Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
жением температуры вязкость увеличивается, а с повыше нием — уменьшается; интенсивность изменения различная. Уровень вязкости при данной температуре и интен сивность ее изменения зависят от углеводородного состава масел. Если сравнить углеводороды с одинаковым числом углеродных атомов, то наименьшее абсолютное значение вязкости и меньшее ее изменение имеют парафиновые угле водороды. Высокое значение вязкости и резкое ее увели чение при понижении температуры, особенно при отрица тельных, имеют ароматики. Нафтеновые углеводороды, особенно с длинными парафиновыми цепями, имеют дос таточно высокую вязкость при рабочих (повышенных) температурах и более плавное постепенное возрастание вязкости при понижении температуры. Обычно с повыше нием числа циклов в молекуле увеличивается вязкость и ухудшаются вязкостно-температурные свойства. Осо бенно плохие вязкостные свойства у масел, имеющих в своем составе много полициклических углеводородов с короткими боковыми цепями.
Углеводородный состав масел чрезвычайно сложен и разнообразен, поэтому трудно рассчитать или предугадать поведение масла при изменении температуры. В ГОСТах на моторные и некоторые другие масла введено понятие индекса вязкости, который характеризует протекание вяз костно-температурной кривой (ВТК). Чем выше индекс вязкости, тем более пологая кривая изменения вязкости в зависимости от температуры, тем выше качество масла. При высоких рабочих температурах обеспечивается на дежная смазка, а при низких — лучшие пусковые свой ства.
Индексом вязкости (ИВ) называется относительная ве личина, которая показывает степень изменения вязкости в зависимости от температуры по сравнению с эталонными маслами. Для определения ИВ нужно иметь две серии эталонных масел. Масла первой серии незначительно из меняют вязкость в зависимости от температуры, их ИВ ус ловно принят за 100 единиц. Для .масел второй серии характерны очень крутые кривые изменения вязкости, их ИВ принят за 0. Сравнивая температурные изменения вязкости испытуемого масла и эталонных, по соответст вующим формулам вычисляют ИВ.
Поскольку по формулам сложно подсчитывать ИВ, ча ще его определяют по номограмме (рис. 45). Для поль зования номограммой нужно знать значения кинемати-
210
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
/4 |
15 |
16 |
17 18 |
19 26 |
Вязкость при 100° с Cm
Рис. 45. Номограмма для вычисления индекса вязкости.
ческой вязкости при 50 и 100° и отложить их: при 50° по вертикали, а при 100° по горизонтали. Из найденных точек восстановить перпендикуляры до их взаимного пересе чения. Индекс вязкости показывает наклонная прямая, проходящая через точку пересечения перпендикуляров или ближе всего расположенная к ней.
Индекс вязкости также можно определить по табли цам, которые приводятся в технических требованиях на нефтепродукты ] 14 [. В таблицах по вертикали дано зна чение кинематической вязкости при 50°, а по горизонтали— при 100°, в сСт, на пересечении этих значений для испы туемого масла и находят его индекс вязкости. Для полной оценки вязкостных свойств масел обычно строят вязкост но-температурную кривую (ВТК) в интервале температур от 0 до 100°. При температурах выше 100° вязкость меняет ся незначительно, а при отрицательных температурах — сильно, причем может наблюдаться аномалия вязкости, так как нефтяные масла не истинные растворы, что пару-
211
шает характер ВТК при отрицательных температурах. При оценке пусковых свойств масел часто пользуются понятием предельной вязкости — это то максимальное значение вязкости, при котором возможен пуск холодного двигателя. При температурах пуска масло должно обла дать подвижностью, чтобы в более короткий отрезок вре мени оно могло поступить ко всем трущимся поверхнос тям.
Конструктивные особенности двигателя: частота вра щения коленчатого вала при пуске, развиваемая старте ром или другим пусковым устройством, мощность — ока зывают существенное влияние на величину предельной вязкости. Вероятно, поэтому в литературных источниках можно встретить разные значения предельной вязкости, но чаще эти цифры около 9000—10 000 сСт.
При увеличении давления (особенно более 100—200 кгс/см2) наблюдается возрастание вязкости. По данным [15] при 100 кгс/см2 вязкость увеличивается на 35—40%, а при 600 кгс/см2 — на 250—350% от значения вязкости при нормальном давлении.
Наиболее высокие давления наблюдаются в различных зубчатых передачах. В гипоидных передачах автомобилей, например, давление доходит до 40 000 кгс/см2. При под боре масел для узлов трения, работающих при высоких давлениях, нужно учитывать возрастание вязкости с из менением давления. Г. А. Морозов рекомендует следую
щую формулу для определения вязкости: |
|
vp ---=v0ap, |
(50) |
где vp — вязкость масла при давлении р; |
давлении; |
v0 — вязкость масла при атмосферном |
а— постоянный коэффициент, для нефтяных масел равен 1,002—1,004.
При оценке пусковых качеств масел, кроме вязкостных свойств, нужно учитывать температуру застывания (по тери подвижности) масел. Температурой застывания на зывается та температура, при которой испытуемое масло в условиях опыта застывает настолько, что при наклоне пробирки с продуктом под углом 45° уровень масла остает ся неподвижным в течение одной минуты. Многие фак торы оказывают влияние на температуру застывания ма сел. Так, она может изменяться в зависимости от объема масла, интенсивности охлаждения, времени нахождения продукта в холодной среде и т. д.
212
Температура застывания зависит от химического сос тава масел. Чем больше в маслах парафиновых углеводо родов и чем больше углеродных атомов содержат эти уг леводороды, тем выше температура застывания. Следова тельно, такие масла можно использовать в теплое время года или в установках и двигателях, работающих в отап ливаемых помещениях. Современные масла для смазки контрольно-измерительной аппаратуры и приборов, масла для холодильных машин, трансформаторные и другие имеют низкие температуры застывания (—70—80°). Зим ние сорта масел для двигателей внутреннего сгорания
имеют температуры застывания —25—35°, а летние —
10-15°.
§ 3. Определение кинематической вязкости масел
Кинематическая вязкость масел, как и дизельных топ лив, определяется в капиллярных вискозиметрах, опи сание которых дано в главе IV (§ 2).
Определение вязкости масел удобнее проводить в вис козиметрах типа ВПЖ-2 или Пинкевича (рис. 29, б и в).
Вязкость моторных масел обычно определяют при двух температурах: 100 и 50° (в марке масла указывается кине матическая вязкость при 100°, а для определения индекса вязкости нужно знать также и вязкость при 50°). Для более полной оценки вязкостных свойств и возможно сти построения ВТК желательно определить вязкость и при 0°.
Точное определение кинематической вязкости для раз личных исследований, контрольных проверок и т. п. нуж но выполнять в полном соответствии с требованиями ГОСТ 33—66 [6]; ниже дается краткое руководство для выполне ния лабораторной работы.
Диаметр капилляра вискозиметра должен быть таким, чтобы время истечения масла было не менее 200 с. При определении вязкости при 0° нужны вискозиметры с диа метром капилляра 2,0—3,0 мм, при 50° — 1,2—1,4 мм, а при 100° — 0,8—1,0 мм. Следовательно, при определении вязкости одного масла приходится пользоваться несколь кими вискозиметрами, имеющими разные постоянные с. Вискозиметры предварительно следует тщательно промыть растворителем и высушить. В качестве растворителей мож но использовать петролейный эфир, бензин, ацетон, бен зол, спирт этиловый, хромовую смесь.
213
Масло, подлежащее испытанию, не должно содержать воды и механических примесей. Если в масле имеется вода, его осушают крупнокристаллической поваренной солыо или другими реагентами. Для удаления механи ческих примесей масло фильтруют.
Испытуемое масло в количестве 40—50 мл (на глаз) наливают в химический стаканчик и нагревают па закры той электроплитке до 40—50°. Вискозиметры наполняют подогретым маслом, каждый в объеме двух шариков.
Заполненный вискозиметр устанавливают в ванну-тер мостат в строго вертикальном положении, так чтобы шаро вые емкости были погружены в жидкость. При заданной температуре вискозиметр выдерживают 15 мин, строго следя за тем, чтобы температура жидкости в термостате была постоянной (отклонения от заданной не должны пре вышать ±0,5°).
Жидкостью в термостате при определении вязкости при 0° служит вода с талым снегом, при 50° — дистиллиро ванная вода, а при 100° — глицерин или маловязкое свет лое масло (вазелиновое, трансформаторное). Воду при 100° брать нельзя, так как при данной температуре она кипит и сильно испаряется.
После 15-мшгутиой выдержки в термостате ори задан ной температуре приступают к определению времени исте чения масла через капилляр. Для этого в узкое колено вискозиметра с помощью резиновой трубки засасывают масло примерно до г/3 высоты верхнего шарика. Сооб щают колено с атмосферой. Когда уровень масла будет между двумя шаровыми емкостями (риска 1), включают секундомер, а когда уровень опустится до нижней метки на капилляре (риска 2), выключают. Время опускания мениска жидкости т переводят в секунды.
Желательно провести 3—4 измерения времени истечения жидкости, но ни в коем случае нельзя ограничиться толь ко одним измерением. В крайнем случае берут среднее арифметическое из двух параллельных определений. До пускаемое расхождение времени истечения масла состав ляет 1,5%.
Кинематическую вязкость v в сСт подсчитывают по
формуле: |
|
v‘ = crm 7 T k’ |
<51> |
где vt — кинематическая вязкость при |
заданной темпе |
ратуре; |
|
214
с— постоянная вискозиметра, сСт/с;
т— среднее арифметическое времени истечения масла в вискозиметре, с;
g — ускорение силы тяжести, см/с2;
980,7 — нормальное ускорение силы тяжести, см/с2;
к— коэффициент, учитывающий изменение гид ростатического напора жидкости в резуль тате расширения ее при нагревании.
Для вискозиметров типа ВПЖ-2 и Пинкевича коэффи циент к = 1+0,000040 At, где At — разность между темпе ратурой масла при заполнении вискозиметра и температу рой при определении вязкости.
Отношение силы тяжести к нормальной очень близко к 1, поэтому его можно не учитывать.
§ 4. Окисляемость масел
Все масла под действием высокой температуры, осо бенно в присутствии кислорода, ухудшают свои первона чальные свойства. Интенсивность и глубина этих измене ний зависят от химического состава масла и тех условий, которые на него действуют (температура, концентрация кислорода, время, каталитическое действие металлов и
ДР-)-
Основные изменения масел наблюдаются в результа те их окисления. Процессы окисления могут протекать и при обычных (неповышенных) температурах, если в нефтепродуктах содержатся непредельные углеводороды. В маслах, как правило, таких углеводородов нет, поэтому они в течение длительного периода хранения почти не окисляются.
Картина резко меняется при повышении температуры. Примерно с 50—60° кислород воздуха начинает вступать в реакцию с отдельными компонентами масла. При темпе ратурах от 150° и выше процессы окисления протекают очень интенсивно, причем даже при небольшом повышении температуры скорость и глубина окисления резко возрас
тают.
Способность масла противостоять реакциям взаимо действия с кислородом при нормальных температурах на зывается стабильностью, а способность противостоять взаимодействию с кислородом при повышенных темпера турах — термоокислительной стабильностью (устойчи вость к окислению).
215
Под действием очень высоких температур (от 300—350° и выше) одновременно с процессами окисления протекают реакции термического разрушения углеводородов масла.
В результате окисления и термического разрушения масла в нем повышается содержание органических кислот и смол, образуется ряд новых соединений, которых не было раньше. По внешнему виду окисленное масло приоб ретает более темный цвет (иногда черный), увеличивается его вязкость, в масле накапливаются различные угле родистые осадки. В двигателях внутреннего сгорания и других механизмах, работающих при высоких темпера турах, имеются разные условия окисления масла. На большинстве горячих деталей процессы окисления масла происходят в тонком слое (цилиндры, поршни, поршневые кольца и др.). В маслопроводах, картере двигателя, мас ляном радиаторе окисление происходит в объеме, а в неко торых узлах (внутренние части поршней, поршневые паль цы, различные воздушные пространства) масло окисляет ся в тонкораспыленном (туманообразном) состоянии. В зависимости от условий качественно и количественно различаются продукты окисления.
Из масел, широко распространенных в народном хо зяйстве, наибольшей устойчивостью к окислению должны обладать моторные масла. Причем чем выше степень сжа тия горючей смеси, скорость движения поршня и эффек тивное давление в двигателе, тем более жесткие требова ния предъявляются к качеству масла. Современные, а тем более перспективные двигатели с наддувом и высокой частотой вращения имеют высокую тепловую напряжен ность деталей. Такие двигатели могут работать только на маслах с хорошими моющими свойствами, высокой тер моокислительной стабильностью и коррозийной устойчи востью.
Термоокислительная стабильность зависит от химичес кого строения углеводородов, входящих в состав масла. Поэтому при выработке того или иного сорта масла под бирают соответствующее сырье, технологию его перера ботки и очистки. Для улучшения эксплуатационных свойств ко всем моторным маслам добавляют присадки.
Изучением процессов окисления минеральных масел занимались многие видные советские ученые (особенно много сделано профессорами Н. И. Черножуковым и С. Э. Крейн). Ими было установлено, что присоединение кис лорода к углеводородной молекуле происходит по С—Н
216