Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
функционалист |
В . Нельс |
заявил: |
"Функционализм - |
преступление*. |
||||||||||||||||||||
Возникает |
|
новое |
движение, |
которое можно |
считать |
реакцией на |
||||||||||||||||||
аскетический функционализм. Девиз этого |
нового движения |
- т в о |
||||||||||||||||||||||
рить из |
эмоционального |
для |
эмоционального |
в |
человеке |
[69,St 4) . |
||||||||||||||||||
Именно к этому движению и может |
быть отнесен |
Венский |
авангард . |
|||||||||||||||||||||
|
|
Функционализм |
|
исходил |
в |
основном |
|
из |
механической |
модели |
||||||||||||||
человека, игнорировал сложность его внутреннего |
мира. |
Новая |
||||||||||||||||||||||
венская школа как бы выворачивает наизнанку эту модель, |
обра |
|||||||||||||||||||||||
щаясь непосредственно к внутреннему миру |
человека |
|12] . Объекты |
||||||||||||||||||||||
этой школы, минуя стадию 'вещи*, становятся |
продолжением |
и р а с |
||||||||||||||||||||||
ширением психофизической и эмоционально-чувственной |
|
сферы. |
||||||||||||||||||||||
Именно |
в |
этом |
суть |
экспериментов |
Новой |
венской |
школы |
и |
здесь |
|||||||||||||||
же |
|
коренится |
ее |
глубокая |
|
уязвимость . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Климат Вены |
|
|
|
|
|
Жилые |
машины, |
отключающие |
|
человека |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
от реальности и уводящие его в мир ил |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
люзий, специальные устройства, модифи - |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цирующие |
восприятие |
среды |
посредством |
|||||||||||
воздействия |
на |
органы чувств |
|
и м о з г , |
|
контролирующие |
|
психику |
||||||||||||||||
и 'освежающие" чувства аппараты для |
"игрового |
расширения |
||||||||||||||||||||||
сознания", |
|
капсулы |
и шлемы |
для |
прослушивания |
|
самог о |
себя |
||||||||||||||||
с |
помощью |
электроники... |
Уже |
несколько |
лет |
сообщения |
|
из Вены |
||||||||||||||||
с |
точки |
зрения |
здравого |
|
смысла |
носят |
фантастический |
х а р а к т е р . |
||||||||||||||||
По |
определению |
журнала |
"Домус", |
"они полны |
поэтической |
изобре |
||||||||||||||||||
тательности |
|
и |
интеллектуального |
|
кипения". |
Творческий |
|
"климат" |
||||||||||||||||
сегодняшней |
|
Вены |
определяет |
молодежь |
- |
студенты, |
архитекторы, |
|||||||||||||||||
художники |
[77,S,44-52] . |
Борьба |
с |
т е м , |
что |
хаусруккеры |
|
н а з ы в а |
||||||||||||||||
ют |
"ничегонепереживанием", |
преодоление |
|
душевной |
и |
э м о ц и о н а л ь |
||||||||||||||||||
ной |
депрессии |
составляет |
лейтмотив |
Венского |
авангарда . Эти |
новые цели раскрывают поистине безграничные просторы для твор
ческого |
поиска. Всесторонне разрабатывая концепцию |
"собственной |
среды", |
венские "прогрессисты" по ряду позиций |
выходят з а ее |
пределы, В разработках различного рода "мозговых экспандеров",
"расширителей |
с о з н а н и я ' , |
'плавников |
души' |
и т . п . |
они, |
без пре |
||||||||
увеличения, прокладывают путь в область, никем до |
конца |
не |
и з в е |
|||||||||||
данную, |
вторгаются, по сути дела, |
в |
глубину еще |
не |
познанного, |
|||||||||
если не |
с к а з а т ь |
- |
запретного . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Венские |
идеи, |
несмотря |
на |
всю |
их спорность |
и |
внутреннюю |
|||||||
противоречивость, |
завоевывают |
|
все |
новых |
сторонников. |
"Ничто |
||||||||
больше, |
- |
констатирует Пасс, |
- |
не |
мешает |
бегству из |
горестной |
|||||||
повседневности. |
Передающие |
биение |
сердца машины |
со |
встроенны |
ми улавливателями пульса, очки цветные, направленные и отражаю
щие, |
психографические |
карты путешествий - все |
это превращает |
вторжение во внутреннее пространство в приятный |
воскресный о т |
||
дых |
для тела и души" |
[75,S. 17] . |
|
126
|
Группы, аналогичные венским, стали появляться в |
других |
||||||||||||||||||||||||
странах, |
|
т а к |
что |
хаусруккерам |
пришлось |
просить |
Холлейна |
с п е |
||||||||||||||||||
циально |
отметить |
в |
печати |
|
их |
|
первенство. |
По-видимому, |
имея |
|||||||||||||||||
в |
виду |
|
собственную |
роль |
в |
становлении |
Новой |
|
венской |
школы, |
||||||||||||||||
Холпейн |
в с т а т ь е |
"Все |
архитектура" |
обходит |
стороной |
вопрос |
||||||||||||||||||||
о |
приоритете. |
' Н е з а в и с и м о |
от |
|
т о г о , |
- |
пишет |
он, |
- |
кто |
и |
что |
с д е |
|||||||||||||
лал первым, |
важно |
|
отметить, |
что |
з а |
последние |
десять |
лет |
п о с т е |
|||||||||||||||||
пенно |
устанавливался |
(в |
Вене) |
такой |
климат, |
в |
котором |
могут, |
||||||||||||||||||
происходить различные |
веши, в |
|
том числе, безусловно, очень инте |
|||||||||||||||||||||||
ресные |
|
[ 5 5 , р . 601. |
Своеобразие |
венского |
' к л и м а т а ' |
|
бесспорно. |
|||||||||||||||||||
Какой бы специфический оттенок не |
имел проект, |
|
"вы |
сразу |
с к а ж е |
|||||||||||||||||||||
т е , что |
это |
из |
В е н ы ' , |
- |
признает |
лидер ' А р к и г р э м ' |
П . К у к |
[цит. |
||||||||||||||||||
по |
55, |
р. 6 2 ] . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Некоторое |
представление |
|
о |
характере |
творческой |
атмосферы |
|||||||||||||||||||
в |
Вене |
|
дают |
слова |
Холлейна, |
которыми он |
завершил |
упомянутую |
||||||||||||||||||
статью: |
|
'Можно |
по-разному |
|
анализировать |
и |
пытаться |
о б ъ я с |
||||||||||||||||||
нить этот феномен. Я не |
|
буду |
этого |
делать . Венские |
и с с л е |
|||||||||||||||||||||
дования могут |
быть |
|
правильно |
поняты |
только |
при |
знании ситуации. |
|||||||||||||||||||
А эту ситуацию легче почувствовать, чем описать. Поэтому |
идите |
|||||||||||||||||||||||||
прямо в один из таких объектов и дайте вашему сознанию |
н а с т р о |
|||||||||||||||||||||||||
иться |
на |
венскую |
атмосферу. Кроме в с е г о прочего, Вена славится |
|||||||||||||||||||||||
своими |
|
сладостями, |
|
а группа |
' Х а у с - Р у к к е р ' |
испекла |
гигантский |
|||||||||||||||||||
Луна - торт |
в ч е с т ь |
высадки первого человека на Луне. Откусите!* |
||||||||||||||||||||||||
Тупик И НОВЬЮ |
|
|
|
Работы |
Венского |
авангарда |
- |
это, |
пожа- |
|||||||||||||||||
горизонты |
|
|
|
|
|
Л УЙ > |
с а м а я последняя |
и еще |
не |
дописан |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ная |
страница |
современных |
|
футурологи- |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ческих |
поисков |
з а |
рубежом. |
Новое |
на |
||||||||||||
правление |
формируется |
буквально |
|
на |
наших |
г л а з а х , |
и |
этот |
процесс |
|||||||||||||||||
еще далеко |
не завершен, |
не |
пришла |
пора |
для |
безаппеляционных |
||||||||||||||||||||
выводов и однозначных оценок. |
|
Пока |
что |
суждения |
о |
нем |
могут |
|||||||||||||||||||
иметь |
лишь |
предварительный |
характер . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Никак |
|
нельзя |
принять, к |
|
примеру, |
концепцию |
"общества |
с в о |
|||||||||||||||||
бодного |
в р е м е н и ' , |
на |
удовлетворение |
|
потребностей |
которого |
р а с |
считаны эксперименты венцев. Буржуазная социология весьма
мрачно оценивает некоторые социальные |
последствия |
научно- |
технической революции, связанные, в первую |
очередь, с |
а в т о м а т и |
зацией производства. Американский профессор Р . Хейлброннер
ожидает, |
что 'техника приведет к возникновению общества, наде |
|
ленного |
огромным богатством наряду |
со столь же огромным в а |
куумом |
труда" . "Вакуум труда" и, |
соответственно, перспектива |
"большого д о с у г а " вызывают острую тревогу буржуазных идеоло
гов . Некоторые зарубежные исследователи считают |
эту перспекти |
ву конечным циклом современной цивилизации, за |
которым после- |
128
дует ее |
|
гибель |
[6, |
с т р . 2 0 ] . |
Американский |
историк |
А . Шлезингер |
|||||||||||||
в |
росте |
|
свободного |
времени видит |
главную |
опасность, |
грозящую |
|||||||||||||
обществу в будущем. По свидетельству |
|
академика П. Капицы, |
||||||||||||||||||
некоторые |
зарубежные |
социологи |
считают, |
что неумение |
людей |
|||||||||||||||
использовать |
свой |
досуг может |
с т а т ь для |
человечества |
не |
менее |
||||||||||||||
опасным, чем всеобщая атомная война |
[83] . Одним из |
средств |
||||||||||||||||||
поглощения 'социально |
о п а с н о г о ' |
свободного времени, по-видимому, |
||||||||||||||||||
и должны выступить венские машины и аппараты. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Нашей идеологии |
принципиально |
чужда |
т а к а я |
постановка |
п р о |
||||||||||||||
блемы свободного времени. Классики марксизма - ленинизма |
в с е г д а |
|||||||||||||||||||
оценивали |
свободное |
время |
как |
главное |
общественное |
б о г а т с т в о , |
||||||||||||||
а |
увеличение |
е г о |
- |
как |
необходимое |
условие |
гармонического |
р а з |
||||||||||||
вития |
личности. |
В |
перспективе |
рабочее время у каждого из нас |
||||||||||||||||
будет |
сокращаться, |
все |
з а м е т н е е |
станет |
возрастать та часть |
с в о |
||||||||||||||
бодного |
времени, |
которая будет |
использоваться |
для |
приобретения |
|||||||||||||||
знаний, самоусовершенствования. |
Но вместе |
с |
т е м |
будет, |
вероятно, |
|||||||||||||||
расти |
и |
сфера |
развлечений, |
игр |
и т . п . В этом смысле |
обещаемое |
||||||||||||||
венцами |
'обогащение |
восприятия |
окружающего м и р а ' |
представляет |
||||||||||||||||
определенный, |
если |
не |
с к а з а т ь значительный, |
интерес. |
|
|
|
|||||||||||||
|
И |
все |
же |
е с т ь |
|
в |
исканиях |
венцев, |
г д е - т о в самых |
глубинах |
||||||||||
их концепций, нечто неуловимо отталкивающее, враждебное |
ч е л о в е |
|||||||||||||||||||
ку. Здесь дело не в разрушительном влиянии на |
психику |
и |
связанной |
|||||||||||||||||
с этим социальной опасности, не в аналогиях с наркотиками. |
|
|||||||||||||||||||
|
Излишне прямолинейно обвинять венцев и в субъективном |
|||||||||||||||||||
идеализме |
и |
на э т о м |
основании |
о т в е р г а т ь |
их эксперименты . Это |
опять - таки было бы передержкой. Ведь у венцев идет речь о пред намеренном, подконтрольном человеку расширении сферы ощущений -
не более. При |
желании в |
любых вариантах концепции 'собственной |
|||
с р е д ы ' можно |
усмотреть |
нечто |
от |
субъективного идеализма, для |
|
которого окружающий мир |
существует |
лишь в ощущениях субъекта . |
|||
По-видимому, |
суть |
вопроса |
в |
извращенных представлениях |
|
о будущем, в ложной модели человека |
будущего, на которую ориен |
||||
тируются венские |
авангардисты, |
в фактическом низведении ч е л о |
века, активного в физическом и интеллектуальном отношении
субъекта, |
творца |
истории, |
|
до |
роли |
пассивного потребителя не |
|||||
только |
материальных, |
но |
и |
духовных |
|
благ, эмоций, |
ощущений. |
||||
Этот аспект тонко уловила и детально проанализировала |
Г. М ю л л е р - |
||||||||||
Крауспе. |
Анализируя деятельность групп |
' Х а у с - Р у к к е р ' и "Хим— |
|||||||||
мельбляу", |
она пишет: "Нельзя не выразить надлежащего одобре |
||||||||||
ния обеим |
этим группам |
з а |
богатство идей, любовь к э к с п е р и м е н |
||||||||
тированию, |
техническую изобретательность . Однако... наряду |
||||||||||
с веселым |
компонентом, |
их |
отчасти конкретизированные, |
отчасти |
|||||||
осуществленные лишь на |
бумаге |
установки |
и архитектурные |
м а ш и |
|||||||
ны для |
игрового |
расширения |
сознания |
содержат и нечто |
т р е в о ж - |
129
ное, внушающее опасение... В ы з ы в а е т тревогу представление |
о ч е |
||||||||||||||||
ловеке |
будущего, |
определяющее |
эти проекты. Кроме т о г о , объекты |
||||||||||||||
обеих |
групп |
представляют |
собой |
мир, сознательно |
сформулирован |
||||||||||||
ный |
контрастно |
по отношению |
к области |
труда |
(причем мир |
труда |
|||||||||||
и |
в |
будущем |
представляется |
настолько |
бедным |
переживаниями, |
|||||||||||
что |
индивидуум |
постоянно |
будет |
нуждаться в |
новых сильных |
с т и |
|||||||||||
мулах, |
чтобы |
понять |
себя |
как |
переживающее с у щ е с т в о ) . Пользую |
||||||||||||
щийся |
этими |
устройствами, |
в |
сущности , рассматривается |
как |
||||||||||||
в |
основном |
пассивное |
существо. |
Он может |
изменить |
цвет |
стен |
||||||||||
надувных оболочек, |
количество |
ароматических |
эссенций, |
у ч а с т в о |
|||||||||||||
вать в |
эротических играх, слушать и видеть биение своего |
сердца, |
|||||||||||||||
но |
|
он |
вообще должен много лежать . Человек горизонтали. И |
даже |
|||||||||||||
то |
|
обстоятельство, |
что |
именно |
он, |
потребитель, |
приводит |
в |
дей |
||||||||
ствие |
установки, |
передающие |
ему мир как "захватывающий |
|
дина |
мический процесс", |
не |
может |
скрыть |
|
факта его низведения до |
||
одного лишь восприятия и реакции... |
|
|
|
||||
Нельзя |
отделаться |
от впечатления,что |
овладение Psychodelik |
||||
Spaces является одновременно |
бегством |
от |
действительности, |
||||
банальной, |
суровой |
и сложной, |
изменить |
которую |
индивидуум счи |
||
т а е т себя |
неспособным, отступлением в |
капсулу |
пневматического, |
прозрачного или полупрозрачного мира, обещающего игровые при ключения, которыми лучше всего наслаждаться одному или вдвоем.
Действительно ли |
таким |
уж необоснованным |
кажется подозрение, |
||||||||
что |
эти |
расширяющие сознание устройства |
в |
конце |
концов т о р м о |
||||||
зят |
развитие |
индивидуума? |
"Будущее |
- |
ванильное |
мороженое |
- |
||||
обещают |
их |
создатели - дизайнеры . - Мороженым затыкают рты д е |
|||||||||
т я м ; |
во |
всяком |
случае |
это |
считается |
испытанным |
средством |
от |
влечения упрямых, шаловливых, милых малышей хотя бы на время* [68.S.10].
|
В |
заключительных |
|
фразах |
Мюллер - Крауспе |
содержится уже |
||||||||||||
не |
только |
профессионально-критическая |
оценка |
работ |
Венского |
|||||||||||||
авангарда . |
Очевиден |
|
социальный |
подтекст . Сосредоточившись на |
||||||||||||||
'внутреннем |
пространстве", |
"собственной |
среде", |
участники |
вен |
|||||||||||||
ского |
течения, |
хотят |
они того |
или нет, |
на |
деле уводят |
внимание |
|||||||||||
от |
проблем |
реальной |
действительности, |
от |
практических задач по |
|||||||||||||
ее |
преобразованию. |
Это |
з а с т а в л я е т |
з а д у м а т ь с я |
и |
о |
социально- |
|||||||||||
политическом аспекте венских экспериментов в современных |
усло |
|||||||||||||||||
виях |
меняющей |
форму, |
но т е м |
не |
менее |
все обостряющееся |
клас |
|||||||||||
совой |
борьбы в |
странах |
капитала. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Итак, к 70 - м годам |
в |
области |
футурологического |
проектирова |
|||||||||||||
ния |
обозначились |
принципиально |
новые |
тенденции |
психологизации |
|||||||||||||
среды. Традиционная для архитектуры |
и |
дизайна задача |
преобразо |
|||||||||||||||
вания окружающей предметной действительности если |
и не снима |
|||||||||||||||||
ется |
с повестки |
дня, то как |
бы |
о т т е с н я е т с я |
на второй |
план. |
Пред- |
130
принимаются попытки непосредственно в восприятии человека
сконструировать |
- |
путем |
иллюзорных |
эффектов или |
даже |
прямого |
|||||||||||||
воздействия |
на |
м о з г |
- некую особую, независимую от |
реальности |
|||||||||||||||
"собственную |
среду" |
как |
комплекс определенных |
ощущений. О т д а |
|||||||||||||||
вая должное |
профессиональной |
привлекательности |
этих |
тенденций, |
|||||||||||||||
следует |
в м е с т е |
с |
|
т е м |
видеть |
их социальный смысл |
в условиях |
||||||||||||
капитализма. |
В |
подчеркнутой |
переориентации |
на |
внутренний |
мир |
|||||||||||||
и ощущения |
|
индивида |
по - своему отразились |
углубляющиеся |
про |
||||||||||||||
цессы атомизации буржуазного общества и тотального |
отчуждения |
||||||||||||||||||
человека |
в |
условиях |
|
капиталистической |
действительности. |
|
|
||||||||||||
Добро |
|
или |
зло |
несут |
эти эксперименты человечеству? |
П о - |
|||||||||||||
видимому, |
ответ |
не |
|
мо"жет быть однозначным. Несомненна |
прямая |
||||||||||||||
социальная |
|
обусловленность |
возможных |
последствий |
применения |
||||||||||||||
венских |
машин |
и |
аппаратов. |
В с е зависит |
от |
т о г о , |
в каких |
руках |
|||||||||||
они будут |
находиться, |
в |
чьих |
интересах |
и |
для |
каких |
целей |
исполь |
||||||||||
з о в а т ь с я . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗА ПРЕДЕЛАМИ АРХИТЕКТУРЫ |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Р а с к о в а т ь |
творческое |
|
мышление, |
расшатать |
и |
преодолеть |
||||||||||||
установившиеся |
стереотипные |
представления |
о |
содержании |
и |
фор |
|||||||||||||
мах |
жилища |
- |
такова одна из основных задач |
зарубежного |
футу- |
||||||||||||||
рологического проектирования. Рассмотренные проекты |
с в и д е |
||||||||||||||||||
тельствуют |
|
о |
самых |
решительных |
сдвигах в |
этом |
направлении. |
||||||||||||
Для |
каждого |
профессионала |
очевидно, |
что |
|
после |
венских |
э к с п е |
|||||||||||
риментов и различного рода вариаций на тему |
"собственной |
с р е д ы " |
|||||||||||||||||
традиционным |
представлениям |
приходит |
конец |
- |
к |
старому |
в о з в р а |
||||||||||||
та нет и быть |
не может . Даже если предположить |
(в целях |
п е р е |
||||||||||||||||
страховки) , что венские эксперименты - |
это |
крайность, |
на |
которую |
|||||||||||||||
пока |
что |
рискованно |
ориентироваться, то |
|
и тогда |
общая |
оценка |
||||||||||||
ситуации |
вряд |
ли |
существенно |
изменится . |
С а м ы е , |
казалось бы, |
|||||||||||||
различные, |
внешне |
между |
собой |
не |
схожие |
|
и в |
ч е м - т о |
даже |
п р о |
|||||||||
тивоположные |
|
варианты |
жилища |
будущего |
|
смыкаются |
в |
одном - |
|||||||||||
они |
начисто разрывают |
путы |
многовековых |
традиций. |
|
|
|
|
131