Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Архитектура, Д И З а Й Н , |
|
|
'За |
пределами |
архитектуры" |
- |
это |
на - |
|||||||||||||
ЖИЛИЩе |
|
|
|
|
|
|
звание |
|
одной из |
выставок |
"Аркигрэм" |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
как |
нельзя |
лучше |
характеризует |
|
нынеш |
||||||||
|
[36]. |
|
|
|
|
|
ний |
этап |
футурологического |
проектирова |
|||||||||||
ния |
В |
известном смысле |
дизайн теснит |
архитектуру, |
в |
с ф е |
|||||||||||||||
ре которой жилище безраздельно находилось |
на |
протяжении |
т ы с я ч е |
||||||||||||||||||
летий. |
Подрывает |
ли |
это |
ее |
престиж? |
Нисколько. |
История |
||||||||||||||
с в и д е т е л ь с т в у е т , |
что |
это |
закономерность . |
Круг |
контролируемых |
||||||||||||||||
архитектурой |
явлений динамичен, |
изменчив |
и обнаруживает |
тенден |
|||||||||||||||||
цию |
к постепенному |
сужению. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Можно |
только |
удивляться творческой неисчерпаемости архи |
||||||||||||||||||
тектуры . |
|
На |
з а р е цивилизации |
она |
выступила, |
по |
свидетельству |
||||||||||||||
древних, |
|
как м а т ь |
всех |
искусств . |
Вслед |
з а |
искусствами |
из |
лона |
||||||||||||
архитектуры |
с |
течением веков |
выделялись |
и |
стали |
совершенно |
|||||||||||||||
самостоятельными |
многие |
виды |
созидательной |
деятельности: |
к о |
||||||||||||||||
раблестроение, |
конструирование |
средств |
транспорта, |
фортифика |
|||||||||||||||||
ционное строительство, |
сооружение |
дорог, мостов и т . д . |
Известный |
||||||||||||||||||
советский |
архитектор |
А. Буров, |
сумевший |
возвыситься |
над |
|
ложны |
||||||||||||||
ми |
представлениями |
о |
"профессиональной |
чести мундира", |
с б л е с |
||||||||||||||||
ком очертил |
характерные |
стороны |
этого |
исторически |
закономерно |
||||||||||||||||
го |
процесса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Р а з у м е е т с я , |
трудно |
расстаться |
с веками |
устоявшимися |
пред |
|||||||||||||||
ставлениями |
о т о м , |
что |
именно |
архитектура, формируя |
оболочку |
||||||||||||||||
жилища, |
предопределяет структуру |
жилой среды в целом. Но в |
с е |
||||||||||||||||||
годняшних |
условиях |
|
такие |
представления |
требуют |
существенных |
|||||||||||||||
уточнений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Революционизирующая |
роль |
предметных |
элементов |
среды, |
т е х |
|||||||||||||||
нического |
оборудования |
отчетливо |
прослеживается |
на |
протяжении |
всей истории развития жилища. Появление новых видов инженерных устройств изменяло его характер . Т а к , переход от очагов к цен тральному отоплению, совершенствование систем городского водо
снабжения, |
канализация и т . п . |
предопределили |
развитие |
м н о г о |
|||||||||
квартирных |
зданий |
вместо |
господствовавшего |
ранее |
в |
городах |
|||||||
строительства |
индивидуальных |
домов . |
Анализируя |
тенденции |
р а з |
||||||||
вития европейского |
жилища, |
Ж . Ф у р а с т ь е |
в |
книге |
"Машинизм |
||||||||
и благосостояние" |
справедливо подметил, |
что |
традиционный |
дом. |
|||||||||
ведущий |
свою родословную |
от |
дворца - крепости, |
"защищает, но но |
|||||||||
обслуживает" |
[цит. по 16. |
с т р . 1 1 1 ] . |
М . Р а г о н |
в |
книге |
"О |
с о в р е |
||||||
менной архитектуре" развивает эту мысль: |
"Современный |
дом |
|||||||||||
исходит |
из |
|
идеи |
и принципа |
комфорта, а |
не от |
дома - крепости ... |
Машинизация вошла в наши здания в м е с т е с водопроводом, электроосвещением, центральным отоплением и телефоном... Новая идея комфорта изменила сущность жилья" [16, стр . l l l j .
Все это весьма давно и достаточно четко осознали передовые
132
архитекторы. Вспомним ведущее направление советской архитек туры 20 - х годов - конструктивизм. Функциональный метод проек
тирования |
|
конструктивистов, |
|
сформулированный |
М . Гинзбургом, |
|||||||||||||||||||
предполагал |
тщательный учет специфики бытовых процессов, |
п р о т е |
||||||||||||||||||||||
кающих в жилище, и, соответственно, того |
оборудования, |
при п о м о |
||||||||||||||||||||||
щи |
которого |
эти процессы осуществляются . Ф.Л. Райт |
|
утверждал, |
||||||||||||||||||||
что |
новые |
веяния |
проникают в жилище через кухню. |
Р а з у м е е т с я , |
||||||||||||||||||||
это |
афоризм, |
но в |
нем |
отчетливо |
проступает |
понимание |
т о г о , |
что |
||||||||||||||||
появление |
|
новых |
видов |
оборудования |
(конечно, не только кухон |
|||||||||||||||||||
ного! ) |
з а с т а в л я е т |
по-новому |
компоновать |
жилище. |
"Дом - |
это |
||||||||||||||||||
машина |
для |
жилья", - провозгласил Ш . Ле Корбюзье. В этой |
к р ы |
|||||||||||||||||||||
латой |
фразе |
содержится признание активной роли машинерии |
и о б о |
|||||||||||||||||||||
рудования. |
|
Сходные |
мысли |
неоднократно |
высказывал |
В . Гропиус, |
||||||||||||||||||
их разделяли и другие ведущие архитекторы первой половины |
века. |
|||||||||||||||||||||||
|
Но |
если |
предметный |
комплекс |
среды, |
система |
инженерного |
|||||||||||||||||
оборудования столь |
активно влияют |
на пространственную |
|
структуру |
||||||||||||||||||||
и, |
соответственно, |
оболочку жилища, то очевидна и существенная |
||||||||||||||||||||||
роль |
дизайна, |
влияние |
|
которого |
на |
развитие жилища |
в |
условиях |
||||||||||||||||
массового индустриального производства неуклонно растет . |
|
|
||||||||||||||||||||||
/(ИЛИЩе — ЭТО не ДОМ |
|
|
Совершенно |
определенные |
взгляды |
на этот |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
счет |
|
демонстрирует |
современная |
теория |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и практика |
футурологического |
проектиро |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вания з а рубежом. В многочисленгых |
п р о |
||||||||||||||
ектах преодолевается |
традиционная |
абсолютизация |
роли |
оболочки |
||||||||||||||||||||
как |
решающего по значению |
элемента |
жилища. Характерна |
в |
этом |
|||||||||||||||||||
плане подборка материалов о непосредственной зависимости |
внешних |
|||||||||||||||||||||||
форм |
жилища |
от его |
внутреннего |
содержания, которая |
под общим |
|||||||||||||||||||
заголовком |
|
"Innepraum bestimmt Fassaden* |
публиковалась |
в ж у р |
||||||||||||||||||||
нале |
|
"Moebel interior design" |
|
в |
1968-1969 |
годах |
[бб] . |
|
В |
этих |
||||||||||||||
материалах |
на |
конкретных |
примерах |
работ |
|
студентов |
|
Академии |
||||||||||||||||
св. Луки в Брюсселе раскрывалось |
влияние |
предметного |
|
комплекса |
||||||||||||||||||||
на структуру внутреннего |
пространства, |
а |
последнего - |
на |
оболоч |
|||||||||||||||||||
ку |
жилища. |
Использование |
студенческих |
работ для |
всесторонней |
|||||||||||||||||||
аргументации такой |
теоретической |
концепции |
дополнительно |
с в и д е |
||||||||||||||||||||
тельствует |
о глубине ее осознания на современном |
этапе . |
|
|
||||||||||||||||||||
|
Вспомним |
еще |
раз |
"Контролируемое |
и выбираемое |
жилище" |
||||||||||||||||||
"Аркигрэм". Это сложная система |
оборудования, обнесенная |
гибкой |
||||||||||||||||||||||
оболочкой, |
|
меняющей, |
|
по необходимости, |
размер, |
форму, |
степень |
|||||||||||||||||
раскрытия. |
Можно |
ли |
говорить |
об |
определяющей |
роли |
оболочки |
|||||||||||||||||
в |
мобильном |
жилище |
|
или, |
например, |
в системе |
"жилище - багаж" |
|||||||||||||||||
М . В е б б а , |
где |
оболочка |
как |
таковая |
появляется |
лишь |
время от |
|||||||||||||||||
времени, |
образуя укрытие |
для долгосрочного |
отдыха, |
где она в ы |
||||||||||||||||||||
ступает |
всего |
лишь |
одним из многочисленных составляющих |
э л е |
||||||||||||||||||||
ментов, |
различные |
варианты |
сочетания |
которых образуют |
жилище |
ш
т о го |
или иного |
типа? |
|
Но |
|
если |
оболочка |
утрачивает |
свою |
роль |
||||||||||||
главного |
элемента, |
то, соответственно, утрачивает |
аналогичную |
|||||||||||||||||||
роль и архитектура, по традиции создающая именно оболочку, |
к о |
|||||||||||||||||||||
робку жилища. Такой вывод неумолимо подсказывается всей |
л о г и |
|||||||||||||||||||||
кой |
|
развития |
перспективного |
жилища. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Мысль о |
примате оборудования |
и второстепенной |
роли |
оболочки |
|||||||||||||||||
не |
раз |
в ы с к а з ы в а л а с ь |
Р . Бенхемом |
[26]. |
Жилище |
- |
это |
не |
дом, |
|||||||||||||
утверждает он. Даже в современном |
жилище, не говоря |
уже |
о |
буду |
||||||||||||||||||
щем, |
технические |
системы, |
инженерные |
коммуникации, |
оборудова |
|||||||||||||||||
ние имеют несравненно большее значение, чем собственно |
дом |
как |
||||||||||||||||||||
каменная коробка. В то же время |
э т а |
существеннейшая |
часть |
жи |
||||||||||||||||||
лища, его 'душа", остается чужеродной для традиционной |
а р х и т е к |
|||||||||||||||||||||
туры . Даже в новейших постройках до сих пор не найдено |
органич |
|||||||||||||||||||||
ной |
|
взаимосвязи, |
логического |
взаимопроникновения |
инженерного |
|||||||||||||||||
оборудования |
и |
строительной |
коробки |
здания. Для |
традиционного |
|||||||||||||||||
архитектурного подхода типичными остаются решения, |
во |
всей |
||||||||||||||||||||
полноте продемонстрированные в здании Секретариата ООН. |
Т е х н и |
|||||||||||||||||||||
ческие |
|
элементы |
оборудования |
и |
коммуникации |
скрываются з а |
||||||||||||||||
подвесными |
потолками, |
в |
|
ложных |
колоннах, фальшивых стенах, |
|||||||||||||||||
подобно |
|
м е т а с т а з а м |
они |
|
прорастают |
сквозь |
тело |
здания, |
его |
|||||||||||||
строительные |
конструкции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Необходим принципиально новый подход к проблеме, |
у т в е р ж д а |
||||||||||||||||||||
ет |
Бенхем . |
Куда |
более |
|
рационально, |
например, |
решить |
систему |
||||||||||||||
оборудования жилой ячейки в виде |
компактного |
а г р е г а т а |
м н о г о |
|||||||||||||||||||
целевого |
назначения. |
Практически |
в |
любой |
точке |
планеты |
такой |
|||||||||||||||
а г р е г а т |
|
сможет |
создать |
|
любые |
необходимые человеку |
|
полезные |
||||||||||||||
эффекты. |
Он |
явится, по |
существу, |
функциональным |
ядром |
жилища, |
||||||||||||||||
средоточием |
его |
содержания |
и с м ы с л а . |
Агрегат |
может |
быть |
м о |
|||||||||||||||
бильным, |
меняющим |
свое |
|
положение |
в пространстве. |
|
Оболочка |
|||||||||||||||
в этой |
системе начисто |
утрачивает самодовлеющую |
роль |
и |
о к а з ы |
вается сугубо второстепенным служебным элементом, при помощи
которого, в случае необходимости, можно |
с о з д а в а т ь |
различных |
||||||||||||||
размеров |
и |
фирмы замкнутое |
пространство |
вокруг |
функционального |
|||||||||||
ядра |
- компактного |
а г р е г а т а |
оборудования. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Теоретические |
установки |
Б е н х е м а |
развиваются в |
ряде |
п р о е к т |
||||||||||
ных предложений. Характерно, |
в частности, |
предложение |
К. Даусона |
|||||||||||||
и А. Стэнтона, |
которые |
по |
справедливости |
считают |
свою |
работу |
||||||||||
альтернативной по отношению |
к традиционному |
жилищу |
[40] . Здесь |
|||||||||||||
в компактном |
а г р е г а т е сконцентрирован |
комплекс |
основных средств |
|||||||||||||
жизнеобеспечения: питания, ухода за собой, свето - цветового |
|
режи |
||||||||||||||
ма |
и микроклимата, сбора и |
переработки информации и т . п . Набор |
||||||||||||||
дополнений |
к |
основному |
а г р е г а т у может |
сколь |
угодно |
широко |
р а с |
|||||||||
ширять |
диапазон |
полезных |
эффектов. С |
использованием |
базового |
|||||||||||
а г р е г а т а |
и |
соответствующих дополнений |
(приставок) |
могут |
быть |
|||||||||||
образованы |
жилые |
капсулы |
на одного или двух |
человек, |
капсула |
134
инфраструктуры универсального использования. |
В |
грандиозных |
с и |
||||||||||||||||||||||
стемах (Аркология, Аркозанти, Арконтинум, Евроказанти) |
П. С о л е - |
||||||||||||||||||||||||
ри, |
ученик |
и |
сотрудник |
Ф.Л. Райта, |
сделал |
попытку |
дополнить |
||||||||||||||||||
принципы |
|
архитектуры |
и |
дизайна |
принципами |
экологии |
[ 8 2 ] . |
Р а з |
|||||||||||||||||
личного |
рода |
|
инфраструктуры |
стали |
одной |
из излюбленных |
|
т е м |
|||||||||||||||||
поисков |
молодого поколения архитекторов и дизайнеров. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
Как |
|
показало |
обследование, |
|
которое |
провел |
в |
1967 |
|
году |
||||||||||||||
в Лондоне |
Д. Конвей, |
значительная |
часть |
творческой |
молодежи |
||||||||||||||||||||
не |
хочет |
|
работать |
в |
рамках |
традиционной |
архитектуры |
[84] . О с о |
|||||||||||||||||
бой |
популярностью |
пользуется |
у |
|
молодых |
идея |
|
универсальной |
|||||||||||||||||
"мегаструктуры", |
раскрывающей |
широкие возможности о с у щ е с т в л е |
|||||||||||||||||||||||
ния |
"многих |
реальностей" |
|
быстро |
|
меняющегося |
мира. |
|
Свобода |
||||||||||||||||
выбора и |
самопроявления, |
структура, |
которая |
может |
быть |
|
п р е в р а |
||||||||||||||||||
щена |
"во |
все |
т о , что |
вы |
з а х о т и т е " |
|
- |
таковы |
лозунги |
"бунтующей" |
|||||||||||||||
молодежи. |
Характерным |
примером |
может служить |
мегаструктура |
|||||||||||||||||||||
К. Кинга, |
|
приспособленная |
к |
с а м ы м |
различным |
вариантам |
|
исполь |
|||||||||||||||||
зования. |
|
Сам |
автор |
называет |
эту |
мегаструктуру |
"многореально - |
||||||||||||||||||
стью" и считает ее наиболее полным |
воплощением |
принципа: |
" с д е |
||||||||||||||||||||||
лай |
сам, |
не |
понравилось |
- |
переделай" |
[61] . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Не трудно |
з а м е т и т ь , что |
различного рода |
инфра- |
и м е г а с т р у к |
||||||||||||||||||||
туры |
перерастают |
рамки |
|
т о г о , |
что |
сейчас |
принято |
обозначать |
|||||||||||||||||
терминами |
"здание", |
"дом". |
По |
своему |
масштабу |
они |
находятся |
||||||||||||||||||
на |
уровне |
городских |
образований. |
|
Намечается, |
таким |
образом, |
||||||||||||||||||
любопытный |
сдвиг: |
ячейка |
уходит |
за пределы |
архитектуры, |
в |
о б |
||||||||||||||||||
ласть |
дизайна, |
а |
инфра- |
и |
мегаструктуры вторгаются |
в |
|
область |
|||||||||||||||||
градостроительства . И.Лучкова и А.Сикачев отмечают, что |
|
превра |
|||||||||||||||||||||||
щение |
жилой |
|
ячейки |
в |
продукт |
дизайна |
"является |
частью |
более |
||||||||||||||||
широкого процесса смещения сфер влияния дизайнера, |
архитектора, |
||||||||||||||||||||||||
градостроителя . Отдавая жилую ячейку в руки дизайнера, |
архитек |
||||||||||||||||||||||||
тор одновременно берет ч а с т ь |
работы, |
принадлежащей |
ранее |
г р а д о |
|||||||||||||||||||||
строителю.., |
у градостроителей |
же |
|
появилась |
обширная |
|
область |
||||||||||||||||||
деятельности |
|
- |
расселение |
людей |
в |
национальных, |
региональных |
||||||||||||||||||
и даже |
глобальных масштабах . |
Этот "передел сфер |
влияния" |
|
про |
||||||||||||||||||||
изойдет, вероятно, в самом ближайшем будущем". |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Дематериализация |
|
|
К выходу з а |
пределы |
архитектуры |
|
жилище |
||||||||||||||||||
архитектуры |
|
|
|
|
подталкивают не |
только |
"взрывные |
идеи" |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дизайнерских |
проектов |
футурологического |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плана. |
Р я д |
традиционных |
понятий |
п е р е |
||||||||||||
осмысливается |
"внутри" самой |
архитектуры |
- р а з у м е е т с я , |
о п я т ь - |
|||||||||||||||||||||
таки не без влияния дизайна с его непредвзятым подходом |
|
к у с т о |
|||||||||||||||||||||||
явшимся |
представлениям. |
За |
привычные |
рамки |
архитектуры |
внут |
ренняя логика развития выводит даже, казалось бы, сугубо традиционные элементы оболочки зданий. Имеются в виду идеи
136