работ с выделением научно обоснованного времени на периодиче ское обслуживание машины и устранение отдельных неисправ ностей в течение календарного времени.
Распределение календарного времени эксплуатации машины на время, когда машина выполняет свои функции и совершает ра боту, на время, которое затрачивается на подготовку машины к выполнению своих функций, ее наладку и на время простоя по различным причинам называется эксплуатационным режимом
работы машины. |
Он определяет время чистой (производитель |
ной) работы машины. |
|
|
|
|
то |
Если за календарное время принята продолжительность смены, |
режим носит |
название сменного, |
если |
сутки,.---то суточного, |
если год, — то годового. |
|
|
|
|
|
Из определения имеем |
|
|
|
|
|
|
fp =■ *кал — |
|
р. |
|
( 2 8 - 1 ) |
где |
t? — время |
чистой работы машины, |
когда машина |
выдает |
|
продукцию; |
|
|
|
|
|
4 ал — календарное время; |
|
на |
ежесменное обслужи |
|
tT — время |
смены, затрачиваемое |
|
вание, устранение мелких неисправностей, замену ра |
|
бочего |
оборудования, передвижение на рабочем месте |
|
и другие, работы, т. е. на перерыв в работе по техни |
|
ческим и технологическим причинам; |
(отсут |
|
tn]) — время |
простоя машины |
по |
организационным |
|
ствие подъезда, электроэнергии пли других машин |
|
комплекса, невыход на работу |
машинистов и пр.) и |
|
метеорологическим (дожди, сильный ветер, низкая тем |
|
пература и т. п.) причинам. |
|
|
|
|
Сменный режим работы |
|
|
|
|
|
|
Фсм = *см - |
- |
*пр. |
|
( 2 8 - 2 ) |
Статистическая обработка многочисленных данных работы машин за смену (табл. 28-1) показывает, что чем сложнее маши на, тем меньше ее режим работы; он также снижается, если ма шина связана технологически с другими машинами (например, экскаватор-самосвалы).
Годовой режим работы определяет количество смен в году, которые может отработать машина:
^ г о д — \Дк — ( Д п р Н~ Дм " Г Диер + Д о р г + Др Г ^ р ) ] псы< ( 2 8 - 3 )
где Д к — количество календарных дней в году; Дпр — количество выходных и праздничных дней;
Д ы— количество дней простоя из-за климатических усло вий (мерзлый грунт, ветры, распутица и др.), опреде ляется по климатологическому справочнику;
Дпер — количество дней в году, затрачиваемых на перевозку машин с объекта на объект;
Дорт — количество дней простоя машин по организационным
причинам, |
равное 8 — 1 2 |
дням;' |
Д р — количество дней, используемых на техническое обслу |
живание и ремонт; |
|
dp — количество |
дней, затрачиваемых на доставку машин |
на ремонтный завод и обратно; |
пси — количество смен работы в сутки. |
Из формулы следует вероятностный характер годового режима, |
который определяется |
случайными |
величинами Д а, Д 0рГ, Д пср |
и возможным совпадением этих дней с выходными днями. Однако в первом приближении Фгод позволяет рассчитать количество смен работы в году (планировать вероятную выработку) и необхо димое количество дней для поддержания машин в работоспособ ном состоянии.
Т а б л и ц а 28-1
Сменные режимы работы машин Режимы работы машин
|
|
Экскаваторы |
Экскаваторы |
|
Элементы затрат времени |
при |
работе |
при работе |
|
в транс |
|
t |
в отвал |
|
|
порт |
|
|
Одна Две |
-Одна Две |
|
|
смена смены |
смена смены |
Краны башен ные в одну смену
>> |
|
С- 3 |
“ 3 S |
- |
£ х |
га О. S |
Гб щ |
SOU |
5.S a |
| з § |
О - |
1 |
5.8 |
c l5 ' 0 |
СТО ес |
v |
s a |
Продолжительность смены |
7,0 |
14,0 |
7,0 |
14,0 |
7,0 |
7,0 |
14,0 |
Затраты |
по техническим и |
0,8 |
2,0 |
0,8 |
, 0 |
0,7 |
0,6 |
1.6 |
технологическим |
причинам |
|
L |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Потери |
по |
организацион |
0,5 |
1,0 |
— |
— |
1,4 |
1,4 |
0,8 |
ным и метеорологическим при |
|
|
|
|
|
|
|
чинам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время чистой |
работы |
5,7 |
11,0 |
6,2 |
12,0 |
4,9 |
6,0 |
11,6 |
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
Комплексная механизация и обеспечение надежности машин
представляет собой сложную и далеко не разработанную пробле му. Если работают одна-две машины, с которыми занято не сколько строителей, то при неисправности или отказе одной из них задерживается работа ограниченного числа работающих, которых можно переставить на другую работу. Интересы производства страдают, но не столь существенно. Другое дело, когда работы ведутся комплексно-механизированным способом и производствен ный процесс одновременно выполняет 50—100 различных машин.
Под к о м п л е к с н о й м е х а н и з а ц и е й понимают согласо ванное по технологии и рассчитанное по производительности прн-
менение группы машин различного назначения для выполнения производственного процесса, исключающее ручной труд. Такая группа машин называется к о м п л е к с о м . При этом назначается ведущая машина, а по ней рассчитывается весь комплекс.
Здесь необходимо указать, что при разработке стандартов или типоразмерных рядов на машины их возможности, в том числе и производительность, согласуются с возможностями других машин, участвующих в комплексе.
Пусть, например, требуется обеспечить комплексную механи зацию со сменным заданием V м3 по отрывке котлована и транс портирования грунта для возведения насыпи автомобильной до роги. На земляных работах ведущей машиной обычно принимают экскаватор или бульдозер.
Технологическая цепь производственного процесса будет сле дующей: отрывка котлована с планировкой его—погрузка и транс портирование грунта в насыпь—разравнивание грунта—уплотне ние насыпи—планировка насыпи—устройство корыта.
Принимая за ведущую машину экскаватор, определяем коли чество экскаваторов для выполнения сменного задания:
при этом |
|
ЫЭП3 > V. |
(28-4) |
Количество бульдозеров для окучивания грунта и грубой пла нировки в котловане будет равно
|
а |
д |
а |
д |
• |
|
|
|
|
|
я б |
|
Количество |
автосамосвалов |
для транспортирования |
грунта |
|
л, |
а |
д |
• |
|
|
|
а _ |
|
я а |
|
Количество |
бульдозеров |
для |
разравнивания грунта |
в насыпи |
|
|
|
|
М,/7а |
|
|
|
бн |
|
а д |
• |
|
Количество катков и автогрейдеров рассчитываются анало
гично: |
' |
|
|
|
Л/„ = |
Пк |
; К = ^ э/7э |
|
|
Яг |
Тогда выражением комплексной механизации данного процесса будет формула
|
Л'ЭЯЭ= |
;V6 /76 = JVa/7a = iV6 нЯ б н = Л'КЯК= а д , (28-4а) |
где |
Я „ /7в1 |
/7а, /7бп, Пк— сменная производительность соот |
ветственно экскаваторов, бульдозеров на планировке, автомоби лей-самосвалов, бульдозеров на разравнивании и т. д.
Уравнение комплексной механизации технологического про цесса, состоящего из /-операций, примет вид
iV j/7Ь= Ы2Пг— /V3/7 3 = |
.. . = |
Л 7/ 7 г. |
(28-5) |
Из формулы следуёт, что если вышла из строя одна машина, |
то она остановит следующие за ней |
по |
технологической |
цепи |
исправные машины, что приведет к |
нарушению ритма |
всего |
комплекса. Поэтому при комплексно-механизированных работах требования к надежной работе каждой машины существенно воз растают, а с другой стороны для выполнения поставленной зада чи— сменного задания — необходим резерв машин. Например, при работе экскаватора с самосвалами количество последних при нимается примерно на 1 0 % больше расчетного.
Материально-техническое обеспечение является сложной зада чей, которая во многом определяет , успех работы машин. Оно включает такие вопросы, как расчет и планирование запасных частей и эксплуатационных материалов, хранение и доставку их к машинам. Современная машина имеет до 3500 деталей различ ных наименований, по достаточно выйти из строя только одной детали — и машина перестает работать, поэтому обеспечение всех машин запасными частями представляет определенную трудность.
Обеспечение работы машин требует знания эксплуатационных материалов: горючего, масел, смазок и специальных жидкостей для заправки систем охлаждения, гидропривода и тормозных систем. Снабжение топливом или смазочными материалами, не предусмотренными ТУ, не позволит эксплуатировать машину или может вывести ее из строя.
Для машин установлено пять категорий технического состоя
ния: |
|
обкатку и |
находящиеся на |
— первая — машины, прошедшие |
складах (в консервации); |
|
|
|
пригодные |
— вторая — все технически исправные машины, |
к эксплуатации, независимо от количества отработанных часов; |
— третья — машины, по |
своему |
состоянию |
требующие сред |
него ремонта; |
подлежащие капитальному |
ремонту;' |
— четвертая — машины, |
— пятая категория представляет |
машины, |
по своему техни |
ческому состоянию не подлежащие капитальному ремонту и тре бующие списания.