ближе 50 м от кормы земснаряда, а у самоотвозных |
землесосов —на |
всем участке работ. |
|
На участках с интенсивной заносимостью, а также при работах в пе |
риод паводка исполнительные промеры выполняют |
непосредственно |
за кормой земснаряда. |
|
Сдача-приемка дноуглубительных работ оформляется промежуточны ми ежедекадными актами, которые составляются 11 и 21 числа текущего месяца о результатах работы по состоянию на 18 ч и 1-го числа сле дующего месяца по состоянию на 00 ч (за третью декаду предыдуще го месяца). Иногда акты 11 и 21 числа не оформляются. В этом случае оплата производится по счетам подрядчика, составленным по оператив ным данным.
Объем грунта, вынутого в третьей декаде, который не может быть учтен промерами, определяют следующим образом:
для папильонажных земснарядов путем умножения площади послед него промерного профиля на расстояние от профиля до грунтозаборного устройства (включение в акт третьей декады объема грунта для этого участка, определенного по оперативным данным, не допускается);
для самоотвозных землесосов — по оперативным данным путем умножения числа рабочих циклов (за период после последних промеров) на емкость трюма и коэффициент использования емкости трюма, определенный для этого участка.
Принятые таким образом объемы вычитаются в последующей дека де после определения по исполнительным промерам уточненного объе ма работ, выполненных в течение третьей декады.
Объем работ, выполненный земкараванами, установленными на участке работ в последние дни месяца, определяют по оперативным данным.
В случае, если в установленные сроки производство исполнительных промеров из-за гидрометеорологических условий окажется невозмож ным, сдача-приемка дноуглубительных работ для всех типов земсна рядов производится в установленные сроки подекадно по оперативным данным с последующим вычитанием принятых таким образом объемов из объемов, определенных по промерам.
По окончании дноуглубительных работ составляют план промеров участка дноуглубительных работ с нанесенными глубинами до и после дноуглубления и ведомость подсчета фактически извлеченного объ ема грунта.
Приемка участка после завершения капитальных работ осуществ ляется рабочей и государственной комиссиями:
первая назначается по согласованию между заказчиком и подряд чиком; государственная — ведомством, в подчинении которого находит
ся |
заказчик. |
|
|
Обнаруженные |
при контроле или сдаче-приемке работ недоборы |
по |
глубине свыше |
10 см против проектных считаются браком в работе |
и устраняются повторной проходкой по требованию заказчика. Глубины сверх установленного допуска фиксируются как излишняя
работа, а в объеме выполненных работ учитываются только глубины до проектных отметок плюс допускаемый перебор.
392
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ
ИАВАРИЙНЫЕ РЕМОНТЫ
Гл а в а XXVII
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
§ 141. Виды производственных остановок
Различают время навигационного, эксплуатационного, полного ра бочего и рабочего периодов (на данном участке), а также чистое рабочее
время и время ремонтного и отстойного периодов. |
|
Н а в и г а ц и о н н ы й |
п е р и о д |
— промежуток времени от |
начала до конца навигации. |
|
|
|
Э к с п л у а т а ц и о н н ы й п е р и о д — промежуток |
времени |
от момента выхода земснаряда из ремонта до постановки в ремонт. |
П о л н ы й |
р а б о ч и й |
п е р и о д |
— промежуток |
времени, |
равный эксплуатационному периоду за вычетом времени, затрачиваемо го на: вооружение и разоружение земснаряда; профилактический ре монт и котломоточистки; подготовку к переходам и переходы с участка на участок.
Р а б о ч и й п е р и о д — промежуток времени пребывания земснаряда на данном участке работ за вычетом времени на вооружение
и разоружение |
земснаряда; |
профилактический ремонт и котломото |
чистки; подготовку к переходам и переходы с участка на участок. |
Ч и с т о е |
р а б о ч е е |
в р е м я для самоотвозных землесосов -— |
это полный цикл по грунтоизвлечению и грунтоудалению, а для осталь
ных земснарядов — время, затрачиваемое |
непосредственно на |
извле |
чение грунта. |
|
|
|
Р е м о н т н ы й и |
о т с т о й н ы й |
п е р и о д ы — это |
время |
пребывания земснаряда |
соответственно в ремонте и в отстое. |
|
Внутри рабочего периода время распределяется на: чистое; произ водственные остановки; простои.
Производственные остановки относятся к категории планируемых остановок, которые неизбежны в процессе дноуглубления. Они необ ходимы для:
завозки и перекладки якорей, переноса становых и папильонажных. тросов и цепей;
установки, перевода и изменения длины плавучего грунтопровода, укладки и разборки берегового грунтопровода;
промывки грунтопровода; осмотра и смазки механизмов и рабочих устройств, доступ к кото
рым во время их работы невозможен; очистки грунтозаборных устройств и грунтовых путей; смены шаланд (при работе на один борт); бункеровка топливом и водой; пропуска судов и плотов;
перестановки черпаковой рамы на другую точку подвеса.
Кпроизводственным относятся также остановки по гидрометеоро логическим условиям.
Кпростоям относятся все непланируемые перерывы в работе, ко торые вызывают:
неподготовленность объекта или фронта работ; необеспеченность топливом, водой, материалами, сменно-запасными
частями; аварии и устранение поломок и повреждений;
недостаток пара; неукомплектованность экипажей; неисправность шаланд;
прочие причины, вызванные недостатками в организации производ ства.
Уменьшение времени на производственные остановки и простои — повседневная забота экипажа. Для этого необходимо изучать и внед рять опыт работы передовых земкараванов, научную организацию труда, своевременно и качественно проводить профилактические ре монты и подготовительные работы.
§ 142. Вооружение и разоружение черпаковых и землесосных снарядов
Под вооружением снаряда подразумевают совокупность работ, проводимых на судне после ремонта (или отстоя) с целью приведения его в рабочее состояние.
Необходимость работ по вооружению или разоружению многочерпакового снаряда может возникнуть в связи с переходом снаряда из одного порта в другой при недостаточной остойчивости его.
При вооружении могут устанавливаться на свои места: черпаковая рама и надрамник, верхний и нижний черпаковые барабаны, роульсы, подвижные грунтовые лотки и пр.
Проведение некоторых работ (установка черпаковой рамы, верхне го черпакового барабана и пр.) возможно только при наличии пла вучего или берегового крана соответствующей грузоподъемности.
Из перечисленных работ наиболее трудоемкой является работа по сборке и навешиванию черпаковой цепи.
В зависимости от конструкции корпуса (с открытой или закрытой прорезью) и грузоподъемности судового рабочего крана принимается соответствующая технология сборки.
Навешивание черпаковой цепи на дизель-электрическом снаряде с открытой прорезью судовым краном грузоподъемностью 5 т может проводиться следующим образом.
Земснаряд устанавливают у причала с достаточной глубиной под днищем (чтобы черпаки при сборке не касались грунта) и закрепляют тросами. Черпаковую раму устанавливают в положение, удобное для работы по соединению черпаков, разноски по ней тросов. Для увели чения рабочей площадки на черпаковой раме может быть установлен деревянный настил (рис. 199).
Подготавливают необходимый инструмент (стропы, штыри и пр.), сматывают необходимой длины тросы с передних папильонажных 8 и авантовой 9 лебедок, устанавливают канифас-блоки (/, 2, 3 и 4) для тросов.
Трос с авантовой лебедки пропускают под палубный ролик 5, заводят в канифас-блоки 3, 2 и / и выводят на черпаковую раму в рай он предполагаемой сборки черпаков.
—г—1—
w \\ Л
Тросы папильонажных лебедок пропускают под палубные ролики 6, заводят в канифас-блоки 4 и крепят за подвеску аварийного подъ ема рамы.
Судовым краном берут секцию из трех черпаков (предварительно соединенных на берегу) и подают на черпаковую раму в район сборки. На средний черпак секции заводят два стропа и при помощи скоб со единяют их с канифас-блоками 7 и в эти же блоки заводят тросы с па пильонажных лебедок (предварительно дав им слабину). При помощи стропа, скоб и штырей соединяют трос авантовой лебедки с соедини тельными звеньями (майонами) черпаков.
Выбрав слабину в тросах, опускают гак судового крана, снимают строп и перемещают секцию черпаков до положения, дающего возмож ность уложить следующую секцию и соединить с предыдущей. Подают вторую секцию, соединяют с первой, перемещают соединенные черпаки вверх по раме; подают третью секцию, соединяют со второй и т. д. Когда черпаки достигнут верхнего черпакового барабана, стропы и ка-
нифас-блоки 7 последовательно |
переносят |
на предпоследний |
черпак; |
в процессе сборки их переносят |
несколько |
раз, вплоть до |
заверше |
ния. |
|
|
|
Соединяют последовательно секции черпаков и перемещают их при помощи троса авантовой лебедки и верхнего черпакового барабана до тех пор, пока черпаковая цепь выйдет через нижний черпаковый ба рабан на черпаковую раму, чтобы под донышко первого черпака можно было завести специальный строп и закрепить его на «утки», расположен ные на черпаковой раме. Отдают трос авантовой лебедки, снимают ка нифас-блоки 1,2,3 я выбирают трос на барабан лебедки.
Включают верхний черпаковый барабан на задний ход и одновре менно выбирают папильонажные тросы, стягивая черпаковую цепь до положения, когда ее можно будет соединить.
Если слабины в черпаковой цепи недостаточно для свободного со единения, то между черпаком и соединительными звеньями устанав ливают «холостое» соединительное звено (развилку), облегчающее со единение. Снимают канифас-блоки, убирают настил, тросы папильонажных лебедок выбирают на барабан.
Возможны и другие варианты навешивания черпаковой цепи. Требует меньше времени, например, способ, когда черпаковую цепь
соединяют на берегу автокраном в целую нитку и натягивают при по мощи троса авантовой лебедки и вращающегося верхнего черпакового барабана на черпаковую раму. В этом случае снаряд устанавливают черпаковой рамой к берегу, а на берегу должен быть свободный учас ток для сборки и расположения черпаковой цепи, что в условиях су доремонтных заводов не всегда представляется возможным.
Вооружение землесосного снаряда сводится практически к сборке грунтового насоса, установке разрыхлителя и свай. Указанные работы не вызывают особых трудностей и выполняются обычно судовыми средствами с привлечением вспомогательных грузовых кранов для по дачи узлов на борт землесоса.
§ 143. Установка снаряда на участке. Съемка
В состав |
работ, выполняемых |
в процессе установки^Гили съемки |
снаряда на |
участке дноуглубительных работ, входят завозка и уборка |
якорей, операции с плавучим грунтопроводом. |
Все эти |
работы выполняются |
в определенной последовательности |
и такими способами, чтобы общее |
время простоя снаряда было наимень |
шим. Перед началом установки или съемки багермейстер знакомит вах тенного помощника с планом предстоящих работ; на каждого члена команды, находящегося на вахте, возлагается выполнение определен ных обязанностей; капитан (или вахтенный помощник) мотозавозни по лучает задание на выполнение операций.
Приемы завозки и уборки якорей и работ по перемещению плаву чего грунтопровода зависят от местных условий и способов разработки прорезей.
При установке земснаряда на участке дноуглубительных работ не обходимо стремиться к использованию возможности отдачи станового якоря «с хода».
Перед выходом на участок, для лучшей ориентации, багермейстер может обратиться с просьбой выставить буек (или веху) за 600—800м, в зависимости от длины авантового троса, до начала участка (если нет возможности определить это место с помощью судовых средств), чтобы на этом месте отдать авантовый якорь.
Двигаясь малым ходом, приближаются к отмеченному месту (рис. 200, а) и у бровки на прорези отдают авантовый якорь с буйком. Вы травливая авантовый трос с барабана лебедки, продолжают движение к месту начала работ, отходя от бровки на ось прорези.
Рис. 200. Схема расположения рабочих якорей земснаряда
При подходе к месту начала работ останавливают ходовые двига тели, прекращают вытравливание троса и при выходе за отмеченный пикет на величину, достаточную для установки черпакового устройства на рабочую глубину, например 10—15 м; полностью гасят инерцию движения снаряда и одновременно уходят с оси прорези к одной из бро
вок; опускают на грунт |
раму черпакового устройства и приступают |
к завозке папильонажных |
якорей. |
Сначала завозят якоря наветренного борта, затем подветренного. Под авантовый трос подводят один или два понтона для того, чтобы радиус качания снаряда при багермейстерском способе папильони рования был не менее рабочей ширины прорези. Дальность закладки папильонажных якорей за бровку прорези (при работе на тросах) за висит от наличия водной акватории и глубин за бровкой канала и ко леблется в пределах 100—300 м.
Передние папильонажные якоря завозят с опережением примерно в 30°, а задние с отставанием 20—25°. После вработки земснаряда на рабочую глубину принято сохранять такое положение закладки па пильонажных якорей, при котором, пока передние якоря имеют угол опережения, задние должны иметь угол отставания, и наоборот, при