Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— разработку мероприятий и предложений по совершенство­ ванию машин с тем, чтобы постоянно обеспечивать технический прогресс на строительстве.

При эксплуатации машин приходится решать и другие специ­ альные вопросы.

Руководят эксплуатацией машин начальники и главные инже­ неры соответствующцх строительных организаций, а организуют эксплуатацию на объектах главные механики, начальники и ме­ ханики участков, а также производители работ.

Приемка машин, прибывающих в часть, осуществляется комис­ сией под председательством главного инженера (главного меха­ ника). В состав комиссии входит инженерно-технический состав и опытные машинисты.

Во время приемки проверяется документация на машину, ее комплектность, наличие запасных частей и инструмента, техниче­ ское состояние. Техническое состояние определяется наружным осмотром, опробованием машины вхолостую и в работе. Послед­ нее особенно необходимо для машин, прибывших из капитального ремонта и передаваемых из других частей.

Если в процессе приемки установлены дефекты и недочеты, то комиссия составляет акт-рекламацию или коммерческий акт (для машин, прибывающих по железной дороге). В этом случае в со­ став комиссии следует вводить незаинтересованных лиц из сторон­ них организаций (других частей, РТС и пр.).

Если в процессе приемки никаких недочетов не выявлено, то составляется приемочный акт и машина зачисляется на баланс (в списки) приказом командира части. В этом приказе указы­ вается подразделение и фамилия машиниста. Командир подраз­ деления (начальник участка) объявляет приказ перед строем и вручает машину машинисту.

Новые и отремонтированные машины, принятые в часть, должны пройти процесс обкатки. Обкатка длится в течение пер­ вых 60—120 часов работы и предназначена для приработки по­ верхностей трущихся деталей машин.

В процессе обкатки следует внимательно наблюдать за рабо­ той двигателя и всех агрегатов машины, отсутствием подтеканий жидкостей систем питания, смазки и гидросистем, ежесменно про­ изводить крепежные работы. При обкатке машина нагружается постепенно от' 0,25 до 0,80 номинальной мощности, а скорости дви­ жения не должны, как правило, превышать 0,5—0,7 максималь­ ных скоростей машины.

Подготовка кадров машинистов и водителей и укомплектова­ ние ими военно-строительных частей осуществляется:

приемом на работу гражданских специалистов;

доподготовкой машинистов из числа гражданской моло­

дежи — специалистов, обученных в системе ДОСААФ и профессио­ нально-технических училищах и призванных на военную службу;

454


обучением машинистов экскаваторов, кранов и других ма­ шин в учебных комбинатах и школах главных управлений;

подготовкой машинистов внутри части.

Наиболее благоприятным способом укомплектования является первый, так как в этом случае машинисты имеют значительный опыт работы, перевыполняют нормы выработки, и, как правило, хорошо обслуживают машины. Однако прием на работу маши­ нистов из числа гражданских лиц возможен в крупных населен­ ных пунктах и весьма затруднителен в отдаленных районах.

Доподготовка машинистов из числа призванной на службу гражданской молодежи и военных строителей, прошедших курс обучения в учебных комбинатах, включает дополнительное обуче­ ние применительно к строительству, а также закрепление практи­ ческих навыков по управлению машиной в работе. Поэтому пер­ вые два-три месяца их целесообразно обучать у опытных маши­ нистов в качестве помощников и допускать к самостоятельному управлению машиной после тщательной проверки.

Наиболее сложным видом подготовки требуемых специалистов является обучение своими силами внутри части. Для проведения занятий с ними привлекается инженерно-технический состав, а практическое обучение проводят опытные машинисты. Программа подготовки машинистов утверждается вышестоящей инстанцией. На каждого обучаемого заводится журнал посещаемости и успе­ ваемости. После окончания курсов подготовленные машинисты сдают экзамены на разряд в соответствии с требованиями единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТК.С—69).

Для приема экзамена на разряд и повышение разряда от ма­ шинистов в каждой части создается военно-квалификационная ко­ миссия под председательством заместителя командира части (главного инженера пли главного механика). В состав комиссии входят представители партийного и профсоюзного комитетов, ин­ женеры-механики и электрики, а также опытные инструкторымашинисты.

Каждый экзаменуемый подвергается проверке по разделам «Должен знать» и «Должен уметь».

Экзаменуемый обязан знать устройство машины, правила ее эксплуатации, технического обслуживания и основы. ремонта и уметь управлять машиной со всеми видами рабочего оборудова­ ния так, чтобы выполнить предусмотренную норму выработки. *

К сдаче экзамена на квалификацию машиниста машин, смон­ тированных на автомобилях, допускается личный состав, имею­ щий удостоверение водителя автомобиля. Сдача экзамена на ма­ шиниста грузоподъемных машин допускается с разрешения инспекции Котлонадзора.

Транспортирование машин с объекта на объект, внутри объекта или в ремонт может осуществляться своим ходом и на буксире,

455


автомобильным транспортом и на трейлерах, а также подвижным составом железнодорожного транспорта.

При перебросках гусеничных машин, имеющих малые транс­ портные скорости (экскаваторов, крайов, многоковшовых экскава­ торов, погрузчиков и др.), следует иметь в виду, что их ходовое

оборудование

предназначено для передвижения на месте работы

и дальность

передвижения своим ходом не должна превы­

шать 1 0 км.

 

Переброску своим ходом машин, смонтированных на гусенич­ ных тракторах, следует производить на расстояния не далее 50 км. При пересечении маршрутов движения с асфальтированными шоссе на последние укладываются трапы или колейные мостики под гусеницы машин.

Во всех случаях гусеничные машины при переброске до 200 км целесообразно транспортировать с помощью трейлеров (прицеповтяжеловозов), грузоподъемность которых достигает 600 кн. В ка­ честве тягачей трейлеров используются автомобили КрАЗ-214, КрАЗ-255Б, МАЗ-504, Урал-375Д и колесные тракторы Т-150К и К-700. Транспортная скорость автопоезда тягач-трейлер с гру­ зом по грунтовым дорогам составляет 8 1 2 , а по шоссе — до 25 км/ч.

Машины на пневмоколесном и автомобильном ходу с целью сохранения моторесурса можно транспортировать автомобилемтягачом на буксире. При этом транспортная скорость машин, имеющих жесткую подвеску (экскаваторы Э-302А, краны КС-5361, камнедробильные установки и др.), не должна превышать 25 км/ч во избежание повреждения от вибрации, а машин с системой амор­ тизации— 40 км/ч при наличии жесткой сцепки длиной до 4 м.

При перевозке машин и оборудования в кузове автомобиля или прицепа следует руководствоваться «Правилами дорожного дви­ жения», имея в виду, что грузы, превышающие по высоте 3,8 м (от дорожного покрытия) и по ширине 2,5 м либо выступающие за задний борт или платформу более, чем на 2 м, без письменного разрешения Госавтоннспекции и соответствующих знаков пере­ возить запрещается.

Особое внимание при транспортировке машин следует уделять проходу под линиями электропередач. Проход машин под линиями электропередач с напряжением более 500 в производится в при­ сутствии дежурного электрика или лица, ответственного за экс­ плуатацию линии.

При перевозке машин на расстояние свыше 300 км наиболее выгодным является железнодорожный транспорт. При этом сле­ дует руководствоваться «Техническими условиями погрузки и крепления грузов» 1967 года и учитывать повышение скорости движения железнодорожных составов до 100 км/ч. Перевозка воинских частей и грузов по железным дорогам определяется соот­ ветствующим Наставлением.

456


При подготовке к перевозке следует проверить соответствие габарита машины железнодорожному габариту группы Т и демон­ тировать с нее узлы, выступающие за габарит. Габарит подвиж­ ного состава группы Т (ГОСТ 9238—59) распространяется на все виды и типы подвижного состава н обеспечивает перевозку ма­ шин и грузов по всем железнодорожным магистралям.

На машину, закрепленную на платформе, при движении поезда действуют сила инерции, ветровая нагрузка и центробеж­ ная сила, возникающая при движении на кривых участках. Соче­ тание этих сил достигает очень больших величин и способно сбро­ сить машину с платформы, что может привести к крушению на железной дороге. Поэтому следующая задача состоит в том, что­ бы крепление машины соответствовало техническим условиям и было подтверждено расчетом. Ответственность за соблюдение тех­ нических условий погрузки и крепления возложена на грузоотпра­ вителя, а контроль осуществляют представители железной дороги.

Для перевозки машины или груза, не предусмотренных ТУ, грузоотправитель за 5 дней обязан представить железной дороге заявление, три экземпляра описания, чертежей или схем размеще­ ния груза, а также пояснительную записку с расчетами крепле­ ний и нагрузок.

Хранение машин организуется в случае, когда они поставлены на консервацию, выведены в резерв пли подготовлены к передаче в другую часть, т. е. хранению подлежат машины, не задейство­ ванные в производстве: сезонного использования либо излишест­ вующие для данной части.

Для хозрасчетных организаций (к ним относятся и военно­ строительные части) разрешение на консервацию машин дают советы министров автономных и союзных республик или Совет Министров Союза ССР. Это объясняется тем, что на машины, на­ ходящиеся на консервации, не начисляются амортизационные от­ числения ни на восстановление первоначальной стоимости, ни на капитальный ремонт. На эти машины также не распространяются директивные нормы выработки. Такое бездействие машин эконо­ мически не выгодно для народного хозяйства и поэтому допу­ скается в исключительных случаях.

В связи с этим в военно-строительных частях существует дру­ гая форма хранения — вывод машин в резерв, — при которой на машины, находящиеся в резерве, начисляются амортизационные отчисления на восстановление первоначальной стоимости, а отчис­ ления на капитальный ремонт не производятся и директивные нормы выработки не устанавливаются. Право вывода в резерв предоставлено начальникам главных управлений КС МО в тех случаях, когда машину невозможно использовать на данном объекте, а передавать другим организациям нецелесообразно.

Машины строевых частей СА ставятся на консервацию по при­ казу командира части, а снятие машин с консервации произво­ дится с разрешения командира соединения.

457


Хранению подлежат машины технически исправные, полностью укомплектованные и имеющие запас ресурсов не менее 400 часов. Хранение организуется на специально оборудованных площадках консервации. Вход на площадки командир подразделения разре­ шает машинистам, за которыми эти машины закреплены.

При подготовке к хранению выполняется техническое обслужи­ вание машины, с нее снимаются аккумуляторы, отдельные при­ боры, восстанавливаются участки с поврежденной окраской, а все неокрашенные поверхности смазываются консервационными смаз­ ками (техническим вазелином, пушечной смазкой ПВК и смаз­

кой СХК).

Машины, подлежащие хранению более трех месяцев, нельзя смазывать солидолами, так как в их структуре содержится 2 —3% воды, которая вызывает коррозию смазанных поверхностей. В каждый цилиндр двигателя заливается по 50—200 г обезвожен­

ного масла.

Ходовая часть гусеничных машин устанавливается на лежни или брусья, а колесных вывешивается на козлах, чтобы исклю­ чить контакт с грунтом и разгрузить рессоры. Покрышки при этом окрашиваются в белый цвет для защиты от ультрафиолетовых лучей, вызывающих разрушение резины. Давление в шинах сни­ жается на 50%, натяжение гусениц, цепей и других элементов ослабляется.

Снятые с машины приборы электрооборудования и измеритель­ ные приборы очищаются, промываются, смазываются и хранятся в отдельном ящике в отапливаемом помещении.

Машина опломбировывается п сдается под охрану. Два раза в год производится ее обслуживание на площадке консервации.

Планирование использования машин производится исходя из выполнения заданных уровней механизации этих работ, пз уста­ новленных директивных норм выработки п обеспечения работо­ способности машин.

Сели спланировать работу машины таким образом, что она каждую смену в течение планируемого периода будет работать на производстве, то эта машина через некоторое время выйдет из строя и неисправности ее могут потребовать капитального ремонта или списания машины. Такое «планирование» на практике полу­ чило название работа машин на износ. Стоимость списанных ма­ шин ложится на убытки части.

Нельзя признать правильным и планирование, когда маши­ на одну смену работает, а другую стоит на обслуживании или в ремонте. Такая машина, оставаясь технически исправной, будет в течение года использоваться явно недостаточно. Себестоимость одной машино-смены будет очень высокой, а эффективность меха­ низации — низкой.

Отсюда следует, что планирование использования машин должно обеспечить выполнение планов строительно-монтажных

4 5 8