Файл: Свайные работы [учебное пособие]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технические характеристики средств механизации большинства вспомогательных и сопутствующих работ приведены в главах, по­ священных производству основных работ. Здесь изложены сведе­ ния, относящиеся к доставке свай и извлечению их из грунта.

Для доставки на строительную площадку готовых свай исполь­ зуют грузовые автомобили или полуприцепы с тягачами различной грузоподъемности. Ориентировочные данные о количестве свай се­ чением 25x25 см, перевозимых средствами автомобильного тран­ спорта, указаны в табл. 3.16.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3.16

Грузоподъемность автотранспортных средств на перевозке свай

 

 

 

Грузо-

Длина

Вес

Количест­

Марки автотранспортных средств

подъеМ'

во перево­

ность, Т

свай, м

свай, m

зимых

 

 

 

 

 

свай. шт.

Бортовые автомобили:

12

5

0,75

 

16

Я А З -2 1 9 ..............................................

 

 

ЯА З - 2 1 0 ..............................................

 

12

5

0,75

 

16

Полуприцепы и тягачи ММЗ-584, ЗИЛ-

7

6

1,3

 

5

-120Н ......................................................

 

 

Полуприцепы-платформы системы Мин-

 

 

 

 

 

строя БССР:

 

11,5

10

2,2

 

5

МАЗ-200В

М..........................................А З -2 0 0 В

 

МАЗ-512Б,

12,5

7

1,5

 

8

МАЗ-5203,

ЯАЗ-210Г, ЯАЗ-210Д .

20

6

1,3

 

15

Погрузку и разгрузку свай, сборных элементов ростверков, рас­

кладку их в рабочей зоне ведут стреловыми или башенными

кра­

нами необходимой грузоподъемности. Эти же краны можно исполь­ зовать для подачи к рабочим местам элементов опалубки, армату­ ры, бетонной смеси и других материалов.

Для извлечения свай и шпунта, погруженных с недопустимыми отклонениями или забитых временно для устройства эстакад, под­ мостей и др., кроме молотов и вибропогружателей, описанных вы­ ше, используют реечные, винтовые, гидравлические домкраты и сваевыдергиватели.

Д о м к р а т ы р е е ч н ы е и в и н т о в ы е одиночные применяют для извлечения сравнительно легких свай в тех случаях, когда сцеп­ ление между сваей и грунтом невелико. При значительном сцепле­

нии между сваей и грунтом применяют

два таких домкрата

или

гидравлический домкрат. Назначение

домкратов — создать

под­

вижку сваи, нарушив сцепление ее с грунтом. После такой подвиж­ ки сваю можно извлекать копром, краном, оборудованным клеща­ ми-захватами или полиспастом, который подвешивают на треноге, а конец троса навивают на барабан лебедки.

На рис. 3.31, а показано применение двух реечных домкратов для извлечения трубчатой металлической сваи на рис. 3.31,6 — схема извлечения железобетонной сваи с помощью гидравлического домкрата. Такие домкраты прочно устанавлива­

ют


Рис. 3.31..Схемы извлечения свай:

а — металлической сван двумя реечными домкратами; б — железобетонной гид­ равлическим домкратом

д а

ы

щ-1 М

ы

y !

Рис. 3.32. Сваевыдергиватели:

а — конструкции С-274; б — системы «Метро»

ют на подмости или шпальную клетку. Один‘конец рычага 1—2 прочно закрепля­ ют к какому-либо неподвижному предмету или соседней забитой свае, а к концу 1 присоединяют цепь или трос, закрепленные у головы извлекаемой сваи. Действуя рукояткой 3, насосом 4 нагнетают жидкость (воду, масло), поступающую по трубке 5 в цилиндр домкрата 6, создают давление, достаточное для сдвига сваи. Давление проверяют по манометру 7. Для выпуска жидкости служит кран 8.

С в а е в ы д е р г и в а т е л ь С-274 (рис.

3.32, а) состоит из цилиндра 1, внут­

ри которого движется поршень-ударник 4,

наносящий частые удары

вверх по

крышке цилиндра и падающий вниз под действием собственного веса.

Сжатый

воздух или пар подается через распределительное устройство 5, которым управ­ ляет поршень. Сваевыдергиватель устанавливают на голове сваи при помощи двух

захватов 6 и подвешивают к крюку грузоподъемного крана с помощью пру­ жины 2.

Сваевыдергиватель системы «Метро» (рис. 3.32, б) cqctoht из цилиндра 1, в котором движется поршень 2 со штоком 3. На конце штока крепят ушко 4 с амортизационными пружинами 5, служащими для подвешивания механизма к крюку крана. Сжатый воздух или пар при выпуске через штуцер 6 внутрь цилинд­ ра 1 заставляет поршень 2 с силой ударять по захватному приспособлению 7, в результате чего свая извлекается из грунта.


Г Л А В А 4. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО ПОГРУЖЕНИЮ СВАИ

1. Подготовительные работы

Свайные работы выполняют по указаниям технологических карт, которые входят в состав проекта производства работ по воз­ ведению подземной части здания или специального сооружения из свай, используют также данные предварительных испытаний свай пробными нагрузками.

До погружения свай выполняют следующие подготовительные работы:

1)в ходе планировки участка обеспечивают отвод с него поверх­ ностных вод, а при необходимости понижают уровень грунтовых вод;

2)устраивают временные дороги шириной не менее 5,5 м при двустороннем движении и 3,5 м — при одностороннем;

3)доставляют вагоны для бытовых и хозяйственных нужд, а при необходимости устраивают ограждения;

4)разбивают главные оси сооружений и закрепляют на обноске их пересечения, а также обозначают отметки фундаментов с при­ вязкой их к постоянному реперу;

5)прокладывают временный водопровод, электросиловую и электроосветительную линии;

6)роют котлованы с устройством съезда и тщательной плани­ ровкой дна, если он предусмотрен проектом;

7)укладывают рельсовые пути для копра и устраивают под­ мости, если они необходимы;

8)монтируют и опробывают машины, оборудование для погру­ жения свай и выполнения вспомогательных работ;

9)доставляют сваи на базисный склад или к месту погружения

ипринимают их;

10)разбивают оси-ряды и точки забивки свай и обозначают их на местности.

При выполнении подготовительных работ особое внимание сле­

дует уделить монтажу машин для погружения свай, устройству рельсовых путей и подмостей для копра, точности разбивки осей свай и точек погружения их.

Главные оси здания и оси рядов свай переносят на местность по разбивочному чертежу свайного поля, включающему план и разрезы подземной части здания. На разрезах должны быть пока­ заны отметки голов свай, низ и верх ростверка. На плане каждый

110


свайный ряд обозначают римскими цифрами, а сваи нумеруют арабскими цифрами с указанием расстояния между ними.

Чтобы избежать ошибок при перенесении на местность осей рядов свай, на разбивочном чертеже показывают расстояния до каждой продольной оси от точки пересечения главных взаимно пер­ пендикулярных осей здания (рис. 4.1).

При больших размерах зданий главную (продольную) ось зда­ ния разбивают на участки длиной не больше размеров измеритель­ ной ленты (20 м ).

До разбивки свайного поля на углах будущего здания, а иногда и вдоль главной продольной оси устанавливают на расстоянии 3 м от главных осей обноску инвентарную или изготовленную на месте из досок, укрепленных на столбах высотой 1—1,5 и заглубляемых в грунт. С помощью теодолита на нее наносят точки пересечения главных осей здания, которые закрепляют специальными подвиж­ ными фиксаторами или забивкой гвоздей (при дощатой обноске). Для контроля положения этих точек, в случае повреждения обнос­ ки, устанавливают в 10 м от будущего здания надежно закреплен­ ные створные знаки в двух взаимно перпендикулярных направлени­ ях пересечения главных орей здания.

Переносить на обноску точки пересечения главных осей необ­ ходимо с помощью теодолита и металлической мерной ленты дли­ ной 20, 50 и 100 м. Расстояния от точки пересечения главных осей здания до соответствующих осей рядов свай также откладывают лентой. Для контроля правильности отложенных расстояний де­ лают несколько проверочных замеров между точками, соответству­ ющими поперечным и продольным осям"рядом свай.

Центры свай непосредственно на поверхности земли обознача­ ют в процессе работ путем забивки проволочных штырей (обрез­ ки арматурной стали) или деревянных колышков, погружаемых на глубину 0,2-—0,3 м. Для этого по точкам, нанесенным на обноске, натягивают проволоки в двух взаимно перпендикулярных направ­ лениях и с точек пересечения их опускают отвес. Если сваи заби­ вают с подмостей, расположение их обозначают гвоздями, забива­ емыми на подмостях.

Допускаемая величина отклонений разбивочных осей свайных рядов от проектного расположения ±5 мм.

Вертикальные отметки голов свай, низа и верха ростверка долж­ ны быть привязаны к отметке репера, который закладывают вбли­ зи строящегося здания. Абсолютную отметку этого репера опреде-' ляют нивелировкой путем привязки к Государственной геодезиче­ ской основе.

Рельсовые пути для копров укладывают согласно проекту про­ изводства работ, в котором предусматривается последовательность и способы перемещения копра для забивки свай в каждом ряду при минимальном количестве рихтовок рельсов.

Рельсовые пути чаще всего устраивают из инвентарных звеньев, состоящих из рельсов типа Р-43 или Р-50, скрепленных со шпала­ ми или полушпалами длиной 1,35 м. Эти звенья с помощью крана

111


Рис. 4.1. Разбивочный чертеж — план расположения свай

укладывают на утрамбованную подсыпку из шлака или щебня тол­

щиной 15 см.

Для тяжелых копров (КП-20, ПМК-3-12 и др,), а также при забивке железобетонных свай длиной бблее 11 м под путь необхо­ димо укладывать балластный слой из крупнозернистого песка, га­ лечника или щебня. Балластный слой также необходим при любых типах копров и свай, если площадка сложена из слабых грунтов. - До укладки балластного слоя нужно обеспечить отвод атмо­ сферных и талых вод путем придания площадке необходимого уклона и устройства водоотводных канав.

Рельсовый путь необходимо располагать таким образом, чтобы при перемещении по нему копра для погружения свай ось штока паровоздушного молота или центр тяжести молота приходился строго над осью погружаемой сваи, а направляющие мачты копра совпадали с проектным положением сваи (вертикальным или на­ клонным).

В процессе производства свайных работ звенья рельсового пути после погружения большинства свай одного ряда могут рихтовать­ ся (перемещаться), как показано на рис. 4,2,а для погружения с него следующего ряда свай. Для ускорения работ укладывают па­ раллельные пути (рис. 4.2,6). Для перевода копра с пути А на путь Б после забивки одного ряда свай предварительно укладыва­ ют поперечный путь, затем копер приподнимают домкратами и, по­ ворачивая дважды колеса тележки на 90°, сначала устанавливают копер на поперечный путь, а затем, на рельсовый путь Б, с которого будут погружаться сваи следующего ряда.

При многорядном расположении свай целесообразно устанавли­ вать копер на тележку с рельсовым путём, которая может передви­ гаться в направлении, перпендикулярном осям рядом свай, а верх­ няя (опорная) тележка копра должна перемещаться от сваи к свае по осям их рядов ("рис. 4,2,в).

Подмости и эстакады различных конструкций устраивают в тех случаях, когда погружать сваи нельзя с поверхности земли (напри­ мер, при забивке свай в дно заболоченных русел, оврагов). При укладке рельсовых путей на подмостях (эстакадах) каждую шпалу прихватывают к продольным прогонам не менее чем двумя ско­ бами.

Полноповоротные копры типа ПМК-3-12 и КП-20, доставляют на площадку в частично разработанном виде на прицепах с тягача­ ми и автопоездом, включающим тележку копра, установленную на пневмоколесную ось.

Монтаж неповоротных копров отличается тем, что все части коп­

ра, доставляемые в разобранном виде,

разгружают

и монтируют

с помощью крана. После установки на

рельсовый

путь тележки

копра монтируют секции мачты, устанавливая ее таким же спосо­ бом, как и при монтаже полноповоротных копров.

Копровые установки с гусеничным ходовым устройством (на ба­ зе кранов-экскаваторов, гусеничных кранов) доставляют на по­ грузку частично в разобранном виде. Кран-экскаватор или гусенич­