Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

функционалист

В . Нельс

заявил:

"Функционализм -

преступление*.

Возникает

 

новое

движение,

которое можно

считать

реакцией на

аскетический функционализм. Девиз этого

нового движения

- т в о ­

рить из

эмоционального

для

эмоционального

в

человеке

[69,St 4) .

Именно к этому движению и может

быть отнесен

Венский

авангард .

 

 

Функционализм

 

исходил

в

основном

 

из

механической

модели

человека, игнорировал сложность его внутреннего

мира.

Новая

венская школа как бы выворачивает наизнанку эту модель,

обра ­

щаясь непосредственно к внутреннему миру

человека

|12] . Объекты

этой школы, минуя стадию 'вещи*, становятся

продолжением

и р а с ­

ширением психофизической и эмоционально-чувственной

 

сферы.

Именно

в

этом

суть

экспериментов

Новой

венской

школы

и

здесь

же

 

коренится

ее

глубокая

 

уязвимость .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Климат Вены

 

 

 

 

 

Жилые

машины,

отключающие

 

человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от реальности и уводящие его в мир ил­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

люзий, специальные устройства, модифи -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цирующие

восприятие

среды

посредством

воздействия

на

органы чувств

 

и м о з г ,

 

контролирующие

 

психику

и 'освежающие" чувства аппараты для

"игрового

расширения

сознания",

 

капсулы

и шлемы

для

прослушивания

 

самог о

себя

с

помощью

электроники...

Уже

несколько

лет

сообщения

 

из Вены

с

точки

зрения

здравого

 

смысла

носят

фантастический

х а р а к т е р .

По

определению

журнала

"Домус",

"они полны

поэтической

изобре ­

тательности

 

и

интеллектуального

 

кипения".

Творческий

 

"климат"

сегодняшней

 

Вены

определяет

молодежь

-

студенты,

архитекторы,

художники

[77,S,44-52] .

Борьба

с

т е м ,

что

хаусруккеры

 

н а з ы в а ­

ют

"ничегонепереживанием",

преодоление

 

душевной

и

э м о ц и о н а л ь ­

ной

депрессии

составляет

лейтмотив

Венского

авангарда . Эти

новые цели раскрывают поистине безграничные просторы для твор ­

ческого

поиска. Всесторонне разрабатывая концепцию

"собственной

среды",

венские "прогрессисты" по ряду позиций

выходят з а ее

пределы, В разработках различного рода "мозговых экспандеров",

"расширителей

с о з н а н и я ' ,

'плавников

души'

и т . п .

они,

без пре ­

увеличения, прокладывают путь в область, никем до

конца

не

и з в е ­

данную,

вторгаются, по сути дела,

в

глубину еще

не

познанного,

если не

с к а з а т ь

-

запретного .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Венские

идеи,

несмотря

на

всю

их спорность

и

внутреннюю

противоречивость,

завоевывают

 

все

новых

сторонников.

"Ничто

больше,

-

констатирует Пасс,

-

не

мешает

бегству из

горестной

повседневности.

Передающие

биение

сердца машины

со

встроенны ­

ми улавливателями пульса, очки цветные, направленные и отражаю ­

щие,

психографические

карты путешествий - все

это превращает

вторжение во внутреннее пространство в приятный

воскресный о т ­

дых

для тела и души"

[75,S. 17] .

 

126


 

Группы, аналогичные венским, стали появляться в

других

странах,

 

т а к

что

хаусруккерам

пришлось

просить

Холлейна

с п е ­

циально

отметить

в

печати

 

их

 

первенство.

По-видимому,

имея

в

виду

 

собственную

роль

в

становлении

Новой

 

венской

школы,

Холпейн

в с т а т ь е

"Все

архитектура"

обходит

стороной

вопрос

о

приоритете.

' Н е з а в и с и м о

от

 

т о г о ,

-

пишет

он,

-

кто

и

что

с д е ­

лал первым,

важно

 

отметить,

что

з а

последние

десять

лет

п о с т е ­

пенно

устанавливался

Вене)

такой

климат,

в

котором

могут,

происходить различные

веши, в

 

том числе, безусловно, очень инте ­

ресные

 

[ 5 5 , р . 601.

Своеобразие

венского

' к л и м а т а '

 

бесспорно.

Какой бы специфический оттенок не

имел проект,

 

"вы

сразу

с к а ж е ­

т е , что

это

из

В е н ы ' ,

-

признает

лидер ' А р к и г р э м '

П . К у к

[цит.

по

55,

р. 6 2 ] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторое

представление

 

о

характере

творческой

атмосферы

в

Вене

 

дают

слова

Холлейна,

которыми он

завершил

упомянутую

статью:

 

'Можно

по-разному

 

анализировать

и

пытаться

о б ъ я с ­

нить этот феномен. Я не

 

буду

этого

делать . Венские

и с с л е ­

дования могут

быть

 

правильно

поняты

только

при

знании ситуации.

А эту ситуацию легче почувствовать, чем описать. Поэтому

идите

прямо в один из таких объектов и дайте вашему сознанию

н а с т р о ­

иться

на

венскую

атмосферу. Кроме в с е г о прочего, Вена славится

своими

 

сладостями,

 

а группа

' Х а у с - Р у к к е р '

испекла

гигантский

Луна - торт

в ч е с т ь

высадки первого человека на Луне. Откусите!*

Тупик И НОВЬЮ

 

 

 

Работы

Венского

авангарда

-

это,

пожа-

горизонты

 

 

 

 

 

Л УЙ >

с а м а я последняя

и еще

не

дописан­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная

страница

современных

 

футурологи-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ческих

поисков

з а

рубежом.

Новое

на­

правление

формируется

буквально

 

на

наших

г л а з а х ,

и

этот

процесс

еще далеко

не завершен,

не

пришла

пора

для

безаппеляционных

выводов и однозначных оценок.

 

Пока

что

суждения

о

нем

могут

иметь

лишь

предварительный

характер .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никак

 

нельзя

принять, к

 

примеру,

концепцию

"общества

с в о ­

бодного

в р е м е н и ' ,

на

удовлетворение

 

потребностей

которого

р а с ­

считаны эксперименты венцев. Буржуазная социология весьма

мрачно оценивает некоторые социальные

последствия

научно-

технической революции, связанные, в первую

очередь, с

а в т о м а т и ­

зацией производства. Американский профессор Р . Хейлброннер

ожидает,

что 'техника приведет к возникновению общества, наде ­

ленного

огромным богатством наряду

со столь же огромным в а ­

куумом

труда" . "Вакуум труда" и,

соответственно, перспектива

"большого д о с у г а " вызывают острую тревогу буржуазных идеоло­

гов . Некоторые зарубежные исследователи считают

эту перспекти­

ву конечным циклом современной цивилизации, за

которым после-

128


дует ее

 

гибель

[6,

с т р . 2 0 ] .

Американский

историк

А . Шлезингер

в

росте

 

свободного

времени видит

главную

опасность,

грозящую

обществу в будущем. По свидетельству

 

академика П. Капицы,

некоторые

зарубежные

социологи

считают,

что неумение

людей

использовать

свой

досуг может

с т а т ь для

человечества

не

менее

опасным, чем всеобщая атомная война

[83] . Одним из

средств

поглощения 'социально

о п а с н о г о '

свободного времени, по-видимому,

и должны выступить венские машины и аппараты.

 

 

 

 

 

 

Нашей идеологии

принципиально

чужда

т а к а я

постановка

п р о ­

блемы свободного времени. Классики марксизма - ленинизма

в с е г д а

оценивали

свободное

время

как

главное

общественное

б о г а т с т в о ,

а

увеличение

е г о

-

как

необходимое

условие

гармонического

р а з ­

вития

личности.

В

перспективе

рабочее время у каждого из нас

будет

сокращаться,

все

з а м е т н е е

станет

возрастать та часть

с в о ­

бодного

времени,

которая будет

использоваться

для

приобретения

знаний, самоусовершенствования.

Но вместе

с

т е м

будет,

вероятно,

расти

и

сфера

развлечений,

игр

и т . п . В этом смысле

обещаемое

венцами

'обогащение

восприятия

окружающего м и р а '

представляет

определенный,

если

не

с к а з а т ь значительный,

интерес.

 

 

 

 

И

все

же

е с т ь

 

в

исканиях

венцев,

г д е - т о в самых

глубинах

их концепций, нечто неуловимо отталкивающее, враждебное

ч е л о в е ­

ку. Здесь дело не в разрушительном влиянии на

психику

и

связанной

с этим социальной опасности, не в аналогиях с наркотиками.

 

 

Излишне прямолинейно обвинять венцев и в субъективном

идеализме

и

на э т о м

основании

о т в е р г а т ь

их эксперименты . Это

опять - таки было бы передержкой. Ведь у венцев идет речь о пред ­ намеренном, подконтрольном человеку расширении сферы ощущений -

не более. При

желании в

любых вариантах концепции 'собственной

с р е д ы ' можно

усмотреть

нечто

от

субъективного идеализма, для

которого окружающий мир

существует

лишь в ощущениях субъекта .

По-видимому,

суть

вопроса

в

извращенных представлениях

о будущем, в ложной модели человека

будущего, на которую ориен ­

тируются венские

авангардисты,

в фактическом низведении ч е л о ­

века, активного в физическом и интеллектуальном отношении

субъекта,

творца

истории,

 

до

роли

пассивного потребителя не

только

материальных,

но

и

духовных

 

благ, эмоций,

ощущений.

Этот аспект тонко уловила и детально проанализировала

Г. М ю л л е р -

Крауспе.

Анализируя деятельность групп

' Х а у с - Р у к к е р ' и "Хим—

мельбляу",

она пишет: "Нельзя не выразить надлежащего одобре­

ния обеим

этим группам

з а

богатство идей, любовь к э к с п е р и м е н ­

тированию,

техническую изобретательность . Однако... наряду

с веселым

компонентом,

их

отчасти конкретизированные,

отчасти

осуществленные лишь на

бумаге

установки

и архитектурные

м а ш и ­

ны для

игрового

расширения

сознания

содержат и нечто

т р е в о ж -

129


ное, внушающее опасение... В ы з ы в а е т тревогу представление

о ч е ­

ловеке

будущего,

определяющее

эти проекты. Кроме т о г о , объекты

обеих

групп

представляют

собой

мир, сознательно

сформулирован­

ный

контрастно

по отношению

к области

труда

(причем мир

труда

и

в

будущем

представляется

настолько

бедным

переживаниями,

что

индивидуум

постоянно

будет

нуждаться в

новых сильных

с т и ­

мулах,

чтобы

понять

себя

как

переживающее с у щ е с т в о ) . Пользую ­

щийся

этими

устройствами,

в

сущности , рассматривается

как

в

основном

пассивное

существо.

Он может

изменить

цвет

стен

надувных оболочек,

количество

ароматических

эссенций,

у ч а с т в о ­

вать в

эротических играх, слушать и видеть биение своего

сердца,

но

 

он

вообще должен много лежать . Человек горизонтали. И

даже

то

 

обстоятельство,

что

именно

он,

потребитель,

приводит

в

дей­

ствие

установки,

передающие

ему мир как "захватывающий

 

дина­

мический процесс",

не

может

скрыть

 

факта его низведения до

одного лишь восприятия и реакции...

 

 

 

Нельзя

отделаться

от впечатления,что

овладение Psychodelik

Spaces является одновременно

бегством

от

действительности,

банальной,

суровой

и сложной,

изменить

которую

индивидуум счи­

т а е т себя

неспособным, отступлением в

капсулу

пневматического,

прозрачного или полупрозрачного мира, обещающего игровые при­ ключения, которыми лучше всего наслаждаться одному или вдвоем.

Действительно ли

таким

уж необоснованным

кажется подозрение,

что

эти

расширяющие сознание устройства

в

конце

концов т о р м о ­

зят

развитие

индивидуума?

"Будущее

-

ванильное

мороженое

-

обещают

их

создатели - дизайнеры . - Мороженым затыкают рты д е ­

т я м ;

во

всяком

случае

это

считается

испытанным

средством

от ­

влечения упрямых, шаловливых, милых малышей хотя бы на время* [68.S.10].

 

В

заключительных

 

фразах

Мюллер - Крауспе

содержится уже

не

только

профессионально-критическая

оценка

работ

Венского

авангарда .

Очевиден

 

социальный

подтекст . Сосредоточившись на

'внутреннем

пространстве",

"собственной

среде",

участники

вен ­

ского

течения,

хотят

они того

или нет,

на

деле уводят

внимание

от

проблем

реальной

действительности,

от

практических задач по

ее

преобразованию.

Это

з а с т а в л я е т

з а д у м а т ь с я

и

о

социально-

политическом аспекте венских экспериментов в современных

усло ­

виях

меняющей

форму,

но т е м

не

менее

все обостряющееся

клас ­

совой

борьбы в

странах

капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, к 70 - м годам

в

области

футурологического

проектирова­

ния

обозначились

принципиально

новые

тенденции

психологизации

среды. Традиционная для архитектуры

и

дизайна задача

преобразо ­

вания окружающей предметной действительности если

и не снима ­

ется

с повестки

дня, то как

бы

о т т е с н я е т с я

на второй

план.

Пред-

130


принимаются попытки непосредственно в восприятии человека

сконструировать

-

путем

иллюзорных

эффектов или

даже

прямого

воздействия

на

м о з г

- некую особую, независимую от

реальности

"собственную

среду"

как

комплекс определенных

ощущений. О т д а ­

вая должное

профессиональной

привлекательности

этих

тенденций,

следует

в м е с т е

с

 

т е м

видеть

их социальный смысл

в условиях

капитализма.

В

подчеркнутой

переориентации

на

внутренний

мир

и ощущения

 

индивида

по - своему отразились

углубляющиеся

про ­

цессы атомизации буржуазного общества и тотального

отчуждения

человека

в

условиях

 

капиталистической

действительности.

 

 

Добро

 

или

зло

несут

эти эксперименты человечеству?

П о -

видимому,

ответ

не

 

мо"жет быть однозначным. Несомненна

прямая

социальная

 

обусловленность

возможных

последствий

применения

венских

машин

и

аппаратов.

В с е зависит

от

т о г о ,

в каких

руках

они будут

находиться,

в

чьих

интересах

и

для

каких

целей

исполь ­

з о в а т ь с я .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗА ПРЕДЕЛАМИ АРХИТЕКТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

Р а с к о в а т ь

творческое

 

мышление,

расшатать

и

преодолеть

установившиеся

стереотипные

представления

о

содержании

и

фор­

мах

жилища

-

такова одна из основных задач

зарубежного

футу-

рологического проектирования. Рассмотренные проекты

с в и д е ­

тельствуют

 

о

самых

решительных

сдвигах в

этом

направлении.

Для

каждого

профессионала

очевидно,

что

 

после

венских

э к с п е ­

риментов и различного рода вариаций на тему

"собственной

с р е д ы "

традиционным

представлениям

приходит

конец

-

к

старому

в о з в р а ­

та нет и быть

не может . Даже если предположить

(в целях

п е р е ­

страховки) , что венские эксперименты -

это

крайность,

на

которую

пока

что

рискованно

ориентироваться, то

 

и тогда

общая

оценка

ситуации

вряд

ли

существенно

изменится .

С а м ы е ,

казалось бы,

различные,

внешне

между

собой

не

схожие

 

и в

ч е м - т о

даже

п р о ­

тивоположные

 

варианты

жилища

будущего

 

смыкаются

в

одном -

они

начисто разрывают

путы

многовековых

традиций.

 

 

 

 

131