Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
связи с образованием первичного продукта окисления гид роперекиси R О О—II. Остальные продукты окисления образуются при превращении и разложении гидропереки сей, которые способны распадаться с образованием кислот, спиртов, альдегидов и т. д. Одноатомные гидроперекиси могут присоединять молекулярный кислород и образовы вать двухатомные гидроперекиси, разложение которых сопровождается распадом углеводорода по С—С связям. В результате последующего распада этих соединений полу чаются высоко- и низкомолекулярные карбоновые кисло ты, а иногда фенолы.
Органические кислоты при дальнейшем окислении об разуют новые гидроперекиси, в результате распада кото рых образуются продукты более глубокого окисления— оксикислоты, а из них лактоны, лактиды, непредельные кислоты, эстолиды. Уплотнение и окисление ароматичес ких колец фенолов и других ароматических продуктов окисления способствуют образованию смол.
II. И. Черножуков и С. Э. Крейн предложили схемы окисления углеводородов масла, получившие широкое распространение и признание.
Ароматические углеводороды с короткими боковыми цепями —► —>- перекиси —*- фенолы — смолы —*- асфальтены —>- карбоны
Как видно из приведенной схемы, в результате окис ления ароматических углеводородов образуются различ ные нейтральные соединения, находящиеся в масле как в растворенном состоянии (перекиси, фенолы, смолы), так и выпадающие в осадки (асфальтены, карбены).
Углеводороды парафинового и нафтенового рядов, а также ароматические с длинными боковыми цепями окис ляются с образованием (в основном) кислых продуктов. Причем здесь в зависимости от строения исходных угле водородов и условий окисления может быть несколько разновидностей в образовании продуктов окисления:
Углеводороды па-' рафинового и перекиси нафтенового ря дов, ароматиче- ■ ские с длинными боковыми це пями )
' КИСЛОТЫ — у оксикислоты >-
|
—►эстолиды — у асфальтоге- |
|
|
новыо |
кислоты —►карбоиды |
|
кетонокислоты —*- продукты |
|
) |
конденсации |
|
кетоны — у продукты конден |
||
|
сации —+ альдегиды —►кис |
|
|
лоты |
спирты —* |
! кислоты, |
||
( |
— у сложные эфиры |
217
Среди всех факторов, влияющих иа процессы окисле ния, решающее значение имеет температура. По данным
II. |
И. Черножукова |
и С. |
Э. Крейн, при повышении тем |
|
пературы от |
50 до |
150° |
скорость окисления возрастает |
|
в |
1700 раз. |
Это видно |
из следующего примера: для |
образования одного и того же количества осадка при температуре 50° требуется 10 200 ч, а из того же масла, но при температуре 150° — всего только 6 ч. При темпе ратуре выше 150° не только резко ускоряется процесс окисления, но и изменяются продукты, получающиеся при окислении, увеличивается содержание летучих сое динений и продуктов глубокой окислительной конденса ции. Интересны данные, показывающие зависимость ско рости поглощения одного и того же количества кислорода (5 мг/г масла) от температуры. Так, если для одного итого же масла при 125° требуется 12 000 мин, то при 150" уже 170 мин, а при 300° — всего только 0,4 мин.
Процесс окисления по времени происходит неравно мерно. Вначале существует скрытый (индукционный) пе риод, в который заметных изменений с маслом не проис ходит. Спустя определенное время, зависящее от хими ческого состава масла, температуры, каталитического дей ствия среды, концентрации кислорода и др., начинается быстроразвивающийся процесс окисления, сопровождаю щийся накоплением большого количества продуктов окис ления, а потом происходит процесс торможения, коли
чество образующихся продуктов окисления стабилизи руется.
Наиболее интенсивно процессы окисления протекают в тех случаях, когда масло окисляется в тонком слое, на ходящемся на сильно нагретых поверхностях металла. Такие случаи окисления наблюдаются при смазывании ответственного узла двигателей—поршень-цилиндр. Здесь непрерывно циркулирующее масло подвергается сильному испарению с образованием газообразных продуктов, а на горячих деталях накапливаются прочно удерживающиеся лаковые отложения. Чем тоньше масляная пленка и выше
температура металла, тем больше накапливается лаковых отложений.
Таким образом, термоокислительная стабильность ма сел является важной эксплуатационной характеристикой, которая оценивает как склонность масла к накоплению кислых (коррозийно-активных) продуктов, так и нераст воримых (нейтральных) веществ (лаков, нагаров, осадков),
218
вызывающих пригорание поршневых колец и загрязня ющих детали двигателя.
В изучении термоокислительной стабильности масел многое сделано профессором К. К. Папок. Разработанные им методы лабораторных испытаний позволяют оценить поведение масла при высокой температуре в эксплуата ции.
§ 5. Термоокислительная стабильность
Наиболее широко распространено определение термоокислительной стабильности на испарителях по методу Папок (ГОСТ 9352—60). По данному методу термоокисли тельная стабильность выражается в минутах, в течение которых исследуемое масло при определенной температу ре превращается в лаковый остаток, который состоит из 50% рабочей (полезной) фракции и 50% лака.
Проследим за изменением масла, находящегося в тон ком слое на нагретой металлической поверхности. Под действием высокой температуры значительная часть лег
ких фракций |
(находившихся в |
масле и образовавшихся |
в результате |
его разложения) |
испаряется. Оставшееся |
масло постепенно темнеет, часть его превращается в ла ковые вещества, а часть остается без изменения, она назы вается рабочей фракцией.
С возрастанием температуры образование лака идет интенсивнее. Чем длительнее время действия температуры и тоньше пленка масла, тем больше образуется лака. Поэтому термоокислительную стабильность оценивают в строго определенных условиях.
Чем медленнее изменяется масло под действием темпе ратуры и кислорода воздуха, тем больше в масле рабочей фракции, медленнее образуется лак и требуется больше времени на образование равных количеств рабочей фрак ции (РФ) и лака (Л), тем выше термоокислительная ста бильность масла.
Общий вид прибора для определения термоокисли тельной стабильности показан на рисунке 46. Исследуемое масло в количестве 50—45 мг наносят пипеткой на каждый из четырех предварительно взвешенных испарителей 1 и взвешивают на аналитических весах. Испарители с маслом помещают на стальной диск 3, нагретый до заданной тем пературы (для моторных масел 250°±2°), через опреде ленное время, разное для различных масел, снимают с дис-
219
ЗЗеизин нагревают на закрытой электроплитке, его па ры по трубке 9 экстракционного аппарата поднимаются в холодильник 10. В холодильнике пары бензина конден сируются и в виде жидкости накапливаются в нижней части экстракционного аппарата, где находится подставка с испарителями. Постепенно уровень бензина повышается, и когда он доходит до сгиба отводной трубки, то по прин ципу сифона сливается в колбу 5. Нагревание ведут до тех пор, пока в колбу 5 не будет стекать совершенно проз
рачный бесцветный бензин, что указывает на полное раст ворение полезной части масла.
По окончании экстрагирования прибор охлаждают, вы нимают подставку с испарителями, на которых в виде плотной пленки находится лак. Испарители высушивают в термостате 10 мин при температуре 105—110° для удале ния остатков бензина, затем охлаждают и взвешивают.
Содержание рабочей фракции и лака |
подсчитывают по |
формулам (отдельно для каждого испарителя): |
|
юо%, |
(52) |
где РФх — рабочая фракция масла при температуре Т и определенном времени выдержки испарителя
С/6,
а— масса испарителя с остатком после нагрева ния, г;
б— масса испарителя с лаком (после экстрагиро вания), г;
вмасса испытуемого масла, г.
|
л 1 = -б~ - Ю 0 % , |
(53) |
|
где Л \ — содержание лака |
при температуре Т и опреде |
||
ленном |
времени |
выдержки испарителя |
t, %; |
g — масса |
пустого испарителя (до опыта), г. |
|
На основании полученных данных строят график изме нения РФ и Л, в зависимости от времени выдержки испа рителей в лакообразователе, откладывая по оси абсцисс время выдержки в мин, а по оси ординат содержание РФ и Л (обязательно в одном масштабе).
Точка пересечения кривых будет соответствовать об разованию остатка в лакообразователе, состоящего из 50 /о РФ и 50% Л. Из этой точки опускают перпендикуляр на ось абсцисс, полеченное значение показывает термо-
221