катки, дизельный двигатель Д-37М (30 кет) 8 ,

силовая передача,^ система управления, рабочие органы 1 0 , 1 1 , система охлаждения рабочих дисков, гидравлическая система, поворотный круг 3 и ролик наведения 9.

446


Рабочими органами нарезчика служат абразивные диски (карборундовые диаметром 310 мм или алмазные диамет­ ром 300 мм), расположенные один за другим в вертикальной плоскости движения нарезчика и приводимые во вращение от дизеля.

Передний диск имеет толщину 8 мм и прорезает шов на поло­ вину полной глубины, задний диск толщиной 5 мм доводит шов до полной глубины. Такая схема нарезания шва называется двух­ дисковой ступенчатой по ширине и глубине. Компенсация износа дисков и настройка их по высоте осуществляется гндроцилиндрами независимо для каждого диска.

8

Рис. 27-8. Двухдисковый нарезчик швов ДС-511 (Д-903)

Нижняя и верхняя рамы на оси задних колес соединены шар­ нирно, а в передней части между ними вставлен гидроцилдндр 1 , с помощью которого производится поворот верхней рамы относи­ тельно оси задних колес и перевод машины в рабочее и транс­ портное положение.

Поворот нарезчикй" осуществляется на месте. Для этого всю машину с помощью гидроцилиндра, опирающегося на поворотный круг 3, приподнимают на 25 мм и вручную поворачивают в нуж­ ном направлении.

Мостик 7 служит рабочим местом оператора при транспорти­ ровке нарезчика своим ходом. Скорости движения машины (бес­

ступенчатые): рабочие вперед

и назад — 0—1 м/мин,

транспорт­

ная — 7,2 км/ч; расчетная глубина резания каждым

диском — по

25 мм, максимальная (при диске диаметром 310 мм)

— 90 мм.

Однодисковый нарезчик швов Д-506А (Д-432А) передвигается

вручную, его диск приводится

в действие

от электродвигателя

мощностью 20 кет.

 

 

 

 

Заливщик швов Д-344 (рис.

27-9) монтируется на трехколесной

тележке, также перемещаемой

вручную. Он

состоит

из тележ-

447