Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
"влияние |
|
эротического |
гедонизма |
утопических |
и г р " |
[75, |
|
14]. |
|||||||||||
В самом |
деле, |
в |
работах |
|
группы " Х а у с - Р у к к е р " , как и других |
вен |
|||||||||||||
ских |
групп, |
настоятельно |
проводится идея |
различных |
форм |
обще |
|||||||||||||
ния |
мужчины |
и |
|
женщины. |
"Расширитель сознания" |
имеет |
сидение |
||||||||||||
на двоих. На двоих рассчитано большинство надувных |
ячеек, |
вклю |
|||||||||||||||||
чая |
"Желтое |
сердце" . |
"Шейк-пояс" с в я з ы в а е т пару в |
танце. |
|
С в о |
|||||||||||||
бодно |
висящий |
"Колокол |
|
поцелуев" - это плекси-купол |
со |
с в е т о - |
|||||||||||||
запахо - осязательными |
раздражителями, |
которые |
|
стимулируют |
|||||||||||||||
телесные |
|
контакты |
двух людей. Наконец, "Небесная |
постель" |
|||||||||||||||
должна |
|
путем |
особых |
манипуляций |
и непосредственных |
воздей |
|||||||||||||
ствий через датчики обеспечить двоим разнообразную |
"запрограм |
||||||||||||||||||
мированную |
игру |
осязаний", з а с т а в и т ь |
их забыть |
окружающую |
|||||||||||||||
реальность и полностью отдаться друг другу |
[75] . На |
фоне |
широко |
||||||||||||||||
разрекламированной "сексуальной |
революции" осознанное |
подчер |
|||||||||||||||||
кивание |
контактов двух полов, по-видимому, |
весьма |
симптоматично. |
||||||||||||||||
|
"Наши |
объекты, - |
утверждают хаусруккеры, - |
это |
шаг |
|
в |
бу |
|||||||||||
дущее. Они предназначены для общества свободного времени, |
кото |
||||||||||||||||||
рое |
слабо |
реагирует |
на раздражения, т а к как перенасыщено |
|
ими; |
||||||||||||||
объекты |
похожи |
|
на |
игрушки, |
т а к |
как провоцируют |
новую |
актив |
|||||||||||
ность" |
[пит. |
по |
73,S t 14], |
|
Игра, |
по |
мнению а в т о р о в , |
|
|
глубоко |
человеческая ситуация, подавленная напряженными конфликтами
неблагоустроенного |
повседневного существования. |
Р а с к о в а т ь чело |
|||||||||||||||||
века, |
вернуть |
ему |
ощущение |
полного |
досуга |
и |
беззаботной |
р а с |
|||||||||||
слабленности, внести в его жизнь веселье и движение через |
игру |
|
|||||||||||||||||
одна |
из главных |
идейных |
установок |
хаусруккеров. |
Самая |
крупная |
|||||||||||||
их |
"игрушка" |
- |
"Гигантский бильярд" демонстрировался в 1970 |
|
г о |
||||||||||||||
ду в Нью-Йорке в Музее современного искусства. |
Пневматическая |
||||||||||||||||||
поверхность |
размером |
15x15 м |
и толщиной в |
1м |
и |
огромные |
|
на |
|||||||||||
дувные шары выполнены |
из |
пластмассы |
ПВХ. Все |
это белого |
цве |
||||||||||||||
т а , |
|
эластично, |
поверхность |
пружинит |
при ходьбе, |
т е м более |
при |
||||||||||||
подпрыгивании, |
и |
главное |
- |
каждый |
может |
воспользоваться |
ею |
||||||||||||
с т е м , чтобы |
с к а к а т ь , |
ползать, кувыркаться . Успех был потрясаю |
|||||||||||||||||
щим. |
Гипертрофированные |
размеры |
"игрушки* |
снимали |
чувство |
||||||||||||||
реальности и создавали ощущение небывалой раскованности |
и с в о |
||||||||||||||||||
боды. Идея авторов полностью осуществилась - была |
'спровоциро |
||||||||||||||||||
вана |
новая а к т и в н о с т ь ' . |
Большие |
и |
маленькие |
посетители |
з а б ы в а |
|||||||||||||
ли, |
что они |
в м у з е е , |
с |
легкостью |
включались |
в |
необычную |
игру. |
|||||||||||
И |
взрослые |
вновь |
становились |
детьми |
[ 7 7 ] . |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Хаусруккеры |
возлагают |
на |
будущее |
весьма |
большие |
н а д е ж |
||||||||||||
ды. Выпущено |
уже |
несколько |
десятков |
различных |
шлемов. Судя |
||||||||||||||
по |
отзывам, |
они |
пользуются |
большим |
успехом. В |
практическом |
применении находятся и другие изобретения хаусруккеров, в
частности 'Расширитель |
сознания*, ' Ж е л т о е с е р д ц е ' , ' Б у б л е р - |
психоделическая машина |
для городского района". |
114
"Химмельбляу" |
Группу |
"Баукооператив |
Химмельбляу" |
|||||||
|
|
|
|
(небесная |
голубизна) |
составили |
трое: |
|||
|
|
|
|
В . Прикс ( 1 9 4 2 г . ) , |
М . Хольцер ( 1 9 4 8 г . ) , |
|||||
|
|
|
|
Свичински |
(1944 г . ) . |
"Небесно -голубые* |
||||
организовали |
свою |
группу на |
год |
позже |
хаусруккеров, |
осенью |
||||
1868 года. |
Тогда |
они еще были студентами Высшей |
технической |
|||||||
школы |
в |
Вене, но их деятельность проходила |
независимо |
и даже |
||||||
вопреки учебным |
программам |
[77] . Их объединяет |
с х а у с р у к к е - |
|||||||
рами |
весьма |
многое . "Небесно - голубые" |
тоже воюют с рутиной |
|||||||
и с т р е м я т с я |
к преобразованию предметного |
окружения |
посредством |
особого рода психофизических структур жилья, гибких архитектур
ных |
машин |
и аппаратов. В манифесте группы говорилось: |
|
"Архи |
||||||||||
тектура стала скучной и угнетающей. |
Наши чувственные |
в п е ч а т л е |
||||||||||||
ния |
исчезли. |
Человеческие контакты |
перестали правильно |
|
р а з в и |
|||||||||
в а т ь с я . Манипулируемый |
ттоток |
информации |
и з в е р г а е т с я |
на нас. |
||||||||||
Подавление |
усилено, |
а личное |
и |
общественное |
развитие |
з а т о р м о |
||||||||
жено. |
Мы |
строим |
аппараты, |
которые |
являются основой |
новых |
||||||||
жилых, |
коммуникативных |
и эмоциональных |
возможностей. |
|
Аппара |
|||||||||
ты, |
которые |
делают наши |
чувства |
свежими |
и новыми" |
£цит. по 75, |
||||||||
S.12]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вновь |
с о з д а в а е м ы е |
объекты |
и |
организуемое |
этими |
|
о б ъ е к |
||||||
тами пространство должно, по мнению "небесно-голубых", |
воспри |
|||||||||||||
ниматься "как динамичный |
процесс", усиливающий |
человеческие |
ощущения. Чтобы включить в этот процесс уже существующую среду, ее следует активизировать особыми "демонстративными манипуля
циями* типа |
специализированного архитектурного |
хеппенинга. |
Поясняя эту |
последнюю мысль "небесно-голубых", |
Пасс приводит |
экспрессивное описание подобного архитектурного хеппенинга,
преображающего |
облик |
существующего |
архитектурного комплекса: |
|||||||||
"Вся постройка |
венской Высшей технической школы будет |
включе |
||||||||||
на в огромный |
праздник с 5000 актеров, |
посетителями, |
глотателями |
|||||||||
пилюль, |
мышино-серыми, |
утопистами, |
политиками, профессорами |
|||||||||
и пр. |
Из |
раздельных |
ящиков-комнат посредством целой |
системы |
||||||||
шлангов, пузырей, шаров и цепей шаров |
создан |
непрерывно |
движу |
|||||||||
щийся |
континуум. Воздушные а г р е г а т ы |
поддерживают |
пластиковые |
|||||||||
растения в движении, пузыри струятся |
из окон. В шлангах, |
к о т о |
||||||||||
рые натянуты |
|
ч е р е з |
двор, |
посетитель видит |
все |
время |
новых |
|||||
артистов, |
утопистов, |
танцоров. Они двигаются, |
падают, |
ползают, |
||||||||
плавают, |
ныряют" [цит. по 75,S. 12]. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Каким бы |
фантастичным |
и даже невероятным |
все это не |
к а |
||||||||
з а л о с ь , венские авангардисты упорно работают над |
"глобальным |
|||||||||||
преодолением |
воздействия окружающего |
мира" |
[ 7 5 , S i l 8 ] . |
|
|
|||||||
Разработки хаусруккеров и "небесно - голубых" исполняют |
друг |
|||||||||||
друга, |
г д е - т о |
пересекаются, |
а г д е - т о расходятся |
весьма |
далеко. |
117
Вилла-Роза. Химмельоляу, Австрия. Процесс монтажа жилой машины. Разрез. План
На первых порах создавалось впечатление, что группа "Химмель - бляу" идет по пути, проложенному хаусруккерами. Однако при всем внешнем сходстве теоретических установок и отдельных экспери ментов вскоре выявились и различия. Новая группа доказала свою творческую самостоятельность, оригинальность постановки и р е ш е ния задач . "Небесно - голубые" пытаются осмыслить более широкий
круг |
проблем, связанных с вторжением |
во "внутреннее простран |
|||||
с т в о " |
человека . Их объекты |
носят, |
как |
правило, более |
сложный |
х а |
|
рактер. При |
этом любопытно, |
что |
"небесно - голубые" не боятся |
с о |
|||
поставлений |
и даже нарочито |
создают |
как бы свои |
варианты |
на |
119
т е м ы , |
уже проработанные |
хаусруккерами. И сравнение |
нередко с в и |
|||
детельствует |
в |
их |
пользу [55] . |
|
||
В начале |
1969 |
года "небесно - голубые" создали "Астробаллон" - |
||||
свой |
вариант |
|
"Баллона |
на двоих" [75.S.14]. Если |
хаусруккеры |
|
удовлетворились |
скупым |
пневмопространством "для концентрации", |
то "Астробаллон" - сложное автоматическое устройство: электрон
ный "компендиум" делает слышимыми и видимыми удары |
с о б с т в е н |
|||
ного сердца; приваренные к основному баллону |
"пульс - зоны" |
м е р |
||
цают в ритме |
пульса, так что возникает |
ощущение |
движений |
|
"вверх - вниз"; |
"пульс - жилетка" подключается |
к "дышащему" |
про |
странству и служит надевшему ее особым органом "чувства
пространственных |
изменений". |
На |
основе этой "пульс - жилетки" |
|||
был |
впоследствии |
создан |
как самостоятельный аппарат "Инфо- |
|||
опьянитель"-полускафандр, |
который |
передает голове и телу |
про |
|||
странственные и чувственные ощущения одновременно. В то |
время |
|||||
как |
жилетка пульсирует на |
т е л е , |
на |
пневматический шлем проеци |
руется оптическая программа . Дополнительно шлем оборудован
стереонаушниками |
и распространителем запахов . К этой же |
группе |
||||||
аппаратов может |
быть |
отнесен и "Плавник души", функционирова |
||||||
ние |
которого |
основано |
на том, что выражения лица схватываются |
|||||
электродами |
и влияют |
на изменения баллона - среды . Этим |
с а м ы м |
|||||
как |
бы достигается отражение |
внутреннего |
состояния человека |
|||||
во |
внешних |
формах |
его |
предметно - пространственного |
о к р у ж е |
|||
ния |
[77] . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Определенные |
параллели |
с |
"Бильярдом" |
хаусруккеров |
в ы з ы |
вает выставка "Химмельбпяу", которая была развернута в феврале
1970 года в венском Доме искусств и называлась |
"Aktion |
Circus* |
||||||||||||||
(действующий |
цирк). |
Оформление |
выставочного |
зала |
представляло |
|||||||||||
собой "активную среду" . В лучах неоновых |
радуг публика |
проходи |
||||||||||||||
ла или |
скакала |
(кто |
как хотел! ) по |
эластичному |
полу, |
светивше |
||||||||||
муся как бы изнутри розовым |
светом . При этом |
приводились |
в |
дей |
||||||||||||
ствие ритмично |
пульсирующие |
световые и звуковые |
установки. Все |
|||||||||||||
с в е т о - з в у к о в ы е |
эффекты |
воспроизводились к |
тому |
же на |
много |
|||||||||||
численных |
телеэкранах, |
что |
дополнительно |
"оживляло игру" |
[77] . |
|||||||||||
Ч е р е з |
месяц |
после |
"Желтого |
сердца" |
хаусруккеров |
"небесно- |
||||||||||
голубые" объявили о своей |
"голубой" архитектурной |
машине |
"Вилла- |
|||||||||||||
Р о з а " с |
несколькими |
жилыми |
программами |
[33.S.15]. Демонстрация |
||||||||||||
ее возможностей, |
по свидетельству |
Пасса, произвела |
среди |
специа |
||||||||||||
листов |
фурор. Машина состоит из |
трех частей: Индискина |
(Инди), |
|||||||||||||
Б а з у к и , Инсайдера. Индискин - индивидуальная мобильная |
ячейка, |
|||||||||||||||
многовариантная |
по форме, в |
которой |
осуществляются |
контроль |
над |
|||||||||||
климатом, |
прием и переработка информации, использование |
массовых |
120
коммуникаций, развлечения |
и разрядка. |
Объединение с другим |
|||
Инди |
обеспечивает |
непосредственное общение с его |
владельцем |
||
и, при |
необходимости, |
условия |
для интимной |
близости. |
Оболочка - |
"дружественная кожа", охватывая со всех сторон человека, как бы
активизирует |
е г о , усиливает |
чувства |
безопасности |
|
и н е з а в и с и м о |
|||||||||||||||||||
сти. |
|
Оболочка |
может |
|
быть |
упакована |
в |
шлемовидную |
форму, |
из |
||||||||||||||
которой |
з а т е м |
"выдувается" пневматический |
"костюм |
для |
отдыха". |
|||||||||||||||||||
Можно л е ж а т ь на мягких надувных шлангах, на голову |
надевается |
|||||||||||||||||||||||
прозрачный |
|
шлем, |
с |
которым |
соединены |
освежающие |
устройства |
|||||||||||||||||
и наушники |
|
с |
программой |
от |
|
собственного Инсайдера. |
Р а д и о р а з |
|||||||||||||||||
говорное |
устройство |
|
обеспечивает |
контакт |
с |
соседними |
Инди. |
|||||||||||||||||
В свою |
очередь |
"костюм |
|
для |
|
отдыха" |
может |
быть |
преобразован, |
|||||||||||||||
он как бы "разворачивается" в |
компактное |
пространство |
для |
с а м о |
||||||||||||||||||||
углубления |
и размышлений, |
мягкая оболочка |
которого |
|
способствует |
|||||||||||||||||||
физическому |
расслаблению |
и концентрации |
мыслей. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Б а з у к а |
|
- |
это |
шлюзовая |
|
камера для входа и выхода |
из |
м а |
|||||||||||||||
шины. |
Пульсирующее |
пневматическое пространство |
|
шлюза, |
н а с ы |
|||||||||||||||||||
щенное |
визуальными |
|
и |
слуховыми |
устройствами, |
|
как |
бы |
вводит |
|||||||||||||||
человека |
в |
атмосферу |
" В и л л а - Р о з а " . |
Инсайдер |
- |
|
это "психо - " |
|||||||||||||||||
и "пространство" в единстве. Он "расширяет"сознание, |
способству |
|||||||||||||||||||||||
ет интенсификации впечатлений и действий. |
Слухо - визуальная |
|||||||||||||||||||||||
информация |
принимается |
на вращающемся ложе в "дышащем" |
п р о |
|||||||||||||||||||||
странстве . |
Пульсирующее |
изменение |
красок |
и |
звуков |
программы |
||||||||||||||||||
координируется |
с ритмом дыхания. Источник |
запахов, |
|
смонтирован |
||||||||||||||||||||
ный |
на |
входе |
|
воздуха, |
|
будит |
воспоминания |
и совместно |
со |
всей |
||||||||||||||
программой воздействия на человека рождает новые образы и |
а с с о |
|||||||||||||||||||||||
циации. |
В с е |
это ведет к полной отрешенности от реального |
окру |
|||||||||||||||||||||
жения. |
" В и л л а - Р о з а " |
- |
|
интенсивно действующий |
аппарат |
' о с в е ж е |
||||||||||||||||||
ния чувств", активизации |
притупившегося |
ощущения |
действительно |
|||||||||||||||||||||
сти. |
|
Когда |
|
человек |
|
покидает |
искусственное |
пространство |
этой |
|||||||||||||||
архитектурной |
|
машины, |
его |
|
восприятие |
окружающего |
похоже |
на |
||||||||||||||||
чувство вернувшегося из длительного путешествия [77] . |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
Среди проектов группы |
"Химмельбляу" |
по |
т е м е |
|
"Новые |
жилые |
|||||||||||||||||
формы' интересен активизатор |
"Промотер". Это |
система |
"выпрям |
|||||||||||||||||||||
ления |
и |
расширения психических |
и физических |
сил человека", |
к о т о |
|||||||||||||||||||
рая |
состоит |
|
из |
соединяющихся |
в разных |
сочетаниях |
|
(по принципу |
детской игры "Конструктор") пяти частей различного функциональ
ного |
назначения |
[75,S. 16]. |
"Шлем" выполняет |
"функции головы" и |
|||||||
имеет |
устройства |
питания, регулирования |
микроклимата, |
информации |
|||||||
и коммуникаций, |
слухо-визуальный |
блок, |
"продолжающий" |
челове |
|||||||
ческую память . |
"Экшн-кит" (набор |
для |
активных действий) дает |
||||||||
возможность |
вступать |
в |
контакт с |
внешним |
миром |
(обществом) |
|||||
при |
помощи |
различных |
коммуникативных средств . Набор |
состоит |
|||||||
из оборудования, |
присоединяемого |
к |
"игровому штоку", |
который |
121