Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Известны и имена художников-живописцев. Копии с эрмитажных картин писали на стекле Васильев и Антонов, мозаичные копии с кар тин на религиозные сюжеты делали Бурухин, Муравьев, Фролов, Хмелевский, Щапов и Щ етинин. В документах упоминается егце художник Муринов, отличавшийся искусством живописи на стеклянных вещах. Орнаменты золотом создавали подмастерья Екимов, Соколов и Угрюмов.
Изготовлением на заводе всего стекловаренного керамического припаса — горшков, кирпичей для кладки топок и футеровки — зани мался старший мастер Петр Захаров. Он самым тщательным образом изучил составы керамических масс. Ведь от соотношения в них про стейших элементов — глины, шамота — зависят крепость и сроки службы стекловаренных горшков. Петр Захаров, по свидетельству со временников, достиг совершенства в своем деле. Частные заводчики постоянно присылали к нему учеников.
Но работа талантливых мастеров и художников, успехи на выстав ках все же не могли поправить общего положения дел Император ского стеклянного завода. Его финансовое состояние в связи с возрос шим импортом стекла и общей пореформенной ситуацией, требовав шей экономической самостоятельности, оборотистости и динамичного ведения дела, было почти катастрофическим. Завод имел многочислен ные долги и не приносил казне никакой прибыли. Поэтому по пред ставлению министерства императорского двора царь Александр II 19 мая 1862 года распорядился: «Стеклянный завод со всеми принад лежащими к оному землями и строениями продать с публичных торгов».
Однако прежде чем продать завод, следовало оценить все земли и строения, составить планы и описи, распродать продукцию. Все это требовало времени. Сложившейся ситуацией воспользовался един ственный человек из администрации завода, бывший противником лик видации предприятия, — бухгалтер и письмоводитель коллежский асес сор Виктор Христофорович Книпер. Судя по документам, это был один из патриотов отечественного стеклоделия, понимавший, что завод не обходимо сохранить как лучшее предприятие страны, задающее тон частным заводам, устанавливающее критерии технического качества и художественного вкуса. Вместе с тем финансист Книпер видел воз можности существования завода в новых, пореформенных условиях.
Поэтому он не торопил оценочную комиссию, которая действовала несколько лет, а сам в эти же годы, неоднократно замещая директора завода, всеми силами старался освободить завод от долгов и избавиться от всех числившихся на балансе завода дорогих изделий. В «С.-Петер
бургских |
ведомостях» |
в августе и |
октябре 1862 года |
и в феврале |
1863 года |
публикуются |
объявления |
о продаже изделий |
завода. П ро |
дажа шла не очень бойко и обычно давала выручку в три раза меньше первоначальной стоимости вещей.
23
Книпер старается также сбыть в Московскую и Петербургскую дворцовые конторы все вещи, сервизы и запасные изделия к ним, кото рые не шли в частную продажу, сбыть хотя бы со скидкой на 25 про центов и с оплатой в рассрочку на год или больше. Это все же выгод нее, чем продажа вещей с торгов со скидкой на 70 процентов. Он ходатайствует также о разрешении продолжать работы на заводе хотя бы на время торгов и действия оценочной комиссии, с тем чтобы со хранить высококвалифицированных мастеров завода. Поскольку торги затягиваются, завод получает разрешение принимать от частных лиц небольшие заказы на стеклянные вещи, которые можно выполнить в короткий срок и не иначе, как за наличные деньги. И все же число рабочих сократилось почти втрое. Но завод продолжает работать, и работать довольно успешно. К 1866 году, когда оценочная комис сия наконец закончила свою работу, завод стал уже безубыточным предприятием. В связи с этим приходит новое повеление: «Предполо женную в 1862 году продажу Стеклянного завода и всех принадлежа щих к нему земель отменить».
29 сентября 1866 года директором завода назначается В. X. Книпер. Завод значительно сокращается. Большая часть его земли отходит в ведение Кабинета для сдачи желающим в арендное владение или
под застройку. М озаичное заведение передается Академии художеств
спредложением перенести его с территории завода. Продолжают дей ствовать следующие мастерские: посудный шатер, в котором две печи
свосемью горшками каждая, мастерская резьбы и шлифовки, живопис ная, горшечная, столярная и кузница. Выделка изделий производится выдуванием, при формовании некоторых изделий употребляется также винтовой пресс.
Но даже в эти годы завод продолжает демонстрировать свои вещи и готовится к участию на Всемирной выставке в Париже. Экспонаты завода, показанные на Московской мануфактурной выставке 1865 года, вновь получили высокую оценку. Специальные эксперты, назначенные для рассмотрения экспонированных предметов, пришли к заключению, что «хрустальная масса изделий Императорского хрустального завода отличается безукоризненною чистотою и прозрачностью по причине тщательного очищения, которому подвергаются материалы на заводе. По богатству живописи и изящности отделки выставленные этим заво дом изделия бесспорно занимали первое место между всеми хрусталь ными изделиями, представленными на выставку. Две хрустальные вазы достойны особенного внимания по белизне и прозрачности хрусталя, который лучше английского во всех отношениях».
Книпер понимал, что участие на выставках поддерживает престиж завода и способствует укреплению его положения. Н о для этого необ ходимо экспонировать вещи, которые и в художественном отношении были бы оригинальны. А их могут создавать только художники, а не
24
копиисты. Готовясь к Всемирной выставке в Париже 1867 года, он пи сал управляющему Императорскими заводами: «Приняв во внимание, что необходимо послать на выставку такие вещи, которые своею ори гинальностью не составляли бы подражание моды, приходящей к нам из Парижа, я полагаю единственно возможным исполнить что-нибудь в русском вкусе, в таком виде, чтобы они обратили на себя внимание посетителей выставки... Для этого необходима помощь опытного ху дожника...»
Но никаких сведений о привлечении на завод в это время крупных художественных сил, как это было в первой половине века, в докумен тах не обнаружено. По-видимому, только Книпер понимал, насколько нужна была заводу в это время помощь опытного художника. В выс ших сферах Книпер не получил поддержки.
Но, несмотря на частные успехи, художественный уровень вещей в целом продолжал снижаться. Это было следствием целого ряда при чин. Во-первых, в искусстве последней трети XIX века эклектика и стилизация достигли своего апогея. Подражали тогда чему угодно — русскому барокко XVII века, готике, мавританскому стилю, китай скому, рококо. Во-вторых, на заводе не было в это время художников большого дарования. Страна между тем твердо шла по пути капитали стического развития, и более мобильные частные предприятия, под гоняемые растущей конкуренцией отечественных и западноевропей ских заводов, нередко обгоняли Императорский стеклянный завод по уровню технических усовершенствований.
Поэтому в 1890 году вновь ставится вопрос о целесообразности подчинения казне Императорского стеклянного завода. Петербург ский Императорский стеклянный завод, проработавший почти 100 лет, прекратил свое самостоятельное существование. Он вошел в состав Фарфорового завода.
Такова вековая история Императорского стеклянного завода.
Но нас сегодня интересуют не столько этапы экономической жизни петербургского завода, сколько его роль и место в русском приклад ном искусстве. Благодаря деятельности Императорского стеклянного завода появилось целое художественное направление — петербургский хрусталь, который стал в России образцом технического совершен ства и художественного вкуса.
Петербургский хрусталь имеет немало замечательных традиций, прежде всего традицию тесной связи художественного стекла с исто рическими событиями в жизни страны; традицию высокого качества изделий, их тщательной отделки, виртуозной обработки.
Это наследие определяет важное место петербургского хрусталя в истории отечественного декоративного искусства.
ВОЗРОЖ ДЕНИЕ ХУДОЖ ЕСТВЕННОГО СТЕКЛА
реди многих отраслей хозяйства, пострадавших в годы граждан ской войны и разрухи, наиболее медленно и трудно шло восста новление производства художественного бытового стекла. Пона добилось специальное постановление Совнаркома СССР от 2 апреля 1934 года, чтобы поднять эту отрасль. Ряд крупных стекольных заводов (Гусь-Хрустальный, Дятьковский и другие) был передан в ведение Наркомата легкой промышленности, где был образован специальный главк для руководства производством сортовой посуды — Главстекло. В результате осуществления первых пятилетних планов к концу 1930-х годов создались технические предпосылки для развития произ водства не только утилитарно-бытового, но и художественного стекла. Ученые страны, в частности профессора В. В. Варгин и Н. Н. Качалов, усовершенствовали методы осветления стекла и разработали гамму цветных стекол из отечественных красителей. В массовом заводском производстве выпускались прозрачные стекла голубого, синего, фиоле тового, зеленого, розового, светло-зеленого, кораллового, малинового, бирюзового, рубинового, пурпурного, желтого цветов. Были собраны
26
и частично заново подготовлены кадры мастеров, что дало возмож ность постепенно внедрить почти все известные до революции спо собы и методы художественной обработки стекла — алмазную грань, «кракле», «венецианскую нить», декорирование травлением, пантогра фом. Показателем успеха советского стеклоделия был выполненный для павильона СССР на Всемирной выставке в Нью -Йорке в 1939 году «Хрустальный фонтан» (авторы — скульптор И. М. Чайков, инженер Ф. С. Энтелис). Изготовление фонтана потребовало решения ряда сложных технологических задач.
Возросшие эстетические вкусы советских людей уже не удовлетво ряли полубелая прессованная посуда и предметы мещанских дорево люционных форм — различные графины «Вердо», вазы «Рококо» и вин ные наборы «Марсельский», «Турецкий» и тому подобное. Между тем художников на заводах по-прежнему не было, и стекло делали мастера по старым мальцевским рисункам и формам. Проблема создания под линно советского, отвечающего требованиям времени художественного направления в стекле стала не только эстетической, но и полити ческой.
Наиболее остро почувствовала требования времени художницаскульптор Вера Игнатьевна Мухина. В конце 1930-х годов, почти одно временно с созданием своей всемирно известной статуи «Рабочий и колхозница», она работала по заданию правительства над хрустальным сервизом для торжественных приемов, получившим позже название «Кремлевского».
Возрождение художественного стеклоделия в нашей стране нераз рывно связано с именем В. И. Мухиной. В семье певца Собинова Вера Игнатьевна познакомилась с известным ученым в области силикатов, будущим членом-корреспондентом АН СССР Николаем Николаевичем Качаловым. Ж ена Л. В. Собинова была урожденной Мухиной. Н. Н. Качалов также был через свою супругу, актрису Е. И. Тиме, тесно связан с артистической и художественной средой. Вера Игнатьевна вернулась с «Красного гиганта», где работала над «Крем левским сервизом», и Николай Николаевич, много работавший в обла сти технологии варки стекла, в особенности чистых оптических стекол, завел с ней разговор о хрустале.
Мухина и Качалов заинтересовали своим замыслом и писателя Алексея Толстого — большого знатока русской материальной культуры.
К |
обсуждению этого вопроса Качалов |
привлек |
также инженера |
Ф. С. |
Энтелиса, имевшего большой опыт |
работы |
в стекле. Работая |
в «Стеклофарфорпроекте», Энтелис хорошо знал действительное по ложение дел на заводах, в том числе и на Ленинградской зеркальной фабрике, которой суждено было сыграть важную роль в возрождении художественного стеклоделия и в создании будущего Ленинградского завода художественного стекла.
27
Во второй половине 1930-х годов начались новые поиски в области художественного стекла.
Но эта работа велась недостаточно продуманно и планомерно. Н е обходимо было ее направить и организовать. Обобщение опыта, на копленного отдельными мастерами и небольшой группой художников, привело Мухину и Качалова к мысли о создании экспериментального научно-художественного центра по декоративному стеклу.
Неоднократно обсуждавшиеся Мухиной, Качаловым и Толстым предложения были наконец оформлены ими в виде письма правитель ству 10 января 1940 года:
«В настоящее время, когда техника механизированного производ ства строительного, технического и бытового стекла простейших видов достигла в нашей стране небывалого расцвета, производство художе ственных стеклянных изделий находится на недопустимо низком уровне. Даже те предприятия, которые в дореволюционное время сла вились на мировом рынке своей художественной продукцией, как, на пример, завод «Красный гигант» (бывший Оболенского), Гусь-Хру- стальный и Дятьковский (бывшие Мальцева), выпускают в настоящее время по преимуществу рядовую продукцию невысокого качества».
Авторы письма подчеркивали, что даже обычные вещи домашнего обихода требуют к себе внимательного отношения, ибо «они являются важным фактором воспитания художественного вкуса в массах». Вид ные деятели культуры обращали пристальное внимание на эстетиче ское воспитание трудящихся средствами материальной культуры. Главной опасностью в смысле идейного и художественного воспита ния, по мнению Мухиной и ее коллег, было то, что выпускаемые бы товые изделия «в подавляющем большинстве случаев грубо копируют образцы буржуазно-мещанского стиля начала двадцатого века». В ре зультате широко распространяющаяся рыночная продукция «способ ствует не воспитанию, а развращению художественного вкуса насе ления».
В этих словах нельзя не видеть прямой связи с деятельностью самой В. И. Мухиной в начале и середине 1920-х годов, когда она, создавая новые образцы одежды, промышленной графики, боролась с буржу азно-мещанским стилем начала XX века.
Это было главным соображением авторов письма. Они считали, что к началу 1940-х годов в стране имелись все предпосылки для организации производства художественного стекла.
Что же предлагали Мухина, Толстой и Качалов?
Прежде всего привлечь к стеклоделию одаренных и компетент ных художников и обеспечить квалифицированное научное руковод ство стекловарением. Предполагалось создать опытную базу на Ле нинградской зеркальной фабрике. Авторы письма просили поручить Академии художеств «создать учебную базу для подготовки кадров
28