Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ближе 50 м от кормы земснаряда, а у самоотвозных

землесосов —на

всем участке работ.

 

На участках с интенсивной заносимостью, а также при работах в пе­

риод паводка исполнительные промеры выполняют

непосредственно

за кормой земснаряда.

 

Сдача-приемка дноуглубительных работ оформляется промежуточны­ ми ежедекадными актами, которые составляются 11 и 21 числа текущего месяца о результатах работы по состоянию на 18 ч и 1-го числа сле­ дующего месяца по состоянию на 00 ч (за третью декаду предыдуще­ го месяца). Иногда акты 11 и 21 числа не оформляются. В этом случае оплата производится по счетам подрядчика, составленным по оператив­ ным данным.

Объем грунта, вынутого в третьей декаде, который не может быть учтен промерами, определяют следующим образом:

для папильонажных земснарядов путем умножения площади послед­ него промерного профиля на расстояние от профиля до грунтозаборного устройства (включение в акт третьей декады объема грунта для этого участка, определенного по оперативным данным, не допускается);

для самоотвозных землесосов — по оперативным данным путем умножения числа рабочих циклов (за период после последних промеров) на емкость трюма и коэффициент использования емкости трюма, определенный для этого участка.

Принятые таким образом объемы вычитаются в последующей дека­ де после определения по исполнительным промерам уточненного объе­ ма работ, выполненных в течение третьей декады.

Объем работ, выполненный земкараванами, установленными на участке работ в последние дни месяца, определяют по оперативным данным.

В случае, если в установленные сроки производство исполнительных промеров из-за гидрометеорологических условий окажется невозмож­ ным, сдача-приемка дноуглубительных работ для всех типов земсна­ рядов производится в установленные сроки подекадно по оперативным данным с последующим вычитанием принятых таким образом объемов из объемов, определенных по промерам.

По окончании дноуглубительных работ составляют план промеров участка дноуглубительных работ с нанесенными глубинами до и после дноуглубления и ведомость подсчета фактически извлеченного объ­ ема грунта.

Приемка участка после завершения капитальных работ осуществ­ ляется рабочей и государственной комиссиями:

первая назначается по согласованию между заказчиком и подряд­ чиком; государственная — ведомством, в подчинении которого находит­

ся

заказчик.

 

 

Обнаруженные

при контроле или сдаче-приемке работ недоборы

по

глубине свыше

10 см против проектных считаются браком в работе

и устраняются повторной проходкой по требованию заказчика. Глубины сверх установленного допуска фиксируются как излишняя

работа, а в объеме выполненных работ учитываются только глубины до проектных отметок плюс допускаемый перебор.

392


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ

ИАВАРИЙНЫЕ РЕМОНТЫ

Гл а в а XXVII

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

§ 141. Виды производственных остановок

Различают время навигационного, эксплуатационного, полного ра­ бочего и рабочего периодов (на данном участке), а также чистое рабочее

время и время ремонтного и отстойного периодов.

 

Н а в и г а ц и о н н ы й

п е р и о д

— промежуток времени от

начала до конца навигации.

 

 

 

Э к с п л у а т а ц и о н н ы й п е р и о д — промежуток

времени

от момента выхода земснаряда из ремонта до постановки в ремонт.

П о л н ы й

р а б о ч и й

п е р и о д

— промежуток

времени,

равный эксплуатационному периоду за вычетом времени, затрачиваемо­ го на: вооружение и разоружение земснаряда; профилактический ре­ монт и котломоточистки; подготовку к переходам и переходы с участка на участок.

Р а б о ч и й п е р и о д — промежуток времени пребывания земснаряда на данном участке работ за вычетом времени на вооружение

и разоружение

земснаряда;

профилактический ремонт и котломото­

чистки; подготовку к переходам и переходы с участка на участок.

Ч и с т о е

р а б о ч е е

в р е м я для самоотвозных землесосов -—

это полный цикл по грунтоизвлечению и грунтоудалению, а для осталь­

ных земснарядов — время, затрачиваемое

непосредственно на

извле­

чение грунта.

 

 

 

Р е м о н т н ы й и

о т с т о й н ы й

п е р и о д ы — это

время

пребывания земснаряда

соответственно в ремонте и в отстое.

 

Внутри рабочего периода время распределяется на: чистое; произ­ водственные остановки; простои.

Производственные остановки относятся к категории планируемых остановок, которые неизбежны в процессе дноуглубления. Они необ­ ходимы для:

завозки и перекладки якорей, переноса становых и папильонажных. тросов и цепей;

установки, перевода и изменения длины плавучего грунтопровода, укладки и разборки берегового грунтопровода;

промывки грунтопровода; осмотра и смазки механизмов и рабочих устройств, доступ к кото­

рым во время их работы невозможен; очистки грунтозаборных устройств и грунтовых путей; смены шаланд (при работе на один борт); бункеровка топливом и водой; пропуска судов и плотов;

перестановки черпаковой рамы на другую точку подвеса.

393.


Кпроизводственным относятся также остановки по гидрометеоро­ логическим условиям.

Кпростоям относятся все непланируемые перерывы в работе, ко­ торые вызывают:

неподготовленность объекта или фронта работ; необеспеченность топливом, водой, материалами, сменно-запасными

частями; аварии и устранение поломок и повреждений;

недостаток пара; неукомплектованность экипажей; неисправность шаланд;

прочие причины, вызванные недостатками в организации производ­ ства.

Уменьшение времени на производственные остановки и простои — повседневная забота экипажа. Для этого необходимо изучать и внед­ рять опыт работы передовых земкараванов, научную организацию труда, своевременно и качественно проводить профилактические ре­ монты и подготовительные работы.

§ 142. Вооружение и разоружение черпаковых и землесосных снарядов

Под вооружением снаряда подразумевают совокупность работ, проводимых на судне после ремонта (или отстоя) с целью приведения его в рабочее состояние.

Необходимость работ по вооружению или разоружению многочерпакового снаряда может возникнуть в связи с переходом снаряда из одного порта в другой при недостаточной остойчивости его.

При вооружении могут устанавливаться на свои места: черпаковая рама и надрамник, верхний и нижний черпаковые барабаны, роульсы, подвижные грунтовые лотки и пр.

Проведение некоторых работ (установка черпаковой рамы, верхне­ го черпакового барабана и пр.) возможно только при наличии пла­ вучего или берегового крана соответствующей грузоподъемности.

Из перечисленных работ наиболее трудоемкой является работа по сборке и навешиванию черпаковой цепи.

В зависимости от конструкции корпуса (с открытой или закрытой прорезью) и грузоподъемности судового рабочего крана принимается соответствующая технология сборки.

Навешивание черпаковой цепи на дизель-электрическом снаряде с открытой прорезью судовым краном грузоподъемностью 5 т может проводиться следующим образом.

Земснаряд устанавливают у причала с достаточной глубиной под днищем (чтобы черпаки при сборке не касались грунта) и закрепляют тросами. Черпаковую раму устанавливают в положение, удобное для работы по соединению черпаков, разноски по ней тросов. Для увели­ чения рабочей площадки на черпаковой раме может быть установлен деревянный настил (рис. 199).

394


Подготавливают необходимый инструмент (стропы, штыри и пр.), сматывают необходимой длины тросы с передних папильонажных 8 и авантовой 9 лебедок, устанавливают канифас-блоки (/, 2, 3 и 4) для тросов.

Трос с авантовой лебедки пропускают под палубный ролик 5, заводят в канифас-блоки 3, 2 и / и выводят на черпаковую раму в рай­ он предполагаемой сборки черпаков.

—г—1—

w \\ Л

Тросы папильонажных лебедок пропускают под палубные ролики 6, заводят в канифас-блоки 4 и крепят за подвеску аварийного подъ­ ема рамы.

Судовым краном берут секцию из трех черпаков (предварительно соединенных на берегу) и подают на черпаковую раму в район сборки. На средний черпак секции заводят два стропа и при помощи скоб со­ единяют их с канифас-блоками 7 и в эти же блоки заводят тросы с па­ пильонажных лебедок (предварительно дав им слабину). При помощи стропа, скоб и штырей соединяют трос авантовой лебедки с соедини­ тельными звеньями (майонами) черпаков.

Выбрав слабину в тросах, опускают гак судового крана, снимают строп и перемещают секцию черпаков до положения, дающего возмож­ ность уложить следующую секцию и соединить с предыдущей. Подают вторую секцию, соединяют с первой, перемещают соединенные черпаки вверх по раме; подают третью секцию, соединяют со второй и т. д. Когда черпаки достигнут верхнего черпакового барабана, стропы и ка-

395

нифас-блоки 7 последовательно

переносят

на предпоследний

черпак;

в процессе сборки их переносят

несколько

раз, вплоть до

заверше­

ния.

 

 

 

Соединяют последовательно секции черпаков и перемещают их при помощи троса авантовой лебедки и верхнего черпакового барабана до тех пор, пока черпаковая цепь выйдет через нижний черпаковый ба­ рабан на черпаковую раму, чтобы под донышко первого черпака можно было завести специальный строп и закрепить его на «утки», расположен­ ные на черпаковой раме. Отдают трос авантовой лебедки, снимают ка­ нифас-блоки 1,2,3 я выбирают трос на барабан лебедки.

Включают верхний черпаковый барабан на задний ход и одновре­ менно выбирают папильонажные тросы, стягивая черпаковую цепь до положения, когда ее можно будет соединить.

Если слабины в черпаковой цепи недостаточно для свободного со­ единения, то между черпаком и соединительными звеньями устанав­ ливают «холостое» соединительное звено (развилку), облегчающее со­ единение. Снимают канифас-блоки, убирают настил, тросы папильонажных лебедок выбирают на барабан.

Возможны и другие варианты навешивания черпаковой цепи. Требует меньше времени, например, способ, когда черпаковую цепь

соединяют на берегу автокраном в целую нитку и натягивают при по­ мощи троса авантовой лебедки и вращающегося верхнего черпакового барабана на черпаковую раму. В этом случае снаряд устанавливают черпаковой рамой к берегу, а на берегу должен быть свободный учас­ ток для сборки и расположения черпаковой цепи, что в условиях су­ доремонтных заводов не всегда представляется возможным.

Вооружение землесосного снаряда сводится практически к сборке грунтового насоса, установке разрыхлителя и свай. Указанные работы не вызывают особых трудностей и выполняются обычно судовыми средствами с привлечением вспомогательных грузовых кранов для по­ дачи узлов на борт землесоса.

§ 143. Установка снаряда на участке. Съемка

В состав

работ, выполняемых

в процессе установки^Гили съемки

снаряда на

участке дноуглубительных работ, входят завозка и уборка

якорей, операции с плавучим грунтопроводом.

Все эти

работы выполняются

в определенной последовательности

и такими способами, чтобы общее

время простоя снаряда было наимень­

шим. Перед началом установки или съемки багермейстер знакомит вах­ тенного помощника с планом предстоящих работ; на каждого члена команды, находящегося на вахте, возлагается выполнение определен­ ных обязанностей; капитан (или вахтенный помощник) мотозавозни по­ лучает задание на выполнение операций.

Приемы завозки и уборки якорей и работ по перемещению плаву­ чего грунтопровода зависят от местных условий и способов разработки прорезей.

При установке земснаряда на участке дноуглубительных работ не­ обходимо стремиться к использованию возможности отдачи станового якоря «с хода».

396


Перед выходом на участок, для лучшей ориентации, багермейстер может обратиться с просьбой выставить буек (или веху) за 600—800м, в зависимости от длины авантового троса, до начала участка (если нет возможности определить это место с помощью судовых средств), чтобы на этом месте отдать авантовый якорь.

Двигаясь малым ходом, приближаются к отмеченному месту (рис. 200, а) и у бровки на прорези отдают авантовый якорь с буйком. Вы­ травливая авантовый трос с барабана лебедки, продолжают движение к месту начала работ, отходя от бровки на ось прорези.

Рис. 200. Схема расположения рабочих якорей земснаряда

При подходе к месту начала работ останавливают ходовые двига­ тели, прекращают вытравливание троса и при выходе за отмеченный пикет на величину, достаточную для установки черпакового устройства на рабочую глубину, например 10—15 м; полностью гасят инерцию движения снаряда и одновременно уходят с оси прорези к одной из бро­

вок; опускают на грунт

раму черпакового устройства и приступают

к завозке папильонажных

якорей.

Сначала завозят якоря наветренного борта, затем подветренного. Под авантовый трос подводят один или два понтона для того, чтобы радиус качания снаряда при багермейстерском способе папильони­ рования был не менее рабочей ширины прорези. Дальность закладки папильонажных якорей за бровку прорези (при работе на тросах) за­ висит от наличия водной акватории и глубин за бровкой канала и ко­ леблется в пределах 100—300 м.

Передние папильонажные якоря завозят с опережением примерно в 30°, а задние с отставанием 20—25°. После вработки земснаряда на рабочую глубину принято сохранять такое положение закладки па­ пильонажных якорей, при котором, пока передние якоря имеют угол опережения, задние должны иметь угол отставания, и наоборот, при

397