Файл: Свайные работы [учебное пособие]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бы возобновить работу молота, приходится поднимать ударную часть молота для закрепления кошки с траверсой, после чего резким рывком за веревку, укрепленную на рычаге сброса, освобождают цилиндр с кошки, он падает, и в это время поступает горючее.

Более эффективно дизельные молоты используют при погруже­ нии свай в полутвердые и тугопластичные глинистые грунты с кон­ систенцией В= 0,1-ь0,4.

Штанговые дизельные молоты имеют воздушное охлаждение и в жаркую безветренную погоду могут работать до перегрева при температуре наружного воздуха +25° С в течение 60 мин. После этого необходимо делать перерывы на 20—30 мин или обдувать пор­ шень сжатым воздухом, подаваемым от малогабаритного компрес­ сора типа 0-16, который устанавливают на раме копра, а шланг подвешивают на мачте.

Дизельные молоты с подвижными штангами по принципу дейст­ вия не отличаются от молотов с неподвижными штангами. Они предназначены для забивки деревянных свай и шпунта.

Штанговый дизельный молот со свободным падением ударной части (рис.3.4) состоит из неподвижной части, устанавливаемой на свае, и подвижной — цилинд­ ра 1. Последний служит ударной частью молота, который перемещается по на­ правляющим неподвижным штангам 2.

В неподвижной части размещен поршневой блок 3, топливный насос 4, авто­ матически подающий горючее к форсунке поршня и в топливный резервуар 5, находящийся в основании блока.

С задней стороны блока расположены два кронштейна с направляющими лапками, предназначенными для перемещения молота в направляющих мачты копра. К низу основания блока крепится наголовник в виде стальной коробки.

Шарнирное прикрепление наголовника к

дизель-молоту

обеспечивает заводку

сваи в наголовник, ее подъем и установку

в вертикальное

положение.

В верхней части молота имеется траверса 6 с оголовником 7 и захватом 8 с рычагом, к концу которого прикрепляют веревку. С помощью ее рабочий, пово­ рачивая рычаг, освобождает захват от сцепления с цилиндром, находящимся в крайнем верхнем положении, и цилиндр падает. Верхнее положение цилиндр занимает после подъема его лебедкой копра и опускания на захват, с которым

он сцепляется автоматически.

Процесс работы дизель-молота осуществляется следующим образом. В мо­ мент падения цилиндра на неподвижную часть молота воздух, заключенный в ка­ мере сгорания между дном цилиндра и головкой поршня, сжимается. Когда это сжатие становится максимальным, падающий цилиндр толкает рычаг топливного насоса, который подает порцию горючего в камеру сгорания. Под действием вы­ сокой температуры воздуха, развивающейся после сжатия, горючее воспламеня­ ется, образуя газы, подбрасывающие цилиндр вверх и одновременно толкающие поршень, усиливая этим удар падающего цилиндра. Удар передается свае через пяту сферического шарнира четырьмя выступами в нижней части цилиндра.

‘ Штанговый дизель-молот с ударной частью массой в 1200— 1800 кз используют для забивки свай сечением 30X30 см и длиной 6—8 м. Его можно применять и как сваевыдергиватель, но в этом случае требуется высокая степень сжатия, исключающая соприка­ сание ударной части с наголовником.

Для извлечения сваи штанга через основание поршня закрепля­ ется за сваю. Под действием сжатого воздуха и рабочих газов ци­ линдр затормаживается и подбрасывается вверх, «ударяя» по тра­ версе.

62


Для проведения испытания свай динамическим способом энер­ гию удара штангового дизель-молота Е определяют по формуле

Е — QH — £ сж,

(3.3)

где Q — масса ударной части дизель-молота, работающего без по­ дачи топлива в камеру сгорания, кг; Н — фактическая высота паде­ ния ударной части молота, работающего без подачи топлива в ка­

меру сгорания, см\ Ест — энергия сжатия воздуха в цилиндре при холодном ударе.

Так как без подачи топлива энергия сжатого воздуха в цилиндре после удара почти полностью передается ударной части молота, то происходят затухающие отскоки его. По величине первого отскока при ударе h определяют энергию сжатия, которая равна

Есш = Qh-

Т р у б ч а т ы е д и з е л ь - м о л о т ы имеют ряд преимуществ по сравнению со штанговыми. При одинаковом весе энергия удара та­ кого молота в 2—3 раза больше, чем у штангового. Это объясняется

63

Рис. 3.5. Трубчатый дизель-молот:

а — устройство молота; б — схема работы

тем, что высота подъема ударной части значительно большая, а так­ же тем, что топливо сгорает после удара, который усиливается взры­ вом газов, образующихся в камере сгорания.

Трубчатый молот (рис. 3.5) состоит из следующих основных частей: рабоче­ го цилиндра 1, направляющих цилиндра 2 и поршня 3, который является удар­ ной частью. В рабочий цилиндр снизу вставлен свободно шабот 4, имеющий ци­ линдрическую форму, который может перемещаться вдоль рабочего цилиндра (поэтому при нанесении поршнем ударов по шаботу они не передаются цилиндру). В нижней части шабота ввинчен штырь, фиксирующий расположение молота по оси сваи. В верхней части шабота имеется сферическое углубление, размеры ко­ торого соответствуют размерам бойка поршня. В это углубление поступает топ­ ливо, подаваемое насосом. Топливный насос 5 смонтирован на рабочем цилиндре между выхлопными патрубками 7 и соединен с резервуаром для топлива 6 топ- * ливопроводом. На шаботе и поршне установлены .компрессионные кольца.

Для подъема по направляющим мачты копра и запуска дизель-молота при

сбрасывании его

служит

пусковое устройство — кошка 8,

а на боковой поверх­

ности цилиндра

имеются

продольная прорезь, в которую

входит рычаг кошки

для поднятия поршня, упоры для подъема всего молота кошкой 10, сбрасывающий упор для удержания рычага кошки при сбрасывании поршня 9 и подъемные крю­ ки для присоединения троса при подъеме всего молота лебедкой копра 12.

Молот перемещается по мачте копра по направляющим лапам, к которым прикреплены захваты 11, заходящие за полки швеллеров направляющих мачт.

64


Поршень, шабот, наголовник и свая под влиянием удара движутся вниз, а направляющий цилиндр отстает от них и задерживается на мачте крпра, в то время как свая продолжает опускаться. Когда движение сваи и подвижных эле­ ментов молота прекращается, цилиндр под действием собственного веса падает на фланец шабота, нанося по нему удары.

Для пуска молота поршень с помощью кошки поднимают вверх и при этом открываются всасывающе-выхлопные патрубки 5, через которые в цилиндр посту­ пает воздух. Дойдя до верха (положение 1), поршень автоматически отсоеди­ няется от кошки и под действием собственного веса начинает двигаться вниз. Не доходя до всасывающе-выхлопных патрубков, поршень отводит в сторону рычаг топливного насоса, который подает топливо в сферическое углубление шабота 3 (положение //). Двигаясь далее вниз, поршень закрывает всасывающевыхлопные патрубки, сжимает воздух, заполняющий камеру сгорания, которая образуется поверхностями рабочего цилиндра, поршня и шабота (положение III).

Вследствие сжатия воздух нагревается до температуры, достаточной для вос­ пламенения газов. В момент удара поршня по шаботу топливо распыляется с нагретым воздухом. Газы, образовавшиеся от сгорания топлива, подбрасывают поршень вверх (положение IV) для повторения цикла.

Трубчатые молоты имеют водяное охлаждение. В нижней части рабочего ци­ линдра находится водяной бак, охлаждающий цилиндр, а в верхней части порш­ ня установлен масляный бак, подающий автоматически в процессе работы молота масло для смазки. Эти устройства обеспечивают практически непрерывную работу дизельного молота. Технические характеристики дизельных молотов, соответст­

вующие ГОСТ 7888—66, приведены в табл. 3.3 и 3.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3.3

 

Технические характеристики штанговых дизельных

молотов

 

 

 

 

 

Молоты с подвижными

Молоты с неподвижными

 

 

 

 

 

штангами

 

 

штангами

 

 

Параметры .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДБ-45 ДМ-58

ДМ-150 ДМ-1Б0А

С-234

С-222 С-268 с-ззо

Масса ударной части, кг

140

180

190

240

600

1200

1800

2500

Энергия удара, кГ-м . .

100

150

150

195—

300

525

1600

2000

Наибольшая высота подъ­

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ема ударной

части мо-

 

 

 

 

 

 

 

 

лота,

мм ...................

1000

1000

1000

1250

1770

1790

2100

2300

Степень сжатия . . . .

15

16

16

16

28

32

26

25

Диаметр

погружаемых

20

18—22

18—22 18—22

 

 

 

 

деревянных

свай,

см

___

___

Число ударов

в 1

мин

96—

mo­

100

60—65

55—60 55—60 55—60 50-55

Размер гнезда

под сваю,

100

no

 

 

 

 

 

 

20

27

22

25

32

40

45

46,5

С М ............................................

Габаритные размеры в ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

бочем положении,

мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

длина .......................

1715

1940

1970

1980

3150

3360

3820

4540

высота .......................

500

550

720

850

900

870

ширина ...................

360

400

610

800

820

980

Масса молота,

кг . . .

260

315

340

350

1400

2200

3100

4200

П р и м е ч а н и е .

Расход топлива от 1,5

до 2,3

кг/ч.

 

 

 

 

3—297

65


Т а б л и ц а 3.4

Технические характеристики трубчатых дизельных молотов

Параметры

Молоты

УР-1-500

С-858 УР-1-1250)

 

(

с

С-859

воздушным

дением

(УР-1-800)

С-949

охлаж­

954-С

6

Г- о>

Молоты с водяным охлажде­ нием

6

и

и

10-С-17

6

-СП54

 

ю

<£>

 

СО

 

о>

GS

СП

 

о

 

о

СП

05

 

 

 

Масса ударной части,

500 1250 1800 2500 3500

5000

600 1250 1800 2500 3500

5000

кг ...........................

 

Энергия удара молота

 

 

 

 

 

при наибольшей вы­

 

 

 

 

 

соте подъема

удар­

 

 

 

 

 

ной части Н =

3 м,

1300 3300 4800 6700 9400

13500

1600 3300 4800

6700 9400

13500

к Г м .......................

 

Длина молота,, высо­

 

 

 

 

 

та в рабочем поло­

3900 3310 4170 4690 4800

5520

3830 3960 4340

4970 5150

5300

жении, мм . . . .

Диаметр цилиндра, мм

230 300 345 400 450

550

230 300 345

400 450

550

Масса молота (без те­

1100 3000 3500 5800 7300

9000

1500 2600 3650

&500 7650

10000

лежки) с кошкой, кг

П р и м е ч а н и я . 1. Дизельные молоты С-996, С-1047 и С-1048 выпускают в северном испол­ нении, работающие при низких температурах на дизельном зимнем и арктическом топливе; основ­ ные детали их изготавливают из сталей, имеющих повышенную ударную вязкость.

2.Число ударов у молотов всех типов 43—60.

3.Минимальная температура окружающего воздуха от —25 до —30°С.

2. Наголовники для сваебойных молотов

Паровоздушные молоты одиночного действия ударяют по сваям через наголовники в виде литых или стальных клепанных коробок. Основное назначение наголовника — предохранять верх железобе­ тонных свай от разрушения при ударах молота.

На рис. 3.6, а показан наголовник, состоящий из хомута 1, сварной бездонной коробки 2, которая прикреплена к хомуту так, что между ее стенками и сваей образуется зазор (30—40 мм), заполняемый песком и сухими опилками. Дубовая вставка 3 воспринимает удары молота и передает их свае через слой опилок или песка, уложенного на голове сваи 4.

Клепанный наголовник (рис. 3.6, б) также имеет вид коробки со стальной крышкой 1, в центре которой имеется сквозное отверстие 2 для пропуска штока молота. К одной стороне коробки 3 прикреплен ползун, вставляемый в направ­ ляющие мачты и закрепляемый планкой 5, привинченной к нему. Между крыш­ кой наголовника и головой сваи прокладывают доски, которые заменяют по мере их износа. Наголовник подвешивают за ушки 4 к молоту и вместе с ним его под­ нимают и опускают. Применяют также наголовники с прокладками-амортизато­ рами из пластмассы.

Прокладки служат для амортизации ударов и равномерного рас­ пределения их действия по поверхности наголовников.

Забивать железобетонные сваи паровоздушным молотом двой­ ного действия можно без наголовника, так как удары молота пере­ даются свае через стальную опорную плиту. В этом случае для за-

66


6) А-А

°± .^ L

1»;

Ь___,

о| Т

>° ,

SI

OJ______ 1°

Рис. 3.6. Наголовники для присоединения молотов к сваям и шпунту:

а — сварной; б — клепанный

для забивки

свай; в — на"

головннк с поворотной рамкой;

1 — коробка

наголовника;

2 — серьга; 3 — планка; 4 — свая; 5 — петля; 6 — кара­

бин; 7 — трос; 8 — цапфа; 9 — звенья; 10 — поворотная

рамка; 11 — шплинт

 

крепления головы сваи служат направляющая планка из металли­ ческих уголков, которую привинчивают к ножкам молота.

Для присоединения дизель-молота к голове сваи применяют на­ головник с поворотной рамкой (рис. 3.6, в), состоящий из коробки, уширенной книзу для облегчения посадки наголовника на сваю, и серьги, с помощью которой наголовник закрепляют на нижней час­ ти дизель-молота специальными болтами, вставляемыми в два от­ верстия с резьбой в стенках шабота. Для заводки сваи в наголовник поворотная рамка с цапфами подвешена звеньями к коробке наго­ ловника; на цапфах рамки закреплена планка с отверстиями для присоединения троса с карабином, с помощью которого сваю кре­ пят за ее петлю. Вес наголовника — 120—140 кг.

Для дизель-молотов применяют также литые наголовники из стали круглого сечения с тем, чтобы исключить концентрацию

.больших напряжений и удлинить срок службы наголовников.

з*

67

3.Вибропогружающие машины

Квибропогружающим машинам относят вибропогружатели и вибромолоты, которые применяют для погружения и извлечения

свай.

В и б р о п о г р у ж а т е л ь представляет собой механизм, жест­ ко скрепленный с головой сваи с помощью наголовников и переда­ ющий свае колебания определенной частоты, амплитуды и направ­ ления. Продольные колебания, передаваемые свае, нарушают связь между частицами грунта, вследствие чего уменьшается сила трения боковой поверхности сваи о грунт и свая под действием собственно­ го веса и вибропогружателя погружается в грунт. Наибольший эф­ фект достигается при погружении свай вибрированием в водонасы­ щенный песок и грунт пластичной консистенции.

При вибропогружении свай в глинистые грунты восстанавлива­ ются нарушенные связи частиц грунта после прекращения вибриро­ вания. При этом физически связанная вода, находящаяся между частицами грунта, при большой частоте их колебаний непрерывно переходит в свободную воду, облегчая погружение сваи. Физико­ химическое явление, состоящее из двух протекающих один за дру­ гим процессов разупрочнения и упрочнения грунта, называют тик­ сотропией.

Колебания создаются вращением в вертикальной плоскости де­ балансов, которые можно устанавливать на вал электродвигателя или приводить в движение через трансмиссию. Четное число валов с грузами (два или четыре) обеспечивает направленность колеба­ ний.

Параметрами вибропогружателя являются: возмущающая цент­ робежная сила, создаваемая дебалансом; статический момент де­ балансов, равный произведению веса неуравновешенной части де­ баланса на расстояние от его центра тяжести до оси вращения; амплитуда колебаний, величина которой зависит от статического момента дебалансов, подвергающихся вибрации, веса конструкции,

свойств грунта; частота колебаний.

Величина возмущающей силы Q определяется из формулы

(3.4)

где М — статический момент дебалансов, кГ-м\ со — угловая ско­ рость, рад/сек\ п — число оборотов в минуту; g — ускорение силы тяжести, равное 981 см/сек2.

В зависимости от частоты колебаний вибропогружатели подраз­ деляют на высокочастотные — с частотой 700—1500 кол/мин и низ­ кочастотные — с частотой 300—500 кол/мин.

Высокочастотные вибропогружатели применяют для погружения свай, труб, шпунта небольшого веса; низкочастотные — для погру­ жения тяжелых железобетонных свай и металлического шпунта, а также тонкостенных железобетонных оболочек большого диаметра.

68