Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
наблюдалось в первый период хранения, а затем из менения были небольшими. Значительное снижение ще лочного числа, а также и других показателей, харак теризующих содержание присадок, позволяет сделать предположение об ухудшении эксплуатационных свойств масел.
Чтобы избежать потерь качества моторных масел, необ ходимо изменить существующие способы их доставки. Если непосредственно после получения масел их расфасовывать в мелкую тару, герметически закрывать и в таком виде доставлять к машинам, то полностью будет исключено обводнение и загрязнение, а главное сохранится все коли чество введенных присадок.
§ 9. Пути экономии моторных масел
Расход смазочных материалов в двигателях внутрен него сгорания, исчисленный в процентах к расходу сжи гаемого топлива, все еще продолжает оставаться высоким как в целом по стране, так особенно в сельском хозяйстве. Из всех видов смазочных материалов, используемых в машинах, больше всего потребляется моторных масел, расход которых превышает 4% расхода топлива (за рубе жом 2%).
В сельскохозяйственном производстве имеются боль шие резервы для уменьшения расхода масел, следова тельно умелое, технически грамотное применение масел в машинах, снабженных двигателями внутреннего сгора ния, позволит значительно снизить их расход.
Путей экономии моторных масел много, основные из них:
1.Использование масел только установленных марок для данного типа двигателей.
2.Ликвидация качественных и количественных потерь
при заправке и эксплуатации агрегатов и машин.
3.Повышение качества масел за счет подбора сырья, улучшения технологии его переработки, создания более высокоэффективных композиций присадок.
4.Увеличение срока смены масел в двигателях за счет применения масел повышенного качества, создания лучших условий эксплуатации масла в двигателях.
5.Снижение угара масла в двигателях, что достигает ся рядом конструктивных и эксплуатационных факто
ров.
10* |
291 |
6. Использование моторных масел только по прямому назначению — для смазки деталей двигателя.
7. Сбор отработанных масел и их регенерация.
Каждое из перечисленных направлений |
включает раз |
|
нообразные мероприятия, па рассмотрении |
наиболее важ |
|
ных |
кратко остановимся. |
рекомендован |
1. |
Использование в двигателях только |
ных марок масел может служить большим резервом их экономии. Рассмотрим это положение на примере дизель ных двигателей, для смазки которых поступают дизельные масла групп Б, В и Г. Если масла группы Б использовать в форсированных дизельных двигателях, особенно рабо тающих на сернистом топливе, повысятся нагарообразование, износ деталей, угар масла, потребуется частая смена масла из-за быстрого снижения его эксплуатационных свойств. Все это резко повышает расход масел, а кроме того, снижает надежность и долговечность двигателя.
Применение масел группы Г в малофорсированных двигателях старых марок также невыгодно, и не только из-за их высокой стоимости. Эти масла содержат большое количество присадок. Не в полной мере выполняя свои функции (низкие тепловые режимы, нагрузки), эти при садки не срабатываются и могут приносить не пользу, а некоторый вред: повышать абразивный износ, увеличи вать количество нагаров и т. д.
Как правило, в сельском хозяйстве нет деления дизель ных масел по маркам. Часто все дизельные масла сливают в одну емкость, что ведет к ухудшению их качества, спо собствует выпадению присадок. В литературе по обслу живанию и эксплуатации машин (даже издания 1972 г.) продолжает оставаться деление на автолы и дизельные масла, что недопустимо: для карбюраторных и дизельных двигателей используют различные высококачественные масла своих марок.
2. Снижение потерь при заправке зависит от имею щихся заправочных средств, их технического состояния и квалификации обслуживающего персонала. Сократить потери, снизить обводнение и загрязнение масел можно, используя механизированные заправочные средства. При заправке и доливе масел в двигатели важно вести строгий учет. Необходим повседневный контроль за работой си стемы смазки — уровень масла в картере, его расход, давление, температура, предотвращение утечек. Механи заторы обычно завышают уровень масла в картере, а это
292
вызывает его перерасход: возрастает угар из-за большего поступления масла на стенки цилиндра, увеличивается количество высокотемпературных отложений. При недо статке его в картере двигателя масло нагревается сильнее, резко возрастают процессы окисления, несколько ухуд шаются смазочные свойства. Создать такие условия при транспорте, хранении и применении масел, которые поз волят сохранить заводские показатели качества масел до бака машины и резко снизить их расход.
3. Основное направление, принятое сейчас по пути повы шения работоспособности масел в двигателях,— это ис пользование масел улучшенного качества. Уже сейчас нефтяниками многое сделано по повышению эксплуатаци онных свойств моторных масел. На снабжение сельского хозяйства в основном поступают высококачественные ди зельные масла групп В и Г, содержащие в своем составе 7—11% различных композиций присадок. Ведутся работы и проходят испытания масла с 14% различных присадок
(группа Д).
Улучшается технология переработки и очистки сырья для производства масел и присадок, повышается эффек тивность синтезируемых присадок, создаются их новые композиции, разрабатываются беззольные компонент},г присадок — все это способствует получению масел с луч шими эксплуатационными свойствами. Использование в двигателях более высококачественных масел позволяет повысить срок смены, а следовательно, снизить расход.
4. В тракторных и автомобильных двигателях осущест вляется недостаточно совершенная периодическая смена картернрго масла. В подавляющем большинстве трактор ных Двигателей масло подлежит смене через 240 ч работы, а в автомобильных —• через 3000—9000 км пробега. Пе риодичность смены масел в автомобилях определяется конструктивными особенностями, тепловыми нагрузками, качеством применяемого масла и др.
Периодическая смена масла не учитывает режима ра боты двигателей, его технического состояния, качества сжигаемого топлива, интенсивности угара, условий окру жающей среды, особенностей индивидуального техниче ского обслуживания машины, сильно влияющих на пока затели качества масла. Поэтому в одних случаях могут сливать хорошее масло, вызывая его перерасход, а в дру гих двигатель может работать на плохом масле, что увели чивает износ и нагарообразование.
293
Совершенствование конструкций двигателей, улучше ние качества масел, создание эффективных присадок поз воляют разрабатывать более совершенные режимы смаз ки двигателей.
Одним из основных путей повышения срока работы масла в двигателе является улучшение его очистки в си стеме смазки. Из распространенных двух схем очистки— реактивными масляными центрифугами параллельной и последовательной — лучше последняя. При параллельном включении центрифугу устанавливают на ответвлении мас ляной магистрали, через нее проходит небольшая часть масла, сливаемая после очистки в картер двигателя, а основная часть, поступающая на смазку деталей, прохо дит только фильтр грубой очистки. При последовательном полнопоточном включении все масло проходит через ротор центрифуги и очищенное поступает на смазку дета лей.
Качество очистки работавших масел полнопоточными центрифугами выше, количество удерживаемых механи ческих примесей в единицу времени в 2,5—3 раза больше, чем в центрифугах параллельного включения. Особенно хорошо задерживаются абразивные механические примеси. Полнопоточные центрифуги устанавливают на все новые тракторные двигатели, сейчас работают над их совершен ствованием: повышением производительности, улучшением качества очистки, упрощением конструкций и т. д.
Хорошие результаты очистки масел в двигателях полу чаются в тех случаях, когда полнопоточная центрифуга установлена совместно с фильтром тонкой очистки, но такие системы смазки пока не имеют промышленного рас пространения.
Улучшение качества очистки масла в двигателях, ис пользование высококачественных масел с эффективными композициями присадок позволяют в 2 раза повысить срок смены масла в тракторных двигателях, т. е. довести его до 480 ч, естественно, что это дает значительную эко номию масел.
Перспективным способом повышения работоспособности хмасла является его автоматический долив в процессе эксп луатации взамен угорающего. Это позволяет не только под держивать один и тот же нужный уровень масла, но исклю чает его дополнительное загрязнение и обводнение. При такой системе смазки на трактор устанавливают допол нительный бачок с маслом. При помощи специальных ири-
294
способлений (разработаны и опробированы разные вари анты) масло из бачка поступает в картер двигателя взамен угорающего. Данный способ особенно перспективен при длительной бессменной работе масла. Все больше думают о возможности сезонной работы масла в двигателе (700— 1000 мото-часов) при его автоматическом доливе.
Некоторые исследователи считают перспективным ре жим смазки с периодическим добавлением присадки в масло в процессе эксплуатации двигателя. При данном режиме масло не меняется в продолжение всего сельскохо зяйственного сезона, но периодически, через 120 ч, в него добавляют присадку. Пока этот способ практического рас пространения не получил.
5. Большую экономию моторных масел дает снижение угара. В недалеком прошлом угар масла составлял 2,5— 3% от расхода топлива, в настоящее время за счет конст руктивных изменений деталей поршневой группы и неко торых эксплуатационных факторов угар масла снижен при мерно до 1,0%. Работы, выполняемые на Владимирском тракторном заводе им. Жданова, показывают, что есть все возможности для дальнейшего снижения угара масла до 0,5—0,7%. Снижение менее 0,5% пока нерационально из-за некоторого повышения износа (недостаток масла, его перегрев, ухудшение смазочных свойств). Наиболее сильно на угар масла влияет конструкция и состояние поршневых колец. По мере изнашивания канавок и пор шневых колец угар увеличивается из-за большего про никновения масла в камеру сгорания. Увеличенный рас ход масла свидетельствует о необходимости замены порш невых колец, замена которых иногда снижает расход масла
вдва и более раза.
6.Высокий расход моторных масел объясняется и тем,
что их используют не только для смазки деталей двигателей, но и для заполнения гидравлических систем, смазки дета лей трансмиссии и др. Это совершенно недопустимо. К жид костям для заполнения гидравлических систем предъ являются специфические требования, которым не могут удовлетворять моторные масла. Следовательно, расходу ются дорогие, дефицитные моторные масла с композици ями присадок, не обеспечивающие нормальной работы гид равлики (повышенная затрата энергии, износы прецизи онных пар золотниковых механизмов, разрыв шлангов и многое другое). Если для гидравлики использовать специ альные масла, а для смазки трансмиссий свои рекомендо
295
ванные и выпускаемые трансмиссионные масла, то расход моторных масел будет значительно снижен.
7. Значительной экономии масел можно достичь при правильной организации сбора всех отработавших мотор ных масел. В настоящее время отработавшие в двигате лях масла собирают в очень небольших количествах (около
10 °/„).
Правильно собранное отработавшее моторное масло можно использовать по двум направлениям:
1)сдавать на специальные пункты или нефтебазы для последующей регенерации;
2)подвергнуть отстою и фильтрации непосредственно в хозяйстве; частично восстановленное масло можно исполь зовать в хозяйстве для смазки, например, зубчатых пе редач, некоторых узлов трения сельскохозяйственных машин и других механизмов, заполнения воздухоочистите лей и для других производственных нужд.
§ 10. Методические указания к выполнению лабораторных работ и типовые задачи
По материалу, изложенному в VIII и X главах, целе сообразно выполнить лабораторную работу по исследо ванию образца свежего моторного масла и масла, отрабо
тавшего в двигателе. На выполнение такой работы требу ется 6 ч.
По данным, полученным от преподавателя и резуль татам анализа свежего масла составляют паспорт на ис следуемый образец. По паспорту устанавливают сорт и марку масла, в ту же таблицу записывают требования стандарта для данной марки масла. Сравнивая данные анализа с требованиями стандарта, по имеющимся откло нениям дают заключение об эксплуатационных свойствах исследуемого образца. В заключении отмечают, для ка ких двигателей, в какое время года рекомендовано дан ное масло. Затем в специальную графу таблицы записывают физико-химические показатели работавшего масла и опи
сывают те изменения, которые происходят с маслом в дви гателе.
Для свежего масла могут быть выполнены следующие анализы: определение кинематической вязкости при 50 и 100° (глава VIII, § 3), индекса вязкости, проверка нали чия воды и механических примесей, определение содер жания золы (глава IX, § 6), щелочного числа (глава IX,
296
§ 6), температуры вспышки (глава X, § 4). В качестве до полнительных данных можно получить термоокислительпую стабильность, коррозийность, содержание бария или других компонентов присадки, температуру застывания.
В работавшем масле определяют количество воды (гла ва X, § 4), механических примесей (глава X, § 4), золь ность (глава IX, § 6), количество железа (глава VIII, § 7), температуру вспышки (глава X, § 4).
Анализ результатов исследования. Все полученные данные свести в таблицу по образцу для масла марки М10В,
приведенному |
в таблице |
30. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
30 |
|
Показатели качества |
Свежее масло |
|
|
|
|||||
ГОСТ |
испытание |
масло |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Кинематическая |
вязкость, |
|
|
При окисле |
|||||
сСт: |
|
|
|
|
|
63,7 |
нии |
дизель |
|
при 50° |
|
|
|
И ,0±0 ,5 |
ного |
масла |
|||
при 100° |
|
|
|
11.37 |
вязкость |
||||
|
|
|
|
|
|
|
должна |
по |
|
Индекс вязкости, не менее |
83 |
89 |
вышаться |
||||||
1,34 |
|
||||||||
Кислотное число, мг/г |
— |
0,05 |
|
||||||
Зольность, %, не менее |
0,9 |
0,86 |
0,52 |
|
|||||
Щелочное |
число, мг/г не |
3,5 |
3,34 |
0,86 |
|
||||
меиее |
|
|
|
ста- |
80 |
75 |
|
|
|
Термоокислительная |
|
_____ |
|
||||||
билыгость, |
мин, не менее |
10 |
12 |
|
|
|
|||
Коррозийность, г/м2, не |
|
|
|
||||||
более |
|
град.: |
|
|
|
|
|
|
|
Температура, |
ниже |
200 |
203 |
|
186 |
|
|||
вспышки, |
|
не |
|
|
|||||
застывания, |
не |
выше |
—15 |
—10 |
|
— |
|
||
Содержание, %: |
|
|
Следы |
Отсутствует |
0,86 |
|
|||
воды, |
не |
более |
|
|
|||||
механических примесей |
0,015 |
Следы |
1,54 |
|
|||||
железа |
|
|
|
|
— |
— |
0,0092 |
|
Результаты исследования позволяют сказать, что све жее масло имеет марку М10В. Это летнее дизельное масло для среднефорсированных двигателей типа Д-37Е, АМ-41 и др. Исследуемый образец имеет некоторые отклонения от требований стандарта. Так, у него несколько ниже золь ность и щелочное число, что указывает на меньшее коли чество введенных присадок, вероятно, поэтому несколько ниже термоокислительпая стабильность и выше коррозий-
297
ность. По другим показателям отклонений от стандарта нет. Свежее масло пригодно к применению.
В процессе работы масла в двигателе оно существенно меняет качественные характеристики, в нем накапливает ся вода и большое количество механических примесей. В масле содержится почти 0,01% железа, которое могло попасть в результате износа трущихся деталей двигателя. Зольность масла снижена благодаря срабатыванию при садок, но в то же время она может увеличиваться за счет накопления в масле продуктов износа и загрязнения. Рез кое возрастание кислотного числа свидетельствует об ин тенсивности процессов окисления. В результате окисления вязкость работавшего масла должна была бы повышаться, а температура вспышки увеличиваться. Но температура вспышки снизилась, по-видимому, в масло в небольших количествах попало дизельное топливо из-за недостаточ ной регулировки топливной аппаратуры.
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1
Имеются два масла с одинаковой вязкостью при 100°, равной 7,9 сСт. Вязкость первого масла при 50° составляет 65, второго — 40 сСт. Какое масло более пригодно для зимней эксплуатации и какой у него индекс вязкости?
Ре ш е н и е
1.Вязкостно-температурная кривая более пологая у второго масла. Следовательно, оно более пригодно для эксплуатации в холодное время года.
2. Индекс вязкости определен по номограмме (глава VIII, § 2); у первого масла он около 30, а у второго — 85.
Задача № 2
Имеются два масла с одинаковой вязкостью при 100°, равной 11,3 сСт. Первое масло имеет зольность 0,04%, второе — 0,85% и щелочное число 3,2 мг/г. Какое масло пригодно для быстроходных двигателей? Назвать тип двигателей, время, года, когда можно использовать масло. Содержится ли присадка в маслах?
Ре ш е н и е
1.По значению кинематической вязкости видно, что масла летние.
2.Первое масло нрисадкн не содержит, это видно по низкой золь ности, н его нельзя применять в быстроходных дизельных дви гателях.
298
3.Для быстроходных дизельных двигателей в летнее время при годно второе масло.
4.Второе масло содержит композиции присадок, что можно уста
новить по щелочному числу и зольности, его можно отнести к маслу М10В. Следовательно, оно пригодно для двигателей средней форсировки типа Д-37Е, СМД-14, А-41.
Задача Д» 3
Определить марку масла, если известны следующие данные: v100 = 11,14 сСт, индекс вязкости 85, щелочность 5,62 мг/г, термо окислительная стабильность 88 мин, зольность 1,46%, температура вспышки 203°, а застывания минус 7,0°. В каких двигателях в ка кое время можно использовать данное масло?
Ре ш е н и е
1.Составим паспорт масла, по которому установим марку. Это моторное масло марки М10Г.
2.По кинематической вязкости, индексу вязкости и температуре застывания можно заключить, что масло летнее.
Данное масло можно использовать в высокофорснрованпых дизельных двигателях типа ЯМЗ-238НБ (трактор К-700); Д-130 (трактор Т-130), СМД-17К (комбайн СК-4М).
Вопросы для повторения
1.Какие требования предъявляются к моторным маслам?
2.Какие процессы происходят с маслом в двигателе?
3.С какой целью добавляют композиции присадок в моторные масла?
4.В чем сущность новой классификации моторных масел?
5.Перечислите основные свойства и марки масел для карбюра торных и дизельных двигателей.
6.Как улучшается индекс вязкости современных масел?
7.Почему масла группы Б нельзя использовать в форсированных дизельных двигателях?
8.Как срабатывается присадка в моторных маслах в период эксплуатации двигателей?
9.Какие масла используют для обкатки двигателей?
10.Какие существуют способы улучшения приработки деталей?
И. От чего зависят качественные и количественные потери масел?
12.К чему приводит обводнение моторных масел?
13.От чего зависит гигроскопичность масел?
14.Какие пути повышения работоспособности масел в двигателях?
15.За счет чего повышается качество вновь выпускаемых масел?
16.Какие пути повышения экономии моторных масел?
17. Как устанавливается срок смены ■масел в двигателях?
18.Какие меры способствуют повышению срока смены масла?
19.Как влияет угар масла на процесс его старения и расход?
20.Какие меры необходимы для снижения расхода масла?
299