Файл: Рябушин, А. В. Футурология жилища за рубежом. 60-70 годы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Архитектура, Д И З а Й Н ,

 

 

'За

пределами

архитектуры"

-

это

на -

ЖИЛИЩе

 

 

 

 

 

 

звание

 

одной из

выставок

"Аркигрэм"

 

 

 

 

 

 

 

 

как

нельзя

лучше

характеризует

 

нынеш­

 

[36].

 

 

 

 

 

ний

этап

футурологического

проектирова ­

ния

В

известном смысле

дизайн теснит

архитектуру,

в

с ф е ­

ре которой жилище безраздельно находилось

на

протяжении

т ы с я ч е ­

летий.

Подрывает

ли

это

ее

престиж?

Нисколько.

История

с в и д е т е л ь с т в у е т ,

что

это

закономерность .

Круг

контролируемых

архитектурой

явлений динамичен,

изменчив

и обнаруживает

тенден ­

цию

к постепенному

сужению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно

только

удивляться творческой неисчерпаемости архи ­

тектуры .

 

На

з а р е цивилизации

она

выступила,

по

свидетельству

древних,

 

как м а т ь

всех

искусств .

Вслед

з а

искусствами

из

лона

архитектуры

с

течением веков

выделялись

и

стали

совершенно

самостоятельными

многие

виды

созидательной

деятельности:

к о ­

раблестроение,

конструирование

средств

транспорта,

фортифика­

ционное строительство,

сооружение

дорог, мостов и т . д .

Известный

советский

архитектор

А. Буров,

сумевший

возвыситься

над

 

ложны ­

ми

представлениями

о

"профессиональной

чести мундира",

с б л е с ­

ком очертил

характерные

стороны

этого

исторически

закономерно ­

го

процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а з у м е е т с я ,

трудно

расстаться

с веками

устоявшимися

пред ­

ставлениями

о т о м ,

что

именно

архитектура, формируя

оболочку

жилища,

предопределяет структуру

жилой среды в целом. Но в

с е ­

годняшних

условиях

 

такие

представления

требуют

существенных

уточнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Революционизирующая

роль

предметных

элементов

среды,

т е х ­

нического

оборудования

отчетливо

прослеживается

на

протяжении

всей истории развития жилища. Появление новых видов инженерных устройств изменяло его характер . Т а к , переход от очагов к цен ­ тральному отоплению, совершенствование систем городского водо ­

снабжения,

канализация и т . п .

предопределили

развитие

м н о г о ­

квартирных

зданий

вместо

господствовавшего

ранее

в

городах

строительства

индивидуальных

домов .

Анализируя

тенденции

р а з ­

вития европейского

жилища,

Ж . Ф у р а с т ь е

в

книге

"Машинизм

и благосостояние"

справедливо подметил,

что

традиционный

дом.

ведущий

свою родословную

от

дворца - крепости,

"защищает, но но

обслуживает"

[цит. по 16.

с т р . 1 1 1 ] .

М . Р а г о н

в

книге

с о в р е ­

менной архитектуре" развивает эту мысль:

"Современный

дом

исходит

из

 

идеи

и принципа

комфорта, а

не от

дома - крепости ...

Машинизация вошла в наши здания в м е с т е с водопроводом, электроосвещением, центральным отоплением и телефоном... Новая идея комфорта изменила сущность жилья" [16, стр . l l l j .

Все это весьма давно и достаточно четко осознали передовые

132


архитекторы. Вспомним ведущее направление советской архитек ­ туры 20 - х годов - конструктивизм. Функциональный метод проек ­

тирования

 

конструктивистов,

 

сформулированный

М . Гинзбургом,

предполагал

тщательный учет специфики бытовых процессов,

п р о т е ­

кающих в жилище, и, соответственно, того

оборудования,

при п о м о ­

щи

которого

эти процессы осуществляются . Ф.Л. Райт

 

утверждал,

что

новые

веяния

проникают в жилище через кухню.

Р а з у м е е т с я ,

это

афоризм,

но в

нем

отчетливо

проступает

понимание

т о г о ,

что

появление

 

новых

видов

оборудования

(конечно, не только кухон­

ного! )

з а с т а в л я е т

по-новому

компоновать

жилище.

"Дом -

это

машина

для

жилья", - провозгласил Ш . Ле Корбюзье. В этой

к р ы ­

латой

фразе

содержится признание активной роли машинерии

и о б о ­

рудования.

 

Сходные

мысли

неоднократно

высказывал

В . Гропиус,

их разделяли и другие ведущие архитекторы первой половины

века.

 

Но

если

предметный

комплекс

среды,

система

инженерного

оборудования столь

активно влияют

на пространственную

 

структуру

и,

соответственно,

оболочку жилища, то очевидна и существенная

роль

дизайна,

влияние

 

которого

на

развитие жилища

в

условиях

массового индустриального производства неуклонно растет .

 

 

/(ИЛИЩе — ЭТО не ДОМ

 

 

Совершенно

определенные

взгляды

на этот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

счет

 

демонстрирует

современная

теория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и практика

футурологического

проектиро ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вания з а рубежом. В многочисленгых

п р о ­

ектах преодолевается

традиционная

абсолютизация

роли

оболочки

как

решающего по значению

элемента

жилища. Характерна

в

этом

плане подборка материалов о непосредственной зависимости

внешних

форм

жилища

от его

внутреннего

содержания, которая

под общим

заголовком

 

"Innepraum bestimmt Fassaden*

публиковалась

в ж у р ­

нале

 

"Moebel interior design"

 

в

1968-1969

годах

[бб] .

 

В

этих

материалах

на

конкретных

примерах

работ

 

студентов

 

Академии

св. Луки в Брюсселе раскрывалось

влияние

предметного

 

комплекса

на структуру внутреннего

пространства,

а

последнего -

на

оболоч ­

ку

жилища.

Использование

студенческих

работ для

всесторонней

аргументации такой

теоретической

концепции

дополнительно

с в и д е ­

тельствует

о глубине ее осознания на современном

этапе .

 

 

 

Вспомним

еще

раз

"Контролируемое

и выбираемое

жилище"

"Аркигрэм". Это сложная система

оборудования, обнесенная

гибкой

оболочкой,

 

меняющей,

 

по необходимости,

размер,

форму,

степень

раскрытия.

Можно

ли

говорить

об

определяющей

роли

оболочки

в

мобильном

жилище

 

или,

например,

в системе

"жилище - багаж"

М . В е б б а ,

где

оболочка

как

таковая

появляется

лишь

время от

времени,

образуя укрытие

для долгосрочного

отдыха,

где она в ы ­

ступает

всего

лишь

одним из многочисленных составляющих

э л е ­

ментов,

различные

варианты

сочетания

которых образуют

жилище

ш


т о го

или иного

типа?

 

Но

 

если

оболочка

утрачивает

свою

роль

главного

элемента,

то, соответственно, утрачивает

аналогичную

роль и архитектура, по традиции создающая именно оболочку,

к о ­

робку жилища. Такой вывод неумолимо подсказывается всей

л о г и ­

кой

 

развития

перспективного

жилища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мысль о

примате оборудования

и второстепенной

роли

оболочки

не

раз

в ы с к а з ы в а л а с ь

Р . Бенхемом

[26].

Жилище

-

это

не

дом,

утверждает он. Даже в современном

жилище, не говоря

уже

о

буду­

щем,

технические

системы,

инженерные

коммуникации,

оборудова­

ние имеют несравненно большее значение, чем собственно

дом

как

каменная коробка. В то же время

э т а

существеннейшая

часть

жи ­

лища, его 'душа", остается чужеродной для традиционной

а р х и т е к ­

туры . Даже в новейших постройках до сих пор не найдено

органич ­

ной

 

взаимосвязи,

логического

взаимопроникновения

инженерного

оборудования

и

строительной

коробки

здания. Для

традиционного

архитектурного подхода типичными остаются решения,

во

всей

полноте продемонстрированные в здании Секретариата ООН.

Т е х н и ­

ческие

 

элементы

оборудования

и

коммуникации

скрываются з а

подвесными

потолками,

в

 

ложных

колоннах, фальшивых стенах,

подобно

 

м е т а с т а з а м

они

 

прорастают

сквозь

тело

здания,

его

строительные

конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходим принципиально новый подход к проблеме,

у т в е р ж д а ­

ет

Бенхем .

Куда

более

 

рационально,

например,

решить

систему

оборудования жилой ячейки в виде

компактного

а г р е г а т а

м н о г о ­

целевого

назначения.

Практически

в

любой

точке

планеты

такой

а г р е г а т

 

сможет

создать

 

любые

необходимые человеку

 

полезные

эффекты.

Он

явится, по

существу,

функциональным

ядром

жилища,

средоточием

его

содержания

и с м ы с л а .

Агрегат

может

быть

м о ­

бильным,

меняющим

свое

 

положение

в пространстве.

 

Оболочка

в этой

системе начисто

утрачивает самодовлеющую

роль

и

о к а з ы ­

вается сугубо второстепенным служебным элементом, при помощи

которого, в случае необходимости, можно

с о з д а в а т ь

различных

размеров

и

фирмы замкнутое

пространство

вокруг

функционального

ядра

- компактного

а г р е г а т а

оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические

установки

Б е н х е м а

развиваются в

ряде

п р о е к т ­

ных предложений. Характерно,

в частности,

предложение

К. Даусона

и А. Стэнтона,

которые

по

справедливости

считают

свою

работу

альтернативной по отношению

к традиционному

жилищу

[40] . Здесь

в компактном

а г р е г а т е сконцентрирован

комплекс

основных средств

жизнеобеспечения: питания, ухода за собой, свето - цветового

 

режи ­

ма

и микроклимата, сбора и

переработки информации и т . п . Набор

дополнений

к

основному

а г р е г а т у может

сколь

угодно

широко

р а с ­

ширять

диапазон

полезных

эффектов. С

использованием

базового

а г р е г а т а

и

соответствующих дополнений

(приставок)

могут

быть

образованы

жилые

капсулы

на одного или двух

человек,

капсула

134



инфраструктуры универсального использования.

В

грандиозных

с и ­

стемах (Аркология, Аркозанти, Арконтинум, Евроказанти)

П. С о л е -

ри,

ученик

и

сотрудник

Ф.Л. Райта,

сделал

попытку

дополнить

принципы

 

архитектуры

и

дизайна

принципами

экологии

[ 8 2 ] .

Р а з ­

личного

рода

 

инфраструктуры

стали

одной

из излюбленных

 

т е м

поисков

молодого поколения архитекторов и дизайнеров.

 

 

 

 

 

 

Как

 

показало

обследование,

 

которое

провел

в

1967

 

году

в Лондоне

Д. Конвей,

значительная

часть

творческой

молодежи

не

хочет

 

работать

в

рамках

традиционной

архитектуры

[84] . О с о ­

бой

популярностью

пользуется

у

 

молодых

идея

 

универсальной

"мегаструктуры",

раскрывающей

широкие возможности о с у щ е с т в л е ­

ния

"многих

реальностей"

 

быстро

 

меняющегося

мира.

 

Свобода

выбора и

самопроявления,

структура,

которая

может

быть

 

п р е в р а ­

щена

"во

все

т о , что

вы

з а х о т и т е "

 

-

таковы

лозунги

"бунтующей"

молодежи.

Характерным

примером

может служить

мегаструктура

К. Кинга,

 

приспособленная

к

с а м ы м

различным

вариантам

 

исполь ­

зования.

 

Сам

автор

называет

эту

мегаструктуру

"многореально -

стью" и считает ее наиболее полным

воплощением

принципа:

" с д е ­

лай

сам,

не

понравилось

-

переделай"

[61] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не трудно

з а м е т и т ь , что

различного рода

инфра-

и м е г а с т р у к ­

туры

перерастают

рамки

 

т о г о ,

что

сейчас

принято

обозначать

терминами

"здание",

"дом".

По

своему

масштабу

они

находятся

на

уровне

городских

образований.

 

Намечается,

таким

образом,

любопытный

сдвиг:

ячейка

уходит

за пределы

архитектуры,

в

о б ­

ласть

дизайна,

а

инфра-

и

мегаструктуры вторгаются

в

 

область

градостроительства . И.Лучкова и А.Сикачев отмечают, что

 

превра ­

щение

жилой

 

ячейки

в

продукт

дизайна

"является

частью

более

широкого процесса смещения сфер влияния дизайнера,

архитектора,

градостроителя . Отдавая жилую ячейку в руки дизайнера,

архитек ­

тор одновременно берет ч а с т ь

работы,

принадлежащей

ранее

г р а д о ­

строителю..,

у градостроителей

же

 

появилась

обширная

 

область

деятельности

 

-

расселение

людей

в

национальных,

региональных

и даже

глобальных масштабах .

Этот "передел сфер

влияния"

 

про­

изойдет, вероятно, в самом ближайшем будущем".

 

 

 

 

 

 

 

Дематериализация

 

 

К выходу з а

пределы

архитектуры

 

жилище

архитектуры

 

 

 

 

подталкивают не

только

"взрывные

идеи"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дизайнерских

проектов

футурологического

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плана.

Р я д

традиционных

понятий

п е р е ­

осмысливается

"внутри" самой

архитектуры

- р а з у м е е т с я ,

о п я т ь -

таки не без влияния дизайна с его непредвзятым подходом

 

к у с т о ­

явшимся

представлениям.

За

привычные

рамки

архитектуры

внут­

ренняя логика развития выводит даже, казалось бы, сугубо традиционные элементы оболочки зданий. Имеются в виду идеи

136