Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известны и имена художников-живописцев. Копии с эрмитажных картин писали на стекле Васильев и Антонов, мозаичные копии с кар­ тин на религиозные сюжеты делали Бурухин, Муравьев, Фролов, Хмелевский, Щапов и Щ етинин. В документах упоминается егце художник Муринов, отличавшийся искусством живописи на стеклянных вещах. Орнаменты золотом создавали подмастерья Екимов, Соколов и Угрюмов.

Изготовлением на заводе всего стекловаренного керамического припаса — горшков, кирпичей для кладки топок и футеровки — зани­ мался старший мастер Петр Захаров. Он самым тщательным образом изучил составы керамических масс. Ведь от соотношения в них про­ стейших элементов — глины, шамота — зависят крепость и сроки службы стекловаренных горшков. Петр Захаров, по свидетельству со­ временников, достиг совершенства в своем деле. Частные заводчики постоянно присылали к нему учеников.

Но работа талантливых мастеров и художников, успехи на выстав­ ках все же не могли поправить общего положения дел Император­ ского стеклянного завода. Его финансовое состояние в связи с возрос­ шим импортом стекла и общей пореформенной ситуацией, требовав­ шей экономической самостоятельности, оборотистости и динамичного ведения дела, было почти катастрофическим. Завод имел многочислен­ ные долги и не приносил казне никакой прибыли. Поэтому по пред­ ставлению министерства императорского двора царь Александр II 19 мая 1862 года распорядился: «Стеклянный завод со всеми принад­ лежащими к оному землями и строениями продать с публичных торгов».

Однако прежде чем продать завод, следовало оценить все земли и строения, составить планы и описи, распродать продукцию. Все это требовало времени. Сложившейся ситуацией воспользовался един­ ственный человек из администрации завода, бывший противником лик­ видации предприятия, — бухгалтер и письмоводитель коллежский асес­ сор Виктор Христофорович Книпер. Судя по документам, это был один из патриотов отечественного стеклоделия, понимавший, что завод не­ обходимо сохранить как лучшее предприятие страны, задающее тон частным заводам, устанавливающее критерии технического качества и художественного вкуса. Вместе с тем финансист Книпер видел воз­ можности существования завода в новых, пореформенных условиях.

Поэтому он не торопил оценочную комиссию, которая действовала несколько лет, а сам в эти же годы, неоднократно замещая директора завода, всеми силами старался освободить завод от долгов и избавиться от всех числившихся на балансе завода дорогих изделий. В «С.-Петер­

бургских

ведомостях»

в августе и

октябре 1862 года

и в феврале

1863 года

публикуются

объявления

о продаже изделий

завода. П ро­

дажа шла не очень бойко и обычно давала выручку в три раза меньше первоначальной стоимости вещей.

23


Книпер старается также сбыть в Московскую и Петербургскую дворцовые конторы все вещи, сервизы и запасные изделия к ним, кото­ рые не шли в частную продажу, сбыть хотя бы со скидкой на 25 про­ центов и с оплатой в рассрочку на год или больше. Это все же выгод­ нее, чем продажа вещей с торгов со скидкой на 70 процентов. Он ходатайствует также о разрешении продолжать работы на заводе хотя бы на время торгов и действия оценочной комиссии, с тем чтобы со­ хранить высококвалифицированных мастеров завода. Поскольку торги затягиваются, завод получает разрешение принимать от частных лиц небольшие заказы на стеклянные вещи, которые можно выполнить в короткий срок и не иначе, как за наличные деньги. И все же число рабочих сократилось почти втрое. Но завод продолжает работать, и работать довольно успешно. К 1866 году, когда оценочная комис­ сия наконец закончила свою работу, завод стал уже безубыточным предприятием. В связи с этим приходит новое повеление: «Предполо­ женную в 1862 году продажу Стеклянного завода и всех принадлежа­ щих к нему земель отменить».

29 сентября 1866 года директором завода назначается В. X. Книпер. Завод значительно сокращается. Большая часть его земли отходит в ведение Кабинета для сдачи желающим в арендное владение или

под застройку. М озаичное заведение передается Академии художеств

спредложением перенести его с территории завода. Продолжают дей­ ствовать следующие мастерские: посудный шатер, в котором две печи

свосемью горшками каждая, мастерская резьбы и шлифовки, живопис­ ная, горшечная, столярная и кузница. Выделка изделий производится выдуванием, при формовании некоторых изделий употребляется также винтовой пресс.

Но даже в эти годы завод продолжает демонстрировать свои вещи и готовится к участию на Всемирной выставке в Париже. Экспонаты завода, показанные на Московской мануфактурной выставке 1865 года, вновь получили высокую оценку. Специальные эксперты, назначенные для рассмотрения экспонированных предметов, пришли к заключению, что «хрустальная масса изделий Императорского хрустального завода отличается безукоризненною чистотою и прозрачностью по причине тщательного очищения, которому подвергаются материалы на заводе. По богатству живописи и изящности отделки выставленные этим заво­ дом изделия бесспорно занимали первое место между всеми хрусталь­ ными изделиями, представленными на выставку. Две хрустальные вазы достойны особенного внимания по белизне и прозрачности хрусталя, который лучше английского во всех отношениях».

Книпер понимал, что участие на выставках поддерживает престиж завода и способствует укреплению его положения. Н о для этого необ­ ходимо экспонировать вещи, которые и в художественном отношении были бы оригинальны. А их могут создавать только художники, а не

24


копиисты. Готовясь к Всемирной выставке в Париже 1867 года, он пи­ сал управляющему Императорскими заводами: «Приняв во внимание, что необходимо послать на выставку такие вещи, которые своею ори­ гинальностью не составляли бы подражание моды, приходящей к нам из Парижа, я полагаю единственно возможным исполнить что-нибудь в русском вкусе, в таком виде, чтобы они обратили на себя внимание посетителей выставки... Для этого необходима помощь опытного ху­ дожника...»

Но никаких сведений о привлечении на завод в это время крупных художественных сил, как это было в первой половине века, в докумен­ тах не обнаружено. По-видимому, только Книпер понимал, насколько нужна была заводу в это время помощь опытного художника. В выс­ ших сферах Книпер не получил поддержки.

Но, несмотря на частные успехи, художественный уровень вещей в целом продолжал снижаться. Это было следствием целого ряда при­ чин. Во-первых, в искусстве последней трети XIX века эклектика и стилизация достигли своего апогея. Подражали тогда чему угодно — русскому барокко XVII века, готике, мавританскому стилю, китай­ скому, рококо. Во-вторых, на заводе не было в это время художников большого дарования. Страна между тем твердо шла по пути капитали­ стического развития, и более мобильные частные предприятия, под­ гоняемые растущей конкуренцией отечественных и западноевропей­ ских заводов, нередко обгоняли Императорский стеклянный завод по уровню технических усовершенствований.

Поэтому в 1890 году вновь ставится вопрос о целесообразности подчинения казне Императорского стеклянного завода. Петербург­ ский Императорский стеклянный завод, проработавший почти 100 лет, прекратил свое самостоятельное существование. Он вошел в состав Фарфорового завода.

Такова вековая история Императорского стеклянного завода.

Но нас сегодня интересуют не столько этапы экономической жизни петербургского завода, сколько его роль и место в русском приклад­ ном искусстве. Благодаря деятельности Императорского стеклянного завода появилось целое художественное направление — петербургский хрусталь, который стал в России образцом технического совершен­ ства и художественного вкуса.

Петербургский хрусталь имеет немало замечательных традиций, прежде всего традицию тесной связи художественного стекла с исто­ рическими событиями в жизни страны; традицию высокого качества изделий, их тщательной отделки, виртуозной обработки.

Это наследие определяет важное место петербургского хрусталя в истории отечественного декоративного искусства.


ВОЗРОЖ ДЕНИЕ ХУДОЖ ЕСТВЕННОГО СТЕКЛА

реди многих отраслей хозяйства, пострадавших в годы граждан­ ской войны и разрухи, наиболее медленно и трудно шло восста­ новление производства художественного бытового стекла. Пона­ добилось специальное постановление Совнаркома СССР от 2 апреля 1934 года, чтобы поднять эту отрасль. Ряд крупных стекольных заводов (Гусь-Хрустальный, Дятьковский и другие) был передан в ведение Наркомата легкой промышленности, где был образован специальный главк для руководства производством сортовой посуды — Главстекло. В результате осуществления первых пятилетних планов к концу 1930-х годов создались технические предпосылки для развития произ­ водства не только утилитарно-бытового, но и художественного стекла. Ученые страны, в частности профессора В. В. Варгин и Н. Н. Качалов, усовершенствовали методы осветления стекла и разработали гамму цветных стекол из отечественных красителей. В массовом заводском производстве выпускались прозрачные стекла голубого, синего, фиоле­ тового, зеленого, розового, светло-зеленого, кораллового, малинового, бирюзового, рубинового, пурпурного, желтого цветов. Были собраны

26

и частично заново подготовлены кадры мастеров, что дало возмож­ ность постепенно внедрить почти все известные до революции спо­ собы и методы художественной обработки стекла — алмазную грань, «кракле», «венецианскую нить», декорирование травлением, пантогра­ фом. Показателем успеха советского стеклоделия был выполненный для павильона СССР на Всемирной выставке в Нью -Йорке в 1939 году «Хрустальный фонтан» (авторы — скульптор И. М. Чайков, инженер Ф. С. Энтелис). Изготовление фонтана потребовало решения ряда сложных технологических задач.

Возросшие эстетические вкусы советских людей уже не удовлетво­ ряли полубелая прессованная посуда и предметы мещанских дорево­ люционных форм — различные графины «Вердо», вазы «Рококо» и вин­ ные наборы «Марсельский», «Турецкий» и тому подобное. Между тем художников на заводах по-прежнему не было, и стекло делали мастера по старым мальцевским рисункам и формам. Проблема создания под­ линно советского, отвечающего требованиям времени художественного направления в стекле стала не только эстетической, но и полити­ ческой.

Наиболее остро почувствовала требования времени художницаскульптор Вера Игнатьевна Мухина. В конце 1930-х годов, почти одно­ временно с созданием своей всемирно известной статуи «Рабочий и колхозница», она работала по заданию правительства над хрустальным сервизом для торжественных приемов, получившим позже название «Кремлевского».

Возрождение художественного стеклоделия в нашей стране нераз­ рывно связано с именем В. И. Мухиной. В семье певца Собинова Вера Игнатьевна познакомилась с известным ученым в области силикатов, будущим членом-корреспондентом АН СССР Николаем Николаевичем Качаловым. Ж ена Л. В. Собинова была урожденной Мухиной. Н. Н. Качалов также был через свою супругу, актрису Е. И. Тиме, тесно связан с артистической и художественной средой. Вера Игнатьевна вернулась с «Красного гиганта», где работала над «Крем­ левским сервизом», и Николай Николаевич, много работавший в обла­ сти технологии варки стекла, в особенности чистых оптических стекол, завел с ней разговор о хрустале.

Мухина и Качалов заинтересовали своим замыслом и писателя Алексея Толстого — большого знатока русской материальной культуры.

К

обсуждению этого вопроса Качалов

привлек

также инженера

Ф. С.

Энтелиса, имевшего большой опыт

работы

в стекле. Работая

в «Стеклофарфорпроекте», Энтелис хорошо знал действительное по­ ложение дел на заводах, в том числе и на Ленинградской зеркальной фабрике, которой суждено было сыграть важную роль в возрождении художественного стеклоделия и в создании будущего Ленинградского завода художественного стекла.

27


Во второй половине 1930-х годов начались новые поиски в области художественного стекла.

Но эта работа велась недостаточно продуманно и планомерно. Н е­ обходимо было ее направить и организовать. Обобщение опыта, на­ копленного отдельными мастерами и небольшой группой художников, привело Мухину и Качалова к мысли о создании экспериментального научно-художественного центра по декоративному стеклу.

Неоднократно обсуждавшиеся Мухиной, Качаловым и Толстым предложения были наконец оформлены ими в виде письма правитель­ ству 10 января 1940 года:

«В настоящее время, когда техника механизированного производ­ ства строительного, технического и бытового стекла простейших видов достигла в нашей стране небывалого расцвета, производство художе­ ственных стеклянных изделий находится на недопустимо низком уровне. Даже те предприятия, которые в дореволюционное время сла­ вились на мировом рынке своей художественной продукцией, как, на­ пример, завод «Красный гигант» (бывший Оболенского), Гусь-Хру- стальный и Дятьковский (бывшие Мальцева), выпускают в настоящее время по преимуществу рядовую продукцию невысокого качества».

Авторы письма подчеркивали, что даже обычные вещи домашнего обихода требуют к себе внимательного отношения, ибо «они являются важным фактором воспитания художественного вкуса в массах». Вид­ ные деятели культуры обращали пристальное внимание на эстетиче­ ское воспитание трудящихся средствами материальной культуры. Главной опасностью в смысле идейного и художественного воспита­ ния, по мнению Мухиной и ее коллег, было то, что выпускаемые бы­ товые изделия «в подавляющем большинстве случаев грубо копируют образцы буржуазно-мещанского стиля начала двадцатого века». В ре­ зультате широко распространяющаяся рыночная продукция «способ­ ствует не воспитанию, а развращению художественного вкуса насе­ ления».

В этих словах нельзя не видеть прямой связи с деятельностью самой В. И. Мухиной в начале и середине 1920-х годов, когда она, создавая новые образцы одежды, промышленной графики, боролась с буржу­ азно-мещанским стилем начала XX века.

Это было главным соображением авторов письма. Они считали, что к началу 1940-х годов в стране имелись все предпосылки для организации производства художественного стекла.

Что же предлагали Мухина, Толстой и Качалов?

Прежде всего привлечь к стеклоделию одаренных и компетент­ ных художников и обеспечить квалифицированное научное руковод­ ство стекловарением. Предполагалось создать опытную базу на Ле­ нинградской зеркальной фабрике. Авторы письма просили поручить Академии художеств «создать учебную базу для подготовки кадров

28