Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

баллоны с ацетиленом или аккумуляторы; снимать и транспортировать

плавучие знаки на базу.

 

На некоторых

завозных

кранах имеются поворотные кранбалки

для подъема и укладки (для завозки) на палубу рабочих якорей.

Кроме гребных

винтов,

в качестве движителей на завозных кра­

нах применяют водометные движители, значительно повышающие ма­ невренные качества судна и не повреждающиеся при эксплуатации на мелководье.

§ 71. Брандвахты и суда для снабжения снарядов топливом и водой

Современные дноуглубительные снаряды имеют помещения для проживания экипажа. Однако при работе снарядов на взрывоопасных участках, в местах с интенсивным выделением опасных для здоровья людей газов, а также в некоторых других случаях, экипаж должен

проживать на брандвахтах.

Б р а н д в а х т а

— это несамоходное судно, имеющее стальной

или железобетонный

корпус.

Брандвахта отечественной постройки имеет следующие основные характеристики:

Длина

наибольшая

412,5

м

Длина

расчетная

40,0

»

Ширина

расчетная

9,0

»

Высота

борта

3,4

»

Осадка

с полными запасами и экипажем .

1,58

»

Количество жилых мест

'60

 

Для проживания людей в двухъярусной надстройке брандвахты имеются одно- и двухместные каюты. Кроме жилых кают, в надстрой­ ке расположены: камбуз, продовольственные кладовые, столовая, крас­ ный уголок, рефрижераторные камеры, помещение для прозодежды, душевая, умывальные, прачечная, сушильная, приемная врача, изо­ лятор с санблоком, фонарная, малярная и кладовые различного назна­ чения.

Брандвахта имеет рулевое, якорное, швартовное, буксирное и спа­ сательное устройства.

В корпусе для обеспечения нужд судна и обслуживания прожи­ вающих людей размещаются запасы питьевой и мытьевой воды, ди­ зельного топлива и смазочных материалов, рассчитанные на 10 суток. Имеется электростанция, состоящая из двух дизель-генераторов пере­ менного тока общей мощностью 37 кет. Паровой котел паропроизводительностью 45 кг/ч обеспечивает все хозяйственно-бытовые нужды.

Брандвахта оборудована системами питьевой, мытьевой и заборт­ ной воды, осушительной, сточно-фановой и противопожарной.

В о д о л е й предназначен для снабжения дноуглубительных сна­ рядов питьевой и котельной водой (для снарядов с паровой силовой установкой) и представляет собой морскую несамоходную баржу со стальным корпусом.

212


 

Основные

характеристики

 

Длина

наибольшая

42,6

м

Длина

расчетная

40,0

»

Ширина

расчетная

,9,0

»

Высота

борта

ЗД

»

Осадка

в грузу

2,89

»

Грузоподъемность

600 тс

Автономность плавания

10

суток

Водолей может перевозить

100 т питьевой и 360 г

котельной воды,

кроме того, предусмотрена возможность перевозить в небольшом ко­ личестве дизельное топливо, смазочное масло и другие материалы, необходимые для работы снарядов.

Судно оборудовано устройствами: якорным, рулевым, швартов­ ным, буксирным, спасательным и грузовым.

В кормовой рубке расположены жилые и служебные помещения для экипажа. В моторном отделении установлены два дизель-генера­ тора переменного тока 230 в общей мощностью 37 кет.

Прием котельной воды на баржу и выдача ее на суда осуществляет­ ся центробежным насосом производительностью ПО м31ч, а прием и выдача пресной воды — насосом производительностью 35 м3/ч.

Для обогрева водяных танков и помещений судна установлен па­ ровой котел. Котельная вода перед выдачей снаряду при необходимо­ сти ее смягчения может пройти химическую обработку в специальной установке.

Т а н к е р (бункеровочное судно) — предназначен для снабже­ ния снарядов топливом, смазочным материалом, питьевой и котельной водой. По устройству корпуса, танков, служебно-вспомогательных помещений и общесудовых устройств он почти не отличается от водо­ лея. Для подогрева топлива и смазочных материалов в холодное время

года, а также для привода почти всех вспомогательных

механизмов

имеется паровая

энергетическая

установка.

 

 

 

Насосная

установка танкера

рассчитана на

прием

и

выдачу до

100 т топлива в час.

 

 

 

 

М о т о р н ы е

ш л ю п к и

предназначены

для

обслуживания

судоходной

обстановки.

 

 

 

 

Они бывают различных размеров и мощностей (6—20 л. с). Корпус шлюпок — стальной, цельносварной; для защиты людей от непогоды имеется каюта и полузакрытая рубка.

Моторная шлюпка для промерных партий имеет следующие харак­ теристики:

Длина

расчетная

7,2

ж

Ширина

расчетная

2,1

»

Высота

борта

1,0

»

Осадка

 

0,81

»

Мощность

двигателя

20

э. л. с.

Скорость

хода

13

км/ч

Район плавания

портовые

 

 

воды

Для выполнения промерных работ на шлюпке имеется тросовый барабан, направляющие ролики и эхолот.

213


П л а в у ч и е м а с т е р с к и е предназначены для выполне­ ния ремонтных работ па судах и знаков навигационного ограждения. Плавучие мастерские имеют железобетонный корпус и двухъярусную металлическую надстройку.

 

Главные размерения

корпуса

 

Длина

расчетная

62,0

м

Ширина

 

13,0

»

Высота

борта

3,7

»

Осадка

в грузу

1,82

»

Кроме общесудовых устройств, систем и оборудования, в мастер­ ской установлено специальное и станочное оборудование для выпол­ нения ремонтных работ на судах.

Грузовое устройство состоит из установленного на корме крана

грузоподъемностью 25

тс, продольных

и поперечных

монорельсов

с электроталями грузоподъемностью

2 тс и консольного

крана грузо­

подъемностью

1 тс.

 

 

 

 

На судне

установлена компрессорная

станция производительно­

стью 5 м3/мин

воздуха,

сжатого до 7

кгс/см2.

 

В надстройке мастерской оаеположены цехи: слесарно-монтаж- ный, деревообделочный, кузнечный, токарный и электромонтажныйКроме того, имеются медницкое, малярное и другие отделения. Элек­ тростанция мастерской состоит из двух дизель-генераторов трехфаз­ ного тока типа ДГ-100/1 мощностью по 100 кет и одного стояночного дизель-генератора типа 2ЧА 10,5/13 мощностью 12 кет.

Щелочные и кислотные аккумуляторы заряжают в специальных помещениях.

На второй палубе мастерской находятся административные поме­ щения, красный уголок, душевые, умывальные, радиоузел и автома­ тическая телефонная станция.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМИ ПРОЦЕССАМИ

Г л а в а XIII

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

§ 72. Контрольно-измерительные приборы землесосных снарядов

Рассмотрим основные контрольно-измерительные приборы, пред­ назначенные для контроля и непрерывного наблюдения за работой специальных дноуглубительных устройств, их механизмов и обору­ дования.

Для контроля за работой грунтонасосной установки используют • ся: манометр, вакуумметр, консистомер и расходомер.

214


М а н о м е т р (рис. 118, а) служит для измерения разности между давлением, создаваемым грунтовым насосом в напорном грун­ топроводе, и атмосферным.

Трубка 5 заключена в корпус / со стеклянной передней стенкой. Конец трубки заканчивается штуцером 9 с винтовой нарезкой, кото­ рый соединен с напорной частью грунтопровода. Противоположный запаянный конец трубки 6 соединен тягой 7 с изогнутым рычагом,

Рис. 118. Вакуумметр и манометр

имеющим ось вращения в точке 8 и на верхнем конце снабженным зуб­ чатым сектором 4. Последний сцепляется с шестерней оси 3, на кото­ рой закреплена стрелка 2 манометра.

Под давлением жидкости, находящейся в трубке 5, последняя рас­ прямляется. Стрелка на оси 3 в зависимости от величины давления поворачивается, указывая на шкале давление внутри трубки.

В а к у у м м е т р (рис. 118, б) служит для определения величи­ ны вакуума во всасывающем грунтопроводе. Он устроен по такому же принципу, что и манометр. Основная часть — трубка /, концы ко­ торой 2 соединены рычагами с зубчатым сектором 3, вращающим ше­ стерню 4; на оси 5 установлена стрелка (на рисунке не показана). Когда давление внутри трубки равно атмосферному, стрелка стоит на нуле. С образованием вакуума трубка сжимается под давлением окружаю­ щего воздуха, концы ее сходятся, и рычаги поворачивают сектор 3 и вместе с ним шестерню 4 и стрелку, конец которой показывает разряжение — разность между атмосферным давлением и давлением

внутри трубки. Если

разряжение по шкале

вакуумметра составляет

300 мм,

то давление

внутри трубки 7 6 0 ~ 0

3 0 0 = 0,6

кгс/см2.

Шкала

показаний вакуумметра и манометра градуируется

в метрах водного

столба, миллиметрах ртутного столба, килограмм-силах на квадратный санти­ метр или атмосферах.

215


Если

манометр

показывает

10 м вод. с?.,

то это соответствует 1

кгс/см?,

или 1 аТм.

 

 

 

 

 

Если

шкала вакуумметра

градуирована

в

миллиметрах ртутного

столба,

то соответствующее

этому показанию разряжение

в метрах водного столба мо­

жет быть

получено

путем деления показания вакуумметра (в мм рт. ст.) на 76.

Манометр, как правило, устанавливается выше оси грунтового насоса, поэтому в его показание необходимо внести поправку hy, т. е.

 

 

 

HM = H1

+ hy,

 

(106)

где

Нш

— точное показание манометра,

м вод. ст.;

 

 

Их

— наблюдаемое по стрелке манометра показание,

м вод. ст.;

 

h — расстояние от оси грунтового насоса до оси манометра, м;

 

у — удельный вес

жидкости, находящейся в подводящей

 

 

к манометру

трубке.

 

 

 

 

Полный напор, развиваемый грунтовым насосом, является суммой

показаний манометра (с учетом поправки) и вакуумметра:

 

 

 

Я = Я М + Я В

мвод.

ст.

(107)

Для получения показаний манометра и вакуумметра без искажений необходимо, чтобы в трубке, соединяющей манометр с напорным грун­

топроводом, не

было воздуха, а в трубке, соединяющей

вакуумметр

с всасывающим

грунтопроводом, — воды. Для выпуска

воздуха из

трубки, идущей к манометру, и воды из трубки, идущей к вакуумме­ тру, у этих приборов устанавливаются краны.

О нарушениях заданного режима работы груытонасосной установки

можно судить по изменению показаний манометра

и

вакуумметра

(см. табл.

3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3

Показания

приборов

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемые мероприятия для

 

 

Причины нарушения

режима

 

 

 

 

 

работы

 

 

восстановления заданного

вакуумметра

манометра

 

 

 

 

 

режима работы

 

 

Падение

Повышение

Начало

забоя

в напор­

Уменьшить

грунтозабор

 

 

ной

части

грунтопровода

и довести

показания до

нор­

Падение

Понижение

Уменьшение

поступле­

мы

 

 

 

 

Увеличить

грунтозабор

Повышение

Нормальное

ния

грунта

 

 

 

 

 

 

 

Начало

забоя

во вса­

Уменьшить

грунтозабор

 

 

сывающей

части

грунто­

и довести

показания

 

при­

Повышение

 

провода

 

 

 

 

боров до

нормы

 

 

 

Забой

всасывающей ча­

Прекратить

грунтозабор

 

Понижение

сти

грунтопровода

и промыть

всасывающую

 

 

 

 

 

 

 

 

часть грунтопровода

водой

 

 

 

 

 

 

 

 

(подъем

сосуновой

трубы

Повышение

 

Забой зева грунтопри-

и очистка

грунтоприемника)

 

Прекратить

грунтозабор,

 

Повышение

емника

и наличие боль­

поднять и

очистить грунто­

 

 

шого

 

мертвого

слоя

приемник,

промыть

напор­

 

 

в напорном грунтопрово­

ный грунтопровод

 

 

 

 

де

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

216