Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По расстоянию между конечными пунктами определяют длитель­ ность переходов и намечают пункты захода (убежища) на случай ухуд­ шения метеоусловий.

Определяют последовательность движения судов при переходе, составляют перечень условных звуковых сигналов, которыми суда мо­ гут обмениваться при необходимости в дополнение к существующим средствам радиосвязи.

Переход осуществляется после получения благоприятных досто­ верных прогнозов погоды; краткосрочного — на время перехода до следующего порта-убежища и долгосрочного — для общего представ­ ления о возможных гидрометеорологических условиях на всем пути следования.

Г л а в а XXVIII

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ РЕМОНТЫ

§ 146. Общие положения

Техническое наблюдение и навигационный ремонт земснарядов за­ ключается в ежедневном техническом уходе и периодическом профилак­ тическом ремонте в течение всей навигации.

Профилактический

ремонт — это

комплекс планово-предупреди­

тельных

мероприятий,

периодически

выполняемых на земснаря­

дах для

поддержания

их в исправном техническом состоянии, преду­

преждения преждевременного износа судового оборудования и обес­ печения работы снарядов и обслуживающих их судов с паспортными х ар актер исти ками.

Для лучшей организации наблюдения и ремонта за каждым членом экипажа закрепляются определенные механизмы, системы, устройства и оборудование.

Профилактический навигационный ремонт земснарядов прово­ дится по графику планово-предупредительных технических уходов, в котором указывается очередность проведения и объем профилакти­ ческих работ, нормы времени на проведение профилактических ремон­ тов отдельных механизмов.

При техническом уходе и профилактическом ремонте осматривают все рабочие устройства, выявляют и устраняют обнаруженные дефекты.

Многочерпаковые снаряды. Основное внимание уделяют осмотру деталей черпаковой цепи. В зависимости от степени износа деталей частично заменяют их или поворачивают изношенные части в новое рабочее положение; проверяют состояние подшипников и катушек ро­ ульсов, нижнего черпакового барабана; осматривают узлы и детали верхнего черпакового привода; проверяют соосность валов привода, состояние подшипников и зубчатых зацеплений, работу системы цен­ трализованной смазки, плотность посадки на валах шестерен и шкивов, состояние натяжного устройства; осматривают рабочие лебедки и устра-

402


и яют выявленные дефекты; осматривают по узлам рабочий грузовой кран и проверяют действие механизмов поворота стрелы и подъема гру­ за; осматривают рамоподъемное устройство (лебедку, полиспасты, тро­ сы, крепление полиспастов) и проверяют смазку осей блоков; осматри­ вают грунтовые лотки и грунтовой колодец; проверяют степень износа граней черпаковых барабанов.

Землесосы. Осматривают рабочие устройства и устраняют обнару­ женные дефекты и неисправности; проверяют зазоры между рабочим колесом и облицовками грунтового насоса, а также плотность посадки рабочего колеса на валу; уплотняют или заменяют сальниковую на­ бивку вала грунтового насоса; осматривают опорно-упорные подшип­ ники грунтового насоса и регулируют зазоры; проверяют состояние муфты валов грунтового насоса и приводного двигателя, устраняют обнаруженные ненормальности; проверяют состояние редукторов и под­ шипников вала механического разрыхлителя и деталей свайного уст­ ройства землесоса; проверяют шаровые и гибкие соединения всего рефу­ лерного устройства и регулируют уплотнения; поджимают сальниковые уплотнения всасывающего патрубка рабочего колеса грунтового на­ соса, детально осматривают все системы смазки рабочих устройств землесоса и рабочих лебедок; устраняют выявленные недостатки тор­ мозных устройств, тросоукладчиков, подшипников, валов, редукторов открытых передач и т. д.

Значительные по объему работы профилактического ремонта ра­ бочих устройств землесосов совмещаются обычно с котломоточистками.

§ 147. Организация, способы выполнения ремонтов, инструмент и приспособления

Некоторые профилактические ремонты проводятся непосредственно на участке дноуглубительных работ, более сложные — на базах ре­ монта. Для выполнения на участке небольших по объему профилакти­ ческих ремонтов земснаряд уводят с судоходной части прорези за бров­ ку канала (если позволяют забровочные глубины) или устанавливают

кподветренной бровке. При больших объемах ремонта, совмещенных

скотломоточистками, земснаряд нужно установить на участке дно­ углубительных работ в наиболее удобном надежном положении за пределами судоходной части участка или увести в безопасное место.

Некоторые профилактические ремонты на участке работ целесооб­ разно совмещать с вынужденными простоями снаряда.

Наиболее частыми являются работы с черпаковый устройством. К ним относятся: замена изношенного или лопнувшего черпакового пальца, втулки черпака или майона; замена черпака; замена роульса. Эти работы можно выполнить с помощью судовых средств силами од­ ной вахты. Перед выполнением работ необходимо приготовить соответ­ ствующий инструмент и приспособления: слесарный и специальный инструмент (выколотки и зубила специальной формы и размеров), стро­ пы пеньковые и стальные определенных и произвольных размеров, ско­ бы винтовые и обыкновенные, тали, рымы, брусья, клинья, катки дере-

14*

403


вянные, стяжные цепи или тросы и пр. Рабочее место нужно освободить от посторонних предметов и грузов, очистить от грунта, установить настилы, подвески, стеллажи, обеспечить достаточную освещенность.

При выполнении ремонтных работ необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и правила технической эксплуатации. Каждый участвующий в работе должен ясно представлять свои обя­ занности; общее руководство осуществляет вахтенный помощник багермейстера.

Перед началом ремонтных работ останавливают рабочие лебедки и продолжают движение черпаковой цепи до тех пор, пока черпаки не освободятся от грунта; приподнимают черпаковую раму с движущей­ ся цепью и промывают водой черпаки, грунтовой колодец и лотки; останавливают движение черпаковой цепи.

Поднимают раму в удобное для работы положение и дают черпа­ кам ход назад, чтобы освободить их от воды; из шланга дополни­ тельно (при необходимости) промывают от грунта рабочий участок рамы и детали черпаковой цепи.

Замена черпакового пальца. Задним ходом черпаковой цепи подво­ дят черпаковый палец к месту, удобному для работы, и останавливают цепь. Под ближайший (в сторону нижнего черпакового барабана) чер­ пак подводят строп, закрепленный за утки или скобы на раме, и дают черпаковой цепи малый ход назад до тех пор, пока набьется строп и в черпаковой цепи между стропом и верхним черпаковым барабаном появится слабина; останавливают движение цепи и принимают меры

по предотвращению проворачивания

верхнего черпакового бара­

бана.

 

Черпаковым краном приподнимают

черпаковую цепь в районе за­

меняемого штыря и, когда штырь может быть извлечен, т. е. появится достаточная слабина в этом месте соединения, подкладывают под цепь брусья, опускают ее на них, выбивают чеку и штырь. На их место устанавливают новые, краном вновь поднимают черпаковую цепь, вы­ нимают брусья и опускают цепь. Дают черпаковой цепи малый ход вперед, и, когда появится слабина в стропе, останавливают движение черпаковой цепи и убирают строп.

Таким же способом можно произвести замену втулки в черпаке или в соединительном звене, заменить соединительное звено.

Замена черпака. Задним ходом черпаковой цепи подводят черпак, подлежащий замене, к месту, удобному для работы, и останавливают цепь. Под соседний (в сторону нижнего черпакового барабана) черпак подводят строп, закрепленный за утки или скобы на раме, и дают черпа­ ковой цепи малый ход назад. Когда строп обтянется втугую и в черпа­ ковой цепи между стропом и верхним черпаковым барабаном появит­ ся слабина, останавливают движение черпаковой цепи. На черпако­ вой раме устанавливают канифас-блоки, в них заводят тросы в сторону верхнего черпакового барабана и крепят через два-три черпака за каж­ дую ветвь цепи; обтягивают тросы с помощью лебедок, выбирают сла­ бину в черпаковой цепи и последовательно переносят тросы с бараба­ нов лебедки и крепят на кнехтах. Принимают меры по предотвраще­ нию проворачивания верхнего черпакового барабана. Описанная ра-

404


бота с тросами имеет цель удерживать черпаковую цепь на раме и верх­ нем черпаковой барабане после ее разъединения.

Краном поднимают черпаки в районе заменяемого черпака, и, ког­ да появится достаточная слабина для извлечения штырей, подкладывают брусья между рамой и черпаками и на них опускают черпаковую цепь.

Краном приподнимают черпак, подлежащий замене, выбивают чеки в черпаковых пальцах и вынимают (выбивают) пальцы, поднимают краном черпак и укладывают его на палубу.

На месте снятого черпака устанавливают новый, вставляют паль­ цы, чеки, потравливая с кнехтов тросы, освобождают их от нагрузки и убирают; снимают канифас-блоки; малым ходом черпаковой цепи вперед создают слабину в стропе и останавливают движение черпако­ вой цепи; убирают строп.

Замена роульса. Необходимость замены роульса возникает после его заклинивания, так как дальнейшая эксплуатация черпакового устройства приводит к повышенному износу черпаков и соединитель­ ных звеньев. В зависимости от расположения роульсов существуют два способа замены их судовыми средствами: при помощи судового крана (в нижней части черпаковой рамы) и при помощи специальных приспособлений (в верхней части черпаковой рамы).

В зависимости от конструкции земснаряда, расположения роульса на раме (у нижнего черпакового барабана, под рамоподъемной баш­ ней и т. д.), расположения черпакового крана и других особенностей черпакового устройства могут применяться различные способы и при­ способления, обеспечивающие замену судовыми средствами изношен­ ного роульса.

Рассмотрим один из способов. Для замены роульсов в нижней час­ ти черпаковой рамы необходимо приготовить, кроме инструментов,

деревянный брус или

металлическую балку достаточной прочности

и длиной более ширины

черпаковой прорези.

Все подготовительные операции остаются такими же, как и в пре­ дыдущих случаях.

Если в черпаковой цепи имеется холостое соединительное звено (развилка), то его подводят к заменяемому роульсу; между черпаковой цепью и черпаковой рамой в районе заменяемого роульса заводят брус или балку таким образом, чтобы концы его выходили за габариты черпа­ ковой рамы. Медленно опускают черпаковую раму, брус (балка) свои­ ми концами опирается о палубу в районе прорези, и черпаковая цепь зависает на брусе. Стропят роульс, отдают крепление подшипников (возможна предварительная отдача крепления); краном выводят ро­

ульс между холостыми соединительными

звеньями и укладывают его

на палубу.

 

Новый роульс устанавливают на место

снятого, крепят подшипни­

ки к черпаковой раме; приподнимают раму, чтобы освободить от на­ грузки брус; выводят брус.

При замене роульса, установленного в верхней части черпаковой рамы вне действия черпакового крана, выполняют некоторые подго­ товительные операции, не описанные ранее.

405


Между

верхними

точками

рамоподъемной и черпаковой башен

(рис. 201)

натягивают

втугую

стальной трос / с заведенным канифас-

блоком 3.

К нему крепится оттяжка 2, конец которой через канифас-

блок, закрепленный за конструкции ограждения верхнего черпакового барабана, опускается на палубу и может выбираться одной из лебедок (через барабан лебедки). На канифас-блок, движущийся по тросу, под­ вешивают ручные тали грузоподъемностью не менее веса роульса с под­ шипниками.

На черпаковую раму рядом с заменяемым роульсом укладывают деревянные клинья (между рамой и черпаковой цепью) и заводят деревянные катки с таким расчетом, чтобы при движении черпаковой цепи назад катки, накатываясь на клинья, поднимали черпаковую цепь над роульсом.

Предварительно проворачивая черпаковую цепь, устанавливают холостые соединительные звенья на таком расстоянии от заменяемого роульса, чтобы после подъема цепи при помощи катков они оказались над заменяемым роульсом.

Рис. 201. Схема расположения тросов при смене роульса

При проведении подготовительных операций (до подъема черпаковой цепи) необходимо фиксировать расстояния, которые потребуются для подъема черпаковой цепи, чтобы занять правильное исходное положе­ ние перед началом работ.

Движением черпаковой цепи назад подводят черпак, который нахо­ дился у роульса, подлежащего замене, к палубе и в него краном гру­ зят новый роульс с подшипниками.

Малым ходом вперед возвращают цепь в исходное положение; за­ водят катки между клиньями и черпаковой цепью и движением цепи назад поднимают ее. Под поднятую цепь выставляют клетки и присту­ пают к замене роульса.

Отдав крепления подшипников, талями поднимают роульс 4, выво­ дят его между холостыми соединительными звеньями и грузят в бли­ жайший черпак; стропят новый роульс и при помощи талей устанавли­ вают на место снятого.

Убирают клетки, клинья, катки; движением черпаковой цепи назад доводят черпак до главной палубы и краном разгружают роульс; демонтируют натянутый трос.

406