Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позже всех на завод пришла закончившая в 1970 году ЛВХПУ Н а­ таша Тихомирова. Ее трудолюбие, преданность делу и несомненные способности говорят о том, что она будет вместе со всем коллективом художественной лаборатории успешно работать, продолжая сложив­ шиеся традиции завода и художественные принципы ленинградского хрусталя.

ЛВХПУ — кузница художественных кадров для завода. И вместе с тем завод тоже оказывает помощь училищу: здесь преподавал за­ служенный художник РСФСР Б. А. Смирнов, а сейчас кандидат тех­ нических наук Ф. С. Энтелис ведет курс технологии и композиции на

кафедре стекла. Н а этой

же кафедре преподает и художница

А. И. Маева, работавшая на

заводе в 1950-х годах.

Все студенты этой кафедры на 1, 2 и 3-м курсах проходят производ­ ственную практику на заводе, а на последнем курсе часто здесь же выполняют свои дипломные проекты. Преподаватели училища — за­

служенный деятель искусств В. Ф. Марков и доцент К. М.

М итрофа­

нов — члены художественного совета завода.

и разви­

Специалисты завода — выпускники училища — сохраняют

вают творческие связи с художниками-монументалистами и декорато­ рами, художниками по текстилю и керамике, при этом происходит интенсивный обмен мнениями и идеями. Тесную, не только производ­ ственную, но и идейно-творческую связь поддерживают художники завода со своими коллегами — мастерами Ленинградского фарфоро­ вого завода имени М. В. Ломоносова.

Все это оказывает благотворное влияние на развитие ленинград­ ского хрусталя. Художники завода постоянно находятся в центре проблем не только художественного стекла, но и всего декоративно­ прикладного искусства в целом, а это помогает им создавать произве­ дения на высоком эстетическом уровне.

Н А УЛИЦЕ ПРО ФЕССО РА К А Ч А Л О В А

Впереулков — Глазурный, Зеркальный. Они напоминают о суще­ ствовавшем здесь когда-то Стеклянном городке. И среди нихозле именазавода интересны Фаянсовая,улиц — Хрустальная,

одно современное имя — улица Профессора Качалова. Имя советского ученого, крупнейшего специалиста по стеклу, в окружении старых названий не случайно: оно символизирует продолжение дела, нача­ того здесь еще в давние времена. На улице Профессора Качалова на­ ходится ныне Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХ С ).

В кабинете директора И. И. Дмитриева висят планы и перспективы, изображающие будущий завод.

Вырастают новые цехи, рабочие переходят туда, а старые пере­ страивают или заменяют другими службами. Завод не только пере­ страивается, но и увеличивает выпуск продукции. С 1968 года он перешел на новую систему планирования и экономического стимули­ рования. Четкость работы и организация социалистического соревно­ вания намного возросли. Постоянно повышается качество выпускаемой продукции.

78


Отдел технического контроля, которым руководит Надежда П е­ тровна Прудникова, отлично знающая производство, предъявляет все более жесткие требования. Но продукция завода отвечает этим требо­ ваниям. В декабре 1968 года шести изделиям завода — первым в сте­ кольной промышленности — был присвоен государственный «Знак ка­ чества». В 1969 году им были удостоены еще семь изделий.

Задание на текущую пятилетку было установлено заводу с учетом его реконструкции и постепенного ввода в строй новых мощностей. Но по инициативе администрации, партийной и профсоюзной орга­ низаций работники ЛЗХС пересмотрели это задание и выявили ре­ зервы, дающие возможность выдвинуть встречный пятилетний план завода. По встречному плану к концу девятой пятилетки ЛЗХС

в2,5 раза увеличит объем выпускаемой продукции.

В1975 году резко увеличится выпуск недорогих изделий — бокалов, рюмок, фужеров — до 1 миллиона 700 тысяч штук. В 7 раз по сравне­ нию с 1971 годом возрастет производство прессованного хрусталя — ваз, блюд, пепельниц — и достигнет 1 миллиона штук.

Таковы перспективы. А сегодня завод работает и строится. Если зайти в огромный новый корпус выработки, то оставшиеся еще старые корпуса, хоть они и были в свое время модернизированы, кажутся уже днем вчерашним.

А теперь давайте пройдемся по цехам, участкам, лабораториям и посмотрим, как же получается это сверкающее, искрящееся чудо — хрусталь.

* * *

Составная. Сюда из склада поступает сырье, здесь оно обрабаты­ вается, и составляется шихта для стекловарения.

Завод получает песок из карьеров Харьковской области. Но не все­ гда он точно соответствует кондициям. Песок поступает на специаль­ ный сотрясательный стол для промывки, и даже эта простая операция несколько меняет его цвет — более темные частицы примесей отсор­ тировываются. А затем идет сушка. Сушат песок в особой длинной вращающейся трубе, напоминающей небольшую цементную печь.

В фанерных бочках прибывает сурик. Одни бочки с желтой отмети­

ной — это

окись

свинца,

«свинцовый глет», другие

с красной —

двуокись

свинца,

сурик.

Это — главная составная

часть хру­

сталя, который отличается от обычного стекла высоким процентом содержания соединений свинца. Отсюда — тяжесть хрустальных изде­ лий, их особая прозрачность, высокие оптические свойства, способ­ ность красиво и ярко отражать свет. Отсюда — и музыкальный звон этого стекла. Наконец, содержанием свинца обусловлен и основной тип обработки хрустальных изделий — алмазное гранение, выявля­ ющее светозарную природу материала.

79



Поэтому не только стекловары распоряжаются у печи. Основная подготовительная работа по созданию стекла проходит в лаборатории. Научно-исследовательская лаборатория завода за последние годы доби­ лась высокого качества хрусталя. Уже к середине 1950-х годов на заводе стали получать хрусталь с чистым колером и без технологических по­ роков (свилей, мелких пузырьков — так называемой «мошки»). Всеми работами, связанными с увеличением выпуска хрусталя и улучшением его качества, руководил главный инженер завода А. А. Кирьенен.

Технологи начали уделять все большее внимание работе над цвет­ ным хрусталем и в начале 1960-х годов смогли предложить художникам широкую палитру цветных хрустальных стекол.

Важнейшим событием тех лет было изобретение инженерами Е. А. Ивановой и А. А. Кирьененом сульфидно-цинкового стекла.

Впервые новое стекло, в состав которого входил сульфид цинка, было получено на заводе в 1952 году. Для краткости его часто назы­ вают просто сульфидным. Это стекло имеет много интересных свойств — легкую окрашиваемость в любые цвета, а главное — возмож­ ность получить заглушенность, причем очень широких оттенков, от полной непрозрачности до легкой опаловости. Зависит это от темпера­ турного режима выработки. Особенности возникновения заглушенности в сульфидно-цинковом стекле позволили разработать новые ори­ гинальные способы выработки изделий из него. Они могут быть декорированы четкими полосами, строго вертикальными или витыми, похожими на венецианскую нить, опаловыми или цветными мягкими пятнами, наконец, полностью непрозрачными или напоминающими мрамор. Выработка сульфидного стекла достаточно проста и позволяет достичь высокой производительности. Его декоративное богатство делает ненужной последующую холодную обработку алмазной гра­ нью или гравировкой.

Производство изделий из сульфидного стекла было широко освоено заводом впервые в СССР во второй половине 1950-х годов. С наиболь­ шим успехом в сульфидном стекле работала художница Л. О. Ю рген. Ее кувшин опалового стекла с ярко-желтой ручкой, ваза «Весна», раз­ нообразные по цвету и декору вазочки «Арбузик» выпускались боль­ шими тиражами.

В течение многих лет Е. А. Иванова и А. А. Кирьенен совершен­ ствовали способы выработки и декорировки изделий из сульфидно­ цинкового стекла.

Но в дальнейшем, в связи с более узкой специализацией завода и увеличением выпуска изделий из хрусталя, варку сульфидного стекла прекратили, передав технологию его изготовления на другие пред­ приятия.

Сульфидное стекло нашло применение почти на всех стекольных заводах страны. К нему обратились такие одаренные художники, как

б А л м а з н а я г р а н ь

81


С. М. Бескинская, В. Г. Хролов («Красный май»), В. Я. Шевченко (Дятьковский завод) и другие. Значительный интерес к сульфидноцинковому стеклу проявили художники Украины. Вероятно, легко по­ лучаемые в нем желто-рыжие и голубые оттенки близки к излюблен­ ным цветам украинского народного искусства.

Освоили на Ленинградском заводе и способ окрашивания хрусталя редкими элементами (неодимом, церием), сообщающими изделиям очень легкие сиренево-голубые и светло-желтые оттенки размытых акварельных тонов.

Среди новых способов получения цветных стекол весьма успешной была разработка состава так называемого «самонаводящегося золотого рубина», позволившая использовать это стекло редкого по красоте цвета при изготовлении массовой продукции. Работа эта проведена ин- женером-технологом научно-исследовательской лаборатории Н. Л. Ка­ минской.

Кроме того, Каминская разработала технологию изготовления тер­ мочувствительного стекла, что и легло в основу ее кандидатской дис­ сертации. Декорирование изделий из термочувствительного стекла зависит от температурных условий и способов выработки — тех же факторов, которые влияют и на сульфидное стекло. Но термостекло варится с добавлением окиси свинца. Это дает возможность сочетать хрусталь бесцветный с цветным и опалово-заглушенным. Были прове­ дены опытно-производственные варки такого типа хрусталя и сделано несколько изделий из него. Выполненные опытные образцы имитации полудрагоценных камней произвели хорошее впечатление.

* * *

Н иколай Павлович Моисеев, один из ветеранов завода, работает в цехе, где формуют горшки. В сушильной камере лежат готовые горш­ ки, каждый с обозначением, при какой температуре он выдержан, на какое количество часов работы рассчитан.

Эти горшки и устанавливают в печь, загружают шихтой и, посте­ пенно повышая температуру примерно до 1500°, варят в них стекло и хрусталь. А когда стекломасса уже готова, чтобы мастеру, берущему

через

окошечко набор стекла на

трубку, был виден

уровень

его

в горшке, туда бросают

кранец — большой

бублик

из шамотной

массы, который плавает по поверхности расплавленного

стекла.

Кра­

нец

ограничивает место,

откуда

мастер

набирает

стекло.

Он

легче стекломассы и плавает сверху на расплаве. Методичными движениями Николай Павлович формует кранцы. Он как бы поглажи­ вает их все время, незаметно наращивая тонкие слои массы. Коммунист Моисеев работает на заводе с 1947 года, освоил три специальности — переливщика алмазов, резчика стекла и трамбовщика стекловаренных

83