Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 43. Схема образования масляного слоя в трущей­ ся паре вал — вкладыш подшипника:

а — в состоянии покоя; б — в начале вращения; в — при уве­ личении частоты вращения.

честно масла. Таким образом, все новые слои перегоняют­ ся из широкой части серпа в узкую. Накапливающиеся в узкой части зазора слои масла создают давление, вал начинает приподниматься (как бы всплывать в подшип­ нике); между валом и нижней частью подшипника созда­ ется масляный клин. Давление, развиваемое маслом на­ зывают гидродинамическим.

При увеличении частоты вращения большее количество масла увлекается вместе с валом (рис. 43, в). Гидродина­ мическое давление возрастает, что ведет к увеличению толщины масляного слоя, самое большее давление возни­ кает внизу шейки вала. В таком положении вал уже не касается стенок подшипника, весь зазор заполнен мас­ лом, трение между металлом заменено трением между час­ тицами масла. Минимальный зазор при этом несколько смещается от вертикальной оси по ходу вращения вала. Образование масляного слоя возможно только в том слу­ чае, когда^возникающее гидродинамическое давление пре­ вышает действующие на вал удельные нагрузки.

Чем тоньше масляный слой, тем скорее он может раз­ рушиться и привести к смешанному виду трения. Надеж­ ность масляного слоя, а следовательно, и несущая спо­ собность подшипников увеличиваются с повышением ско­ рости движения вала и вязкости смазочного масла. Однако в этом случае увеличиваются и затраты энергии на прео­ доление внутреннего трения между частицами масла, поэ­ тому в каждом конкретном случае приходится подбирать оптимальное значение вязкости. Толщину масляного слоя

для цилиндрического подшипника скольжения можно оп­ ределить по следующей формуле:

т

CV

(49)

“'min ™Ц ——,

■гт

200

где т) — динамическая вязкость масла;

с— коэффициент, зависящий от размера подшип­ ника;

v— скорость перемещения трущихся поверхностей; Рт — Удельное давление.

§3. Граничное трение

Граничной смазкой называют такую, когда между тру­ щимися поверхностями находится очень тонкий слой мас­ ла. Пленка масла на металлической поверхности прочно удерживается силами межмолекулярного взаимодействия. О толщине масляного слоя существуют разные мнения. Долгое время считали, что на поверхности находится мономолекулярный слой масла. Экспериментальными исследованиями советских ученых доказано, что на тру­ щихся поверхностях находятся полимолекулярные слои толщиной в десятые доли микрона. Имеются высказыва­ ния, особенно в зарубежной литературе, что толщина пленки доходит до микрона.

Поведение граничных слоев смазки не подчиняется законам гидродинамики (так как свойства пленок не оп­ ределяются объемной вязкостью), а зависит от смазываю­ щей способности масла и физико-химических свойств по­ верхностей трения. Над изучением граничной смазки в Советском Союзе работают многие ученые, здесь нужно отметить работы Б. В. Дерягина, М. Т. Кусакова, Г. И. Фукса, А. С. Ахматова и др. В работах В. В. Дерягина и А. С. Ахматова экспериментально доказано, что гранич­ ные слои смазки па поверхностях металла подобны твер­ дым телам.

Часто говорят, что граничное трение — это предел ра­ ботоспособности трущихся пар. Если при жидкостном тре­ нии износ деталей очень небольшой и в основном проис­ ходит при нарушениях режима жидкостной смазки, то при граничном трении всегда наблюдается износ деталей. Основное требование к качеству масла при граничном трении — обеспечение возможно меньшего износа поверх­ ностей трения, а это зависит от взаимодействия молеку­ лярных слоев масла с поверхностью. Все смазочные масла обладают смачиваемостью, т. е. способностью растекаться тонким слоем по поверхности металла. Эта способность зависит от внутренних сил сцепления. В даппом случае силы взаимодействия между металлом и частицами масла

201


больше силы молекулярного взаимодействия между час­ тицами масла, поэтому оно и растекается по металлу. Такие вещества, как ртуть, не обладают смачиваемостью, так как силы взаимодействия между молекулами ртути больше, чем между ртутью и металлом. Хорошее смазоч­ ное масло должно не только смачивать металл, но и обра­ зовывать на нем прочную пленку, не разрушающуюся под действием внешних факторов.

Смазывающая способность масла имеет очень важное значение во многих случаях эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и других машин: во время пуска двигателя или механизма, после их остановки или дли­ тельной стоянки, при прогреве машины, а также при ра­ боте машины перед ее остановкой. Во всех этих случаях износ деталей зависит от прочности масляной пленки, находящейся на них. Смазочная способностью очень важ­ на при смазывании деталей, испытывающих высокие удель­ ные нагрузки, а также в тех случаях, когда наблюдается недостаток поступления масла к трущимся деталям, при использовании масла с меньшей вязкостью, при резко переменных режимах работы и во всех других случаях, не обеспечивающих жидкостное трение.

Смазочные свойства масел зависят от их химического состава, точнее от наличия соединений, имеющих в своем составе электрозаряженные молекулы. К веществам, спо­ собным образовывать граничный слой на поверхности ме­ таллов, относятся поверхностно-активные соединения, со­ держащие в своих молекулах серу, фосфор, хлор или полярные группы СООН, ОН и др. К таким соединениям в маслах относятся смолистые вещества, сернистые сое­ динения, органические кислоты, оксикислоты, спирты и др. Полярно-активные соединения масла ориентируются к металлу полярной группой, а их углеводородная цепоч­ ка располагается нормально к поверхности трения, обра зуя своеобразный молекулярный частокол, препятствую­ щий непосредственному контакту трущихся поверхнос­ тей, сухое трение заменяется трением свободных концов углеводородных цепочек. Кроме этого, многие полярно активные соединения масел вступают в химическое взаи­ модействие с металлом.

Наиболее прочные граничные слои образуются в тех случаях, когда происходит химическое взаимодействие между полярно-активными соединениями масла и метал­ лом. К таким веществам относятся органические жирные

202

кислоты, соединения хлора,

X

S 7

серы, фосфора. Например,

жирная кислота (пальмити­

новая, олеиновая), адсорби­

 

 

руясь на поверхности, всту­

 

 

пает в

химическую реакцию

 

 

с металлом

и образует соли

 

 

жирных кислот (мыла), кото­

 

 

рые обладают малым сопро­

 

 

тивлением сдвигу.

 

 

 

 

Уменьшение толщины сма­

 

 

зочного

слоя

сопряжено

с

 

 

опасностью

его разрыва

и

 

 

возникновением

сухого

тре­

Рис. 44. Схема четырехшари­

ния, что сопровождается

по­

ковой машины трения:

вышением коэффициента тре­

А — верхний шарик, закрепленный

в шпинделе;

Б — нижние шарики;

ния и

резким

увеличением

В — испытуемое масло.

износа. Смазывающая способ­ ность оценивается техническими испытаниями на прибо­

рах и машинах трения. В зависимости от конструкции машины и методики испытания оценочными показателями являются: величина коэффициента трения, износ трущихся деталей или та нагрузка, под действием которой разруша­ ются масляные граничные слои.

Более широкое распространение получили испытания на четырехшариковой машине трения JJOCT 9490—60). Схема этой машины показана на рисунке 44. Основная часть установки — пирамида из четырех стальных шари­ ков (0 12 мм). Верхний шарик А зажимается в специаль­ ном патроне, который, вращаясь, скользит по трем ниж­ ним шарикам Б, закрепленным в ванне с испытуемым мас­ лом В. Скорость вращения патрона постоянна, изменение нагрузки ступенчатое (возрастающее), продолжительность каждого испытания 1 мин. Износ оценивается по диаметру пятна на нижних шариках, диаметр измеряется при помо­ щи специального микроскопа.

Значение смазочных свойств масел при граничной смаз­ ке видно из следующего примера. Измеряли температуру в точках контакта константанового стержня и стального диска под действием постоянной нагрузки. Детали испы­ тывались без смазки, с применением товарного масла и олеиновой кислоты. В первом случае температура достигла 800°, во втором — была около 500°, а в третьем (использова­ ние полярно-активного соединения) — немногим выше 200°.

203


§ 4. Полужидкостное трение

Рассмотренная выше характеристическая диаграмма трения (рис. 42) показывает, что при уменьшении скорости движения или увеличении нагрузки условия жидкостного трения ухудшаются. Масляный клин, разделяющий тру­ щиеся поверхности, становится все тоньше, и жидкостное трение переходит в полужидкостное (точка С). Если даль­ ше повышать нагрузку или снижать частоту вращения, то зазор становится меньше /?min_кр. Через масляную пленку начинают проступать отдельные микронеровности, имею­ щиеся на трущихся поверхностях, наступает местный (ло­ кальный) контакт деталей, имеет место граничная смазка. Дальнейшее уменьшение зазора способствует возрастанию коэффициента трения, так как увеличивается зона контакта (левая часть экспериментальной кривой на рисунке 42). Область граничной смазки увеличивается, а жидкостной уменьшается, дальнейшее увеличение нагрузки приводит к сухому трению и заклиниванию.

Полужидкостной смазкой называют такой режим тре­ ния, когда вместе с жидкостной имеет место и граничная смазка. Переход от жидкостной смазки к граничной про­ исходит постепенно. Полужидкостное трение особенно лег­ ко возникает при уменьшении скоростей скольжения поверхностей трения, а это обычно бывает при пуске и ос­ тановке двигателя или механизма, поэтому и износы де­ талей максимальны на пусковых режимах. Износы будут особенно возрастать, если в масле содержатся абразивные механические примеси.

Вдвигателях и других машинах имеются такие узлы,

вкоторых невозможно обеспечить жидкостное трение (ци­ линдр — поршень, зубчатые зацепления и др.). Даже узлы трения, работающие при установившемся режиме на жид­ костной смазке, определенные периоды эксплуатируются при полужидкостной смазке (например, пуск и остановка машины, неустановившиеся нагрузки, резкое изменение скоростей). Полужидкостное трение будет наблюдаться и при высоких удельных нагрузках, рабочих температурах, неправильно подобранной (низкой) для данных условий работы вязкости масла, резком изменении вязкости с из­ менением температур (недостаточный индекс вязкости), нарушении геометрической формы деталей (большие из­ носы, плохие качества материала, его обработка и сбор­ ка деталей), при недостаточном поступлении масла к тру-

2&i

щттся поверхностям, при попавший в масло абразивных механических примесей и т. д.

Во всех случаях, когда не обеспечивается жидкостная смазка износ деталей будет тем меньше, чем выше смазы­ вающая способность масла, т. е. чем благоприятнее хи­ мический состав масел, тем лучше взаимодействие молекул масла и поверхностей трения.

§ 5. Классификация смазочных материалов

Используемые в народном хозяйстве смазочные мате­ риалы делят на два вида: 1) смазочные масла — при положительной температуре жидкости; 2) пластичные (кон­ систентные) смазки — при положительной температуре мазеобразные вещества. В зависимости от вида сырья и способа его переработки смазочные материалы могут быть: минеральные, органические и синтетические.

Основную массу (более 90%) минеральных масел по­ лучают при переработке нефти (нефтяные масла), которые могут быть дистиллятными, остаточными и смешанными. 15 небольших количествах минеральные масла получают при переработке смол каменного угля, сланца, торфа (смо­ ляные масла). Нефтяные масла в зависимости от их назна­ чения и условий работы делят на следующие группы: моторные, трансмиссионные, индустриальные, приборные, компрессорные, цилиндровые, турбинные, электроизоляци­ онные, гидравлические и вакуумные. В сельскохозяйст­ венном производстве в основном применяются моторные

и трансмиссионные масла.

Органические смазочные материалы бывают раститель­ ные и животные. Растительные масла получают при пере­ работке семян растений. Из большого числа получаемых растительных масел в технике применяются касторовое, горчичное и сурепное. Из животных масел, получаемых при переработке животных жиров, используют техничес­ кий рыбий жир, костное и спермацетовое масла. Как правило, органические масла имеют лучшие смазочные свойства, чем нефтяные, но плохую термическую стабиль­ ность, что затрудняет их применение. Растительные масла чаще всего используют в смеси с нефтяными для улучшения смазочных свойств последних, в этом случае получают

компаундированные (смешанные) масла.

Бурное развитие химической промышленности, наблю­ даемое в последние пятилетие, позволяет получать синте-


тцческие масла заданных эксплуатационных свойств, поэ­ тому они находят все большее применение в технике, вы­ тесняя органические, а иногда и нефтяные масла.

Пластичные смазки в зависимости от области приме­ нения можно разделить на антифрикционные, консервационные и уплотнительные. Пластичные смазки — это сложная коллоидная система, состоящая из жидкой! осно­ вы, загустителя, иногда стабилизатора и присадки. Об­ ласть применения пластичных смазок чрезвычайно ши­ рока, поэтому их ассортимент очень большой.

§6. Общие требования, предъявляемые

ксмазочным маслам

Основное назначение смазочных масел — уменьшить износ сопряженных трущихся деталей, заменить трение между частицами металла трением между слоями масла. Тонкий смазочный слой, находящийся между трущимися поверхностями, выполняет ответственные и разнообразные функции. Можно сказать, что па этом тонком масляном слое строится развитие всей сложнейшей современной техники. С любой машины, от самой простой до самой слож­ ной уберите масло, и машина за очень короткий отрезок времени перестанет существовать, вернее работать.

Усложняются условия работы в современных узлах трения существующих и проектируемых машин — повы­ шается давление, скорость, температура, часто узлы трения работают в различных агрессивных средах; все это предъявляет более высокие требования к смазочным маслам. От того, насколько правильно подобран смазочный материал, каково его качество, как строго выдерживаются установленные режимы работы масла, зависит длитель­ ность межремонтных сроков работы машин, их эффектив­ ность и надежность, а все это определяет экономичность и величину непроизводительных затрат энергии, расход на приобретение смазочных материалов.

Условия работы масла в различных узлах трения чрез­ вычайно разнообразны. Для того чтобы обеспечивались наиболее правильные режимы смазки, смазочные масла должны обладать определенными свойствами, отвечать предъявляемым к ним требованиям. В очень тяжелых ус­ ловиях работают масла, смазывающие детали двигателей внутреннего сгорания (действие высоких температур, кон­ такт с продуктами сгорания топлива и т. д.). Трапсмиссион-

206

пые масла, идущие для смазывания зубчатых передач, подвергаются действию очень высоких давлений, а скорост­ ные и температурные условия работы у них легче, чем у моторных масел. Условия работы масел для смазки раз­ личных металлообрабатывающих станков более легкие, здесь нет ни очень высоких, ни очень низких температур, нет и высоких давлений.

Несмотря на различные условия работы того или иного узла трения, к смазочным маслам могут и должны быть предъявлены общие требования, которым должны отве­ чать все без исключения смазочные масла.

1.Масла должны иметь оптимальную вязкость, обес­ печивающую надежную работу узлов трения на всех воз­ можных режимах.

2.Для обеспечения минимального износа трущихся деталей в условиях, когда не может быть обеспечена жид­

костная смазка, масла должны иметь наиболее высокие смазывающие свойства.

3. Масла не должны содержать воды, механических примесей и коррозийно-активных веществ.

4. Масла должны обладать высокой химической ста­ бильностью, т. е. не изменять свои свойства в процессе транспорта и хранения.

Кроме перечисленных общих, к каждой группе масел дополнительно предъявляются свои специфические требо­ вания, которые будут приведены ниже.

Вопросы для повторения

1.Каково назначение смазочных материалов?

2.Какие требования предъявляются к смазочным маслам?

3.Что такое жидкостное и граничное трение?

4.Какие параметры определяют режим жидкостного трения?

5.

Какие свойства масел влияют на режим жидкостного трения?

6.

Как подсчитывается коэффициент жидкостного трения?

7.

Чему равно минимальная толщина смазочного слоя для обеспе­

8.

чения жидкостного трения?

Как оценивается характеристика режима жидкостного трения?

9.От чего зависит смазывающая способность масла?

10.Наличие каких соединений повышает прочность масляной пленки?

11.Как оценивается смазывающая способность масел?

12.Каковы значения коэффициентов жидкостного и граничного трения?

13.Когда наблюдается износ — при жидкостном или граничном трении?

14.Чему должна быть равна несущая способность масляного слоя?

15.Как классифицируются смазочные материалы?

207


Г л а в а VIII

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛ

ИМЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ

§1. Значение важнейших характеристик масел

Условия работы смазочных материалов в различных узлах трения машин и механизмов очень разные, в связи с чем ассортимент вырабатываемых масел и смазок боль­ шой.

Каждый сорт, каждая марка получаемого продукта должны отвечать требованиям, предъявляемым стандар­ том на данный вид продукта. После получения опреде­ ленной партии продукта в заводской лаборатории про­ веряют его качества и соответствие требованиям стандарта, заполняют паспорт, в котором приводят численные зна­ чения ряда физико-химических показателей качества, на­ зываемых контрольными. Обычно нормируются кинемати­ ческая вязкость при одной или нескольких температурах, содержание органических кислот, золы, коксуемость, тем­ пературы вспышки, застывания и др. Эти показатели в основном и определяют эксплуатационные свойства сма­ зочных материалов.

В связи с общим техническим прогрессом, быстрым ростом машинно-тракторного парка все большему кругу лиц приходится иметь дело с различными смазочными ма­ териалами, от правильного выбора и умелого применения которых зависят надежность, техническая исправность и долговечность узлов трения, затраты средств и времени на техническое обслуживание машин, расход масел и мно­ гое другое. В заводских руководствах, инструкциях, пра­ вилах технического ухода за машинами указываются реко­ мендуемые марки смазочных материалов и приводятся карты смазки, но в этих источниках нет сведений о свойст­ вах материалов и правил их применения с учетом особен­ ностей эксплуатации. Нет данных, которые помогли бы правильно подобрать заменитель рекомендуемого мате­ риала, а такая потребность часто возникает в условиях реальной эксплуатации; отсутствуют сведения, характе­ ризующие эксплуатационные свойства смазочных мате­

208

риалов, которые крайне необходимо знать всем тем, кто

соприкасается с вопросами эксплуатации и ремонта совре­ менной техники.

К важнейшим эксплуатационным характеристикам ма­ сел можно отнести вязкостные свойства, которые в пас­ порте нормируются кинематической вязкостью и индек­ сом вязкости; противоизносные свойства, зависящие от чистоты масла (отсутствия абразивных механических при­ месей), его вязкости и смазочных свойств; окисляемость и термическая устойчивость масла, зависящие от химичес­ кого состава масла, глубины его очистки, моющих свойств; антикоррозийные свойства (количество органических кис­ лот, химический состав, наличие воды и коррозийно-ак­ тивных веществ). Остановимся на рассмотрении эксплуа­ тационных свойств смазочных масел.

§2. Вязкостные свойства масел

Квязкостным свойствам относятся: вязкость при ка­ кой-то определенной температуре, изменение вязкости с из­ менением температуры и давления, потеря маслом под­ вижности (застывание), значения предельной вязкости при пуске.

Вязкость смазочных материалов играет исключитель­ но важную роль при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и других машин и механизмов. Вязкость — ос­ новной параметр при подборе масла, поэтому большинство масел маркируют по их вязкости. При установлении марки вязкость определяют при тех температурах, при которых работают узлы трения, например индустриаль­ ные масла маркируют по кинематической вязкости в сСт при 50°, а масла для двигателей внутреннего сгорания — по кинематической вязкости в сСт при 100°.

От величины вязкости масла при рабочих температурах зависят возможность образования жидкостного трения, отвод тепла от деталей, затраты энергии на циркуляцию масла по системе смазки, работа масляного насоса, посту­ пление масла ко всем трущимся деталям при пуске маши­ ны и других неустановившихся режимах, работа масло­ очистительных фильтров и центрифуг, очистка деталей от накопившихся продуктов износа, старения и загрязнения, герметизация (уплотнение) узла трения и др.

При выборе масла необходимо учитывать, что его вяз­ кость изменяется в зависимости от температуры: с пони­

209