Файл: Смирнов, В. И. Строительные машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

туру окружающего воздуха, а после подключения источника тепло­ снабжения нагревается до температуры 5—20° С и запускается в работу.

Подготовка машин при низких температурах осуществляется различными способами, которые по теплоносителю подразделяются на подогрев машин водой и паром, горячим воздухом, тепловыми электронагревателями (ТЭН), инфракрасным излучением. .

Подогрев машин водой и паром известен давно. Горячая вода и пар из котельной подаются по трубам на площадки стоянки ма­ шин к раздаточным колонкам, откуда с помощью шлангов посту­ пают в систему охлаждения двигателя. Остывшая вода или кон­ денсат пара по магистралям возвращаются в котельную. Недо­ статками этого способа являются большой расход воды и пара, невозможность разогрева узлов, не имеющих водяных или паро­ вых рубашек, сравнительная сложность инженерных сетей и обра­ зование наледей в парках. Поэтому такой способ находит при­

менение при наличии дешевой горячей воды

или излишков пара

и там, где другие способы применить невозможно.

Для запуска двигателей этим способом в

полевых условиях

применяются водомаслогрейки ВМГ-40-51 емкостью 1250 л. Для разогрева двигателя при температуре наружного воздуха —25е С требуется пропустить через систему охлаждения два-три объема системы. Для двигателя Д-108, например, это составляет 200— 300 л воды при температуре 90° С.

Подогрев горячим воздухом получил широкое распространение в последнее десятилетие.

Воздух подогревается в калориферах 29, инжекторных нагре­ вателях или в специальных тепловентиляционных установках до температуры 120—140° С и с помощью вентиляторов подается по коробчатому воздуховоду или трубе диаметром 400—500 мм с на­ ружной теплоизоляцией, проложенной вдоль стоянки машин.

От воздуховода горячий воздух при температуре 70—80°С по­ дается под агрегаты машины, которые сверху закрываются бре­ зентом или чехлом. При достижении заданной температуры агре­ гата термореле автоматически выключает калорифер и вентиля­ тор, а при снижении температуры до минимальной подача горя­ чего воздуха вновь продолжается.

Расход горячего воздуха, необходимого на разогрев одного автомобиля, составляет 300—350 м3/ч при температуре наружного воздуха —30—35° С. Этот способ хорошо зарекомендовал себя на стройках Якутии, Забайкалья и успешно применяется в средней полосе. В последнее время освоен выпуск передвижных воздухо­ подогревательных установок ТВУ-3, обеспечивающих в течение 40—60 мин запуск одновременно 40 автомобилей-самосвалов.

Такие установки могут быть использованы для запуска машин во временных и полевых парках.

Подогрев машин электрическим током основан на работе теп­ ловых электрических приборов. Такие приборы представляют со­

478


бой асбоглинистые плитки или цилиндры с вмонтированными в них спиралями омического сопротивления, находящимися в кварцевом песке. Приборы на резьбе крепятся к картерам двигателей, кор­ пусам редукторов, мостов, балансиров или баку гидросистемы, при этом должна быть обеспечена надежная изоляция (ТЭН и про­ водов) от массы машины. При включении электрической цепи ТЭН нагревается и отдает тепло обогреваемому узлу. Напряжение в се­ тях принимается 12, 24, 36, 127, 220 и 380 в; чем оно больше, тем меньше габариты ТЭН при той же мощности.

Для подогрева масла в дизелях Д-108, ЯМЗ-236 требуется ТЭН мощностью 1,5—2,0 кет, для подогрева жидкости в системе охлаж­ дения тех же двигателей мощность ТЭН составляет 0,4—0,6 кет.

Применяя электронагреватели, следует помнить об электро­ опасности. Если напряжение превышает 36 в, то масса должна иметь надежное заземление.

Недостатками этого способа являются: конструктивное изме­ нение в устройстве узла, сложность установки подогревателя и необходимость прокладки электрических сетей на местах стоянки машин.

Этот способ применяется для запуска одиночных машин, рабо­ тающих вблизи электросетей, в полевых парках, где есть электро­ энергия, и в постоянных парках.

Подогрев машин инфракрасным излучением осуществляется с помощью специальных радиационных горелок ГИИВ-1, ГИИВ-2, «Звездочка» и других, работающих на сжиженном или природном газе. Горелки типа ГИИВ-1 устанавливаются непосредственно под теплообменниками (бачками), включенными в системы охлажде­ ния, смазки или гидросистему. Для разогрева агрегатов машины горелки излучения могут устанавливаться непосредственно под ними на удалении 50—70 мм. Основным элементом горелки яв­ ляется излучатель, представляющий собой керамические плитки размером 65X45X15 мм с большим количеством сквозных отвер­ стий диаметром 0 ,8 1 , 2 мм.

От газовой станции или цистерны АЦЖГ-4-164 вдоль стоянки машин прокладываются газовые трубы, к которым с помощью резиновых шлангов подключаются горелки, закрепленные на теплообменниках (бачках) или штативах.

Плитки после 40—50 сек нагрева излучают инфракрасные лучи длиной 7—20 мкм, направляемые на детали и узлы, подлежащие первоочередному нагреву. Завод «Газприборавтоматика» (Кали­ нинград) выпускает передвижные установки с газовыми балло­ нами емкостью 55 л и горелками, которые могут успешно про­ изводить как межсменный, так и предпусковой разогрев одиноч­ ных машин в полевом парке.

Исследования показывают, что при температуре —25° С с по­ мощью передвижной установки с тремя горелками (звездочка, ГИИВ-1 и ГИИВ-2 теплопроизводительностью соответственно 2500,

479



3500 п 4500 ккал/ч) в течение 30—35 мин подготавливаются к ра­ боте экскаватор Э-652 или автогрейдер Д-512.

Недостатками горелок инфракрасного излучения являются не­ обходимость защиты теплового потока от ветра, что достигается различными экранами, и использование взрывоопасного и ядови­ того сжиженного газа.

В парке (рис. 29-4) оборудуются туалеты 18, места отдыха 7, котельная 4 и трансформаторная 22.

Парковая служба и внутренний порядок в парке организуются в соответствии с требованиями «Устава внутренней службы» и «Наставлением по автотракторной службе Вооруженных Сил Союза ССР».

Общая площадь парка ориентировочно может быть определена

как

(29-2)

FH= K„M,

где Fn — площадь парка, ж2;

М — количество машин, базирующихся на парк;

Кп— коэффициент

площади, приходящейся

на одну маши­

ну, м2/маш., равный 120—170 для постоянных парков,

150—280 для

временных и 250—350 для

полевых.

§ 29-4. Подвижные эксплуатационно-ремонтные средства

Подвижные эксплуатационно-ремонтные средства представляют собой смонтированное на подвижном составе оборудование для чистки и мойки, заправки и смазки, проверки и регулировки ма­ шин, а также технологическую оснастку для производства сва­ рочно-наплавочных, станочных, разборочно-сборонных, электро­ технических, подъемно-транспортных и других работ.

В качестве подвижного состава используются автомобили и прицепы, трелевочные тракторы или гусеничные тягачи, а также железнодорожные вагоны и платформы. Главное преимущество подвижных средств состоит в том, что бригады специалистов мо­ гут направляться к месту работы обслуживаемых машин, устранять неисправности и производить ремонт без затрат на транспортиро­ вание тяжелых машин в парк. Наиболее мобильными из подвиж­ ных средств являются средства, смонтированные на шасси авто­ мобилей высокой проходимости (ЗИЛ-131, Урал-375), а наиболее экономичными — прицепные средства, созданные на одноосных и двухосных прицепах.

По назначению эксплуатационно-ремонтные средства можно разделить на:

заправочные;

диагностические;

технического обслуживания;

ремонтные;

монтажные.

480


З а п р а в о ч н ы е с р е д с т в а предназначены для транспорти­ рования горючего и ГСМ, для заправки машин топливом, смазоч­ ными материалами, водой и спецжидкостями. В полевых парках эти средства используются для развертывания складов и запра­ вочных ГСМ. Их можно использовать на пунктах специальной обработки.

К заправочным средствам относятся топливоцистерны, цистер­ ны сжиженного газа, бензо- и топливозаправщики, водомаслозаправщики, маслозаправочные станции. Отличие топливоцистерн от топливозаправщиков заключается в том, что последние имеют собственные насосы и насосные системы, позволяющие наполнять и перекачивать топливо в другие резервуары.

При использовании заправочных средств следует специализи­ ровать их по виду топлива, не допуская, например, наполнения емкости из-под дизельного топлива бензином, так как в этом слу­ чае качества последнего значительно ухудшаются.

Д и а г н о с т и ч е с к и е с р е д с т в а предназначены

для опре­

деления технического состояния машин с помощью

приборов.

Передвижные станции диагностики, разработанные научно-иссле­ довательским технологическим институтом (ГОСНИТИ) для определения технического состояния тракторов, используются для диагностики строительных машин и позволяют существенно со­ кратить трудозатраты на разборочно-сборочные работы, проведе­ ние которых в полевых условиях крайне нежелательно.

С р е д с т в а т е х н и ч е с к о г о о б с л у ж и в а н и я предназ­ начены для -выполнения работ технического обслуживания раз­ личных машин. В настоящее время в эксплуатации находятся различные мастерские: МТО-АТ — для технического обслужива­ ния автомобилей, МТО-ЭТ — для экскаваторов и машин, смонти­

рованных на гусеничных

тракторах,

 

МТО-БК — для

башенных

кранов и МТО-СМ — для

технического

обслуживания

стационар­

ных строительных машин.

 

на четыре группы:

Оборудование мастерских делится

выносное, которое транспортируется в машине, а при раз­ вертывании мастерских выносится из кузова;

невыносное, смонтированное в кузове;

набор комплектов инструментов специалистов технического обслуживания;

подъемно-транспортное оборудование для снятия с обслу­ живаемых машин неисправных деталей и узлов.

В полевых парках с помощью этих средств развертываются пункты мойки и технического обслуживания машин. Размещение основного оборудования в мастерской технического обслуживания представлено на рис. 29-5.

П о д в и ж н ы е р е м о н т н ы е с р е д с т в а предназначены для устранения неисправностей и проведения ремонта машин на местах работы. Наличие станочного и сварочного оборудования

31 Строительные машины

481