Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ки 6 , 9, 10, битумного котла 3 емкостью 50 л, мешалки 4, системы обогрева и системы розлива битума 7.

Заливка битума в котел осуществляется через верхнюю гор­ ловину, снабженную ситом. Через горловину проходит вертикаль­

ный вал ручного привода 1, 12 мешалки.

Котел снабжен термо­

 

 

метром. Система обогрева со­

 

 

стоит

из бачка

для

кероси­

 

 

на 1 1 ,

 

внутри которого смон­

 

 

тирован воздушный насос, и

 

 

горелки. От нее продукты сго­

 

 

рания направляются в полость

 

 

между котлом и кожухом 2 .

 

 

Розлив

 

битума

произвадится

 

 

самотеком

через

сопло 7.

 

 

Перекрытие

битума

осущест­

 

 

вляется

шиберной

заслонкой,

 

 

управляемой рукояткой 8 , а

 

 

регулировка подачи — конус­

 

 

ной иглой, перемещаемой ме­

Рис. 27-9. Заливщик швов

ДС-501

ханизмом 13.

 

 

 

 

Для

движения

заливщика

(Д-344), вид сбоку

 

 

 

вдоль

 

шва

служит

направ­

ляющий ролик 5, подъем и опускание которого производится меха­ низмом 14.

Распределители пленкообразующих жидкостей предназначены для нанесения на покрытие материалов с заданной нормой роз­ лива. В распределителе, работающем с комплектами машин на р'ельсовом ходу, использована насосная система нагнетания и рас­ пыления водобитумной эмульсии.

Такая машина представляет собой самоходную четырехколес­ ную платформу, перемещающуюся по рельсформам. На плат­ форме смонтировано оборудование для хранения, подготовки и распределения битумной эмульсии и известкового раствора, со­ стоящее из баков для хранения эмульсии и известкового раствора, расходных баков эмульсии и раствора, распылительного устрой­ ства, оборудования для промывки систем. Привод механизмов передвижения всех машин, распылительного устройства и насо­ сов систем осуществляется от отдельных электродвигателей, питаемых от электростанции ПЭС-15А/М.

Машина может собираться для работы на колее 3,50; 3,75; 7,00 п 7,50 м. Нагрев битумной эмульсии производится в расходном баке с помощью трубчатых электронагревателей.

Распределение эмульсии и раствора осуществляется распыли­ тельным устройством, представляющим собой вертикальную трубу с вентилем и форсункой. Камера распыления сверху и с боков закрыта кожухом. Труба и кожух закреплены на каретке, кото­ рая по направляющим с помощью цепи совершает возвратно­

448


поступательное движение поперек обрабатываемой полосы. Ма­ териалы к трубе подаются по гибким шлангам. Управление маши­ ной производится с пульта.

Норма розлива в пределах 0,2—0,7 л/м2 регулируется прикры­

тием вентилей. Рабочая скорость движения машины

состав­

ляет 1,5, транспортная — 20,7 м/мин\ производительность

дости­

гает 200 пог. м/'смену при ширине полосы 7 м.

 

§ 27-6. Гусеничный бетоноукладчик со скользящими формами

Гусеничный бетоноукладчик ДС-513 со скользящими формами представляет собой самоходную машину. Необходимым условием эффективного применения этих машин является ровность и плот­

ность основания и базовых доро­

 

жек, высокое качество и беспере­

 

бойная

подача

бетонной

смеси

 

с осадкой конуса 3—4 см.

бетоно­

 

Основными

частями

 

 

укладчика (рис.

27-10) являются:

 

ходовое оборудование 4, сколь­

 

зящие формы 2, два портала 5,

 

рама рабочих органов 1 ; рабо­

 

чие органы: шнековый распреде­

 

литель

9,

два

передних

глубин­

 

ных вибратора, два уплотняющих

 

вибробруса

6 ,

выглаживающий

 

брус 7, механизм для устрой­

 

ства продольного шва; дизель-

 

электрический агрегат, электри­

 

ческое и гидравлическое обору­

 

дование

1 0 ,

силовая

передача,

 

системы управления 8 и автома­

 

тики, вспомогательные устрой­

 

ства и оборудование.

крепятся

 

Скользящие

формы

 

к рамам гусеничных тележек и

р ис 27-10. Гусеничный бетоноуклад-

являются

подвижной опалубкой.

чик ДС-513

С помощью ручных домкратов 3

 

расстояние между формами, а также их высотное положение мо­ жет изменяться. Это обеспечивает изменение ширины укладывае­ мой полосы в пределах 7,0—7,5 м, а также выезд машины из уло­ женной полосы.

К передним концам рам гусеничных тележек прикреплена по­ перечная балка с четырьмя роликами для упора в задние колеса автосамосвалов при разгрузке смеси на ходу.

Каждая гусеничная тележка имеет самостоятельный гидрав­ лический привод (рис. 27-11), состоящий из насоса переменной производительности 1 0 , приводимого в действие электродвигате­

29 Строительные машины

449



лем, и высокомоментного гпдродвигателя 7, от которого крутящий момент через бортовой редуктор 8 и цепные передачи 9 передается на ведущее колесо гусеничной ленты. Раздельное управление гусе­ ничными лентами обеспечивает маневр машины. На каждую гусе­ ничную тележку опираются два портала, в трубчатые направляю­ щие которых входят вертикальные штанги рамы рабочих органов. Опнрание рамы на портал осуществляется с помощью четырех винтовых домкратов 1 2 , приводимых в действие попарно от элек­ тродвигателей 14 через редукторы 13.

2

Рис. 27-11. Схема бетоноукладчика ДС-513

Домкраты дают возможность изменять наклон рамы относи­ тельно гусениц, обеспечивая необходимый поперечный уклон по­ крытия независимо от взаимного положения гусениц. Максималь­ ное превышение гусениц составляет 300 мм.

Бетонная смесь, выгруженная из самосвалов, распределяется шнековым распределителем 1 (рис. 27-11) между скользящей опа­ лубкой. Правая и левая части шнека имеют независимый привод от электродвигателей. Подвеска шнека — параллелограммная; подъем и опускание осуществляются гидроцилиндром. Впереди шнека располагается дозирующий отвал, а сзади — профилирую­ щая заслонка. При укладке полосы шириной 7,5 м шнек нара­ щивается.

В передней части опалубки крепятся два глубинных вибрато­ ра 2 , воздействующих на смесь непосредственно у краев полосы. Уплотнение всей укладываемой полосы производится уплотняю­ щими вибробрусьямн 3 и 4. Брус 3 впереди несет отвал бульдо­ зерного типа, обеспечивающий планировку покрытия. На вибро­

450

брусьях установлены механические вибраторы, приводимые в дей­ ствие от электродвигателей через клиноременные передачи. Подъем и опускание каждого бруса производится ручными винто­ выми домкратами.

На задней балке рамы монтируются нарезчик продольного шва 5 и выглаживающий брус 6 .

Нарезчик представляет собой вибрирующий сошник, на кото­ ром установлена катушка с лентой изола (изолирующего мате­ риала), закладываемой в шов при его нарезкет

Выглаживаемый брус имеет параллелограммную подвеску. Подъем и опускание его осуществляется винтовыми домкратами вручную. Впереди бруса располагается вибродоска с механиче­ скими вибраторами. Подвеска бруса обеспечивает его поперечные качания с помощью крпвршипно-шатунного механизма, приводи­ мого в действие от электродвигателя.

Вибробрус 3 при смене

профиля покрытия заменяется, а

брусья 4 и 6 , состоящие из

двух секций, соединенных горизон­

тальными продольными шарнирами, настраиваются поворотом от­ носительно этих шарниров.

Для улучшения отделки поверхности за машиной на тросах переменной длины буксируется плавающий пассивный брус.

Гусеничный бетоноукладчик оборудован дизель-электрической установкой 1 1 и системой автоматики, обеспечивающей выдержи­ вание курса, заданного натянутой проволокой, и стабилизацию поперечного уклона в соответствии с настройкой потенциометриче­ ского маятникового датчика. Описание принципа работы системы изложено в гл. 13, 14 и 25.

При строительстве струнобетонных покрытий с предварительно напряженной арматурой применяются оборудование для перемотки проволоки с заводских бухт на катушки струнораскладочной ма­ шины, струнораскладочная машина и оборудование для натяже­ ния высокопрочной проволоки.

В состав перемоточного оборудования входят перемоточный станок, счетчик перематываемой проволоки, виброочиститель и ра­ ма с шестью бухтодержателями.

Перемоточный станок имеет раму, стенд для закрепления обойм из шести катушек, раскладочное устройство и привод. Обоймы катушек, установленные на стенде, получают вращение от привода и при закреплении на них концов проволоки производят ее перемотку с бухт. Раскладочное устройство челночного типа обеспечивает послойную укладку проволоки на катушке.

Внброочиститель состоит из ящика с песком, опирающегося через резиновые прокладки на раму. К днищу ящика прикреплен вибратор. Проволока при протягивании очищается песком, а ви­ брация улучшает очистку.

Бухтодержатель представляет собой вертушку с вертикальной осью, снабженную регулируемым тормозом. На вертушку уклады­

2Q*

451


вается бухта проволоки, конец которой протягивается через виброочиститель и счетчик и закрепляется на катушке перемоточ­

ного станка.

Струнораскладочная машина предназначена для раскладки продольной арматуры на захватки длиной 500—1000 м и шири­ ной 7 м. Максимальное количество одновременно раскладываемых струн 60 ( 1 0 обойм по 6 катушек).

Машина выполнена в виде самоходной тележки на рельсовом ходу со сменными катками. На раме тележки установлены ди­ зельный двигатель, трансмиссия, систем-a управления, оборудова­ ние для раскладки проволоки и гидросистема для перестановки машины на следующую полосу раскладки.

Оборудование для раскладки проволоки включает кронштейны для навески обойм катушек, отклоняющие валки, распределитель­ ные гребенки и прижимные устройства,* обеспечивающие размотку проволок с небольшим натягом_ и распределение ее по основанию.

Оборудование для натяжения проволоки обычно состоит из насосной станции, гидродомкратов и инвентарной оснастки, вклю­ чающей накладные рамы, внутри которых гидродомкратами пере­ мещается анкерная балка с захватами для струн. Тяговое усилие домкратов составляет 80 мн, что обеспечивает возможность одно­ временного натяжения 20—30 струн на полосе шириной 0,5 м.

Перестановка натяжной станции с полосы на полосу произ­ водится вручную.

При эксплуатации комплексов бетоноукладочных машин необ­ ходимо соблюдать общие правила техники безопасности, электро­ безопасности, работы на внброустройствах (см. гл. 26) и требова­ ния к работам с битумными материалами (см. гл. 25).

Раздел VIII

ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА МАШИН, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Глава 28

О Б Щ И Е П О Л О Ж Е Н И Я П О Э К С П Л У А Т А Ц И И М А Ш И Н

Эксплуатацией машин, применяемых на строительстве, назы­ вается рациональное и высокопроизводительное использование их в производственном процессе, а также совокупность научно-техни­ ческих мероприятий, направленных на поддержание машин в тех­ нически исправном состоянии, повышение надежности и эффек­ тивности машинного парка.

Эксплуатация машин включает следующие основные меро­ приятия:

приемку и ввод в строй машин, прибывших на укомплекто­ вание части;

подготовку кадров.машинистов и водителей;

транспортирование машин;

хранение (консервацию) неиспользуемых машин и автомо­

билей;

планирование использования машин с учетом их техниче­ ских возможностей и режимов работы;

обеспечение надежности машин в интересах комплексной механизации военно-строительных работ;

техническое обслуживание и текущий ремонт машин по системе планово-предупредительного ремонта (ППР);

организацию парков и парковой службы в частях;

материально-техническое обеспечение работы машин;

разработку положений и инструкций, обеспечивающих без­ опасность и охрану труда личного состава при работе с маши­ нами;

технико-экономический анализ использования машин и эффективности капиталовложений на их эксплуатацию;

453