Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

створной линии с удалением от берега будет находиться за пределами допуска.

Сущность теории створов заключается в том, что если наблюдатель, находясь на оси двух створных знаков, начнет перемещаться в направ­ лении, перпендикулярном к ней, в любую сторону, то он будет продол­ жать видеть знаки слившимися до тех пор, пока угол между знаками не окажется больше Г.

Для образного представления о линейной чувствительности створа приведем

пример

ресчета.

 

 

 

 

 

Величина линейной чувствительности створа, соответствующая

углу Г,

определяется по формуле

 

 

 

 

 

 

W,=

Р " ( Л с т

+ ^

а т с у м ,

(Г71)

где Wr

— величина линейной чувствительности, м;

м;

D C T

— расстояние от наблюдателя до переднего створного знака,

dH

— расстояние

между

створными

знаками, м.

 

Если принять, что DCT

= 4 ООО м, dn =

800

м, то

 

w

4 000 (4 000 +

800)

^

-.0,00029 ж 7 м.

г800

Вданном примере принято предельное удаление от створных знаков, при котором возможно использование береговых бровочных створов.

Точность определения выхода на бровку + 7 м для нормальных условий видимости и без учета допустимых ошибок при выставлении самих створных знаков. Если при этом учесть и точность выставления створных знаков, то ошибка в определении выхода на бровку значитель­ но возрастет.

Следует отметить, что определение выхода земснаряда на бровку по забивным и плавучим бровочным створам на воде будет иметь еще большую погрешность, чем по береговым.

Определение места по гониометрической сетке. Для некоторых участков дноуглубительных работ (включая районы подводных свалок грунта и подходы к ним) разрабатываются гониометрические сетки, которые затем наносят на план участка.

Гониометрическая сетка (рис. 198) представляет собой две или более систем линий равных углов, пересекающихся между собой. Этими ли­ ниями являются окружности, проведенные через два опорных пункта

А,

В

и В,

С из центров, расположенных на перпендикулярах М1

М1

и М2

М2,

проходящих через точки К и К\ середины линий, соединяю­

щих

эти пункты. Линии дуг

проходят через определенные угловые

интервалы, зависящие от выбранного масштаба.

 

 

 

 

Способ определения места

по гониометрической

сетке

заключается

в

обратной засечке секстаном

(двумя секстанами)

двух

углов а

и (3

между тремя или четырьмя береговыми предметами и нанесении на план участка с гониометрической сеткой, полученной засечками точки Р.

Точность определения этим способом лежит в пределах 2—10 ж, кроме того, имеет место дополнительная ошибка за счет неточности графического построения сетки, удаленности береговых предметов и их взаимного расположения.

388


Этот способ рекомендуется применять при отсутствии на прорези ви­ зуальных ориентиров, а также при определении места, занимаемого самоотвозными землесосами и шаландами за пределами прорези (на свалке, при подходе к свалке и др.).

Определение положения земснаряда по бровочным, осевым, проме­ жуточным и секущим створам дает удовлетворительные результаты лишь в момент нахождения судна на створе. Это наиболее распростра­ ненный способ, применяемый в дноуглублении, но точность его не­ велика.

Определение места земснаряда по осевому створу и углу между ли­ нией этого створа и линией, направленной на неподвижный предмет,

применяется в основном для разбивки профилей при промерных рабо­ тах, либо для определения пройденного расстояния за отчетный период.

Точность определения

состав­

 

ляет 3—8 м и зависит от рас-

^

стояния до створных

знаков,

 

расстояния между ними и ве­

 

личины угла между створами

 

и предметом. Этот способ при­

 

меним при наличии на судне

 

заранее составленной таблицы

 

углов

и соответствующих

им

 

пикетов.

 

 

 

 

 

Способ определения места

 

папильонажного

земснаряда

 

по технологическим

прибо­

 

рам — папильонажемеру

и

 

подачемеру

применяется

как

м, м2

оперативный,

позволяющий

 

лишь

уточнять

положение

 

брОВОК ИЛИ определять ориен-

Р и с - 1 9 8 - Гониометрическая сетка

тировочно

пройденное

рас­

 

стояние.

Радионавигационный способ определения местоположения зем­ снаряда широко применяется в настоящее время.

Наибольшее распространение получили РНС английской фирмы «Декка» типа «Хай-Фикс» и «Си-Фикс».

РНС «Хай-Фикс» состоит из трех станций: одной ведущей и двух ве­ домых. Эти станции непрерывно излучают радиочастотные колебания

вдиапазоне 1700—2 ООО кгц и определенной последовательности. Если

взоне, перекрываемой этими тремя станциями, находится судно со специальным приемоиндикатором, то, принимая сигналы станций, мож­ но определить местонахождение с точностью от ± 0,75 до ± 5 м на расстоянии до 40 морских миль.

Здесь использован фазовый метод измерения расстояния и гипербо­ лическая сетка, образуемая фазовым полем всех трех станций. Каж­ дой точке фазового поля соответствует точка на местности.

Практически необходимо установить в трех точках на местности с ра­ диусом 20—30 миль три станции — радиопередатчики, которые долж-

389


ны непрерывно работать на протяжении всего периода дноуглубитель­ ных работ. Они круглосуточно обслуживаются дежурным техником. Станции имеют антенны — две береговые мачты высотой 10 ж.

На судне имеется специальный приемоиндикатор, обычная картапланшет (меркаторская проекция), но со специально нанесенными на ней гиперболическими линиями, путепрокладчик. Эти два устройства обслуживает вахтенный штурман.

Количество судов, обслуживаемых этой РНС, неограниченно; даль­ ность действия до 100 морских миль.

Система имеет следующий недостаток: после прекращения работы хотя бы одной береговой станции или выключения судового приемоиндикатора и последующего движения судна происходит потеря свое­ го места. Тогда приходится судну привязываться к опорной точкевехе. Координаты этой вехи точно известны и нанесены на картупланшет. Судно ориентируется от вехи, выставляя на приемоиндикаторе ее координаты, и затем уже работает, не выключая приемоиндика­ тор, и определяет последующие точки автоматически и непрерывно.

При определенных условиях организации дноуглубительных работ этот процесс привязки не вызывает больших затруднений.

Вторым недостатком является большое количество обслуживающего персонала. При круглосуточной работе необходимый штат всех трех станций (цепочки) будет не менее 18—20 чел.

РНС «Си-Фикс» является упрощенным вариантом РНС «Хай-Фикс». Ее аппаратура выполнена на полупроводниковых приборах, портатив­ на, надежна, требует сравнительно незначительного по мощности аккумуляторного питания. Береговые станции могут быть установлены на спецплощадках, в контейнерах. Постоянного обслуживания не требуется, а лишь периодически — один раз в 7—10 дней—необходимо менять аккумуляторы для их подзаряда.

Другой вариант установки системы «Си-Фикс» — на постоянных сваях на воде.

Третий вариант — на постоянно установленных буях.

Дальность действия РНС «Си-Фикс» в два и более раза меньше, чем дальность действия «Хай-Фикс» и составляет около 20 морских миль.

Эта система также требует привязки к известной точке-вехе.

Состав

оборудования:

ведущая станция — одна,

ведомая

станция — две .

 

На судне установлены: приемоиндикатор, путепрокладчик. Антен­

ное

хозяйство — штыревые антенны, точность измерения от

1 м до

+

5 м (зависит от расстояния до станций).

 

 

 

 

Указанные

системы позволяют решать

все задачи

по определению

места земснаряда на участке дноуглубительных работ, не зависят от

условий видимости

и

дают вполне удовлетворительную

точность

оп­

ределения

при удалении до 20 миль. Эти системы

и способы широко

используются транспортными судами и позволяют,

например, само­

отвозным

землесосам

не прекращать дноуглубительные работы

на

судоходном канале

даже в условиях плохой

видимости и не создавать

помех проходящим

судам (при условии, что

эти суда

используют

ту

же систему для определения местоположения, что и землесос).

 

390


§ 139. Технический контроль при производстве дноуглубительных работ

Технический контроль за качеством дноуглубительных работ про­ изводится в течение всего периода углубления и имеет цель — обеспе­ чить выполнение требований проекта или технического задания. Тех­ нический контроль осуществляется уполномоченным представителем заказчика (порта, завода и др.) в присутствии исполнителя (представи­ теля земкаравана, техучастка). При капитальных работах проектная организация осуществляет дополнительно и авторский надзор.

Внутренний контроль за качеством осуществляет Управление мор­ ских путей через промерные партии, техучастки, дистанции пути, службы морских каналов.

На участке дноуглубительных (намывных) работ представитель за­ казчика (проектной организации) в присутствии исполнителя можетпроверить:

полноту документации, на основании которой выполняются дноуглу­ бительные (намывные) работы;

соответствие выполняемых дноуглубительных (намывных) работ тех­ ническому проекту или техническому заданию, правильность разбив­ ки прорези, исправность рабочей обстановки, установку реек, чистоту выработки, отметки намыва;

выполнение установленных сроков производства, предварительных промеров глубин и нивелировки сухого берега, качество промерных

работ;

 

соответствие проекту характеристик

разрабатываемого грунта;

при наличии сомнений произвести отбор

и организовать анализ кон­

трольных проб грунта; правильность отвала грунта шаландами и самоотвозными землесо­

сами и отсутствие у них просора грунта; соблюдение дальности отвала грунта при рефулировании;

правильность производства промерных работ и учет срезки.

По результатам проверки представитель заказчика (проектной ор­ ганизации) делает представление начальнику земкаравана или багер­ мейстеру с записью в специальном журнале наблюдений (при капиталь­ ных работах) или в рабочем рамном журнале (при ремонтном дноуглу­ блении). Администрация земкаравана обязана принять меры к устра­ нению отмеченных недостатков.

§ 140. Сдача и приемка дноуглубительных работ

Приемка дноуглубительных и намывных работ производится пред­ ставителем заказчика при участии исполнителя, непосредственно на участке выполняемых работ.

Сдача-приемка дноуглубительных работ производится путем про­ изводства исполнительных промеров углубленного участка.

Исполнительные промеры глубин у папильонажных земснарядов производят по мере их продвижения по углубляемому участку, ноне

391