Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"влияние

 

эротического

гедонизма

утопических

и г р "

[75,

 

14].

В самом

деле,

в

работах

 

группы " Х а у с - Р у к к е р " , как и других

вен ­

ских

групп,

настоятельно

проводится идея

различных

форм

обще­

ния

мужчины

и

 

женщины.

"Расширитель сознания"

имеет

сидение

на двоих. На двоих рассчитано большинство надувных

ячеек,

вклю­

чая

"Желтое

сердце" .

"Шейк-пояс" с в я з ы в а е т пару в

танце.

 

С в о ­

бодно

висящий

"Колокол

 

поцелуев" - это плекси-купол

со

с в е т о -

запахо - осязательными

раздражителями,

которые

 

стимулируют

телесные

 

контакты

двух людей. Наконец, "Небесная

постель"

должна

 

путем

особых

манипуляций

и непосредственных

воздей ­

ствий через датчики обеспечить двоим разнообразную

"запрограм ­

мированную

игру

осязаний", з а с т а в и т ь

их забыть

окружающую

реальность и полностью отдаться друг другу

[75] . На

фоне

широко

разрекламированной "сексуальной

революции" осознанное

подчер­

кивание

контактов двух полов, по-видимому,

весьма

симптоматично.

 

"Наши

объекты, -

утверждают хаусруккеры, -

это

шаг

 

в

бу­

дущее. Они предназначены для общества свободного времени,

кото ­

рое

слабо

реагирует

на раздражения, т а к как перенасыщено

 

ими;

объекты

похожи

 

на

игрушки,

т а к

как провоцируют

новую

актив­

ность"

[пит.

по

73,S t 14],

 

Игра,

по

мнению а в т о р о в ,

 

 

глубоко

человеческая ситуация, подавленная напряженными конфликтами

неблагоустроенного

повседневного существования.

Р а с к о в а т ь чело ­

века,

вернуть

ему

ощущение

полного

досуга

и

беззаботной

р а с ­

слабленности, внести в его жизнь веселье и движение через

игру

 

одна

из главных

идейных

установок

хаусруккеров.

Самая

крупная

их

"игрушка"

-

"Гигантский бильярд" демонстрировался в 1970

 

г о ­

ду в Нью-Йорке в Музее современного искусства.

Пневматическая

поверхность

размером

15x15 м

и толщиной в

и

огромные

 

на ­

дувные шары выполнены

из

пластмассы

ПВХ. Все

это белого

цве ­

т а ,

 

эластично,

поверхность

пружинит

при ходьбе,

т е м более

при

подпрыгивании,

и

главное

-

каждый

может

воспользоваться

ею

с т е м , чтобы

с к а к а т ь ,

ползать, кувыркаться . Успех был потрясаю ­

щим.

Гипертрофированные

размеры

"игрушки*

снимали

чувство

реальности и создавали ощущение небывалой раскованности

и с в о ­

боды. Идея авторов полностью осуществилась - была

'спровоциро­

вана

новая а к т и в н о с т ь ' .

Большие

и

маленькие

посетители

з а б ы в а ­

ли,

что они

в м у з е е ,

с

легкостью

включались

в

необычную

игру.

И

взрослые

вновь

становились

детьми

[ 7 7 ] .

 

 

 

 

 

 

 

Хаусруккеры

возлагают

на

будущее

весьма

большие

н а д е ж ­

ды. Выпущено

уже

несколько

десятков

различных

шлемов. Судя

по

отзывам,

они

пользуются

большим

успехом. В

практическом

применении находятся и другие изобретения хаусруккеров, в

частности 'Расширитель

сознания*, ' Ж е л т о е с е р д ц е ' , ' Б у б л е р -

психоделическая машина

для городского района".

114



"Химмельбляу"

Группу

"Баукооператив

Химмельбляу"

 

 

 

 

(небесная

голубизна)

составили

трое:

 

 

 

 

В . Прикс ( 1 9 4 2 г . ) ,

М . Хольцер ( 1 9 4 8 г . ) ,

 

 

 

 

Свичински

(1944 г . ) .

"Небесно -голубые*

организовали

свою

группу на

год

позже

хаусруккеров,

осенью

1868 года.

Тогда

они еще были студентами Высшей

технической

школы

в

Вене, но их деятельность проходила

независимо

и даже

вопреки учебным

программам

[77] . Их объединяет

с х а у с р у к к е -

рами

весьма

многое . "Небесно - голубые"

тоже воюют с рутиной

и с т р е м я т с я

к преобразованию предметного

окружения

посредством

особого рода психофизических структур жилья, гибких архитектур ­

ных

машин

и аппаратов. В манифесте группы говорилось:

 

"Архи­

тектура стала скучной и угнетающей.

Наши чувственные

в п е ч а т л е ­

ния

исчезли.

Человеческие контакты

перестали правильно

 

р а з в и ­

в а т ь с я . Манипулируемый

ттоток

информации

и з в е р г а е т с я

на нас.

Подавление

усилено,

а личное

и

общественное

развитие

з а т о р м о ­

жено.

Мы

строим

аппараты,

которые

являются основой

новых

жилых,

коммуникативных

и эмоциональных

возможностей.

 

Аппара ­

ты,

которые

делают наши

чувства

свежими

и новыми"

£цит. по 75,

S.12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вновь

с о з д а в а е м ы е

объекты

и

организуемое

этими

 

о б ъ е к ­

тами пространство должно, по мнению "небесно-голубых",

воспри ­

ниматься "как динамичный

процесс", усиливающий

человеческие

ощущения. Чтобы включить в этот процесс уже существующую среду, ее следует активизировать особыми "демонстративными манипуля­

циями* типа

специализированного архитектурного

хеппенинга.

Поясняя эту

последнюю мысль "небесно-голубых",

Пасс приводит

экспрессивное описание подобного архитектурного хеппенинга,

преображающего

облик

существующего

архитектурного комплекса:

"Вся постройка

венской Высшей технической школы будет

включе ­

на в огромный

праздник с 5000 актеров,

посетителями,

глотателями

пилюль,

мышино-серыми,

утопистами,

политиками, профессорами

и пр.

Из

раздельных

ящиков-комнат посредством целой

системы

шлангов, пузырей, шаров и цепей шаров

создан

непрерывно

движу ­

щийся

континуум. Воздушные а г р е г а т ы

поддерживают

пластиковые

растения в движении, пузыри струятся

из окон. В шлангах,

к о т о ­

рые натянуты

 

ч е р е з

двор,

посетитель видит

все

время

новых

артистов,

утопистов,

танцоров. Они двигаются,

падают,

ползают,

плавают,

ныряют" [цит. по 75,S. 12].

 

 

 

 

 

 

Каким бы

фантастичным

и даже невероятным

все это не

к а ­

з а л о с ь , венские авангардисты упорно работают над

"глобальным

преодолением

воздействия окружающего

мира"

[ 7 5 , S i l 8 ] .

 

 

Разработки хаусруккеров и "небесно - голубых" исполняют

друг

друга,

г д е - т о

пересекаются,

а г д е - т о расходятся

весьма

далеко.

117


Вилла-Роза. Химмельоляу, Австрия. Процесс монтажа жилой машины. Разрез. План

На первых порах создавалось впечатление, что группа "Химмель - бляу" идет по пути, проложенному хаусруккерами. Однако при всем внешнем сходстве теоретических установок и отдельных экспери ­ ментов вскоре выявились и различия. Новая группа доказала свою творческую самостоятельность, оригинальность постановки и р е ш е ­ ния задач . "Небесно - голубые" пытаются осмыслить более широкий

круг

проблем, связанных с вторжением

во "внутреннее простран ­

с т в о "

человека . Их объекты

носят,

как

правило, более

сложный

х а ­

рактер. При

этом любопытно,

что

"небесно - голубые" не боятся

с о ­

поставлений

и даже нарочито

создают

как бы свои

варианты

на

119

т е м ы ,

уже проработанные

хаусруккерами. И сравнение

нередко с в и ­

детельствует

в

их

пользу [55] .

 

В начале

1969

года "небесно - голубые" создали "Астробаллон" -

свой

вариант

 

"Баллона

на двоих" [75.S.14]. Если

хаусруккеры

удовлетворились

скупым

пневмопространством "для концентрации",

то "Астробаллон" - сложное автоматическое устройство: электрон ­

ный "компендиум" делает слышимыми и видимыми удары

с о б с т в е н ­

ного сердца; приваренные к основному баллону

"пульс - зоны"

м е р ­

цают в ритме

пульса, так что возникает

ощущение

движений

"вверх - вниз";

"пульс - жилетка" подключается

к "дышащему"

про ­

странству и служит надевшему ее особым органом "чувства

пространственных

изменений".

На

основе этой "пульс - жилетки"

был

впоследствии

создан

как самостоятельный аппарат "Инфо-

опьянитель"-полускафандр,

который

передает голове и телу

про ­

странственные и чувственные ощущения одновременно. В то

время

как

жилетка пульсирует на

т е л е ,

на

пневматический шлем проеци­

руется оптическая программа . Дополнительно шлем оборудован

стереонаушниками

и распространителем запахов . К этой же

группе

аппаратов может

быть

отнесен и "Плавник души", функционирова­

ние

которого

основано

на том, что выражения лица схватываются

электродами

и влияют

на изменения баллона - среды . Этим

с а м ы м

как

бы достигается отражение

внутреннего

состояния человека

во

внешних

формах

его

предметно - пространственного

о к р у ж е ­

ния

[77] .

 

 

 

 

 

 

 

 

Определенные

параллели

с

"Бильярдом"

хаусруккеров

в ы з ы ­

вает выставка "Химмельбпяу", которая была развернута в феврале

1970 года в венском Доме искусств и называлась

"Aktion

Circus*

(действующий

цирк).

Оформление

выставочного

зала

представляло

собой "активную среду" . В лучах неоновых

радуг публика

проходи­

ла или

скакала

(кто

как хотел! ) по

эластичному

полу,

светивше ­

муся как бы изнутри розовым

светом . При этом

приводились

в

дей ­

ствие ритмично

пульсирующие

световые и звуковые

установки. Все

с в е т о - з в у к о в ы е

эффекты

воспроизводились к

тому

же на

много ­

численных

телеэкранах,

что

дополнительно

"оживляло игру"

[77] .

Ч е р е з

месяц

после

"Желтого

сердца"

хаусруккеров

"небесно-

голубые" объявили о своей

"голубой" архитектурной

машине

"Вилла-

Р о з а " с

несколькими

жилыми

программами

[33.S.15]. Демонстрация

ее возможностей,

по свидетельству

Пасса, произвела

среди

специа ­

листов

фурор. Машина состоит из

трех частей: Индискина

(Инди),

Б а з у к и , Инсайдера. Индискин - индивидуальная мобильная

ячейка,

многовариантная

по форме, в

которой

осуществляются

контроль

над

климатом,

прием и переработка информации, использование

массовых

120


коммуникаций, развлечения

и разрядка.

Объединение с другим

Инди

обеспечивает

непосредственное общение с его

владельцем

и, при

необходимости,

условия

для интимной

близости.

Оболочка -

"дружественная кожа", охватывая со всех сторон человека, как бы

активизирует

е г о , усиливает

чувства

безопасности

 

и н е з а в и с и м о ­

сти.

 

Оболочка

может

 

быть

упакована

в

шлемовидную

форму,

из

которой

з а т е м

"выдувается" пневматический

"костюм

для

отдыха".

Можно л е ж а т ь на мягких надувных шлангах, на голову

надевается

прозрачный

 

шлем,

с

которым

соединены

освежающие

устройства

и наушники

 

с

программой

от

 

собственного Инсайдера.

Р а д и о р а з ­

говорное

устройство

 

обеспечивает

контакт

с

соседними

Инди.

В свою

очередь

"костюм

 

для

 

отдыха"

может

быть

преобразован,

он как бы "разворачивается" в

компактное

пространство

для

с а м о ­

углубления

и размышлений,

мягкая оболочка

которого

 

способствует

физическому

расслаблению

и концентрации

мыслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б а з у к а

 

-

это

шлюзовая

 

камера для входа и выхода

из

м а ­

шины.

Пульсирующее

пневматическое пространство

 

шлюза,

н а с ы ­

щенное

визуальными

 

и

слуховыми

устройствами,

 

как

бы

вводит

человека

в

атмосферу

" В и л л а - Р о з а " .

Инсайдер

-

 

это "психо - "

и "пространство" в единстве. Он "расширяет"сознание,

способству ­

ет интенсификации впечатлений и действий.

Слухо - визуальная

информация

принимается

на вращающемся ложе в "дышащем"

п р о ­

странстве .

Пульсирующее

изменение

красок

и

звуков

программы

координируется

с ритмом дыхания. Источник

запахов,

 

смонтирован ­

ный

на

входе

 

воздуха,

 

будит

воспоминания

и совместно

со

всей

программой воздействия на человека рождает новые образы и

а с с о ­

циации.

В с е

это ведет к полной отрешенности от реального

окру ­

жения.

" В и л л а - Р о з а "

-

 

интенсивно действующий

аппарат

' о с в е ж е ­

ния чувств", активизации

притупившегося

ощущения

действительно ­

сти.

 

Когда

 

человек

 

покидает

искусственное

пространство

этой

архитектурной

 

машины,

его

 

восприятие

окружающего

похоже

на

чувство вернувшегося из длительного путешествия [77] .

 

 

 

 

 

Среди проектов группы

"Химмельбляу"

по

т е м е

 

"Новые

жилые

формы' интересен активизатор

"Промотер". Это

система

"выпрям ­

ления

и

расширения психических

и физических

сил человека",

к о т о ­

рая

состоит

 

из

соединяющихся

в разных

сочетаниях

 

(по принципу

детской игры "Конструктор") пяти частей различного функциональ­

ного

назначения

[75,S. 16].

"Шлем" выполняет

"функции головы" и

имеет

устройства

питания, регулирования

микроклимата,

информации

и коммуникаций,

слухо-визуальный

блок,

"продолжающий"

челове ­

ческую память .

"Экшн-кит" (набор

для

активных действий) дает

возможность

вступать

в

контакт с

внешним

миром

(обществом)

при

помощи

различных

коммуникативных средств . Набор

состоит

из оборудования,

присоединяемого

к

"игровому штоку",

который

121